Решение по иску ОАО `Кубаньэнерго` г. Сочи к Терзян Р.М. о понуждениии заключить соглашение об установлении сервитута, и по встречному иску Терзяна Р.М. к ОАО `Кубаньэнерго` о признании невозможным использования земельного участка.



К делу № 2- 1033/2011

Р Е Ш Е Н И Е

    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 июля 2011 года                                                                                                            г. Сочи

Хостинский районный суд г.Сочи Краснодарского края в составе:

Председательствующего: Клименко И.А.

При секретаре:                    Емцеве Д.А.

Рассмотрел в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению ОАО «Кубаньэнерго» г.Сочи к Терзян Р.М. о понуждении заключить соглашение об установлении сервитута, взыскании государственной пошлины, по встречному иску Терзяна Р.М. к ОАО «Кубаньэнерго», Государственной Корпорации по строительству Олимпийских объектов и развитию Сочи как горноклиматического курорта ГК «Олимпстрой», Департаменту Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 г. о признании невозможным использование земельного участка в соответствии с его целевым назначением, прекращения действия публичного сервитута, обязании Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014г. заключить соглашение с Терзян Р.М. в связи с изъятием земельного участка с участием Государственной Корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию Сочи как горноклиматического курорта ГК «Олимпстрой», обязании ГК «Олимпстрой» выплатить Терзян Р.М. денежную компенсацию за изымаемый земельный участок.

                 УСТАНОВИЛ:

В суд Хостинского района г.Сочи обратилось юридическое лицо ОАО «Кубаньэнерго» г.Сочи с исковым заявлением к Терзян Р.М. о понуждении заключить соглашение об установлении сервитута на земельный участок, принадлежащий Терзян Р.М. на праве собственности, площадью 1012 кв.м., площадь обременения сервитутом: 869 кв.м., расположенного <адрес>, а также о взыскании государственной пошлины 4000 рублей, оплаченной истцом при подаче иска в суд. В обоснование своих исковых требований ОАО «Кубаньэнерго» указывает то, что в соответствии с пунктом 145 Программы строительства олимпийских объектов и развития Сочи как горноклиматического курорта, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 991 от 29.12.2007г., ОАО «Кубаньэнерго» является ответственным исполнителем строительства Олимпийского объекта федерального значения: «Кабельные и воздушные линии (110кВ) для выдачи мощности от Сочинской ТЭС до подстанции «Сочи». В зону указанного строительства попадает земельный участок, принадлежащий Терзяну Р.М., расположенный <адрес> с кадастровым номером: . Документация по планировке территории согласована ГК «Олимпстрой», Администрацией Краснодарского края и утверждена Министерством регионального развития РФ. В соответствии с Федеральным Законом от 01.12.2007г. № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXI олимпийских игр и XI паралимпийских игр 2014 г. в г.Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» допускается установление сервитутов для строительства и эксплуатации олимпийских объектов. Распоряжением Главы Администрации Краснодарского края от 24.05.2010г. № 385-р «Об установлении сервитутов в целях строительства олимпийского объекта федерального значения» в интересах ОАО «Кубаньэнерго» установлены сервитуты в отношении ряда земельных участков, в том числе в отношении земельного участка принадлежащего на праве собственности Терзяну Р.М., общей площадью 1012 кв.м., расположенного <адрес>. Площадь обременения сервитутом и срок его установки указан не в Распоряжении Главы Администрации Краснодарского края № 385-р от 24.05.2010г, а в соглашении представленном ОАО «Кубаньэнерго» об установлении сервитута, площадью 869 кв.м. из общей площади земельного участка 1012кв.м., сроком на 364 дня. В связи с тем, что в течении тридцати дней со дня получения текста вышеуказанного соглашения Терзян Р.М. его не подписал, то ОАО «Кубаньэнерго» обратилось в суд Хостинского района г.Сочи с исковым заявлением о понуждении Терзян Р.М. заключить настоящее соглашение и взыскании государственной пошлины.

