Дело №2-1947/2011 г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 27 сентября 201 1 года Хостинский районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе: председательствующего Пилипенко Ю.А. при секретаре Рыжковой Ю.В. рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по заявлению Дунаев П.А. об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, УСТАНОВИЛ: Дунаев П.А. обратился в Хостинский районный суд города Сочи с заявлением об оспаривании действий (бездействий) органа местного самоуправления в порядке Главы 25 ГПК РФ. В судебном заседании заявитель в обоснование заявленных требований указал, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов с разрешенным использованием- для строительства индивидуального жилого дома, площадью 700 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, <адрес> № 08 сентября 2011г. в администрацию Хостинского района города Сочи им было подано заявление о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на вышеуказанном земельном участке. К данному заявлению были приложены документы, предусмотренные действующим законодательством, однако до настоящего времени ответа на свое обращение им не получено, равно как и не получено отказа на выдачу разрешения. Заявитель полагает, что данным бездействием нарушены его права и охраняемые законом интересы, в связи с этим он обратился в суд с данным заявлением. В судебном заседании представитель заинтересованного лица администрации Хостинского района города Сочи возражал против удовлетворения заявления, при этом не представил суду доказательств в опровержение доводов заявителя. Суд, выслушав стороны, изучив представленные письменные доказательства, считает, что заявление Дунаева П.А. об оспаривании действий (бездействий) органа местного самоуправления в порядке Главы 25 ГПК РФ подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Из материалов гражданского дела следует, что 06 апреля 2010 г. по договору купли-продажи (л.д. 6) Дунаевым П.А. был приобретен земельный участок, кадастровый номер №, категория земель: земли населенных пунктов для строительства индивидуального жилого дома, площадью 700 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, <адрес> Право собственности на данный участок зарегистрировано Управлением Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № от 04.05.2010 г. л.д. 7. Кадастровый паспорт земельного участка представлен на л.д. 8-10. Как указал заявитель, 08 сентября 2011г. и данный факт подтверждается материалами гражданского дела, он обратился в администрацию Хостинского района города Сочи с заявлением о выдаче ему разрешения на строительство индивидуального жилого дома на вышеуказанном земельном участке. К заявлению Дунаева П.А. были приложены документы, предусмотренные ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, а именно: копия паспорта, свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок, кадастровый паспорт земельного участка, градостроительный план земельного участка, схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального строительства, технические условия на электроснабжение, водоснабжение и водоотведение, на газоснабжение. Данные доводы подтверждаются материалами дела на л.д.11-12 и не оспариваются заинтересованным лицом. Согласно пункта 10 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 данной статьи документов. Однако как установлено в судебном заседании, требования предусмотренные ч. 7 и 9 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ заявителем были исполнены в полном объеме. При этом, согласно положений части 11 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления….. в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство обязаны осуществить следующие действия: 1) проводят проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению; 2)проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной 3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа. Судом установлено, что по истечению срока предусмотренного действующим законодательствам, администрацией Хостинского района города Сочи никаких действий выполнено не было. Более того, как пояснил в судебном заседании представитель заинтересованного лица - Магдиев Д.А ему не известно, как и когда было рассмотрено заявление Дунаева П.А. о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, при этом его позиция не была мотивирована. При этом суд отмечает, что заявитель обратился в суд с заявлением в порядке Главы 25 ГПК РФ, согласно ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). Представителем заинтересованного лица доказательств в опровержение доводов заявителя не представлено. Как указано в ст. 260 ГК РФ, лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (статья 209) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте. Согласно ст. 263 ГК РФ, собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260). В соответствии со ст. 42 ЗК РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. Суд считает, что администрация Хостинского района г. Сочи, нарушает права Дунаева П.А. как собственника земельного участка, создавая препятствия по его использованию в соответствии с целевым назначением, как это предусмотрено гражданским и земельным законодательством, поскольку указанный земельный участок предназначен именно для индивидуального жилищного строительства и приобретался им для строительства индивидуального жилого дома. Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Статья 40 Конституции Российской Федерации, гарантирует право граждан на жилище. При этом конституционно закреплена обязанность органов местного самоуправления поощрять жилищное строительство, а также создавать условия для осуществления права на жилище. Жилищный кодекс Российской Федерации, являясь основополагающим нормативным актом, регулирующим жилищные отношения в ст. 2 предусматривает положения, в соответствии с которым органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе - стимулируют жилищное строительство. Данной норме, корреспондируют положения п. 6 п. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-Ф3 от 06.10.2003 года, которые в частности устанавливают, что органы местного самоуправления обязаны создавать условия для жилищного строительства. Осуществление жилищного строительства непосредственно связано с правом граждан на использование участка в соответствии с его разрешенным использованием, в частности для жилищного строительства, а также получения разрешения на строительство. В соответствии со ст. 3 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, В соответствии со ст. 3 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», суды рассматривают жалобы на любые действия /решения/, нарушающие права и свободы граждан, кроме действий /решений/, проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ, а также действий /решений/, в отношении которых законодательством предусмотрен иной порядок судебного обжалования. В соответствии со ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Согласно п.2 ст. 254 ГПК РФ, заявление подается в суд по подсудности, установленной статьями 24 - 27 настоящего Кодекса. Заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются. Согласно ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; Статьей 258 ГПК РФ установлено, что суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. В соответствии с вышеуказанными обстоятельствами, суд приходит к выводу, что бездействие органа местного самоуправления по рассмотрению заявления о разрешении на строительство индивидуального жилого дома нарушает конституционные и гражданские права заявителей, и противоречит принципам законности и разумности, в связи с чем требования заявителя Дунаева П.А. основаны на действующем законодательстве, нормах права и подлежат удовлетворению. На основании выше изложенного и руководствуясь со ст. 254, 255 ГПК РФ, РЕШИЛ: Заявление Дунаев П.А. об оспаривании бездействия органа местного самоуправления - удовлетворить полностью. Признать незаконным бездействие администрации Хостинского района г. Сочи по рассмотрению заявления Дунаев П.А. о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером № Обязать администрацию Хостинского района г. Сочи выдать Дунаев П.А. разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером № согласно схемы планировочной организации земельного участка в течении 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу. Решение к 10 дней, с момента изготовления полного текста мотивированного решения суда (то есть 03 октября 2011 года) может быть обжаловано в краевой суд и отпечатано в совещательной комнате. Председательствующий: Ю.А. Пилипенко Решение на момент публикации не вступило в законную силуСогласовано Судья Пилипенко Ю.А.
организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального
жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям;