К делу № 2-1874/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 6 октября 2011 г. г. Сочи Судья Хостинского районного суда г. Сочи Краснодарского края Леошик Г.Д. С участие прокурора Кукина А.В. при секретаре Чеботаревой М.С. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Сочи, в порядке ст. 45 ГПК РФ, в интересах Российской Федерации к Кочикян В.А., Департаменту по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года, ФКУ «Дирекция по строительству и реконструкции дорог Черноморского побережья Федерального дорожного агентства» о признании соглашения недействительным и взыскании денежных средств, У С Т А Н О В И Л : Прокурор города Сочи, в порядке ст. 45 ГПК РФ, в интересах Российской Федерации обратился в суд с иском к Кочикян В.А., Департаменту по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года, ФКУ «Дирекция по строительству и реконструкции дорог Черноморского побережья Федерального дорожного агентства» о признании соглашения недействительным и взыскании денежных средств, Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проведенной прокуратурой г. Сочи проверки установлено, что на основании ч. 6 ст. 15 ст. 15 Федерального закона от 01.12.2007 № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13.11.2010 №-р земельный участок скадастровым номером № площадью 572 кв.м., расположенный по адресу: г. Сочи, Хостинский район, садоводческое товарищество «Лысая гора», участок №, принадлежащий на праве пожизненного наследуемого владения Кочикян В.А., изъят для нужд Российской Федерации в целях строительства олимпийского объекта «Центральная автомагистраль г. Сочи «Дублер Курортного проспекта». В рамках реализации полномочий, предоставленных ч.ч. 24, 25 ст. 15 Федерального закона № 310-ФЗ, департаментом по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года (далее - Департамент) подготовлено соглашение об изъятии в целях строительства олимпийского объекта федерального значения земельного участка с кадастровым номером № принадлежащего Кочикяну В.А. 20.04.2011 между Департаментом, Федеральным государственным учреждением «Дирекция по строительству и реконструкции дорог Черноморского побережья Федерального дорожного агентства» (впоследствии переименованном в Федеральное казенное учреждение «Дирекция по строительству и реконструкции дорог Черноморского побережья Федерального дорожного агентства», далее - Дирекция) и Кочикяном В.А. заключено соглашение об изъятии за №-р (далее -Соглашение). Предметом Соглашения в соответствии с его условиями, установленными и. 1 ст. 1, является прекращение права пожизненного наследуемого владения Кочикяна В.А. на вышеназванный земельный участок. По условиям п. 3 ст. 2 Соглашения денежные средства в общей сумме 1 428 084 рубля перечислены Дирекцией с расчетного счета № на счет Кочикяна В.А. № указанный в Соглашении, что подтверждается платежным поручением от 13.05. 2011 №. Вместе с тем, полученные ответчиком Кочикяном В.А. на личный счет денежные средства подлежат возвращению на счет Дирекции, в связи с отсутствием сведений, подтверждающих достоверность документов, подтверждающих право пожизненного наследуемого владения Кочикяна В.А. на земельный участок с кадастровым номером № площадью 572 кв.м., расположенный по адресу: г. Сочи, Хостинский район, садоводческое товарищество «Лысая гора», участок №, указывают на нарушения требований ст. 15 Федерального закона № 310-ФЗ при осуществлении процедуры изъятия названного участка. Учитывая, что до настоящего времени денежные средства в сумме 1 428 084 рубля Кочикяном В.А. на счет Дирекции не возвращены, права Российской Федерации на распоряжение бюджетными средствами в формах, установленных бюджетным законодательством, как участника бюджетной системы нарушены. В связи с чем прокурор обратился в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации в соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. В судебном заседании представитель истца - прокуратуры города Сочи Кукин А.В. - настаивал на удовлетворении заявленных требований. Ответчик Кочикян В.А. возражал против удовлетворения иска, пояснив при этом. Что был намерен оформить свои права на участок надлежащим образом, но при обращении в администрацию ему было отказано. Представители ответчиков ФКУ «Дирекция по строительству и реконструкции дорог Черноморского побережья Федерального дорожного агентства», Департамента по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года не возражали против удовлетворения иска. Суд, выслушав стороны, исследовав представленные суду письменные доказательства, приходит к выводу о том, что исковое заявление подлежит удовлетворению в полном объеме. К такому выводу суд пришел по следующим основаниям. В рамках реализации полномочий, предоставленных ч.ч. 24, 25 ст. 15 Федерального закона № 310-ФЗ, департаментом по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года (далее - Департамент) подготовлено соглашение об изъятии в целях строительства олимпийского объекта федерального значения земельного участка с кадастровым номером № принадлежащего Кочикяну В.А. (л.д. 8-12). Данное соглашение было подписано Кочикяном В.А., на л.д. 13-14 имеется копия акта приема-передачи земельного участка. По условиям п. 3 ст. 2 Соглашения денежные средства в общей сумме 1 428 084 рубля перечислены Дирекцией с расчетного счета № на счет Кочикяна В.А. № указанный в Соглашении, что подтверждается платежным поручением от 13.05. 2011 №.(л.д.38). Вместе с тем, действительно, полученные ответчиком Кочикяном В.А. на личный счет денежные средства подлежат возвращению на счет Дирекции по следующим основаниям. В соответствии с положениями ст. 15 Федерального закона № 310-ФЗ земельные участки, предназначенные для размещения олимпийских объектов, подлежат изъятию путем выкупа либо прекращения прав правообладателя. В силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Частью ч. 9 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» закреплено, что государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения об объекте недвижимого имущества - земельном участке с кадастровым номером № отсутствуют. (л.д.33-34) Основанием для принятия решения об изъятии земельного участка с кадастровым номером № площадью 572 кв.м., расположенный но адресу: г. Сочи, Хостинский район, садоводческое товарищество «Лысая гора», участок №, послужило свидетельство о праве пожизненного наследуемого владения от 25.09.1993 №, выданное Кочикян В.