Терзян Р.М. обратился в суд Хостинского района со встречным исковым заявлением о признании соглашения об установлении сервитута незаконным. В процессе рассмотрения дела, после получения заключения судебной строительно-технической и оценочной экспертизы Терзян Р.М. подал заявление об уточнении и изменении исковых требований, в котором просит суд признать невозможным использование земельного участка, площадью 1012 кв.м., расположенного <адрес>, принадлежащего ему на праве собственности, с кадастровым номером: в соответствии с его целевым назначением: под индивидуальное жилищное строительство при установлении сервитута площадью 869 кв.м. из общей площади земельного участка 1012 кв.м., так как считает невозможным строительство индивидуального жилого дома на оставшихся 143 кв.м., просит суд прекратить действие публичного сервитута в отношении вышеуказанного земельного участка в связи с невозможностью его использования, просит обязать Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014г. заключить с ним, Терзян Р.М., соглашение в связи с изъятием земельного участка, площадью 1012кв.м., расположенного <адрес> под строительство олимпийского объекта федерального значения с участием ГК «Олимпстрой», так как отдельного решения Администрации Краснодарского края об изъятии указанного участка не требуется при установлении факта невозможности использования участка при установлении сервитута, просит суд обязать ГК «Олимпстрой» в соответствии с Федеральным Законом РФ № 310-ФЗ от 01.12.2007г. выплатить ему, Терзян Р.М., денежную компенсацию с убытками за изымаемый земельный участок в соответствии с заключением судебной экспертизы в сумме: 12 180 864 рубля (двенадцать миллионов сто восемьдесят тысяч восемьсот шестьдесят четыре рубля).

В судебном заседании представитель Терзян Р.М. по доверенности Савицкая А.А. просила суд удовлетворить требования Терзяна Р.М. и пояснила суду о том, что высоковольтные провода были установлены над участком принадлежащим Терзяну Р.М., расположенным <адрес> ещё до представления собственнику участка ОАО «Кубаньэнерго» текста соглашения об установлении сервитута, т.е. самовольно без соответствующего согласия собственника земельного участка. Кроме того, высоковольтные провода расположены прямо посередине земельного участка, при установлении сервитута, площадью 869 кв.м. из общей площади участка 1012 кв.м., остается для строительства только 143 кв.м., на которых будет невозможно построить индивидуальный жилой дом из-за незначительности площади. Кроме того, непосредственно под высоковольтными проводами строительство вести также невозможно. Линии электропередачи установлены постоянно, являются Олимпийским объектом федерального значения, т.е. установлены не на 364 дня как ОАО «Кубаньэнерго» указывает в соглашении об установлении сервитута и по окончанию указанного срока демонтированы не будут. По окончанию указанного срока, земельный участок, принадлежащий Терзяну Р.М. не будет приведен в первоначально состояние. В иске ОАО «Кубаньэнерго» указано, что строительство настоящего Олимпийского объекта должно быть завершено в декабре 2010г., однако линии электропередачи были установлены ещё до подачи ОАО «Кубаньэнерго» иска в суд к Терзяну Р.М., до декабря 2010г., что считает незаконным. При таких обстоятельствах, необходимо произвести изъятие земельного участка в собственность Российской Федерации, путем его выкупа, чтобы не нарушить права и законные интересы собственника участка Терзяна Р.М. Сам Терзян Р.М. препятствий олимпийскому строительству не создавал, требует произвести изъятие принадлежащего ему земельного участка, расположенного <адрес>, так как установление сервитута сделает невозможным использование земельного участка в соответствии с его целевым назначением.

Представитель ОАО «Кубаньэнерго» по доверенности, просила суд удовлетворить иск ОАО «Кубаньэнерго» о понуждении Терзяна Р.М. заключить соглашение об установлении сервитута, просила суд отказать Терзяну Р.М. в удовлетворении всех встречных исковых требований, так как считает их незаконными, суду пояснила о том, что ОАО «Кубаньэнерго» действует на основании Федерального Закона № 310-ФЗ от 01.12.2007г., что над участком <адрес>, принадлежащим Терзяну Р.М. уже проведены линии электропередачи, которые являются Олимпийским объектом федерального значения, линии демонтироваться не будут, установлены постоянно, однако считает возможным установить срочный сервитут, площадью обременения 869 кв.м. земельного участка из общей площади 1012 кв.м., расположенного <адрес>, принадлежащего Терзяну Р.М. Заключение судебной экспертизы считает неправильным, так как экспертом сделан вывод о невозможности пользования земельным участком, площадью 143 кв.м. при установлении сервитута на 869 кв.м. из общей площади земельного участка 1012 кв.м., эксперт нарушил требования гражданско-процессуального закона, так как обременение земельного участка срочным сервитутом не лишает правомочий собственника по владению, пользованию или распоряжению земельным участком, а лишь предоставляет сервитуарию, т.е. обладателю сервитута, на определенный срок право пользования участком для собственных нужд, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Считает, что оценку стоимости земельного участка и размер убытков должен определять эксперт организации, прошедшей конкурсный отбор ГК «Олимпстрой».

