К делу № 2-1660/2011 03 октября 2011 года Хостинский районный суд г. Сочи Судья Хостинского районного суда г. Сочи Краснодарского края Язвенко В.М., при секретаре Арефьевой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Департамента Краснодарского края по реализации полномочий зимних Олимпийских игр 2014 года к Черноваловой Т.Б. об изъятии в собственность недвижимого имущества и обязании освободить нежилое помещение, и по встречному иску Черноваловой Т.Б. к Департамента Краснодарского края по реализации полномочий зимних Олимпийских игр 2014 года и ФКУ «Дирекция по строительству и реконструкции автомобильных дорог Черноморского побережья дорог Черноморского побережья Федерального дорожного агентства» об изъятии недвижимого имущества и взыскании денежных средств, УСТАНОВИЛ: Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних олимпийских игр 2014 года обратился в Хостинский районный суд города Сочи Краснодарского края с исковым заявлением к Черноваловой Т.Б. об изъятии для федеральных нужд в собственность Российской Федерации в целях размещения олимпийского объекта федерального значения путём выкупа объекта недвижимого имущества - здания магазина, литер А, общей площадью 415,2 кв.м., находящегося на земельном участке с кадастровым номером № площадью 224 кв.м., расположенном по адресу: Краснодарский край, город Сочи, №, посредством перечисления со стороны Федерального государственного учреждения «Дирекция по строительству и реконструкции автомобильных дорог Черноморского побережья Федерального дорожного агентства» (далее - Дирекция) денежной суммы в размере 18 677 332 рубля на банковский счёт Черноваловой Т.Б. либо перечисления указанной денежной суммы в депозит суда; обязании Черноваловой Т.Б. освободить магазин литер А общей площадью 415,2 кв., находящийся на земельном участке (земли населенных пунктов) с кадастровым номером № площадью 224 кв.м., расположенном по адресу: Краснодарский край, город Сочи, Хостинский район, <адрес>, от иных лиц и движимого имущества. Исковые требования мотивированы тем, что согласно абзацу 5 подпункта 1 пункта 2 Распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 24.03.2011 г. № 418-р «Об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения олимпийских объектов федерального значения» (в ред. распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27.04.2011 г. № 666-р) для федеральных нужд в целях размещения олимпийского объекта федерального значения «Центральная автомагистраль г.Сочи «Дублер Курортного проспекта» от км 172 федеральной дороги М-27 Джубга-Сочи (р.Псахе) до начала обхода города Сочи ПКО «Р.Агура) с реконструкцией участка автомобильной дороги по ул.Земляничной до Курортного проспекта (проектные и изыскательские работы, строительство)» изъяты объекты недвижимого имущества, расположенные на земельном участке (земли населенных пунктов) с кадастровым номером № площадью 224 кв.м., расположенном по адресу: Краснодарский край, город Сочи, Хостинский район, <адрес>, находящиеся в собственности гражданки Черноваловой Т.Б.. На основании пункта 21 статьи 15 Закона №310-Ф3 ООО ОК «Золотая Цифра» проведена оценка рыночной стоимости магазина лит А общей площадью 415,2 кв.м., находящегося на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 224 кв.м., расположенном по адресу: г. Сочи Хостинский район <адрес>, принадлежащего на праве собственности Черноваловой Т.Б., а так же размера подлежащих возмещению в связи с изъятием и убытков, рыночная стоимость указанного магазина составила 16 859 036 рублей, размер убытков, причиненных Черноваловой Т.Б. изъятием составил 1 818 296 рублей. Черновалова Т.Б. отказывается подписать соглашение в связи с изъятием имущества в целях размещения олимпийского объекта, на условиях предложенных стороной истца. Ответчица Черновалова Т.Б. обратилась со встречным исковым заявлением к Департаменту Краснодарского края по реализации полномочий зимних Олимпийских игр 2014 года и ФКУ «Дирекция по строительству и реконструкции автомобильных дорог Черноморского побережья дорог Черноморского побережья Федерального дорожного агентства», в котором она просит обязать Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года в целях размещения олимпийского объекта федерального значения изъять у Черноваловой Т.