Решение по заявлению Айрапетова А.Г., Корсака В.В., Нагорской Е.А. и Цымбал С.М. об оспаривании действий Сочинского отдела ФГУ `Земельная кадастровая палата`.



        К делу № 2-1696/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 августа 2011 года        гор. Сочи

Судья Хостинского районного суда гор.Сочи Краснодарского края Язвенко В.М.

при секретаре        Арефьевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Айрапетова А.Г., Корсака В.В., Нагорской Е.А. и Цымбал С,М. об оспаривании действий Сочинского отдела ФГУ «Земельная кадастровая палата»,

УСТАНОВИЛ:

Айрапетов А.Г., Корсак В.В., Нагорская Е.А. и Цымбал С.М. обратились в суд с заявлением об оспаривании действий органа государственной власти, в котором просят обязать Сочинский отдел ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю внести изменения в кадастровый учет данных земельных участков в части категория земель ранее учтенных как земли сельскохозяйственного назначения на земли населенных пунктов: в п.8, 8.1, 8.2 кадастровых планов земельных участков - с к/н площадью 750 кв. метров, с к/н площадью 700 кв. метров, с к/н площадью 800 кв. метров, с к/н площадью 800 кв. метров, с к/н площадью 800 кв. метров, с к/н площадью 800 кв. метров, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения весь, заменить на категорию земли населенных пунктов весь. В обоснование заявленных требований заявители указывают, что они являются собственниками земельных участков и , расположенных по адресу: гор. Сочи, Хостинский район, с/т «Сутугинское». Все указанные земельные участки находятся в границах городской черты, а потому относятся к категории земель - земли населенных пунктов. Ранее всем садовым земельным участкам автоматически присваивалась категория - земли сельскохозяйственного назначения, однако вышеуказанные земельные участки в соответствии с материалами Генерального плана городского округа города Сочи, выполненного в рамках реализации п.208 «Разработка генерального плана городского округа «Город Сочи» Программа строительства олимпийский объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта …», поступившими в администрацию гор. Сочи в июле 2010 года, находятся в пределах городской черты и имеют категорию земель - земли населенных пунктов, что подтверждается справками Управления архитектуры и градостроительства администрации гор. Сочи. С 28 февраля 2011 года по 01 марта 2011 года они обратились в Сочинский отдел ФГУ «Земельная кадастровая палата» с заявлением о внесении изменений в государственный кадастровый учет категории земельных участков, представив необходимые документы. На свои обращения они получили решение об отказе в осуществлении кадастрового учета изменений объектов недвижимости, в связи с чем обратились в суд с вышеуказанными требованиями.

В судебном заседании представитель заявителей настаивал на заявленных требованиях, поддержав доводы, изложенные в заявлении, и пояснил, что земельные участки с/т «Сутугинское» фактически расположены в черте города Сочи и имеют категорию - земли населенных пунктов. Однако, в государственном кадастре содержатся старые сведения о категории земель. Заявители решили привести правоустанавливающие документы на данные объекты недвижимости в соответствие с действительностью для чего обратились в Сочинский отдел ФГУ «Земельная кадастровая палата», но получили отказ, так как ими не представлен акт уполномоченного органа государственной власти о переводе земельных участков из одной категории в другую. Однако, изменение категории земель проходило в рамках реализации Программы строительства олимпийский объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта …», а потому в настоящее время заявители лишены возможности внести соответствующие изменения в сведения государственного кадастра недвижимости и ином внесудебном порядке.

Представитель с/т «Сутугинское» требование заявителей оставил на усмотрение суда.

Представитель заинтересованного лица Сочинского отдела ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, будучи извещенным о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, причины неявки суду не сообщил.

Суд в соответствии со ст.167 ГПК РФ, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.