Представитель ГК «Олимпстрой» по доверенности, просила суд исковые требования ОАО «Кубаньэнерго» к Терзян Р.М. о понуждении заключить соглашение об установлении сервитута удовлетворить, так как истец действует в соответствии с Федеральным Законом РФ № 310-ФЗ от 01.12.2007г., сервитут необходим в целях строительства Олимпийского объекта федерального значения, во встречных исковых требованиях Терзяну Р.М. просила отказать полностью, так как не видит оснований для изъятия земельного участка в собственность Российской Федерации, расположенного <адрес>, принадлежащего на праве собственности Терзяну Р.М. Считает, что заключение судебной экспертизы в части оценки стоимости земельного участка нельзя принять как доказательство в связи с тем, что его проводил не эксперт организации, которая прошла конкурсный отбор ГК «Олимпстрой» и поэтому только эксперты такой организация имеют право делать оценку стоимости участков подлежащих изъятию и размера убытков подлежащего выплате собственнику при изъятии земельного участка в целях строительства Олимпийского объекта. Считает, что установление сервитута не лишит собственника права владения, пользования и распоряжения земельным участком, а также не приводит к невозможности использования участка. Согласно проекту межевания в составе документов по планировке территории, утвержденной приказом Министерства регионального развития РФ от 29.10.2009г. № 490 земельный участок с кадастровым номером: , принадлежащий Терзяну Р.М. попадает в охранную хону указанного олимпийского объекта, а земельные участки, находящиеся в охранных зонах у собственников и иных землевладельцев не изымаются. Считает, что Федеральный Закон № 310-ФЗ от 01.12.2007г. является специальным законом, который регулирует отношения, возникающие в связи с организацией и проведением зимних Олимпийских игр 2014 г., в том числе порядок изъятия земельных участков для размещения олимпийских объектов федерального значения, только положениями указанного закона необходимо руководствовать при рассмотрении указанного дела. Финансирование строительства объекта на земельном участке, принадлежащем Терзяну Р.М., расположенному <адрес> осуществлялось из средств юридического лица ОАО «Кубаньэнерго», поэтому в случае изъятия земельного участка распределение сумм выкупной цены возможно только посредством заключения соглашения в связи с изъятием земельного участка и определения денежной компенсации в соответствии с Федеральным Законом РФ № 310-ФЗ от 01.12.2007г.

Представитель Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014г. в судебном заседании

Представитель Администрации Краснодарского края- 3го лица по делу, в суд не явился. Был надлежащим образом извещен судом о дне, времени и месте рассмотрения настоящего дела. При таких, обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации Краснодарского края.

Суд, выслушав представителей сторон по делу, исследовав все письменные материалы дела, в том числе заключение судебной экспертизы, оценив все доказательства по делу в совокупности, считает, что исковые требования ОАО «Кубаньэнерго» к Терзян Р.М. о понуждении заключить соглашение об установлении сервитута, взыскании государственной пошлины не подлежат удовлетворению, а встречные исковые требования Терзяна Р.М. подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Терзян Р.М. является собственником земельного участка, площадью 1012 кв.м., расположенного <адрес>, Краснодарского края, категории земель: земли населенных пунктов- для индивидуального жилищного строительства, с кадастровым номером: , что подтверждается соответствующим свидетельством о регистрации права собственности от 22.09.2008г. серии , выданного на основании договора купли-продажи от 29.08.2008г.

Юридическое лицо ОАО «Кубаньэнерго» истец по первоначальному иску является ответственным исполнителем строительства Олимпийского объекта федерального значения- «Кабельные и воздушные линии (110 кВ) для выдачи мощности от Сочинской ТЭС до подстанции «Сочи», что подтверждается пунктом 145 Программы строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 991 от 29.12.2007г.

В зону строительства указанного Олимпийского объекта попадает земельный участок, расположенный <адрес>, Краснодарского края и принадлежащий на праве собственности Терзяну Р.М., что подтверждается документацией по планировке территории, которая подготовлена МУП «Муниципальный Институт Генплана» г.Сочи и согласована в ГК «Олимпстрой», Администрацией Краснодарского края, а также утверждена Министерством регионального развития РФ.

Распоряжением Главы Администрации Краснодарского края от 24.05.2010г. № 385-р «Об установлении сервитутов в целях строительства Олимпийского объекта федерального значения» в интересах ОАО «Кубаньэнерго» установлены сервитуты на ряд земельных участков, в том числе на земельный участок, принадлежащий собственнику Терзяну Р.М., общей площадью 1012 кв.м., расположенному <адрес>, Краснодарского края, с кадастровым номером: . Указанный сервитут является публичным. В Распоряжении Администрации Краснодарского края № 385-р от 24.05.2010г. не указана площадь обременения земельного участка установленным сервитутом, а также срок установления сервитута.

Как установлено в судебном заседании, подтверждено в том числе пояснениями представителя ОАО «Кубаньэнерго», что срок установления сервитута: 364 дня и площадь обременения земельного участка указанным сервитутом в размере: 869 кв.м. из общей площади 1012 кв.м., определено самостоятельно ОАО «Кубаньэнерго» в тексте соглашении об установлении сервитута с собственником земельного участка, расположенного <адрес>.

При рассмотрении настоящего дела, бесспорно установлен судом и не оспаривался представителем ОАО «Кубаньэнерго» факт того, что линии электропередачи, проходящие над земельным участком, принадлежащим Терзяну Р.М. были установлены до подачи искового заявления в суд, т.е. до рассмотрения настоящего дела судом. Указанный факт подтверждается выводами судебной экспертизы, в том числе фотографиями участка, расположенного <адрес>, являющихся приложением к заключению эксперта, которые показывают то, что на момент проведения экспертизы воздушные линии уже установлены истцом по первоначальному иску. Таким образом, ОАО «Кубаньэнерго» установило над земельным участком, принадлежащим Терзяну Р.М. высоковольтные провода без подписания с собственником земельного участка, расположенного <адрес> соглашения об установлении сервитута, чем нарушило права и законные интересы Терзяна Р.М. Представитель ОАО «Кубаньэнерго» в судебном заседании не отрицала тот факт, что линии электропередачи проходящие над земельным участком, принадлежащим Терзяну Р.М. установлены постоянно для выдачи мощности от Сочинской ТЭС до подстанции «Сочи» и демонтажу подвергнуты не будут по истечению 364 дня, так как должны обеспечивать весь район электроэнергией, являются Олимпийским объектом федерального значения, однако представитель ОАО «Кубаньэнерго» несмотря на вышеуказанный факт, просила суд установить срочный сервитут, сроком на 364 дня.

Терзян Р.М. отказался подписывать с ОАО «Кубаньэнерго» соглашение об установлении срочного сервитута на принадлежащий ему земельный участок, так как считает, что при установлении сервитута на условиях, указанных в соглашении, не представляется возможным использовать оставшуюся площадь участка в размере 143 кв.м при площади обременения сервитутом 869 кв.м. из общей площади земельного участка 1012кв.м. для индивидуального жилищного строительства. В материалах дела имеется копия заявления Терзяна Р.М., с которым он обращался в ОАО «Кубаньэнерго» в порядке досудебного урегулирования спора.

Согласно письма МУП «Муниципальный Институт Генплана» от 28.09.2010г. № 823/21.1-01-15 выданного на имя Терзяна Р.М., копия которого находиться в материалах дела, МУП «МИГ» г.Сочи в рамках договора, заключенного МУП «МИГ» г.Сочи с ОАО «Кубаньэнерго» направил собственнику участка Терзяну Р.М. проект соглашения об установлении сервитута по Олимпийскому объекту федерального значения «Кабельные и воздушные линии (110кВ) для выдачи мощности от Сочинской ТЭС до подстанции Сочи», предусмотренному пунктом 145 программы строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007г. № 991. В настоящем письме МУП «МИГ» г.Сочи на имя Терзяна Р.М. указано о том, что « если в соответствии с решением суда установление сервитута приведет к невозможности использования земельного участка (его части), осуществляется изъятие указанного земельного участка в порядке, предусмотренном ст.15 Федерального Закона РФ № 310-ФЗ от 01.12.2007г. Принятие решения Администрацией Краснодарского края об изъятии земельного участка не требуется».

При рассмотрении дела суд принимает во внимание принятое по настоящему делу судебное постановление вышестоящего суда: кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 26.04.2011г., в котором указано, что ОАО «Кубаньэнерго» г.Сочи не дожидаясь заключения с Терзяном Р.М. соглашения, осуществлены работы по установке высоковольтных проводов над земельным участком, принадлежащим ответчику. Площадь обременения и срок установления сервитута определены ОАО «Кубаньэнерго» самостоятельно. Оставшиеся в пользовании ответчика 143 кв.м. земельного участка не позволят Терзяну Р.М., как собственнику, использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением: для индивидуального жилищного строительства. По смыслу ст. 79 ГПК РФ в случае необходимости специальных познаний для рассмотрения дела, суд вправе назначить экспертизу. В кассационном определении от 26.04.2011г. указано о том, что при новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть изложенное, постановить законное и обоснованное решение с учетом представленных сторонами доказательств, оцененных судом по правилам ст.67 ГПК РФ.

Назначая судебную экспертизу, суд руководствовался ст. 79 ГПК РФ, согласно которой при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу. Определяя вопросы для эксперта суд учёл наличие заявленных исковых требований, в том числе исковых требований Терзяна Р.М. об изъятии земельного участка путем его выкупа при постановке вопроса перед экспертом об определении рыночной стоимости земельного участка, площадью 1012кв.м., расположенного <адрес>, принадлежащего Терзяну Р.М. и размера подлежащих выплате убытков.