Б. земельный участок с кадастровым номером № площадью 224,0 кв.м., расположенный по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Хостинский район, <адрес>; обязать Федерального государственного учреждения «Дирекция по строительству и реконструкции автомобильных дорог Черноморского побережья Федерального дорожного агентства» осуществить в пользу Черноваловой Т.Б. оплату выкупной цены здания магазина и убытков, причинённых в связи с изъятием объектов недвижимого имущества, расположенных по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Хостинский район, <адрес>, определённой в ходе рассмотрения спора согласно заключению комплексно-комиссионной судебной экспертизы. В дальнейшем ответчица по первоначальному иску Черновалова Т.Б. уточнила свои встречные требования, и просила обязать Федеральное казенное учреждение «Дирекция по строительству и реконструкции автомобильных дорог Черноморского побережья Федерального дорожного агентства» осуществить в пользу Черноваловой Т.Б. оплату выкупной цены здания магазина и иных правомерно возведённых объектов расположенных на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: Краснодарский край, город Сочи, Хостинский район, <адрес>, в размере 23 372 039 рублей, а также убытков, причинённых Черноваловой Т.Б. изъятием вышеуказанных объектов недвижимости, в размере 2 757 380 рублей. Также Черновалова Т.Б. просит суд взыскать с Федерального государственного учреждения «Дирекция по строительству и реконструкции автомобильных дорог Черноморского побережья Федерального дорожного агентства» в пользу Черноваловой Т.Б. сумму судебных расходов по оплате за проведение судебной экспертизы. Представитель Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года Кравченко О.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям. Ответчик Черновалова Т.Б. в судебном заседании полагала возможным первоначальный иск в части обязания её освободить магазин литер А общей площадью 415,2 кв., находящийся на земельном участке (земли населенных пунктов) с кадастровым номером № площадью 224 кв.м., расположенном по адресу: Краснодарский край, город Сочи, Хостинский район, <адрес>, от иных лиц и движимого имущества удовлетворить, в удовлетворении остальной части первоначальных исковых требований просила отказать, поддержала свое встречное исковое заявление, пояснив суду, что компенсации подлежит не только стоимость изымаемого здания магазина, но и убытки, связанные с прекращением права аренды на земельный участок площадью 224 кв.м. с кадастровым номером № при отсутствии на него у ответчика правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов. Так же ответчица по первоначальному иску Четновалова Т.Б. пояснила, что заключения данные ООО ОК «Золотая цифра» нельзя принимать во внимание поскольку, никто их экспертов не выезжал на место осмотра, ей об этом как собственнику магазина известно не было. Представитель ответчика по первоначальному иску Давыгора С.Н. в судебном заседании пояснил, что в соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 01.12.2007 г. № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 310-ФЗ) в период с 1 января 2008 года до 1 января 2014 года на территории Краснодарского края допускается изъятие земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд в целях размещения олимпийских объектов. Согласно части 17.4 статьи 15 Закона № 310-ФЗ регистрация прекращения права собственности прежнего правообладателя производится при установлении следующих юридических фактов: принятия решения об изъятии в целях размещения олимпийских объектов, заключения соглашения с собственником в связи с изъятием имущества, и факта передачи имущества прежним собственником по акту приема-передачи. В силу части 21 статьи 15 Закона № 310-ФЗ для определения рыночной стоимости земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, изымаемых в целях размещения олимпийских объектов федерального значения, а также убытков, подлежащих возмещению правообладателям указанных объектов недвижимого имущества в связи с их изъятием, после принятия решения об изъятии указанных объектов недвижимого имущества администрация Краснодарского края совместно с Корпорацией заключает