К делу №2-1616/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 25 августа 2011 года г. Сочи Хостинский районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе: председательствующий судья Сидоров В.Л., при секретаре Ягудиной С.О., рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тумасян М.А. к ООО «Сочигазэнергосеть»о понуждении к исполнению договора, У С Т А Н О В И Л: Тумасян М.А.обратилась в Хостинский районный суд города Сочи с исковым заявлением к ООО «Сочигазэнергосеть»о понуждении к исполнению договора. В исковом заявлении представитель истца указывает, что Тумасян М.А.проживает в <адрес>, является потребителем сжиженного углеводородного газа для бытовых нужд- абонентом ООО «Сочигазэнергосеть» на основании договора на снабжение населения сжиженным газом № от 5 февраля 2007 года. У нее не был установлен прибор учета газа, в связи с чем она в марте 2011 года в специализированной организации ООО «Хоста»заказала установку счетчика газа, сотрудниками данной организации была выполнена установка бытового счетчика газа СГБМ-1,6,тип которого внесен в государственный реестр средств измерений и 27 марта 2011 года ею был заключен с ООО «Хоста»договор № на техническое и аварийное обслуживание газового оборудования, установленного в квартире жилого дома. Она затем неоднократно обращалась к ответчику по вопросу опломбирования поставленного ей счетчика, однако получила отказ в связи с тем, что счет был поставлен ООО «Хоста»,а не ООО «Сочигаз»,на заявление от 20 апреля 2011 года об установке пломбы и переводе ее на расчет оплаты за потребленный газ по прибору учета ответчик ответ не дал. Представитель истицы полагает, что действиями ответчика грубо нарушаются права истицы, как потребителя на оплату потребленного газа по приборам учета и просит суд обязать ответчика ООО «Сочигазэнергосеть» установить пломбу на месте соединения прибора учета газа в принадлежащей ей квартире <адрес> и определять объем потребленного газа по показаниям счетчика газа и произвести перерасчет потребленного ею газа с момента установки прибора учета газа. В судебное заседание представитель истца предоставил письменное заявление о согласии на рассмотрение дела в его отсутствие, указывая в заявлении, что он просит иск удовлетворить. Представитель третьего лица-ООО «Хоста»в судебное заседание по вызову повесткой не явился, был уведомлен о времени и месте судебного заседания, о чем в деле имеется расписка. Суд на основании ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя истца и третьего лица. Представитель ответчика ООО «Сочигазэнерго»просил суд отказать в удовлетворении иска, пояснив в судебном заседании о том, что Тумасян М.А.обратилась в Хостинский районный суд г. Сочи с исковым заявлением к ООО «Сочигазэнергосеть» о понуждении к исполнению договора, предъявляя претензии к ответчику, который по ее мнению должен установить пломбу на установленном другой организации ей приборе учета, указывая, что имеет право на установку и пользование прибором учета, который был ей установлен ООО «Хоста»,имеющим право на осуществление предпринимательской деятельности. Между тем, ООО «Сочигазэнергосеть» не оспаривает право граждан на установку приборов учета газа и право ООО «Хоста» на осуществление предпринимательской деятельности. При этом, ООО «Сочигазэнергосеть» всячески способствует реализации права граждан на установку приборов учета газа и не ограничивает права юридических лиц на осуществление соответствующих видов работ. Однако, данные права граждан и юридических лиц должны реализовываться в строгом соответствии с действующим законодательством РФ и нормативно-техническими требованиями, 05.02.2007г. между Тумасян М.А. и ООО «Сочигазэнергосеть» был заключен договор на снабжение сжиженным газом и техническое обслуживание газового оборудования № от 05.02.2007г. (далее Договор), с момента подписания Договора у сторон данного Договора возникли установленные ими же в Договоре, а также предусмотренные гражданским законодательством, соответствующие права и обязательства. В частности, стороны Договора определили, что переоборудование системы газоснабжения и дополнительное подключение газовых приборов осуществляется только с разрешения Газоснабжающей организации. Между тем, в нарушение установленных сторонами условий Договора, что недопустимо гражданским законодательством (ст. 310 ГК РФ), Тумасян М.А. без разрешения ООО «Сочигазэнергосеть», установила газовый прибор учета. Кроме этого, работы, связанные с установкой и заменой газовых приборов, в том числе в квартирах, может осуществлять только специализированная организация, заключившая с организацией по обслуживанию жилищного фонда договор на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования (ТО ВДГО) и аварийно-диспетчерское обеспечение. Организацией, осуществляющей обслуживание жилищного фонда, в котором проживает истица является ООО «Управляющая компания «Доверие» и на неё возложена обязанность по проведению технического обслуживания и ремонта газопроводов и газоиспользующего оборудования путем своевременного заключения соответствующих договоров со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт (в том числе, замену) внутренних устройств газоснабжения (газоиспользующего оборудования),в связи с чем между ООО «Управляющая компания «Доверие» и ОАО «Сочигоргаз» был заключен договор № от 01.01.2009г. о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования (ВДГО) и аварийно-диспетчерском обеспечении. Таким образом, работы, связанные с установкой и заменой приборов учета газа в квартирах, расположенных в доме <адрес>, могла осуществлять только специализированная организация -ОАО «Сочигоргаз», однако, в нарушение вышеуказанных требований, истец установила прибор учета газа силами ООО «Хоста», т.