Решение по иску администрации г. Сочи к Чельному Н.И. об освобождении земельного участка путем сноса самовольно возведенной постройки.



        Дело № 2-1658/2011г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«09» сентября 2011 года                        г. Сочи            

                 

Судья Хостинского районного суда г. Сочи Краснодарского края Язвенко В.М.,

при секретаре                                                                                             Арефьевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации города Сочи к Чельный Н.И. об освобождении земельного участка путем сноса самовольно возведенной постройки,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация города Сочи обратилась в суд с иском, в котором просит обязать Чельного Н.И. освободить самовольного занимаемый земельный участок площадью 20 кв.м., путем сноса самовольной железобетонной постройки с мансардной надстройкой, возведённой в Хостинском районе г. Сочи в районе д. № 5 по ул. Красноармейской, и привести земельный участок в пригодное для использование состояние.

В обоснование исковых требований администрация г. Сочи указала, что самовольная постройка в Хостинском районе г. Сочи, по ул. Красноармейской в районе дома № 5 подлежит сносу, в связи с тем, что согласно заключения отдела архитектуры и градостроительства администрации Хостинского района города Сочи указанное сооружение является капитальной постройкой в соответствии со ст. 222 ГК РФ.      

Чельный Н.И. в судебном заседании иск не признал, просил в удовлетворении исковых требований отказать, пояснив суду, что ему 16 января 1980 было выдано разрешение на установление гаража -склада по ул. Краснополянской, у котельной № 9 на период до реконструкции района. Основание разрешения - ходатайство Министерства машиностроения СССР и решение Хостинского исполкома. Согласно справки Управления архитектуры и градостроительства администрации города Сочи от 26.05. 2011 года № 1263- согласно сведениям градостроительной базы данных, рассматриваемый земельный участок в районе котельной № 9, не затрагивает предполагаемые границы земельных участков объекта Программы строительства Олимпийских объектов и развития города Сочи, утвержденной постановлением Правительства РФ от 29.12. 2007 года № 991 и в соответствии с ФЗ от 01.12. 2007 года № 310 - ФЗ «Об организации и проведении XXII Олимпийских зимних игр 2014 в городе Сочи. Именно указанными федеральными законами мотивированы требования администрации о сносе гаража. Указанный гараж является складом и используется в общественных целях для сохранения творческого наследия Чельного И.К.- члена союза художников СССР, основателя художественной студии в Хосте. В связи с ценностью хранящихся в гараже - складе коллекции картин Сочинского художника Чельного И.К., директором музея истории Хостинского района города Сочи направлено письмо главе администрации Хостинского района г. Сочи с просьбой сохранить культурное и духовное богатство, которое представляет ценность для жителей России и зарубежных гостей. В связи с изложенным, по мнению ответчика, снос склада, где хранятся картины не является необходимостью, это духовное и историческое достояние. В работах художника достоверно изображено прошлое Хосты и Сочи. Главой администрации города Сочи рассмотрено его обращение по вопросу сохранения места- хранилища картин Чельного И.К. Письмом от 18 мая 2011 года ответчику сообщено, что с учетом функционального назначения спорного строения, наличия ходатайств музеев, администрацией района принято решение о возможности сохранения данного строения в судебном порядке при необходимости приведении объекта в соответствии с едиными архитектурными требованиями.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает, что иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 2 ст.51 Градостроительного Кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство.

В соответствии с требованиями ст.ст.51 и 55 Градостроительного Кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство. Постановлением Правительства РФ от 24 ноября 2005 года №698 утверждена единая форма разрешения на строительство, заполняемая в порядке, предусмотренном Приказом Министерства регионального развития РФ от 19 октября 2006 года №120.

В соответствии с требованиями ст.25 Закона РФ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» лицо, виновное в строительстве или изменении архитектурного объекта без соответствующего разрешения на строительство, обязано за свой счет осуществить снос/полную разборку/самовольной постройки или привести архитектурный объект и земельный участок в первоначальное состояние.

Согласно ст.222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

В соответствии с Федеральным Законом от 1 декабря 2007 года №310-ФЗ «Об организации и о проведении ХХ1 олимпийских зимних игр и Х1 паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в рамках реализации мероприятий по приведению улиц города-курорта Сочи к единому архитектурному облику, администрацией Хостинского района города Сочи было проведено обследование земельного участка при доме № 5 по улице Красноармейской города Сочи, в результате которого было установлено, что ответчик Чельный Н.И, занимает, не имея на то законных оснований, земельный участок, путем размещения на нем железобетонной постройки с мансардной надстройкой, используемой им в качестве гаража.

Согласно заключения отдела архитектуры и градостроительства администрации Хостинского района города Сочи указанное сооружение является капитальной постройкой в соответствии с требованиями ст.130 ГК РФ.(л.д. 7-10)

В настоящее время гараж используется ответчиком Чельным Н.И., договор аренды земельного участка с ним не заключался, тем самым, у ответчика нет какого-либо права на данный земельный участок, на котором расположен гараж.