Суд, заслушав представителя заявителей, представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела, находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела и установлено в судебном заседании, земельный участок площадью 750 кв. метров с к/н , расположенный по адресу: гор. Сочи, Хостинский район, с/т «Сутугинское», участок принадлежит на праве собственности Цымбал С,М. Земельный участок площадью 700 кв. метров с к/н , расположенный по адресу: гор. Сочи, Хостинский район, с/т «Сутугинское», участок принадлежит на праве собственности Нагорской Е.А. Земельный участок площадью 800 кв. метров с к/н , расположенный по адресу: гор. Сочи, Хостинский район, сдт «Сутугинское», участок принадлежит на праве собственности Корсак В.В. Земельный участок площадью 800 кв. метров с к/н , расположенный по адресу: гор. Сочи, Хостинский район, сдт «Сутугинское», участок принадлежит на праве собственности Корсака В.В. Земельный участок площадью 800 кв. метров с к/н , расположенный по адресу: гор. Сочи, Хостинский район, сдт «Сутугинское», участок принадлежит на праве собственности Айрапетова А.Г. Земельный участок площадью 800 кв. метров с к/н , расположенный по адресу: гор. Сочи, Хостинский район, сдт «Сутугинское», участок принадлежит на праве собственности Айрапетова А.Г.

Право собственности на указанные объекты недвижимости зарегистрировано за заявителями в установленном законом порядке, что подтверждается имеющимися в деле свидетельствами о государственной регистрации права.

Согласно сведениям ЕГРП указанные земельные участки имеют категорию земель - земли сельскохозяйственного назначения. Аналогичные сведения содержатся и в государственном земельном кадастре, что подтверждается кадастровыми планами земельных участков с/т «Сутугинское».

Согласно сообщению главного архитектора гор. Сочи от 01 августа 2005 года в соответствии с Решением Комитета Городского Собрания Сочи по архитектуре, строительству, земельно-имущественным отношениям, собственности и приватизации согласовано и внесено изменение функционального зонирования территории по генеральному плану города Сочи для земельного участка садоводческого товарищества «Сутугинское» с зоны сельскохозяйственного использования в земли поселений.

Как видно из имеющихся в материалах дела сообщений Управления архитектуры и градостроительства администрации гор. Сочи земельные участки №№ с/т «Сутугинское» в соответствии с материалами Генерального плана городского округа города Сочи, утвержденного решением Городского Собрания Сочи от 14 июля 2009 года , выполненного в рамках реализации п.208 «Разработка генерального плана городского округа «Город Сочи» Программа строительства олимпийский объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта …», поступившими в администрацию гор. Сочи в июле 2010 года, находятся в границах городской черты. Категория земель - земли населенных пунктов. Земельные участки находятся в Хостинском районе гор. Сочи.

Решением ФГУ «Земельная кадастровая палата» от 03 марта 2011 года отказано в осуществлении кадастрового учета изменений земельного участка с к/н в отношении категории земель, так как изменения в сведения о категории земель должны вноситься на основании акта о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, принятого уполномоченным исполнительным органом государственной власти в рамках ФЗ от 21 декабря 2004 года №172-ФЗ «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую».

В отношении других земельных участков с/т «Сутугинское» приняты аналогичные решения об отказе в осуществлении кадастрового учета изменений или о приостановке осуществления кадастрового учета изменений, так как заявителями не представлены акты о переводе земельных участков из одной категории в другую

Согласно ст. ст. 254, 255 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

К решениям, действиям(бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

При этом в ст. 249 ГПК РФ содержится правило, в соответствии с которым обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Статья 7 ЗК РФ подразделяет земли в Российской Федерации по целевому назначению на несколько категорий, исходя из которых, эти земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

На основании ч.1 ст. 8 ЗК РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении: земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации; земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления; земель, находящихся в частной собственности: земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления.

Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

В соответствии с ч.2 ст.8 ЗК РФ категория земель указывается в: актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 8 ФЗ от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов, в порядке, предусмотренном статьей 5 настоящего Федерального закона, направляются в орган кадастрового учета для внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости.

Статьей 5 вышеуказанного Федерального закона предусмотрено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие акт о переводе земель или земельных участков, направляют копию такого акта в течение пяти дней со дня его принятия в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведение государственного кадастра недвижимости, или, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, в подведомственное данному федеральному органу исполнительной власти государственное учреждение (далее - орган кадастрового учета).