е. организации, не осуществляющей ТО ВДГО и аварийно-диспетчерское обеспечение дома <адрес>. Деятельность ООО «Хоста» по заключению договоров о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении является незаконной, а так как ООО «Хоста» не оказывает услуги, связанные с подачей газа потребителям, и в отношении указанного общества уполномоченным органом не установлен тариф на данный вид деятельности, а также в связи с тем, что данное общество не является собственником газораспределительной системы и не имеет заключенных с собственником газораспределительной системы договоров на ее эксплуатацию, то ООО «Хоста» не являться газораспределительной организацией. На территории города Сочи единственной газораспределительной организацией (ГРО), имеющей аварийно-диспетчерскую службу (АДС) с городским телефоном "04" с круглосуточной работой, включая выходные и праздничные дни, является только ОАО «Сочигоргаз». Наличие у ООО «Хоста» лицензии на эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов не имеет никакого отношения к деятельности по осуществлению ТО ВДГО, т.к. данная деятельность не лицензируется. Указанные юридически значимые обстоятельства были установлены различными судебными инстанциями и отражены в судебных актах. Тем самым, представитель ответчика указывает, что истица незаконно, в нарушение установленных требований, установила прибор учета газа путем привлечения к данному виду работ ООО «Хоста», т.е. организации, не имеющей право устанавливать данный прибор учета. Данное обстоятельство не позволяет обеспечивать безопасность поставки газа, а также обеспечить энергетическую безопасность в Российской Федерации, в том числе безопасную эксплуатацию газоиспользующего оборудования и сетей, а также соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома. Данное обстоятельство может привести к взрыву газовых сетей и оборудования, а также создать опасность для жизни и здоровья граждан, сохранности имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества, в связи с чем, он просит отказать Тумасян М.А.в удовлетворении ее иска полностью. Суд, выслушав сторону, исследовав материалы дела приходит к выводу о том, что иск удовлетворению не подлежит по следующим основаниям: Как видно из материалов дела и установлено в судебном заседании, Тумасян М.А. обратилась в Хостинский районный суд г. Сочи с исковым заявлением к ООО «Сочигазэнергосеть» о понуждении к исполнению договора. предъявляя претензии к ответчику, который по ее мнению должен установить пломбу на установленном другой организации ей приборе учета, указывая, что имеет право на установку и пользование прибором учета, который был ей установлен ООО «Хоста»,имеющим право на осуществление предпринимательской деятельности. Вместе с тем, судом было установлено, что ООО «Сочигазэнергосеть» не оспаривает право граждан на установку приборов учета газа и право ООО «Хоста» на осуществление предпринимательской деятельности и способствует реализации права граждан на установку приборов учета газа и не ограничивает права юридических лиц на осуществление соответствующих видов работ. Однако, судом было установлено, что данные права граждан и юридических лиц должны реализовываться в строгом соответствии с действующим законодательством РФ и нормативно-техническими требованиями, т.к. в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" в целях обеспечения единого подхода к решению вопросов, касающихся газоснабжения в Российской Федерации, со стороны организаций, осуществляющих газоснабжение в Российской Федерации, устанавливаются принципы государственной политики в указанной области, в том числе обеспечение энергетической безопасности Российской Федерации. В силу статей 8 и 10 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. При этом не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. В соответствии с п. 2 ст. 310 ГК РФ). Судом установлено, что 05.02.2007г. между Тумасян М.А.и ООО «Сочигазэнергосеть» был заключен договор на снабжение сжиженным газом и техническое обслуживание газового оборудования № от 05.02.2007г. (далее Договор). В соответствии с п. 1.1. Договора Газоснабжающая организация (ООО «Сочигазэнергосеть») обязалась подавать сжиженный газ по своим или по ведомственным газораспределительным сетям на газопотребляющее оборудование Абонента (Тумасян М.