договор с оценщиком на проведение оценки указанных объектов недвижимого имущества и убытков, причиненных таким изъятием. После получения отчета об оценке осуществляется подготовка проекта соглашения, заключаемого в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества, и обеспечивается возможность ознакомления с ним лиц, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них иные объекты недвижимого имущества. На основании абзаца 5 подпункта 1 пункта 2 Распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 24.03.2011 г. № 418-р «Об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения олимпийских объектов федерального значения» (в ред. распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27.04.2011 г. № 666-р) для федеральных нужд в целях размещения олимпийского объекта федерального значения «Центральная автомагистраль г.Сочи «Дублер Курортного проспекта» от км 172 федеральной дороги М-27 Джубга-Сочи (р.Псахе) до начала обхода города Сочи ПКО «Р.Агура) с реконструкцией участка автомобильной дороги по <адрес> до Курортного проспекта (проектные и изыскательские работы, строительство)» изъяты объекты недвижимого имущества, расположенные на земельном участке (земли населенных пунктов) с кадастровым номером № площадью 224 кв.м., расположенном по адресу: Краснодарский край, город Сочи, Хостинский район, <адрес> находящиеся в собственности гражданки Черноваловой Т.Б.. Служебным письмом от 27.06.2011 г. № 81-11032/11-05.1 истец в адрес ответчика для ознакомления и подписания направил проект соглашения б/н и б/д в связи с изъятием объекта недвижимого имущества в целях размещения олимпийского объекта федерального значения, подписываемого между истцом, Дирекцией и ответчиком. Соглашение было подписано со стороны Департамента и Дирекции. Для оценки Департаментом в качестве оценщика было привлечёно ООО «Оценочная компания «Золотая цифра» г.Ростов-на-Дону, которое произвело оценку и представило Департаменту отчёт об оценке от 23.05.2011 г. № 509-2011 (далее - Отчёт об оценке от 23.05.2011 г. № 509-2011). Данные этого отчёта были использованы при составлении соглашения. Согласно пункту 2 статьи 2 соглашения рыночная стоимость объекта недвижимого имущества, указанного в пункте 1 статьи 1 настоящего соглашения (здания магазина), составляет 16 859 036 рублей; размер убытков, подлежащих возмещению в связи с изъятием объекта недвижимого имущества в целях размещения олимпийского объекта федерального значения, составляет 1 818 296 рублей. Ответчик не согласился с отчётом об оценке от 23.05.2011 г. № 509-2011, считает его недостоверным, по следующим основаниям: - оценщик определил размер убытков, связанных с изъятием незарегистрированного земельного участка. Размер убытков от прекращения права долгосрочной (49 лет) аренды на спорный земельный участок оценщик не определял; - минимальная площадь земельного участка, необходимая для использования (эксплуатации) здания, определяется согласно пункту 3 статьи 33 ЗК РФ, а не на основании указанного оценщиком письма РГ НСОД № РГИ-079/10 от 02.09.2010 г., имеющего рекомендательный характер; незастроенная часть земельного участка площадью 68,6 кв.м. имеет отношение к находящемуся на земельном участке зданию магазина, принадлежащему ответчику, поскольку она необходима для его использования;- минимальная площадь земельного участка с кадастровым номером №, необходимая для использования (эксплуатации) изымаемого здания магазина, должна составлять 224 кв.м. исходя из площади части земельного участка, занятого зданием магазина в размере 155,4 кв.м. (застроенная) и части земельного участка, необходимого для использования магазина, в размере 68,6 кв.