К делу 2-1773/2011 г. ОПРЕДЕЛЕНИЕ 12 сентября 2011 года г.Сочи Хостинский районный суд г.Сочи Краснодарского края в составе председательствующего судьи Тимченко Ю.М. при секретаре Литвин О.Ю. рассмотрев в открытом предварительном судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению Петригина В.В. к Мастрюкову К.В. о отмене результатов межевания, признании недействительным согласований землеустроительного дела, снятии с кадастрового учета земельного участка, УСТАНОВИЛ: Петригин В.В. обратился в Хостинский районный суд г. Сочи с иском к Мастрюкову К.В. о отмене результатов межевания, признании недействительным согласований землеустроительного дела, снятии с кадастрового учета земельного участка, в котором истец просит суд признать незаконными действия Мастрюкова К.В. по получения кадастрового номера № на земельный участок № площадью 490 кв.м., расположенный в г.Сочи Хостинском районе с/т «Родник», а так же просит обязать Федеральную государственную службу регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю отдел по регистрации прав на олимпийские объекты отменить результаты межевания указанного земельного участка и снять его с кадастрового учета. Третье лицо ФГУ СНП участвовал в судебном разбирательстве через своего представителя Долженко А.В., который, явившись в судебное заседание заявил ходатайство об оставления иска без рассмотрения, поскольку истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора. В обоснование пояснил, что из искового заявления, основанием для обращения в суд с настоящим иском послужила выявленная при проведении землеустроительных работ геодезическая накладка на спорный земельный участок принадлежащий истцу с кадастровым номером № земельным участком с кадастровым номером №, землепользователя Мастрюкова К.В. На момент проведении землеустроительных работ от 15.09.2008 согласно письму Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 07.07.2008 № ВК/2922 «О кадастровой ошибке» на органы кадастрового учета была возложена обязанность в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2002 №214 «Об утверждении положения и государственной экспертизе землеустроительной документации» по проведению государственной экспертизы землеустроительной документации. В связи с этим, помимо информации о возможном наличии кадастровой ошибки, геодезической накладки органы кадастрового учета или кадастровый инженер также должны были сообщить сведения о месте и времени проведения государственной экспертизы землеустроительной документации земельного участка. Таким образом, Петригин В.В., как заинтересованное лицо был вправе настаивать на проведении государственной экспертизы землеустроительной документации. В настоящий момент государственная экспертиза землеустроительной документации не проводится. Однако, отмена актов о проведении экспертизы землеустроительной документации, не означает освобождение заинтересованных лиц от обязанности обратиться к собственнику учтенного в ГКН земельного участка с заявлением о наличии кадастровой ошибки с документальным подтверждением указанного факта, то есть утверждение заявителя о наличии кадастровой ошибки должно быть основано на заключении соответствующего специалиста, обладающего специальными познаниями и разрешениями на осуществление определенных видов деятельности. При этом подобное заключение должно содержать ход проведения соответствующих исследований, сведения на основании которых специалист пришел в выводу о наличии кадастровой ошибки в документации на ранее учтенный земельный участок, а также предложения по ее устранению. В связи с чем, по вопросу ликвидации зоны пересечения необходимо обращаться в территориальные органы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, представив документы, приведенные в п. 6 Положения № 1061, чего истец до настоящего времени не сделал. Истец Петригин В.В. будучи надлежаще извещенным о месте и времени предварительного судебного заседания в него неявился, действовал через своего представителя Садыкова Р.Х., который явившись в предварительное судебное пояснил, что с такой заявкой, как сейчас указывает представитель третьего лица, истец Петригин В.В. перед обращением в суд с иском ни к этому ответчику, ни территориальные органы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, не обращался, поэтому он считает, что истец не исчерпал возможность урегулирования возникшего спора в досудебном порядке. Ответчик Мастрюков К.В., и третьи лица Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю, с/т «Родник», будучи надлежаще извещенными о месте и времен и судебного заседания, что суд установил из расписок о вручении судебных повесток (л.д.36-37) в него не явились, уважительности причин своей неявки суду не представили, не просили об отложении судебного разбирательства, в связи с этим в соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть поставленный перед ним вопрос в отсутствии не явившихся лиц. Суд, оценив все в совокупности, пришел к выводу, что исковое заявление Петригина В.В. подлежит оставлению без рассмотрения по следующим основаниям. В соответствии со ст.19 Федерального закона РФ от 02.01.2000 года №28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» государственный кадастровый учет земельных участков проводится по месту их нахождения в обязательном порядке на всей территории РФ. Для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков. В соответствии с ч.2 ст.5 федерального закона от 24.07.2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в целях присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров орган кадастрового учета осуществляет кадастровое деление территории Российской Федерации на кадастровые округа, кадастровые районы и кадастровые кварталы. При установлении или изменении единиц кадастрового деления территории Российской Федерации соответствующие сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании правовых актов органа кадастрового учета. В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» если одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, в соответствии с кадастровыми сведениями пересекает одну из границ другого земельного участка (за исключением случая, если другой земельный участок, является преобразуемым объектом недвижимости) орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового учета (далее - решение о приостановлении), если такое приостановление допускается в соответствии с правилами настоящей статьи. При этом решение о приостановлении должно содержать причину приостановления осуществления кадастрового учета с обязательной ссылкой на соответствующие положения части 2 настоящей статьи, в нем указываются обстоятельства, послужившие основанием для его принятия, а также выявленные органом кадастрового учета возможные причины возникновения этих обстоятельств (в связи с технической ошибкой, допущенной органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости, с ошибкой, допущенной кадастровым инженером при выполнении кадастровых работ в отношении объекта недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, или в отношении другого объекта недвижимости, кадастровый учет которого был осуществлен ранее, и тому подобным) и рекомендации по устранению данных причин. При выявлении пересечения или иного не соответствия границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление с границами другого земельного участка, кадастровый учет которого был осуществлен ранее, орган кадастрового учета должен: 1) Проверить наличие технической ошибки в ГКН относительно местоположения границ земельного участка, кадастровый учет которого был осуществлен ранее путем проверки соответствия сведений о местоположении границ земельных участков, содержащихся в ГКН, сведениям в документах, на основании которых они внесеныПри выявлении технической ошибки в ГКН исправления выполняются в соответствии с письмом Роснедаижимости «О направлении разъяснений» от 25.03.2008 №ВК/1376. 2) При отсутствии технической ошибки в ГКН орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового учета земельного участка (далее - решение о приостановлении) с указанием информации о возможном наличии кадастровой ошибки в сведениях о местоположении границ земельных участков. Как следует из искового заявления, основанием для обращения в суд с настоящим иском послужила выявленная при проведении землеустроительных работ геодезическая накладка на спорный земельный участок принадлежащий истцу с кадастровым номером № на земельный участок с кадастровым номером №, землепользователя Мастрюкова К.В. На момент проведении землеустроительных работ от 15.09.2008 согласно письму Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 07.07.2008 № ВК/2922 «О кадастровой ошибке» на органы кадастрового учета была возложена обязанность в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2002 №214 «Об утверждении положения и государственной экспертизе землеустроительной документации» по проведению государственной экспертизы землеустроительной документации. В связи с этим, помимо информации о возможном наличии кадастровой ошибки, геодезической накладки органы кадастрового учета или кадастровый инженер также должны были указать сведения о месте и времени проведения государственной экспертизы землеустроительной документации земельного участка. Таким образом, Петригин В.В., как заинтересованное лицо был вправе настаивать на проведении государственной экспертизы землеустроительной документации. Организация проведения государственной экспертизы землеустроительной документации земельного участка, кадастровый учет которого был осуществлен ранее (до 01.03.2008) осуществлялась одновременно с принятием решения о приостановлении. При этом в состав экспертной комиссии включаются кадастровые инженеры, выполнившие работы по определению местоположения границ данных земельных участков или их уполномоченные лица. В рамках проведения экспертизы., в случае необходимости, возможно выполнение контрольного определения координат характерных точек границ земельных участков, по результатам которого должен быть подготовлен документ, содержащий информацию о таких определениях, а также сведения о значениях полученных координат характерных точек границ земельных участков, удостоверенный членами экспертной комиссии. При этом аналогичный порядок исправления кадастровой ошибки применялся в отношении земельных участков, кадастровый учет которых осуществлен после 01.03.2008. Однако вместо организации экспертизы землеустроительной документации создавалась комиссия органа кадастрового учета, в состав которой включались его сотрудники и кадастровые инженеры, выполнившие работы по определению местоположения границ данных земельных участков или их уполномоченные лица, для проведения повторных переопределений координат характерных точек по таким границам. Состав экспертной группы и ее председатель утверждался органом кадастрового учета. В обязательном порядке в письменной форме информировался собственник земельного участка, кадастровый учет которого был проведен ранее, о месте и времени проведения государственной экспертизы на предмет возможности выявления кадастровой ошибки при определении местоположения границ его земельного участка. Результаты государственной экспертизы орган кадастрового учета оформлял в установленном законном порядке, а в случае выявления кадастровой ошибки составлял протокол выявления кадастровой ошибки, в соответствии с пунктом 48 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20.02.2008 №35. Протокол выявления кадастровой ошибки заверялся подписью председателя экспертной комиссии. Поскольку в соответствии с частью 4 статьи 28 Закона № 221-ФЗ кадастровая ошибка подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости, то для его исправления необходимо получить письменное заявление собственника объекта недвижимости. При наличии заявления от собственника объекта недвижимости об исправлении кадастровой ошибки и документов, содержащих сведения в объеме необходимом для внесения данных исправлений, орган кадастрового учета принимает решение об устранении такой ошибки, с учетом требований части 5 статьи 28 Закона № 221-ФЗ и письма Роснедвижимости «О подготовке документов для целей обеспечения ведения государственного кадастра недвижимости» от 04.03.2008 года № ВК/0877. Заверенная копия решения направляется заинтересованным лицам в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения. В случае несогласия собственника объекта недвижимости на внесение изменений, в сведениях которого допущена кадастровая ошибка или иной причины невозможности получения письменного заявления, орган кадастрового учета инициирует обращение в суд