А.) и осуществлять техническое обслуживание газового оборудования Абонента, а абонент обязуется получать газ и производить оплату. В силу п. 2.1.1. Договора Газоснабжающая организация обязалась осуществлять газоснабжение Абонента сжиженным газом при условии исправности газопотребляющего оборудования Абонента. Пунктом 2.2.3. и п. 2.2.6. Договора установлена обязанность абонента обеспечить правильную эксплуатацию и исправность газопотребляющего оборудования и приборов учета потребления газа, а также не переоборудовать системы газоснабжения и дополнительно не подключать газовые приборы без разрешения Газоснабжающей организации. Таким образом, с момента подписания Договора у сторон данного Договора возникли установленные ими же в Договоре, а также предусмотренные гражданским законодательством, соответствующие права и обязательства. В частности, стороны Договора определили, что переоборудование системы газоснабжения и дополнительное подключение газовых приборов осуществляется только с разрешения Газоснабжающей организации. Между тем, в нарушение установленных сторонами условий Договора, что недопустимо гражданским законодательством (ст. 310 ГК РФ), Тумасян М.А. (истица), без разрешения ООО «Сочигазэнергосеть», установила в квартире газовый прибор учета. Наряду с этим, действия по установке прибора учета были осуществлены ею в нарушение установленных требований. Так, в в соответствии с п. 4.3.4. Методических пособий по содержанию и ремонту жилищного фонда (МДК 2-04.2004) работы по переустановке существующего и установке дополнительного газоиспользующего оборудования, приборов учета потребления газа и соответствующей перекладке (прокладке) газопроводов должны выполняться специализированной организацией на основании проекта, согласованного с газоснабжающей организацией. Самовольная перекладка (перенос) или новая прокладка газопроводов, перестановка имеющегося и установка дополнительных газоиспользующих приборов и оборудования не допускаются. В силу п. 5.5.3. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, самовольная перекладка газопроводов, установка дополнительного и перестановка имеющегося газоиспользующего оборудования не допускаются.Работы по установке дополнительного оборудования выполняет специализированная организация по согласованию с газоснабжающей организацией. Между тем, ни проект на установку прибора учета, ни его установка не были согласованы с ООО «Сочигазэнергосеть», что является нарушением вышеуказанных нормативных требований. В соответствии с указанными Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, определяющими требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда, ответственность за техническое состояние внутренних устройств газоснабжения, являющихся частью инженерного оборудования жилищного фонда, и контроль за соблюдением правил пользования газом возложены на пользователя и организацию по обслуживанию жилого фонда. Под жилищным фондом понимается совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома, квартиры иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания (п. 1.2. Правил). Согласно п. З ст. 16 ЖК РФ квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении. В соответствии с указанными Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда собственник жилищного фонда или уполномоченная им обслуживающая организация осуществляет организацию эксплуатации жилищного фонда, включающую в себя техническое обслуживание и ремонт инженерных систем зданий. При этом, организация по обслуживанию жилищного фонда должна своевременнозаключать договоры со специализированными организациямина техническое обслуживание и ремонт (в том числе, замену) внутренних устройств газоснабжения, атакже следить за соблюдением правил пользования газом проживающими (п. 5.5.6. Правил). Наряду с этим, в силу п. 5.5.2. Правил монтаж и демонтаж газопроводов, установка газовых приборов, аппаратов и другого газоиспользующего оборудования, присоединение их к газопроводам, системам поквартирного водоснабжения и теплоснабжения производится специализированными организациями. Данные Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда являются обязательными для исполнения. В соответствии с п.10.3.1. Стандарта отрасли (ОСТ 153-39.3-051-2003) «Техническая эксплуатация газораспределительных систем», утвержденного приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 27.06.2003 N 259 и согласованного Госгортехнадзором России, техническое обслуживание газового оборудования жилых зданий должно производиться не реже одного раза в три года. Техническое обслуживание и ремонт газопроводов и газоиспользующего оборудования зданий производятся эксплуатационной организацией (п. 10.3.3.). Таким образом, работы, связанные с установкой и заменой газовых приборов, в том числе в квартирах, может осуществлять только специализированная организация, заключившая с организацией по обслуживанию жилищного фонда договор на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования (ТО ВДГО) и аварийно-диспетчерское обеспечение. Организацией, осуществляющей обслуживание жилищного фонда, в котором проживает истица <адрес>, является ООО «Управляющая компания «Доверие». Таким образом, исходя из того, что ООО «Управляющая компания «Доверие» занимается обслуживанием жилищного дома <адрес>, то на неё возложена обязанность по проведению технического