м. (незастроенная); - при проведении оценки оценщиком было допущено искажение действительных сведений. В отчёте оценщик указал: на наличие у здания магазина ленточного фундамента, когда при этом указанное здание имеет фундамент в виде железобетонной плиты; на наличие на полах здания магазина линолеума, когда при этом поверхность полов в здании магазина выполнена полиуретановым покрытием; на отсутствие в помещениях здания магазина систем пожарной сигнализации, когда при этом эта система имеется, смонтирована и функционирует; на отсутствие на земельном участке инженерных сетей и коммуникаций, когда они имеются в наличии и были проложены в период строительства здания магазина; при описании здания магазина и его оценки оценщик в своём отчёте не указал на наличие у здания магазина имеющегося пандуса для заезда инвалидов, обозначив его крыльцом, на странице 52 отчёта об оценке от 23.05.2011 г. № 509-2011 оценщиком обосновывается применение только затратного метода при проведении оценки рыночной стоимости изымаемого здания магазина и расчёта убытков. Отказ от применения сравнительного и доходного методов для определения рыночной стоимости объекта оценки (земельный участок с расположенным на нём зданием магазина), изымаемый в целях размещения олимпийских объектов) обоснован следующим. Оценщик счёл некорректным применение сравнительного подхода, поскольку объекты торгового назначения представлены на рынке как единый объект недвижимости. В виду того, что земельный участок под нежилым зданием не оформлен, оценщик счёл допустимым отказаться от применения доходного подхода, поскольку объект улучшения не может быть отделим от земельного участка. Представитель ответчика по первоначальному иску Лупандина Ю.А. просила удовлетворить ветряночные исковые требования, пояснив суду изложенное. Представитель третьего лица ФКУ «Дирекция по строительству и реконструкции автомобильных дорог Черноморского побережья Федерального дорожного агентства» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в отзыве на исковое заявление просил удовлетворить иск олимпийского департамента. Суд при данных обстоятельствах счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя третьего лица в силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ. Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает, что первоначальный иск подлежит удовлетворению в части, а встречное исковое заявление подлежит удовлетворению в полном объеме. Как установлено судом и следует из материалов дела в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 24 марта 2011 № 418-р предписано изъять путем выкупа в собственность Российской федерации недвижимое имущество - здание магазина, литер А, общей площадью 415,2 кв.м., находящегося на земельном участке с кадастровым номером № площадью 224 кв.м., расположенном по адресу: Краснодарский край, город Сочи, Хостинский район, <адрес>. Указанный земельный участок попадает в границы размещения олимпийского объекта федерального значения «Центральная автомагистраль г. Сочи «Дублер Курортного проспекта» от км 172 федеральной автомобильной дороги М-27 Джубга-Сочи/ р.Псахе/ до начала обхода г.Сочи ПКО /р.Агура/ с реконструкцией участка автомобильной дороги от ул.Земляничной до Курортного просп./проектные и изыскательские работы, строительство» в соответствии с Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 июля 2010 года №316. В соответствии с пунктом 43 Программы строительства Олимпийских объектов и развития города Сочи, как горноклиматического курорта, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года №991,ответственным исполнителем по указанному олимпийскому объекту является «Дирекция по строительству и реконструкции автомобильных дорог Черноморского побережья Федерального дорожного агентства». В силу пункта 1.1 положения о департаменте Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.06.2008 № 497 (далее - положение о департаменте), департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года (далее - департамент) является уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по реализации полномочий Краснодарского края и полномочий Российской Федерации, переданных Краснодарскому краю, по подготовке XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитию города Сочи как горноклиматического курорта Краснодарского края. Согласно пункту 3.21 положения о департаменте, Департамент в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Краснодарского края, осуществляет, в частности, функции по обращению в суд, арбитражный суд с иском об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального и краевого значения и развития территорий, прилегающих к олимпийским объектам. В соответствии с требованиями пункта 18 статьи 15 Федерального закона от 01.12.2007 № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» департамент направил Черноваловой Т.