Решение по заявлению Гогшелидзе Ж.Г. об оспаривании действия государственного органа.



        К делу № 2-1339/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 июля 2011 года        гор. Сочи

Судья Хостинского районного суда гор.Сочи Краснодарского края Язвенко В.М.

при секретаре        Лентьеве П.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Гогшелидзе Ж.Г. об оспаривании действия государственного органа,

УСТАНОВИЛ:

Гогшелидзе Ж.Г. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий органа государственной власти, указывая, что она является собственницей земельного участка площадью 1199 кв. метров по адресу: гор. Сочи, Центральный район, <адрес>. На указанном земельном участке она осуществила строительство объекта недвижимости, а именно жилого дома общей площадью 713,6 кв. метров, право собственности на который зарегистрировано за ней в установленном законом порядке. При этом основанием для регистрации права собственности на жилой дом послужили договор купли-продажи земельного участка №114 от 09 августа 2007 года, постановление Главы администрации Центрального района гор. Сочи №1308 от 29 декабря 2006 года, договор купли-продажи земельного участка от 28 мая 2010 года, постановление Главы администрации Центрального района гор. Сочи №781 от 31 октября 2008 года и кадастровый паспорт здания, сооружения, объекта незавершенного строительства от 13 сентября 2010 года. Так как крыша на вышеуказанный объект недвижимости накрывалась временная, не капитальная предусматривающая последующую разборку и строительство верхних этажей, в доме был возведен этаж с мансардой и вырыт подвал, в результате чего общая площадь дома увеличилась. После того как строительство дома было полностью завершено филиалом ГУП КК «Крайтехинвентаризация- Краевое БТИ» по гор. Сочи была проведена техническая инвентаризация, по результатам которой был выдан технический паспорт от 29 марта 2011 года и кадастровый паспорт от 15 апреля 2011 года. При строительстве подвала, верхнего этажа и мансарды не были затронуты конструктивные и другие характеристики надежности жилого дома и не было превышения предельных параметров разрешенного строительства. Для проведения правовой регистрации жилого дома она обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю, предоставив технический и кадастровые паспорта на жилой дом, правоустанавливающие и правоудостоверяющие на земельный участок и свидетельство о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости. Однако уведомление УФС государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю приостановлена государственная регистрация права, от заявителя истребован документ, подтверждающий факт соответствующих изменений ранее внесенных в ЕГРП, то есть разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Считая данную приостановку незаконной, она обратилась в суд с заявление об оспаривании действий органа государственной власти и просит обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю провести государственную регистрацию права собственности на жилой дом, расположенный на земельном участке с кадастровым номером общей площадью 1199 кв. метров, находящегося по адресу: Краснодарский край, гор. Сочи, Центральный район, <адрес> - в соответствии с кадастровым паспортом от 14 апреля 2011 года.

В судебном заседании представителя заявителя Гогшелидзе Ж.Г. - Гогшелидзе В.З. на заявлении настаивал в полном объеме, поддержав доводы, изложенные в заявлении, и пояснил, что заявитель является собственником земельного участка площадью 1199 кв. метров, расположенного по адресу: гор. Сочи, <адрес> На указанном земельном участке Гогшелидзе Ж.Г. был построен жилой дом, право собственности, на который зарегистрировано в установленном законом порядке и никем не оспаривается. В настоящее время она возвела еще один жилой этаж и мансардный этаж, а также оборудовала подвал в доме. При выполнении указанных работ не были затронуты конструктивные элементы и другие характеристики надежности жилого дома и не было допущено превышение предельных параметров разрешенного строительства, что подтверждается заключением эксперта. Строительные работы были проведены за счет заявителя. Для внесения изменения в ЕГРП в сведения об общей площади указанного жилого дома Гогшелидзе Ж.Г. обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КК с соответствующим заявлением, представив документ, подтверждающий факт соответствующих изменений, а именно кадастровый паспорт, однако государственная регистрация права собственности была незаконно приостановлена. Гогшелидзе Ж.Г. просит суд устранить допущенные нарушения её прав и обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КК зарегистрировать право собственности на данный жилой дом.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КК, будучи извещенным о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, причины неявки суду не сообщил.

Суд в соответствии со ст.167 ГПК РФ, с учетом мнения представителя заявителя, находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.

Суд, заслушав представителя заявителя, изучив материалы дела, находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, Гогшелидзе Ж.Г. является собственником следующего недвижимого имущества:

Земельного участка площадью 1199 кв. метров с кадастровым номером , категория земель - земли населенных пунктов, расположенного по адресу: гор. Сочи, Центральный район, <адрес>

Жилого дома общей площадью 713,6 кв. метров, литер В, этажностью 3 этажа +1 подземный этаж, расположенного на вышеуказанном земельном участке.

Право собственности на указанные объекты недвижимости зарегистрировано за заявителем в установленном законом порядке.

Как указывает заявитель и видно из технического паспорта жилого дома <адрес> в гор. Сочи, составленного филиалом ГУП КК «Крайтехинвентаризация-Краевое БТИ» по гор. Сочи по состоянию на 29 марта 2011 года, заявителем выполнены работы по строительству верхнего этажа и мансарды, а также оборудованию подвала в вышеуказанном жилом доме.

Кадастровый паспорт на указанный объект капитального строительства от 14 апреля 2011 года был представлен Гогшелидзе Ж.Г. вместе с заявлением о внесении изменений в ЕГРП в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, что подтверждается распиской от 01 июня 2011 года.