Согласно п.26 ст.8 Устава муниципального образования город-курорт Сочи, принятого решением Городского собрания Сочи от 29 июля 2010 года №92 к компетенции органов местного самоуправления относится утверждение генеральных планов города Сочи, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов города Сочи документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории города Сочи, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в пределах границ города Сочи для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использование земель города Сочи.

В соответствии со ст.11 Земельного Кодекса РФ разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель относятся к полномочиям органов местного самоуправления.

Согласно ст.72 Земельного Кодекса РФ контроль за использование земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.

Согласно п.п.2 и 3 ст.76 Земельного Кодекса РФ самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние, снос зданий, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, осуществляется юридическими лицами и гражданами виновными в указанных земельных правонарушениях или за их счет.

В судебном заседании было установлено, что строение, расположенное в районе д. № 5 по ул. Красноармейской в Хостинском района г. Сочи является капитальной постройкой, расположенной на земельном участке, который в силу положений ФЗ № 244-ФЗ от 03.12.2008 года является муниципальной собственностью (л.д. 5).

Чельному Н.И. 29.04.2011 годы было направлено предписание, в соответствии с которым ему было указано на необходимость до 15.05.2011 года за счет собственных средств выполнить работы по демонтажу самовольной постройки и освобождению земельного участка, с указанием нормы ст. 222 ГК РФ и ФЗ № 310-ФЗ от 01.12.2007 года. (л.д. 6)

В связи с указанным предписанием и обратился к Главе администрации по вопросу сохранения принадлежащего ему гаража, в связи с чем с учетом характера функционального назначения строения и многочисленных ходатайств учреждений культуры г. Сочи, было принято решение о возможности сохранения железобетонной постройки с мансардной надстройкой, возведённой в Хостинском районе г. Сочи в районе д. № 5 по ул. Красноармейской, при условии приведении указанного объекта в соответствии с едиными архитектурными требованиями и согласия смежных землепользователей, для чего ответчику было разъяснено о необходимости обратиться в отдел архитектуры и градостроительства администрации Хостинского района г. Сочи.

При этом каких-либо требований о приведении спорного строения к единому архитектурному облику администрацией г. Сочи к ответчику заявлено.

Кроме этого в материалах дела имеется справка из управления Архитектуры и градостроительства администрации г. Сочи, согласно которой, строение используемое Чельным Н.И. для гараж, не затрагивает предполагаемые границы земельных участков объекта Программы строительства олимпийских объектов и развития г. Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 года № 991 и в соответствии с ФЗ № 310-ФЗ от 01.12.2007 года.

Согласно Разрешения от 16 января 1980 года Чельный Н.И. имел право установить гараж-склад по улице Краснополянской у котельной № 9 на период реконструкции района, на основании решения Хостинского исполкома и ходатайства Министерства Машиностроения СССР.

Однако сведений о том, что реконструкция района завершена, стороной истца не представлено.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

С учетом вышеизложенного, а так же с учетом требований ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является строение, созданное без получения на это необходимого разрешения или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил, суд приходит к выводу о том, что предписание направленное Чельному Н.И. 29.04.2011 г. Главой администрации Хостинского Района является необоснованным, поскольку судом установлено, что указное строение не затрагивает предполагаемые границы земельных участков объекта Программы строительства олимпийских объектов и развития г. Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 года № 991 и в соответствии с ФЗ № 310-ФЗ от 01.12.2007 года., а так же на его возведение было получено разрешение, сведений о том, что данное строение было возведено с существенными нарушениями градостроительных и строительных норм и правил суду не предоставлено.

При таких обстоятельствах суд также приходит к выводу о том, что не нашли своего подтверждения доводы стороны истца, что строении является самовольной постройкой, в связи с чем ссылка на ст. 222 ГК стороной истца является необоснованной.

С учетом вышеизложенного судом не установлены основания для удовлетворения исковых требований, в связи с чем, суд приходит к выводу, о том, что иск не подлежит удовлетворению.

Отказывая в иске суд так же учитывает, что ответчик Чельный Н.И. не сдает в аренду строение, не совершает другие сделки с ним, которые могли бы принести ему прибыль, а использует спое строение для хранения объектов живописи и культуры, что судом так же установлено в судебном заседании и никем не оспорен.

Таким образом, судом не установлено оснований для удовлетворения иска, в связи с чем в иске следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 192-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении искового заявление администрации города Сочи к Чельный Н.И. об освобождении земельного участка путем сноса самовольно возведенной постройки - отказать.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд, через Хостинский районный суд г. Сочи, в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения, то есть с 14 сентября 2011 года.

Судья:                                                                                   Язвенко В.М.

На момент публикации решение не вступило в законную силу