Б. уведомление о принятом решении об изъятии. Факт принадлежности Черноваловой Т.Б. на праве собственности магазина литер А, общей площадью 415,2 кв.м., находящегося на земельном участке с кадастровым номером № площадью 224 кв.м., расположенном по адресу: Краснодарский край, город Сочи, Хостинский район, ул. 20-й Горно-стрелковой дивизии, подтверждается свидетельство о государственной регистрации права № (л.д. 9). При этом земельный участок с кадастровым номером, на котором расположен указанный магазин является государственной собственностью (л.д. 10). При таких обстоятельствах судья приходит к выводу о том, что требования истца по первоначальному иску в части изъятия в собственность Российской Федерации магазин литер А общей площадью 415,2 кв.м., находящийся на земельном участке (земли населенных пунктов) с кадастровым номером №, площадью 224 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, <адрес>, принадлежащий Черноваловой Т.Б. на праве собственности и обязании Черноваловой Т.Б. освободить магазин литер А общей площадью 415,2 кв.м., находящийся на земельном участке (земли населенных пунктов) с кадастровым номером №, площадью 224 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, <адрес> от иных лиц, а также движимого имущества подлежат удовлетворению. На основании пункта 21 статьи 15 Закона №310-Ф3 ООО ОК «Золотая цифра» проведена оценка рыночной стоимости магазина литер А общей площадью 415,2 кв.м., находящийся на земельном участке (земли населенных пунктов) с кадастровым номером №, площадью 224 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, <адрес> Согласно отчету об оценке от 23.05.2011 № 509-2011, подготовленному ООО ОК «Золотая цифра»: рыночная стоимость объекта недвижимого имущества, указанного в пункте 1 статьи 1 настоящего соглашения (здания магазина), составляет 16 859 036 рублей; размер убытков, подлежащих возмещению в связи с изъятием объекта недвижимого имущества в целях размещения олимпийского объекта федерального значения, составляет 1 818 296 рублей. С учетом изложенного, Департаментом был подготовлен проект соглашения с Черноваловой Т.Б., при этом пунктом 2 раздела 2 указанного соглашения Черноваловой Т.Б. предусмотрена выплата в размере 18 677 332 рубля. Проект соглашения был направлен в адрес Черноваловой Т.Б. посредством почтовой связи, и был ей получен ответчиком 29.06.2011 года, о чем в деле имеется копия уведомления о вручении почтового отправления (л.д. 33). До настоящего времени соглашение Черноваловой Т.Б. не подписано. При этом суд учитывает, что нашли свое в судебном заседании доводы стороны ответчика по первоначальному иску относительно того, что есть основания считать отчет об оценки, выполненный ООО ОК «Золотая цифра» недостоверным, а именно подтвердились доводы о то, что оценщик определил размер убытков, связанных с изъятием незарегистрированного земельного участка. Размер убытков от прекращения права долгосрочной (49 лет) аренды на спорный земельный участок оценщик не определял, минимальная площадь земельного участка, необходимая для использования (эксплуатации) здания, определяется согласно пункту 3 статьи 33 ЗК РФ, а не на основании указанного оценщиком письма РГ НСОД № РГИ-079/10 от 02.09.2010 г., имеющего рекомендательный характер;незастроенная часть земельного участка площадью 68,6 кв.м. имеет отношение к находящемуся на земельном участке зданию магазина, принадлежащему ответчику, поскольку она необходима для его использования; минимальная площадь земельного участка с кадастровым номером №, необходимая для использования (эксплуатации) изымаемого здания магазина, должна составлять 224 кв.м. исходя из площади части земельного участка, занятого зданием магазина в размере 155,4 кв.м. (застроенная) и части земельного участка, необходимого для использования магазина, в размере 68,6 кв.