О внесенных изменениях орган кадастрового учета уведомляет заинтересованных правообладателей земельных участков с указанием акта о переводе земель или земельных участков, а также органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для внесения в течение семи дней изменений в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с момента внесения изменений о таком переводе в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Переоформление правоустанавливающих документов на земельные участки, в отношении которых приняты акты о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, не требуется.

С учетом вышеизложенного суд приходит у выводу, что установление или изменение границ городского округа города Сочи само по себе является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

При этом по смыслу ст. 8 ФЗ от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» отдельного решения о переводе земельных участков с/т «Сутугинское» из одной категории в другую не принималось.

Тогда как орган местного самоуправления обязан в течение установленного законом срока направить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведение государственного кадастра недвижимости соответствующий документ, подтверждающий факт перевода земельного участка из одной категории в другую, в том числе и сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов.

Все установленные законом сроки для внесения соответствующих изменений в части категории земельных участков в сведения государственного кадастра недвижимости в настоящее время истекли, однако, в отношении заявленных земельных участков до сих пор не внесена запись о переводе категории земель в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Тогда как перевод земельных участков из одной категории в другую считается состоявшимся именно с момента внесения изменений о таком переводе в записи ЕГРП.

Заявители представили суду доказательства, что их земельные участки в настоящее время имеют категорию земель - земли населенных пунктов, изменение категории земель произошло именно на основании Генерального плана городского округа Сочи, утвержденного решением Городского Собрания Сочи от 14 июля 2009 года №89.

Сочинским отделом ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю не представлено доказательств, опровергающих доводы заявителей об изменении категории земельных участков.

Отказывая в кадастровом учете изменений, ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю истребовало от заявителей акт о переводе данных земельных участков из одной категории в другую, тогда как в указанное учреждение был представлен документ, подтверждающий, что изменение категории земельных участков произошло в результате изменения границ городского округа, то есть ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю заведомо было известно, что в отношении земельных участков №№ с/т «Сутугинское» такого акта не принималось.

Вместе с тем, о внесенных изменениях именно орган кадастрового учета обязан уведомлять заинтересованных правообладателей земельных участков, а также органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Указанное требование закона ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю не выполнило и процедура перевода данных земельных участков до настоящего времени не окончена, что, безусловно, нарушает права и законные интересы заявителей, так как без надлежащего оформления прав на земельный участок невозможно получить разрешение на строительство, продать земельный участок или свершить в отношении него иные действия.

С учетом вышеизложенного, суд находит заявление Айрапетова А.Г., Корсака В.В., Нагорской Е.А. и Цымбал С.М. законным и обоснованным, а потому подлежащим удовлетворению.

Удовлетворяя заявление Айрапетова А.Г., Корсака В.В., Нагорской Е.А. и Цымбал С.М., суд принимает во внимание, что в порядке информационного взаимодействия изменения в сведения государственного кадастрового учета данных земельных участков не внесены и заявители лишены возможности самостоятельно внести указанные изменения, кроме как путем обращения в суд за защитой своих нарушенных прав.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить заявление Айрапетова А.Г., Корсака В.В., Нагорской Е.А. и Цымбал С,М. об оспаривании действий Сочинского отдела ФГУ «Земельная кадастровая палата».

Обязать Сочинский отдел ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю внести изменения в кадастровый учет данных земельных участков в части категория земель ранее учтенных как земли сельскохозяйственного назначения на земли населенных пунктов:

в п.8, 8.1, 8.2 кадастровых планов земельных участков:

с к/н площадью 750 кв. метров,

с к/н площадью 700 кв. метров,

с к/н площадью 800 кв. метров,

с к/н площадью 800 кв. метров,

с к/н площадью 800 кв. метров,

с к/н площадью 800 кв. метров, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения весь, заменить на категорию земли населенных пунктов весь.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Хостинский райсуд в течение 10 дней.

Судья          В.М. Язвенко

На момент публикации решение не вступило в законную силу