Судебная экспертиза по делу была назначена судом и проведена до получения из Краснодарского краевого суда рекомендательного письма, где указан список экспертных организаций, которые прошли конкурсный отбор ГК «Олимпстрой» для производства оценки объектов недвижимого имущества подлежащих изъятию в связи со строительством олимпийских объектов.

В соответствии с требованиями ст.84 ч 1 ГПК РФ-экспертиза проводиться экспертами судебно-экспертных учреждений по поручению руководителей этих учреждений или иными экспертами, которым она поручена судом.

Эксперт М., которой было поручено производство судебной экспертизы по настоящему делу, является квалифицированным специалистом, действующим на основании всех необходимых документов (лицензия, сертификат, свидетельство), имеющей стаж работы по профессии 39 лет, стаж экспертной работы 24 года. У суда нет оснований для недоверия выводам судебной экспертизы и нет сомнений в правильности полученного заключения, так как экспертиза проведена в соответствии с действующим законодательством РФ, в том числе в соответствии с Федеральным Законом РФ «Об оценочной деятельности в РФ» от 29.07.1998г. № 135-ФЗ, Федеральным стандартом оценки № 1 «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007г. № 256, Распоряжением Минимущества РФ от 06.03.2002г. № 568-р «Об утверждении методических рекомендаций по определению рыночной стоимости земельных участков».

На основании ст.87 ч 1,2,3 ГПК РФ- только в случаях недостаточной ясности или неполноты заключения эксперта суд может назначить дополнительную экспертизу, поручив ее проведение тому же или другому эксперту. В связи с возникшими сомнениями в правильности или обоснованности ранее данного заключения, наличием противоречий в заключениях нескольких экспертов суд может назначить по тем же вопросам повторную экспертизу, проведение которой поручит другому эксперту или другим экспертам. При этом суд должен указать мотивы несогласия суда с ранее данным заключением эксперта или экспертов.

У суда нет оснований для назначения по настоящему делу ни дополнительной, ни повторной экспертиз, так как исследование проведено полно, выводы эксперта суду ясны, у суда нет сомнений в правильности и обоснованности данного заключения судебной экспертизы от 11.07.2011г. Сторонами по делу не представлено доказательств ложности или неправильности сделанных экспертом выводов.

Суд критически относиться к доводам представителя ОАО «Кубаньэнерго» и доводам ГК «Олимпстрой» о том, что определять рыночную стоимость объекта недвижимого имущества возможно только после принятия решения об изъятии объекта недвижимого имущества. Суд определил круг вопросов для эксперта, исходя из заявленных и принятых судом исковых требований ОАО «Кубаньэнерго» и Терзяна Р.М. При этом, судом не нарушены требования Федерального Закона № 310-ФЗ от 01.12.2007г. указанные в ст. 15 пункт 21, которая регламентирует проведение оценки объектов недвижимости после принятия решения об изъятии земельного участка без судебного спора, а по настоящему делу судом разрешается спор, в том числе по требованиям об изъятии земельного участка, который должен быть рассмотрен в соответствии с нормами материального и процессуального права Российской Федерации. Таким образом, назначив по делу судебную экспертизу, судом не нарушены нормы Федерального Закона РФ № 310-ФЗ от 01.12.2007г.

В своих письменных возражениях на исковое заявление Терзяна Р.М. ОАО «Кубаньэнерго» указывает, что Минэкономразвития РФ как орган, уполномоченный в сфере регулирования оценочной деятельности, утвердил стандарты оценки -Федеральные стандарты оценки - ФСО, которыми должен пользоваться эксперт. Из текста заключения судебной экспертизы от 11.07.2011 г. (лист № 3 экспертизы) следует, что эксперт руководствовался Федеральным стандартом оценки № 1, утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007г. № 256.

Все имеющиеся доказательства по делу, суд оценивает по правилам установленным ст. 67 ГПК РФ, а именно: по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Согласно п.15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2008г. № 13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции» суд, проверил соответствует ли заключение эксперта поставленным перед ним вопросам, полноту и обоснованность содержащихся в нем выводов.

Согласно заключения судебной экспертизы от 11.07.2011г. следует то, что в случае наложения сервитута на площадь 869 кв.м. из общей площади участка 1012 кв.м. с кадастровым номером: , расположенного <адрес>, принадлежащего Терзяну Р.М. по соглашению представленному ОАО «Кубаньэнерго» не представляется возможным использовать свободный от обременения земельный участок, площадью 143 кв.м. из-за его незначительности. Действительной рыночной стоимостью вышеуказанного земельного участка, площадью 1012 кв.м. с размером подлежащих возмещению убытков при изъятии земельного участка является сумма в размере: 12 180 864 (Двенадцать миллионов сто восемьдесят тысяч восемьсот шестьдесят четыре) рубля. Рыночная стоимость земельного участка, принадлежащего Терзяну Р.М., определена экспертом с учетом среднерыночной стоимости за один квадратный метр, к заключению эксперта прилагается план прокладки воздушной линии электропередачи.