м. (незастроенная); при проведении оценки оценщиком было допущено искажение действительных сведений. В отчёте оценщик указал: на наличие у здания магазина ленточного фундамента, когда при этом указанное здание имеет фундамент в виде железобетонной плиты; на наличие на полах здания магазина линолеума, когда при этом поверхность полов в здании магазина выполнена полиуретановым покрытием; на отсутствие в помещениях здания магазина систем пожарной сигнализации, когда при этом эта система имеется, смонтирована и функционирует; на отсутствие на земельном участке инженерных сетей и коммуникаций, когда они имеются в наличии и были проложены в период строительства здания магазина; при описании здания магазина и его оценки оценщик в своём отчёте не указал на наличие у здания магазина имеющегося пандуса для заезда инвалидов, обозначив его крыльцом. В указанном отчёта об оценке от 23.05.2011 г. № 509-2011 оценщиком обосновывается применение только затратного метода при проведении оценки рыночной стоимости изымаемого здания магазина и расчёта убытков, оценщик при этом отказывается от применения сравнительного и доходного методов для определения рыночной стоимости объекта оценки. По мнению суда, сравнительный метод оценки применяется, когда существует достоверная и доступная для анализа информация о ценах и характеристиках объектов-аналогов. Оценщиком фактически констатировано отсутствие объектов-аналогов, сопоставимых с оцениваемым объектом - зданием магазина. Вызывает недоверие утверждение оценщика об отсутствии в городе Сочи объектов, аналогичных зданию магазина. При этом из представленного в самом отчёте описания не усматривается ни архитектурной, ни географической уникальности подлежащего изъятию здания магазина. Доходный метод применяется, когда существует достоверная информация, позволяющая прогнозировать будущие доходы, которые объект оценки способен приносить, а также связанные с объектом оценки расходы. Оценщик пришел к выводу о том, что применение доходного метода в данном случае некорректно, поскольку земельный участок под нежилым зданием не оформлен и объект улучшения не может быть отделим от земельного участка. Вместе с тем, возможность объективно оценить рыночную стоимость здания магазина, назначение которого состоит в том, чтобы приносить доход, без использования доходного метода суд оценивает критически. Кроме того, в подтверждение своих доводов о недостоверности отчёта об оценке от 23.05.2011 г. № 509-2011 ответчик представил в материалы дела составленный ООО «Сочинское агентство по финансовому оздоровлению и банкротству» отчёт № 0172 «Об определении рыночной стоимости здания магазина, расположенного по адресу: Россия, Краснодарский край, город Сочи, Хостинский район, <адрес>, принадлежащего на праве собственности Черноваловой Т.Б., с учётом прав пользования на прилегающий земельный участок, для оформления договора купли-продажи по состоянию на 21 июня 2011 года». Согласно указанному отчёту рыночная стоимость здания магазина (литер А, общая площадь 415,2 кв.метров), расположенного по адресу: Россия, Краснодарский край, город Сочи, Хостинский район, <адрес>, принадлежащего на праве собственности Черноваловой Т.Б., с учётом прав пользования на прилегающий земельный участок, по состоянию на 21 июня 2011 года, составила (с учетом округления) 65 371 000 рублей (без учета НДС 18%), из которых: рыночная стоимость здания магазина (литер А, общая площадь 415,2 кв.метров), расположенного по адресу: Россия, Краснодарский край, город Сочи, Хостинский район, <адрес>, составила 49 002 000 рублей; рыночная стоимость прав пользования на земельный участок, общей площадью 224 кв.метров, кадастровый номер №, прилегающего к зданию магазина, расположенного по адресу: Россия, Краснодарский край, город Сочи, Хостинский район, <адрес>, составила 16 369 000 рублей. Согласно экспертному заключению 421 от 19 сентября 2011 года, проведенному экспертом ООО «Центр экономических и правовых экспертиз» А.. Минимальный размер земельного участка, необходимого для эксплуатации магазина по <адрес>, составляет 224 кв.м., рыночная стоимость здания магазина, литер А, общей площадью 415,2 кв.м. и иных правомерно возведённых объектов, расположенных по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Хостинский район, <адрес> 23 372 039 рублей; размер убытков, причинённых Черноваловой Т.Б. в связи с изъятием в целях размещения олимпийских объектов здания магазина литер А общей площадью 415,2 кв.