обслуживания и ремонта газопроводов и газоиспользующего оборудования путем своевременного заключения соответствующих договоров со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт (в том числе, замену) внутренних устройств газоснабжения (газоиспользующего оборудования). Исходя из вышеизложенных требований, между ООО «Управляющая компания «Доверие» и ОАО «Сочигоргаз» был заключен договор № от 01.01.2009г. о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования (ВДГО) и аварийно-диспетчерском обеспечении. В соответствии с п.1.1. данного Договора Заказчик (ООО «Управляющая компания «Доверие») поручает, а Исполнитель (ОАО «Сочигоргаз») обязуется производить техническое обслуживание внутридомового газового оборудования (ТО ВДГО) и аварийно-диспетчерское обеспечение, объектов, указанных в Приложении № 1, которое является неотъемлемой частью настоящего Договора. В состав ВДГО входят газопроводы многоквартирного дома или жилого дома, подключенные к газораспределительной сети либо к резервуарной или групповой баллонной установке, обеспечивающие подачу газа до места подключения газоиспользующего оборудования, а также газоиспользующее оборудование и приборы учета газа, расположенные в квартирах и принадлежащие собственникам данных квартир. В Приложении № 1 к Договору определен перечень жилых домов, в которых ОАО «Сочигоргаз» осуществляет ТО ВДГО и аварийно-диспетчерское обеспечение. Одним из многоквартирных жилых домов является дом <адрес>, в котором проживает истица. Таким образом, работы, связанные с установкой и заменой приборов учета газа в квартирах, расположенных в доме <адрес>, могла осуществлять только специализированная организация, которой является ОАО «Сочигоргаз». Однако, в нарушение вышеуказанных требований, истица установила прибор учета газа силами ООО «Хоста», т.е. организации, не осуществляющей ТО ВДГО и аварийно-диспетчерское обеспечение дома <адрес>. В силу подп. к) п. 21 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 г. № 549, Абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние внутридомового газового оборудования, своевременно заключать договор о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении. В пункте 3данных Правил дано понятие, что: «внутридомовое газовое оборудование» - газопроводы многоквартирногодома или жилого дома, подключенные кгазораспределительной сети либо к резервуарнойили групповой баллонной установке, обеспечивающие подачу газа до места подключения газоиспользующего оборудования, а также газоиспользующее оборудование и приборы учета газа. Таким образом, все газоиспользующее оборудование (в комплексе), в том числе приборы учета газа и газопроводы многоквартирногодома, являются газоиспользующим оборудованием, входящим в состав внутридомового газового оборудования. Договор, заключенный на отдельную часть газового оборудования, не будет являться (не может подменять собой) договором о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении. Таким образом, договор № от 27.03.2011г. на техническое и аварийное обслуживание газового оборудования, установленного в квартире жилого дома, заключенный между ООО «Хоста» и Тумасян М.А. (истицей), не является договором на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерское обеспечение. В силу п. 29 вышеуказанных Правил поставки газа демонтаж приборов учета газа для проведения поверки или ремонта осуществляется организацией, с которой абонент заключил договор о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования. Указанное обстоятельство свидетельствует о том, что истица незаконно установила прибор учета газа путем обращения за производством данных работ в ненадлежащую организацию, т.е. в ООО «Хоста», с которой нет договора на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерское обеспечение. При этом, суд считает необходимым указать, что ООО «Сочигазэнергосеть» не ограничиваются права ООО «Хоста» на проведение данных работ (осуществление предпринимательской деятельности). Однако данная деятельность, в силу действующего законодательства, может осуществляться ими только в отношении тех домов, по которым у них заключен договор о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении. Наряду с изложенным, суд приходит к выводу о том, что деятельность ООО «Хоста» по заключению договоров о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении является незаконной. Так, в силу п. 95 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, газоснабжение потребителя, проживающего в жилом помещении, осуществляется при условии надлежащего содержания и ремонта внутридомового газового оборудования специализированной организацией. В соответствии с подп. «е» п. 45 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008г. № 549, поставщик газа вправе в одностороннем порядке приостановить исполнение обязательств по поставке газа в случае отсутствия у абонента договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования (ТО ВДГО) и аварийно-диспетчерском обеспечении, заключенного со специализированной организацией. В силу п. 3 данных Правил специализированной организацией признается газораспределительная