Согласно соглашению об установлении сервитута на земельный участок, площадью 1012 кв.м., расположенного <адрес>, принадлежащего Терзян Р.М. ОАО «Кубаньэнерго» определило срок сервитута в 364 дня, а площадь обременения земельного участка сервитутом составляет 869 кв.м. из общей площади 1012 кв.м.

Согласно ст. 12 Закона от 05.11.2002г. № 532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае», статьи 3 Положения о порядке предоставления и прекращения прав на земельные участки на территории города Сочи, утвержденного решением Городского Собрания г.Сочи от 18.04.2002г. № 61, следует, что минимальный размер земельного участка при его целевом назначении: для индивидуального жилищного строительства должен быть не менее 300 кв.м.

Судом установлено, с учетом имеющихся в деле доказательств, в том числе заключения судебной экспертизы, что по условиям, указанным в соглашении ОАО «Кубаньэнерго» г.Сочи собственник вышеуказанного земельного участка Терзян Р.М. не сможет использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением: под индивидуальное жилищное строительство, так как свободная от обременения сервитутом площадь участка составляет 143 кв.м. Кроме того, земельный участок, принадлежащий Терзяну Р.М. не может быть приведен в первоначальное, т.е. до установления сервитута состояние по окончанию срока сервитута, так как воздушные линии электропередачи установленные над участком, принадлежащим Терзяну Р.М. не подлежат демонтажу в дальнейшем, что не отрицал представитель ОАО «Кубаньэнерго» г.Сочи, так как по установленным высоковольтным проводам проходит электричество не только для строительства олимпийских объектов, но и для энергоснабжения всего района.

На основании ст. 15.2 Федерального Закона № 310-ФЗ от 01.12.2007г. части 9 пункт 8, следует: обязанность лица, в интересах которого установлен сервитут, после прекращения действия сервитута привести земельный участок в состояние, пригодное для его использования в соответствии с целевым назначением. Приведение ОАО «Кубаньэнерго» участка принадлежащего Терзяну Р.М. по истечению 364 дня, указанных в соглашении об установлении сервитута, в пригодное для использование состояние является невозможным по причине того, что установленные над указанным участком воздушные линии электропередачи установлены не на срок 364 дня, а для постоянного обеспечения электроэнергией всего района и в том числе строительства олимпийских объектов.

На основании ст.209 ГК РФ - собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В соответствии ч 1, ч 2 со ст.15 ГК РФ- лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причинённых ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чьё право нарушено произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права. При подаче встречного искового заявления Терзяном Р.М. оплачена государственная пошлина в размере 65 200 рублей (шестьдесят пять тысяч двести) рублей. Указанная сумма включена экспертом в размер убытков подлежащих возмещению.

На основании ст.23 ч 5 ЗК РФ-осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.

На основании ст. 23 ч 8 ЗК РФ- лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.

На основании ст. 276 ч 2 ГК РФ - в случаях, когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с целевым назначением участка, собственник вправе требовать по суду прекращения сервитута.

На основании ст. 23 часть 7 ЗК РФ- в случаях, если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник земельного участка вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, у него данного земельного участка.

Сервитут на земельный участок, принадлежащий Терзяну Р.М., установлен распоряжением Главы Администрации Краснодарского края от 24.05.2010г. № 385-р в целях строительства Олимпийского объекта федерального значения, финансирование которого проводиться полностью за счет средств ОАО «Кубаньэнерго», что подтверждается соответствующими справками, имеющимися в материалах дела. Изъятие указанного земельного участка должно осуществляться в соответствии с требованиями Федерального Закона РФ № 310-ФЗ от 01.12.2007г. «Об организации и о проведении ХХII Олимпийских зимних игр и ХI Паралимпийских зимних игр 2014года в городе Сочи, развитии г.Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», так как указанный закон регулирует отношения, возникающие в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитием города Сочи как горноклиматического курорта.

В главе 3 Федерального Закона РФ № ФЗ-310 от 01.12.2007г. в статье 14 пункте 6.1. указано: «В целях настоящего Федерального закона под строительством олимпийского объекта по этапам понимается строительство одного или нескольких объектов капитального строительства или частей объектов капитального строительства, входящих в состав линейного олимпийского объекта (тоннели, мосты, путепроводы, платформы, эстакады, а также участки дорог, трубопроводов и линий электропередачи), в том числе объектов капитального строительства, которые не могут быть введены в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно.»

В статье 15 ч 1 п. 2 Федерального Закона 310-ФЗ от 01.12.2007г. указано: « В период с 1 января 2008 года до 1 января 2014 года на территории Краснодарского края допускаются: 2) изъятие земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд в целях размещения олимпийских объектов».

В соответствии со ст. 15 ч 4 пункт 1 вышеуказанного закона «Изъятие в соответствии с настоящей статьей земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется: 1) в собственность Российской Федерации - при изъятии в целях размещения олимпийских объектов федерального значения.»

В соответствии с требованиями ст. 15 ч 6 пункта 2 Федерального Закона № 310-ФЗ от 01.12.2007г, « Российская Федерация с 1 января 2008 года до 1 января 2014 года передает Краснодарскому краю осуществление полномочий по резервированию земель и изъятию земельных участков для федеральных нужд, в том числе следующие полномочия: 2) подготовка и принятие решений об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения».

В соответствии с частью 16 статьи 15 вышеуказанного закона следует: « Решение об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения принимается администрацией Краснодарского края.

В соответствии со ст. 15.1 частью 25 вышеуказанного закона № ФЗ-310 от 01.12.2007г., в случае, если в соответствии с решением суда установление сервитута приведет к невозможности использования земельного участка (его части), осуществляется изъятие указанного земельного участка в порядке, предусмотренном статьей 15 настоящего Федерального закона. Принятия решения Администрацией Краснодарского края об изъятии указанного земельного участка не требуется.

В соответствии со ст. 15.2 Федерального Закона РФ № 310-ФЗ, части 3 следует, что в случае, если установление сервитута приводит к невозможности использования земельного участка (его части), собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец, за исключением государственных или муниципальных унитарных предприятий или государственных или муниципальных учреждений, вправе требовать изъятия земельного участка (его части) для государственных или муниципальных нужд, а арендатор такого земельного участка вправе требовать в одностороннем порядке расторжения договора аренды.

В соответствии со ст. 15 частью 33 указанного закона: « Решение суда об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов подлежит немедленному исполнению.»

На основании ст.281 ч 2 ГК РФ- при определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием участка.

На основании ст.35 Конституции РФ- никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Право частной собственности охраняется законом. Принудительно отчуждение имущества для государственных нужд может быт произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

В связи с тем, что на основании ст. 15.1 ч 25 Федерального Закона РФ № 310-ФЗ от 01.12.2007г. в случае невозможности использования земельного участка по решению суда принятия решения Администрацией Краснодарского края об изъятии участка не требуется, то Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2015г. обязан подготовить соглашение в связи с изъятием земельного участка, расположенного <адрес> в соответствии с требованиями ст. 15 ч 25 Федерального Закона № 310-ФЗ от 01.12.2007г.

В соответствии со ст. 14 ч 6 Федерального Закона № 310-ФЗ от 01.1.22007г., Российская Федерация с 1 января 2008 года до 1 января 2014 года передает Краснодарскому краю осуществление полномочий по резервированию земель и изъятию земельных участков для федеральных нужд, в том числе следующие полномочия: подготовка и принятие решений об изъятии земельных участкови (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения (за исключением земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Сочинского национального парка); уведомление в установленном порядке лиц, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них иные объекты недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения; подготовка и заключение соглашений в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значении.

Уполномоченным органом Администрации Краснодарского края по реализации вышеуказанных функций, в том числе подготовки соглашений в связи с изъятием объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения, является ответчик по встречному иску Терзяна Р.М.: Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014г, основанием для деятельности которого служит постановление Главы Администрации Краснодарского края от 05.06.2008г. № 497 «Об утверждении положения, структуры, штатного расписания департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке Олимпийских игр 2014г.». Так как принятия решения Администрацией Краснодарского края об изъятии участка в данном случае не требуется, Администрация Краснодарского края является по настоящему делу третьим лицом.

Согласно положения о Департаменте (в редакции Постановления Главы администрации Краснодарского края от 12.05.2010г. № 350), Департамент осуществляет подготовку проектов соглашений, заключаемых в связи с изъятием земельных участков и (или) распложенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального или краевого значения, обеспечивает представление данных проектов лицам, у которых изымаются земельные участки и ( или) расположенные на них иные объекты недвижимого имущества, а также направляет их в установленных случаях в Государственную корпорацию и организацию осуществляющую строительство соответствующих олимпийских объектов федерального значения, осуществляет заключение соглашений, представляет интересы Российской федерации и (или) Краснодарского края в судах, представляет в органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, решения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения, соглашение, заключаемое с собственником в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества, и акт приема-передачи такого имущества.

В соответствии со ст. 15 ч 28 Федерального Закона РФ № 310-ФЗ от 01.12.2007г., проект указанного в части 25 ст. 15 310-ФЗ соглашения в связи с изъятием земельного участка должно быть представлено лицу, у которого изымается земельный участок и (или) расположенный на нем иной объект недвижимого имущества. Проект соглашения в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения также направляется в Корпорацию (ГК «Олимпстрой»), а в случае, если финансирование строительства олимпийского объекта федерального значения предусмотрено за счет средств федерального бюджета, - также в организацию, осуществляющую строительство соответствующего олимпийского объекта федерального значения.

В соответствии со ст. 15 ч 32 Федерального Закона РФ № 310-ФЗ от 01.12.2007г. «В случае изъятия земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения, строительство которых осуществляется за счет средств Корпорации или полностью за счет средств других юридических лиц (в данном случае юридического лица ОАО «Кубаньэнерго»), оплата выкупной цены гражданам или юридическим лицам, являющимся собственниками изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества, а также оплата убытков иным правообладателям изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества осуществляются Корпорацией (ГК «Олимпстрой». В таком случае соглашение, указанное в части 25 ст. 15, 310-ФЗ, заключается с участием Корпорации и должно содержать обязанность Корпорации осуществить соответствующую оплату. В случае изъятия земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения, строительство которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, оплата выкупной цены гражданам или юридическим лицам, являющимся собственниками изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества, а также оплата убытков иным правообладателям изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества осуществляются организациями, осуществляющими строительство соответствующих объектов. В таком случае соглашение, указанное в части 25 настоящей статьи, заключается с участием организаций, осуществляющих строительство соответствующих олимпийских объектов федерального значения, и должно содержать обязанность таких организаций осуществить соответствующую оплату.

В соответствии со ст. 15 ч 33.2 Федерального Закона РФ № 310-ФЗ: В случае вынесения судом решения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения и о предоставлении денежной компенсации, предусмотренной частью 25 настоящей статьи, Корпорацияили организация, осуществляющая строительство соответствующего олимпийского объекта федерального значения, в течение семи дней со дня вынесения решения суда перечисляет такую денежную компенсацию на банковский счет, указанный гражданином или юридическим лицом.

В соответствия с вышеуказанными нормами Федерального Закона № 310-ФЗ от 01.12.2007г. соглашение в связи с изъятием земельного участка, расположенного по ул. Шаумяна, 6 г.Сочи с его собственником Терзяном Р.М. должно быть подготовлено Департаментом Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014г., с участием Государственной Корпорации по строительству Олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта ГК «Олимпстрой», с указанием в соглашении обязанность Корпорации ГК «Олимпстрой» осуществить соответственную оплату выкупной цены за земельный участок, с учетом того, что строительство настоящего Олимпийского объекта федерального значения осуществлено полностью за счет средств юридического лица ОАО «Кубаньэнерго», т.е. в соответствии с требованиями ст. 15 ч 32 Федерального Закона № 310-ФЗ от 01.12.2007г.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

                                                                  Р Е Ш И Л:

В исковых требованиях ОАО «Кубаньэнерго» к Терзяну Р.М. и понуждении заключить соглашение об установлении сервитута на земельный участок расположенный <адрес>. Краснодарского края, взыскании государственной пошлины- отказать.

Встречные исковые требования Терзяна Р.М.- удовлетворить полностью.

Признать невозможным использование земельного участка, площадью 1012 кв.м., расположенного <адрес>, Краснодарского края, принадлежащего Терзяну Р.М., с кадастровым номером: , в соответствии с его целевым назначением: под индивидуальное жилищное строение при установлении сервитута, указанного в соглашении ОАО «Кубаньэнерго», площадью 869 кв.м. из общей площади 1012 кв.м.

Прекратить действие публичного сервитута, установленного в отношении земельного участка, площадью 1012 кв.м., расположенного в Хостинском районе, <адрес>, Краснодарского края, с кадастровым номером: и принадлежащего Терзяну Р.М., на праве собственности в связи с изъятием указанного земельного участка для размещения Олимпийского объекта федерального значения.

Обязать Департамент Краснодарского края по подготовке Зимних Олимпийских игр 2014г. заключить соглашение с Терзян Р.М. в связи с изъятием земельного участка, площадью 1012 кв.м., расположенного в Хостинском районе, <адрес>, Краснодарского края, с кадастровым номером: , принадлежащего на праве собственности Терзяну Р.М. в собственность Российской Федерации с участием Государственной Корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта ГК «Олимпстрой».

Обязать Государственную Корпорацию по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта ГК «Олимпстрой» выплатить Терзян Р.М. денежную компенсацию за изымаемый вышеуказанный земельный участок с убытками в размере: 12 180 864 (двенадцать миллионов сто восемьдесят тысяч восемьсот шестьдесят четыре) рубля.

           Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Хостинский районный суд г.Сочи в течении 10 дней.

Председательствующий:                       И.Г. Клименко

Решение на момент публикации не вступило в законную силу