Уведомлением от 01 июня 2011 года государственная регистрация изменений приостановлена, для возобновления государственной регистрации от заявителя истребован документ, подтверждающий факт изменений соответствующих сведений, ранее внесенных в ЕГРП, то есть разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

Согласно ст. ст. 254, 255 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

К решениям, действиям(бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

При этом в ст. 249 ГПК РФ содержится правило, в соответствии с которым обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии со ст.17 ФЗ от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания и иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

Проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.

Согласно ст. 25.3 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.

Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Документами, подтверждающими факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенном в черте поселения и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), и содержащими описание такого объекта индивидуального жилищного строительства, являются кадастровый паспорт такого объекта индивидуального жилищного строительства и разрешение органа местного самоуправления на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию или в случае, если такой объект индивидуального жилищного строительства является объектом незавершенного строительства, разрешение на строительство. До 1 марта 2015 года кадастровый паспорт объекта индивидуального жилищного строительства является единственным документом, подтверждающим факт создания такого объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке и содержащим его описание.

Истребование у заявителя дополнительного документа для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи объект недвижимого имущества (разрешения на строительство, если таким объектом не является объект незавершенного строительства, документа, подтверждающего внесенные в декларацию об объекте недвижимого имущества сведения, или подобного документа) не допускается. При этом отсутствие этого документа не может являться основанием для приостановления государственной регистрации прав на такой объект недвижимого имущества или для отказа в данной государственной регистрации.

Согласно п. 24 Приказа Росрегистрации от 08 июня 2007 года № 113 «Об утверждении Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации прав на создаваемые, созданные, реконструированные объекты недвижимого имущества» в случае, если в результате реконструкции объекта недвижимого имущества внешние границы объекта недвижимого имущества, назначение объекта, объем выполненных строительно-монтажных работ (процент готовности) для объектов незавершенного строительства не меняются, в раздел ЕГРП, открытый на соответствующий объект недвижимого имущества, в соответствии с пунктом 67 Правил ведения ЕГРП вносятся изменения

В соответствии с пунктом 67 Правил ведения ЕГРП Лист записи об изменениях (Приложение N 9) используется для внесения в Единый государственный реестр прав таких сведений, которые не влекут за собой существенного изменения объекта, а также прекращения или перехода права на него. К таким сведениям относятся перемена фамилии, имени, отчества, места жительства физического лица, наименования юридического лица или адреса (места нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), изменение объекта недвижимого имущества в связи с реконструкцией или перепланировкой (переустройством) без изменения внешних границ, изменение назначения объекта (например, при переводе жилого помещения в нежилое, изменении категории земельного участка), изменение объема выполненных строительно-монтажных работ (процент готовности) для объектов незавершенного строительства, изменение площади объекта в связи с ее уточнением в установленном порядке, в том числе при изменении порядка определения площади объекта, и т.п.

Согласно заключению эксперта №100 от 15 июля 2011 года площадь застройки земельного участка по адресу: гор. Сочи, <адрес> в результате произведенных изменений в жилом доме, расположенном на указанном земельном участке, увеличена не была. Работы по строительству верхнего этажа и мансарды, а также оборудованию подвала в жилом доме литер В /кадастровый номер по адресу: гор. Сочи, <адрес> выполнены в соответствии со строительными нормами и правилами, предъявляемым к такого рода строениям, постройки не создает препятствий другим лицам в использовании рядом расположенными строениями и земельными участками, указанное строение не создает угрозу жизни, здоровью и безопасности других граждан.

С учетом вышеизложенного, суд находит законными и обоснованными доводы Гогшелидзе Ж.Г. о том, что кадастровый паспорт жилого <адрес> в гор. Сочи от 14 апреля 2011 года является документом, необходимым для внесения соответствующих изменений в сведениях ЕГРП о государственной регистрации права собственности на жилой дом.

При этом законными и обоснованными являются доводы Гогшелидзе Ж.Г. о том, что не требуется получение разрешения на строительство или реконструкцию при изменении объектов капитального строительства, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности жилого дома и не превышают предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции, установленных градостроительным регламентом.

Учитывая, что Гогшелидзе Ж.Г. в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю были представлены все документы, указанные в ст. 25.3 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и необходимые для государственной регистрации права, а истребование у заявителя дополнительных документов недопустимо, приостановление государственной регистрации права на вышеуказанный объект капитального строительства, суд находит незаконным.

При этом заявителем представлены доказательства, подтверждающие законность и обоснованность его требований по существу.

Так, в материалах дела имеются правоустанавливающие документы на земельный участок, предоставленный для индивидуального жилищного строительства, на котором расположен спорный жилой дом, а потому ссылка заявителя на ст.ст. 209, 263 ГК РФ является законной.

Согласно ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, на которое законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения и его законности, доказательств, подтверждающих законность оспариваемого решения суду не предоставило, доказательства, представленные заявителем не оспаривало, а потому суд удовлетворяет требования Гогшелидзе Ж.Г. в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить заявление Гогшелидзе Ж.Г. об оспаривании действия государственного органа, признав его законным и обоснованным.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю провести государственную регистрацию права собственности на жилой дом, расположенный на земельном участке с кадастровым номером общей площадью 1199 кв. метров, находящегося по адресу: Краснодарский край, гор. Сочи, Центральный район, <адрес> - в соответствии с кадастровым паспортом от 14 апреля 2011 года.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Хостинский райсуд в течение 10 дней.

Судья          В.М. Язвенко На момент публикации решение не вступило в законную силу