организация, допущенная в установленном законодательством Российской Федерации порядке к осуществлению деятельности по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования и имеющая аварийно-диспетчерскую службу либо заключившая договор об оказании услуг аварийно-диспетчерской службы. Определение специализированной организации дано также и в ст. 7 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", в соответствие с которой организация - собственник газораспределительной системы представляет собой специализированную организацию, осуществляющую эксплуатацию и развитие на соответствующих территориях сетей газоснабжения и их объектов, а также оказывающую услуги, связанные с подачей газа потребителям и их обслуживанием. Таким образом, Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан предусматривают обязанность абонента по заключению договора именно с газораспределительной организацией. Данное требование само по себе не может нарушать прав ООО «Хоста». Указанный вывод нашел свое отражение в разъяснении Министерства регионального развития РФ от 18 июня 2009г. № 18636-СК/14, в решении Верховного суда РФ от 19.04.2011г. № ГКПИ11-124 и в решении Высшего арбитражного суда РФ от 20.06.2011г. № ВАС-5234/11. При этом, позиция истицы и представителя ООО «Хоста», со ссылкой на судебные акты нижестоящих судов, об обратном является ошибочной, т.к. в соответствии с решением Верховного суда РФ от 19.04.2011г. № ГКПИ11-124 неправильная правоприменительная практика отдельными должностными лицами оспариваемой нормы (содержание и ремонт внутридомового газового оборудования только специализированной организацией) не может служить основанием для признания его противоречащим требованиям закона. В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2002 г. N317, "газораспределительная организация"-специализированная организация, осуществляющая эксплуатацию газораспределительной системы и оказывающая услуги, связанные с подачей газа потребителям. Газораспределительной организацией может быть организация - собственник газораспределительной системы, которая получила газораспределительную систему в процессе приватизации либо создала или приобрела ее на других предусмотренных законодательством Российской Федерации основаниях, или организация, заключившая с собственником газораспределительной системы договор на ее эксплуатацию. Таким образом, газораспределительной организацией может быть только организация, обладающая одним из двух обязательных признаков - осуществляющая эксплуатацию газораспределительной системы и оказывающая услуги, связанные с подачей газа потребителям, либо собственник газораспределительной системы или организация, заключившая с собственником газораспределительной системы договор на ее эксплуатацию. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 31 марта 1999г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» газораспределительная система - имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям. В силу ст. 7 данного Закона, газораспределительная система представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям на соответствующей территории Российской Федерации, независим от Единой системы газоснабжения и региональных систем газоснабжения и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей в процессе приватизации объекты указанного комплекса в собственность либо создавшей или приобретшей их на других предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации основаниях. Организация - собственник газораспределительной системы представляет собой специализированную организацию, осуществляющую эксплуатацию и развитие на соответствующих территориях сетей газоснабжения и их объектов, а также оказывающую услуги, связанные с подачей газа потребителям и их обслуживанием. Газораспределительные системы контролируются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов утверждает тарифы на услуги организаций - собственников газораспределительных систем по транспортировке газа и порядок их применения (ст. 23 Закона). В связи с тем, что ООО «Хоста» не оказывает услуги, связанные с подачей газа потребителям, и в отношении указанного общества уполномоченным органом не установлен тариф на данный вид деятельности, а также в связи с тем, что данное общество не является собственником газораспределительной системы и не имеет заключенных с собственником газораспределительной системы договоров на ее эксплуатацию, то ООО «Хоста» не являться газораспределительной организацией. В соответствии с п. 11.1. Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утвержденных постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 18.03.2003г. № 9, в газовых хозяйствах городских и сельских поселений должны создаваться единые при газораспределительных организациях (ГРО) аварийно-диспетчерские службы (АДС) с городским телефоном "04" с круглосуточной работой, включая выходные и праздничные дни. В силу п.23 Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации, утвержденного приказом Министра регионального развития Российской Федерации от 26.06.2009 N 239, аварийное обслуживание внутридомового газового оборудования осуществляется аварийно-диспетчерской службой специализированной организации либо организацией, с которой специализированной организацией заключен договор об оказании услуг аварийно-диспетчерской службы, на основании заявок физических и юридических лиц. Таким образом, специализированная организация (газораспределительная организация) заключившая с абонентом договор о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования (ТО ВДГО) и аварийно-диспетчерском обеспечении, обязана иметь аварийно-диспетчерскую службу (АДС) с городским телефоном "04" с круглосуточной работой, включая выходные и праздничные дни. Однако ООО «Хоста» не имеет аварийно-диспетчерской службы с единым телефоном «04» и, в силу нормативно-правовых актов, не может ее иметь, т.к. данное общество не является специализированной (газораспределителой) организацией. На территории города Сочи единственной газораспределительной организацией (ГРО), имеющей аварийно-диспетчерскую службу (АДС) с городским телефоном "04" с круглосуточной работой, включая выходные и праздничные дни, является только ОАО «Сочигоргаз». При этом, аварийно-диспетчерская служба ОАО «Сочигоргаз» работает по согласованному плану взаимодействия. Данный план локализации и ликвидации аварийных ситуаций согласован с газоснабжающим предприятием города Сочи и предприятиями, владеющими газораспределительными сетями города Сочи (ООО «Краснодарская региональная компания по реализации газа», ОАО «Краснодаркрайгаз», «Сочигазэнергосеть», «ТрансгазКубань» и т.п.), а также с администрацией города Сочи, УВД, военными, МЧС города Сочи и другими аварийными и иными соответствующими службами и органами города Сочи на предмет взаимодействия при локализации и ликвидации аварийных ситуаций. Все аварийные вызовы принимаются ОАО «Сочигоргаз» по телефону «04». В силу п. 11.3. вышеуказанных Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, по аварийным заявкам организаций, имеющих собственную газовую службу, АДС (аварийно-диспетчерская служба) газораспределительных организаций должны оказывать практическую и методическую помощь по локализации и ликвидации аварийных ситуаций по договору и согласованному плану взаимодействия. Таким образом, ООО «Хоста», в случае, если оно является организацией, имеющей собственную газовую службу, обязано было заключить с ОАО «Сочигоргаз» договор на АДС и согласовывать план взаимодействия, т.к. газораспределительные сети и оборудование на них, в соответствии с законом, относятся к опасным производственным объектам. Однако, в нарушение п.11.3. вышеуказанных Правил безопасности, ООО «Хоста» не заключило с ОАО «Сочигоргаз» договор на аварийно-диспетчерское обеспечение и не согласовало план взаимодействия. Таким образом, ООО «Хоста», в силу толкования Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008г. № 549, не является надлежащей специализированной организацией, имеющей право на заключение договоров о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении с абонентами газоснабжающих организаций. Ссылка ООО «Хоста» на наличие у них своей аварийно-диспетчерской службы противоречит п. 11.1. вышеуказанных Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, т.к. только при газораспределительных организациях (ГРО) создаются аварийно-диспетчерские службы (АДС) с городским телефоном "04" с круглосуточной работой, включая выходные и праздничные дни. Однако ООО «Хоста», как было указано выше, не является газораспределительной организацией (ГРО). Имеющаяся в ООО «Хоста» аварийная служба может расценивается только как аварийно-техническая служба, созданная для удовлетворения потребностей данной организации и не связанная с оказанием соответствующих услуг населению. Данные службы есть во многих организациях и предприятиях города Сочи, в том числе и в МУП «Сочитеплоэнерго», МУП «Водоканал», ООО «Югводоканал», Сочинский хладокомбинат, Мясокомбинат и во многих других крупных организациях, имеющих котельные на газовом топливе. Однако, данные организации (при том, что они имеют свои аварийные службы) не осуществляют деятельность по предоставлению аварийно-диспетчерских услуг. Наряду с этим, наличие у ООО «Хоста» лицензии на эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов не имеет никакого отношения к деятельности по осуществлению ТО ВДГО, т.к. данная деятельность не лицензируется. Имеющаяся у ООО «Хоста» лицензия необходима обществу только лишь для обслуживания взрывоопасных производственных объектов. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ООО «Хоста» не является газораспределительной организацией, не является специализированной организацией, не имеет аварийно-диспетчерской службы с городским телефоном «04» и не имеет право на заключение договоров о ТО ВДГО и аварийно-диспетчерском обеспечении. Указанные юридически значимые обстоятельства были установлены различными судебными инстанциями и отражены в судебных актах, в том числе в: кассационном определении судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 29 сентября 2009г. по делу №33-16569/2009; кассационном определении судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 17 декабря 2009г. по делу № 33-20528/2009; кассационном определении судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 17 декабря 2009г. по делу № 33-21803/09 и др. В данных судебных актах указано, что судами установлено то обстоятельство, что ООО «Хоста» не является газораспределительной организацией (ГРО), не является специализированной организацией, не имеет аварийно-диспетчерской службы с городским телефоном «04» и, в силу толкования Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, не является надлежащей специализированной организацией, имеющей право на заключение договоров о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования и аварийно диспетчерском обеспечении, а также указано, что заключенные соответствующие договора с ООО «Хоста» не соответствуют требованиям Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008г. № 549, что расценивается как отсутствие у заявителя соответствующего договора. Наряду с изложенным, судебными инстанциями было установлено и указано, что на территории города Сочи единственной газораспределительной организацией (ГРО), имеющей аварийно-диспетчерскую службу (АДС), является только ОАО «Сочигоргаз». Данное обстоятельство подтверждается, в том числе, и позицией администрации города Сочи, изложенной в ее обращении в департамент по вопросам топливно-энергетического комплекса Краснодарского края и ООО «Краснодаррегионгаз». Таким образом, в силу толкования указанных Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан и юридически значимых обстоятельств, установленных судебными инстанциями, ООО «Хоста» не является надлежащей специализированной организацией, имеющей право на заключение договоров о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении (ТО ВДГО), а, соответственно, не вправе осуществлять деятельность по установке (замене) приборов учета газа в жилых и нежилых помещениях, расположенных в домах, которые ООО «Хоста» не обслуживает по договорам о ТО ВДГО и аварийно-диспетчерском обеспечении. Как было указано ранее в решении суда, одним из принципов государственной политики в области газоснабжения является обеспечение энергетической безопасности Российской Федерации (ст. 4. Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ). В силу п. 2 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008г. № 549, поставка газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан осуществляется исходя из принципа обеспечения бесперебойности и безопасности поставки газа. В соответствии с п. 92 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, исполнитель осуществляет газоснабжение потребителя при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям газопринимающего устройства, внутреннего газопровода и другого необходимого внутридомового газового оборудования. Потребитель обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасную эксплуатацию внутридомового газового оборудования (п. 93 Правил). Газоснабжение потребителя, проживающего в жилом помещении, осуществляется при условии надлежащего содержания и ремонта внутридомового газового оборудования специализированной организацией (п. 95 Правил). В силу п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.06.2006 г. № 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе техническом регулировании) в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества. В силу п. 1.1. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, настоящие Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности. Пользователь обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых внутренних устройств газоснабжения (п. 5.5.1.). В соответствии со ст. 32 Федерального закона от 31.03.1999 N69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" вмешательство в работу объектов систем газоснабжения не уполномоченных на то юридических и физических лиц запрещается. Таким образом, в совокупности изложенных норм права, основное требование (приоритет) действующего законодательства РФ по вопросам, связанным с газоснабжением, направлено на обеспечение безопасности. Тем самым, судом установлено, что истица незаконно, в нарушение установленных требований, установила прибор учета газа путем привлечения к данному виду работ ООО «Хоста», т.е. организации, не имеющей право устанавливать данный прибор учета. Данное обстоятельство не позволяет обеспечивать безопасность поставки газа, а также обеспечить энергетическую безопасность в Российской Федерации, в том числе безопасную эксплуатацию газоиспользующего оборудования и сетей, а также соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома. Данное обстоятельство может привести к взрыву газовых сетей и оборудования, а также создать опасность для жизни и здоровья граждан, сохранности имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества. В связи с изложенным,в удовлетворении иска Тумасян М.А. должно быть отказано. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд, Р Е Ш И Л : Отказать в удовлетворении искового заявления Тумасян М.А. к ООО «Сочигазэнергосеть» о понуждении к исполнению договора. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение 10 дней. Судья: В.Л. Сидоров На момент публикации не вступило в законную силу.