м. и иных правомерно возведенных объектов, расположенных на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: Краснодарский край, город Сочи, Хостинский район, <адрес> составляет 2 757 380 рублей. В силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное. Согласно статье 13 названного Закона в случае наличия спора о достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете, в том числе и в связи с имеющимся иным отчетом об оценке этого же объекта, указанный спор подлежит рассмотрению судом, арбитражным судом в соответствии с установленной подведомственностью, третейским судом по соглашению сторон спора или договора или в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность. Согласно части 2 статьи 13 Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ в случаях обязательности совершения сделки в соответствии с законодательством Российской Федерации суд вправе обязать стороны совершить сделку по цене, определённой в ходе рассмотрения спора в судебном заседании. С учетом изложенного в совокупности суд приходит к выводу о том, что встречные требования Черноваловой Т.Б. подлежат удовлетворению в полном объеме. Согласно ст. 94 ГПК РФ к судебным издержкам относится суммы, подлежащие выплате эксперту. Согласно с ст. 98 Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы С учетом изложенного с Федерального казенного учреждения «Дирекция по строительству и реконструкции автомобильных дорог Черноморского побережья Федерального дорожного агентства» в пользу Черноваловой Т.Б. подлежит взысканию сумма понесенных ей расходов, связанных с оплатой услуг эксперта в размере 136 000 рублей. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковое заявление Департамента Краснодарского края по реализации полномочий зимних Олимпийских игр 2014 года к Черноваловой Т.Б. об изъятии в собственность недвижимого имущества и обязании освободить нежилое помещение - удовлетворить частично. Изъять в собственность Российской Федерации магазин литер А общей площадью 415,2 кв.м., находящийся на земельном участке (земли населенных пунктов) с кадастровым номером №, площадью 224 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, <адрес>, принадлежащий Черноваловой Т.Б. на праве собственности. Обязать Черноваловой Т.Б. освободить магазин литер А общей площадью 415,2 кв.м., находящийся на земельном участке (земли населенных пунктов) с кадастровым номером №, площадью 224 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, ул<адрес> от иных лиц, а также движимого имущества. В остальной части исковых требований Департамента Краснодарского края по реализации полномочий зимних Олимпийских игр 2014 года - отказать Встречное исковое заявление Черноваловой Т.Б. к Департамента Краснодарского края по реализации полномочий зимних Олимпийских игр 2014 года и ФКУ «Дирекция по строительству и реконструкции автомобильных дорог Черноморского побережья дорог Черноморского побережья Федерального дорожного агентства» об изъятии недвижимого имущества и взыскании денежных средств -удовлетворить. Обязать Федеральное казенное учреждение «Дирекция по строительству и реконструкции автомобильных дорог Черноморского побережья Федерального дорожного агентства» в семидневный срок перечислить на банковский счет Черноваловой Т.Б. оплату выкупной цены здания магазина литер А и иных правомерно возведенных объектов, расположенных на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, <адрес>, в размере 23 372 039 (двадцати трех миллионов трехсот семидесяти двух тысяч тридцати девяти) рублей, а так же убытков, причиненных Черноваловой Т.Б. изъятием вышеуказанных объектов недвижимости в размере 2 757 380 (двух миллионов семисот пятидесяти семи тысяч трехсот восьмидесяти) рублей. Взыскать с Федерального казенного учреждения «Дирекция по строительству и реконструкции автомобильных дорог Черноморского побережья Федерального дорожного агентства» в пользу Черноваловой Т.Б. понесенные ей судебные издержки, связанные с оплатой экспертизы в размер 136 000 (ста тридцати шести тысяч) рублей. Решение суда обратить к немедленному исполнению. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд, через Хостинский районный суд г. Сочи, в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения, то есть с 07 октября 2011 года. Судья Язвенко В.М. На момент публикации решение не вступило в законную силу