А.. Согласно данному свидетельству земельный участок предоставлен Кочикяну В.А. постановлением главы администрации Хостинского района города Сочи от 06.09.1993 № для садоводства. Однако в ходе проверки, проведенной прокуратурой края, установлено, что сведения о регистрации свидетельства о праве пожизненного наследуемого владения от 25.09.1993 № в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства, отсутствуют. Второй экземпляр вышеназванного свидетельства на хранении в государственном фонде данных не находится. Указанные факты подтверждаются служебной запиской заместителя начальника отдела по регистрации прав на олимпийские объекты управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 14.07.2011. (л.д. 32). Государственная регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером № была приостановлена 24.05.2011 в связи с нарушением требований Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» по причине несоответствия документов, представленных на государственную регистрацию, требованиям действующего законодательства. (л.д.21-22). Сведений, подтверждающих признание права Кочикяна В.А. на вышеназванный земельный участок в судебном порядке, в ходе проверки не представлено, в материалах регистрационного дела они также отсутствуют. Таким образом, результаты проверки, свидетельствующие об отсутствии сведений подтверждающих достоверность документов, подтверждающих право пожизненного наследуемого владения Кочикяна В.А. на земельный участок с кадастровым номером № площадью 572 кв.м., расположенный по адресу: г. Сочи, Хостинский район, садоводческое товарищество «Лысая гора», участок №, указывают на нарушения требований ст. 15 Федерального закона № 310-ФЗ при осуществлении процедуры изъятия названного участка. При разрешении данного спора ответчик, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, обязан представить суду доказательства, в опровержение доводов истца. Однако таких доказательств суду не представлено. Не могут быть приняты во внимание судом утверждения ответчика Кочикян В.А. о намерении оформить свои права на участок надлежащим образом однако невозможностью осуществления этого в связи с отказом администрации. Ответчик не представил суду надлежащих доказательств в подтверждение своих доводов, кроме того, свидетельство о праве пожизненного наследуемого владения на спорный земельный участок было получено Кочикяном ВА. 25.09.1993 году, более 18 лет назад, то есть ответчик имел реальную возможность оформить свои права на участок надлежащим образом и в соответствии с законом, однако, ею не воспользовался. В связи с чем требования истца, заявленные к указанному ответчику законны и обоснованы. Согласно ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима или не предусматривает иных последствий нарушения. Поскольку соглашение от 20.04.2011 №-р, подписанное Департаментом, Дирекцией и Кочикяном В.А., заключено с нарушением норм действующего законодательства, оно является недействительным (ничтожным). Строительство объекта «Центральная автомагистраль г. Сочи «Дублер Курортного проспекта», предусмотренного Программой строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 991, осуществляется за счет бюджетных ассигнований из федерального бюджета, получаемых для реализации программных мероприятий в форме имущественного взноса Российской Федерации. Полномочия учредителя Дирекции, образованной на основании распоряжения государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации от 27.04.2011 №-р, осуществляет Федеральное дорожное агентство (Росавтодор). Дирекция является некоммерческой организацией, наделенной имуществом, находящимся в федеральной собственности, на правах оперативного управления, осуществляет свою деятельность на основании устава, утвержденного приказом Росавтодора от 14.09.2006 № 102. Согласно уставу Дирекция является федеральным государственным учреждением, предназначенным для осуществления функций государственного заказчика по строительству автомобильных дорог общего пользования федерального значения и сооружений на них. Согласно ст. 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее -БК РФ) одним из структурных составляющих бюджетной системы Российской Федерации является федеральный бюджет. В соответствии со ст. 161 БК РФ финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы. Согласно ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное имущество. Указанное правило применяется независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лип или произошло помимо их воли. Учитывая, что до настоящего времени денежные средства в сумме 1 428 084 рубля Кочикяном В.А. на счет Дирекции не возвращены, права Российской Федерации на распоряжение бюджетными средствами в формах, установленных бюджетным законодательством, как участника бюджетной системы нарушены, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме. В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера государственная пошлина организациями уплачивается в размере 4000 рублей. В данном случае ответчик в силу закона не освобожден от обязанности несения судебных расходов, а доказательств иного суду не предоставлено, поэтому с учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что с ответчика подлежит взысканию в доход государств государственная пошлина, в сумме, от уплаты которой истец был освобожден, а именно в размере 4 000 рублей. На основании изложенного и руководствуясь 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Обязать Кочикян В.А. денежные средства в сумме 1 428 084 рубля 00 копеек (один миллион четыреста двадцать восемь тысяч восемьдесят четыре рубля 00 копеек) перечислить на расчетный счет Федерального казенного учреждения «Дирекция по строительству и реконструкции дорог Черноморского побережья Федерального дорожного агентства» №. Взыскать с Кочикян В.А. в доход государства государственную пошлину в размере 4000 рублей, перечислив указанную сумму на расчетный счет МРИ Федеральная Налоговая служба РФ №8 по Краснодарскому краю в городе Сочи, адрес взыскателя: Россия, Краснодарский край, город Сочи, проспект Курортный, д. 106 Б. Решение в 10 дней, с момента получения полного текста мотивированного решения суда может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Хостинский районный суд г. Сочи. Решение отпечатано в совещательной комнате. Судья Г.Д. Леошик На момент публикации не вступило в законную силу