для решения вопроса о внесении данных изменений в сведения ГКН с приложением необходимых для принятия такого решения документовТаким образом, до подачи соответствующего заявления в суд истцу следовало обратиться в Территориальный отдел Управления Роснедвижимости по Краснодарскому краю с заявлением о проведении государственной экспертизы землеустроительной документации. После получения указанного заключения направить его вместе с заявлением о необходимости корректировки границ земельного участка в адрес собственника участка для рассмотрения последним вопроса о наличии кадастровой ошибки и принятия решения о ее исправлении. Доказательств обращения к ответчику с соответствующим заключением наличия кадастровой ошибки заявителем не представлено, таким образом, предусмотренный действующим законодательством досудебный порядок не соблюден. В настоящий момент государственная экспертиза землеустроительной документации не проводится. Вместе с тем, отмена актов о проведении экспертизы землеустроительной документации, не означает освобождение заинтересованных лиц от обязанности обратиться к собственнику учтенного в ГКН земельного участка с заявлением о наличии кадастровой ошибки с документальным подтверждением указанного факта. Т.е. утверждение заявителя о наличии кадастровой ошибки должно быть основано на заключении соответствующего специалиста, обладающего специальными познаниями и разрешениями на осуществление определенных видов деятельности. При этом подобное заключение должно содержать ход проведения соответствующих исследований, сведения на основании которых специалист пришел в выводу о наличии кадастровой ошибки в документации на ранее учтенный земельный участок, а также предложения по ее устранению. Так согласно пункту 70 Приказа Министерства экономического развития РФ от 24.11.2008 № 412 «Об утверждении формы, межевого плана, и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков» в случае выявления в ходе кадастровых работ ошибок, пересечения, несовпадения, разрывы в местоположении ранее установленных границ смежных земельных участков, ранее допущенные кадастровые ошибки, границ муниципальных образований или населенных пунктов, приведение в разделе «Заключение кадастрового инженера» предложений кадастрового инженера по устранению выявленных ошибок, в том числе результаты необходимых измерений. Частью 14 статьи 45 Закона № 221 -ФЗ устанавливается, что орган кадастрового учета вправе уточнять местоположение границ ранее учтенного земельного участка, а также местоположение здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке с использованием картографической основы кадастра в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости вносятся на основании материалов работ по такому уточнению. Если при этом в соответствии с кадастровыми сведениями одна из границ ранее учтенного земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка, орган кадастрового учета обеспечивает устранение такого пересечения в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Таким образом, по вопросу ликвидации зоны пересечения необходимо обращаться в территориальные органы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, представив документы, приведенные в п. 6 Положения о контроле за проведением землеустройства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 №1061 Судом установлено, что до настоящего времени истец Петригин В.В. не обращался с соответствующим заявлением в органы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Из вышеизложенного суд делает вывод, что возможно в установленном порядке, после предоставления истцом требуемых п. 6 Положения о контроле за проведением землеустройства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 №1061 документов, провести контроль по вопросу ликвидации зоны пересечения, то есть внесудебный порядок разрешения спора, предусмотренный вышеуказанными федеральными законами до обращения в суд истцом Петригиным В.В. не соблюден. В соответствии с абз.2 ст.222 ГПК РФ суд оставляет исковое заявление без рассмотрения в случае, если истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории дел или предусмотренный договором сторон досудебный порядок урегулирования спора. В данном случае суд установил наличие вышеуказанных обстоятельств, поэтому исковое заявление Петригина В.В. подлежит оставлению без рассмотрению. В соответствии со ст.222 ГПК РФ обстоятельства, препятствующие рассмотрению дела. В данном случае, суд разъясняет, что для ликвидации зоны пересечения необходимо истцу Петригину В.В. необходимо обратится в территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, представив документы, приведенные в п. 6 Положения о контроле за проведением землеустройства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 №1061, а именно заявления лица, заинтересованного в проведении контроля, в котором указываются: а) сведения о заявителе: фамилия, имя, отчество, место жительства - для гражданина; полное наименование организации, фамилия, имя, отчество ее руководителя, местонахождение - для организации; наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, фамилия, имя, отчество должностного лица - для органа государственной власти, органа местного самоуправления; б) сведения о лице, осуществляющем работы по проведению землеустройства: фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя - для гражданина; полное наименование организации, фамилия, имя, отчество ее руководителя, местонахождение - для организации; в) признаки нарушения требований законодательства Российской Федерации при проведении землеустройства. На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.222,223, 224,225 ГПК РФ, суд ОПРЕДЕЛИЛ: Исковое заявление Петригина В.В. к Мастрюкову К.В. о отмене результатов межевания, признании недействительным согласований землеустроительного дела, снятии с кадастрового учета земельного участка, - оставить без рассмотрения. Разъяснить Петригина В.В., что после устранения обстоятельств послуживших основанием для оставления без рассмотрения, он вправе вновь обратиться в суд с исковым заявлением в общем порядке. Определение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Хостинский районный суд г.Сочи в течение 10 дней. Председательствующий судья Тимченко Ю.М. На момент публикации определение не вступило в законную силу