К делу №2-2122/2011 Краснодарского края в составе: председательствующего В.М. Язвенко при секретаре Арефьевой А.А. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Кравчука Т.И. об обжаловании действий администрации г. Сочи, У С Т А Н О В И Л: Кравчук Т.И. обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконными действия администрации г. Сочи, обязать администрацию г. Сочи изготовить проект планировки, проект межевания участка жилого квартала, в границах которого входит участок многоквартирного дома, расположенный по адресу: г. Сочи, ул. <адрес> провести публичные слушания по обсуждению данных проектов, изготовить межевой план земельного участка по адресу: г. Сочи, <адрес>, согласовать границы указанного участка со смежными земельными участками, установить границы на местности, осуществить кадастровый учет, предоставить Кравчуку Т.И. кадастровый паспорт указанного земельного участка, сдать по акту на хранение межевые знаки. В обосновании своих требований указал, что 06 мая 2011 года он обратился в администрацию г. Сочи с заявлением о формировании земельного участка многоквартирного дома, однако на его обращением им было получено письмо администрации за № 02-05-17/6907 от 03.06.2011 года, которым его уведомили, что работы будут производиться по мере поступления бюджетных средств. Заявитель так же указывает, что на основании документации по планировки территории жилого, в соответствии с требованием ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», администрация г. Сочи обязана изготовить межевой план земельного участка, согласовать местоположение границ земельного участка заинтересованным лицам по определенной законом процедуре и установить границы на местности. Допускаемы администрацией нарушения закона, выраженные в невыполнении процедуры формирования земельного участка площади иных территорий, в том числе территорий общего пользования и линейных объектов иных границ не восстановленного в своих границах жилого квартала. В судебном заседании заявитель Кравчук Т.И., действовал через своего представителя Сучкова В.В, который просил требований удовлетворить, пояснив суду изложенное. В судебном заседании представитель администрации г. Сочи Шахмеликян А.Р. в удовлетворении заявления просила отказать, пояснив суду, что все необходимые работы по земельно участку расположенному под многоквартирным домом, расположенном по адресу: г. Сочи, <адрес>, остальные работы пол данному дому не выполнены в связи с не поступлением бюджетных средств на это. Суд, выслушав заявителя, представителя администрации г. Сочи, исследовав материалы дела, считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Так, в силу ст.254 ГПК РФ гражданин … вправе оспорить в суде решение, действие органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. Статья 255 ГПК РФ предусматривает, что к решениям, действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод. Как следует из материалов дела заявитель является собственником <адрес> Хостинского района г. Сочи. Из представленного ответа администрации г. Сочи от 22.10.2008 года № 0412-12478-3, суду становил, что после обращения заявителя в администрацию г.Сочи с заявлением о формировании земельного участка, занимаемого многоквартирным жилым домом <адрес> Хостинского района г. Сочи, Кравчуку Т.И. было сообщено, что указанный земельный участок включен в перечень земельных участков, подлежащих формированию. Как установлено в настоящем судебном заседании комплекс, работ, необходимых для формирования земельного участка, с его последующей передачей собственника помещений многоквартирного жилого дома до настоящего времени администрацией г. Сочи не выполнен. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный <адрес> гор. Сочи, не был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса РФ и не сформирован до настоящего времени. Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества (далее - многоквартирный дом). В силу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона по заявлению любого лица, уполномоченного решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, органы власти осуществляют формирование земельного участка, на котором расположен данный дом. В силу частей 2 и 5 статьи 16 Вводного закона земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется. Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ. В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 ГК РФ имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам главы 25 ГПК РФ действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом, по разработке документации по планировке территории (статьи 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также предшествующие распоряжению земельным участком действия, в частности решения о предоставлении земельного участка для строительства, о проведении торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка и т.д., о чем было разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 10 и Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 г. « О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав». Пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и пунктом 5 статьи 58 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" также установлен запрет на предоставление в собственность земель особо охраняемых территорий. Следует отметить, что в настоящее время в Земельном кодексе РФ между нормами, определяющими состав категорий земель, содержится внутреннее противоречие. Так, в соответствии со статьей 83 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в черте населенного пункта, относятся к категории земель населенных пунктов, а, исходя из статьи 94 Земельного кодекса РФ, земли курортов, в том числе и земли населенных пунктов, являющиеся городами-курортами, относятся к категории земель особо охраняемых территорий и объектов. В целях устранения данного противоречия разработан проект Федерального закона N 97705-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и некоторые законодательные акты Российской Федерации", который находится в стадии рассмотрения во втором чтении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. По мнению Департамента недвижимости Минэкономразвития России, выраженному в письме № Д23-2704 от 19.07.2010 г. «О праве общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме», земельные участки в границах населенных пунктов во всех случаях должны относиться к землям населенных пунктов. Данная точка зрения подтверждается положениями статьи 15 Федерального закона N 221-ФЗ, статей 5 и 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", из содержания которых следует, что при включении земельных участков в границы населенных пунктов, сведения о категориях данных земельных участков должны быть изменены органом кадастрового учета на категорию земель населенных пунктов. Исходя из изложенного суд приходит к выводу, что спорный земельный участок, находясь в границах населенного пункта г.Сочи, находится в муниципальной собственности г.Сочи и на него не установлено законодательного запрета на передачу его в общую долевую собственность собственников помещений многоквартирного жилого дома во исполнении выше указанного специально установленного федеральным законом положения. Пунктом 7 ст. 36 ЗК РФ для органов местного самоуправления установлен месячный срок для утверждения проекта границ, а в последствии и схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Однако, администрация г. Сочи в установленные законом сроки вопрос об утверждении проекта границ (схемы расположения) земельного участка по существу не рассмотрела, чем фактически создала препятствия для оформления земельного участка под многоквартирным домом. Вместе с тем, согласно ч. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. По смыслу ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке. При этом право собственности на земельный участок согласно ст. 16 ФЗ от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» возникает с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета. В силу частей 3 и 4 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" по заявлению любого лица, уполномоченного решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, органы власти осуществляют формирование земельного участка, на котором расположен данный дом. С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что требования Кравчука Т.И. о понуждении администрации г. Сочи сформировать земельный участок под многоквартирным домом <адрес> гор. Сочи подлежат удовлетворению. При этом суд учитывает, что по смыслу ч.2 ст.6 ФЗ от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» подготовка проектов планировки территорий и проектов межевания территорий земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, осуществляется в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки. В соответствии с ч.1 ст.43 Градостроительного кодекса РФ ( далее по тексту ГрК РФ) подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры, установленных проектами планировки территорий. Часть 2 ст.43 ГрК РФ предусматривает, что подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков. Подготовка проектов межевания подлежащих застройке территорий осуществляется в целях установления границ незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, а также границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения. Часть 3 ст.43 ГрК РФ устанавливает, что подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа. В силу ч.5 ст.43 ГрК РФ предусмотрено, что проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются: 1) красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории; 2) линии отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений; 3) границы застроенных земельных участков, в том числе границы земельных участков, на которых расположены линейные объекты; 4) границы формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства; 5) границы земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения; 6) границы территорий объектов культурного наследия; 7) границы зон с особыми условиями использования территорий; 8) границы зон действия публичных сервитутов. В силу ч.6 ст.43 ГрК РФ в составе проектов межевания территорий осуществляется подготовка градостроительных планов земельных участков. Понятие "формирование земельного участка" определено ЗК РФ только применительно к предоставлению земельных участков для строительства без предварительного согласования места размещения объекта. Формирование земельного участка включает в себя: - подготовку проекта границ земельного участка и установление его границ на местности; - определение разрешенного использования земельного участка; - определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение; - принятие решения о проведении торгов или предоставлении участка без проведения торгов; - публикация сообщения о проведении торгов или приеме заявлений о предоставлении участка. ЗК РФ не содержит общего понятия формирования земельного участка. Градостроительный кодекс РФ использует понятие "формирование земельного участка" как общее, распространяющееся на все земельные участки независимо от того, предоставляются ли они для строительства или кому-либо вообще. Под формированием земельного участка, применительно к любому земельному участку, следует понимать мероприятия, связанные с: - определением местоположения и границ земельного участка на местности (межевание земель); - инвентаризацией, топографо-геодезическими, картографическими, землеустроительными и иными работами; - согласованием границ со смежными землепользователями и вынесением их в натуру; - определением разрешенного использования земельного участка Таким образом, формирование земельного участка под многоквартирным домом, инициируемое общим собранием собственников, предполагает в том числе и определение границ земельного участка. Статьей 45 ГрК РФ установлен порядок подготовки и утверждения документации по планировке территории, которым предусматривается, что, решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления ( ч.1). Органы местного самоуправления муниципального района обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании документов территориального планирования муниципального района, если такими документами предусмотрено размещение объектов капитального строительства местного значения или объектов капитального строительства на межселенных территориях, а также на основании правил землепользования и застройки межселенных территорий.( ч.2) Органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения, генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки ( ч.5). В соответствии с ч.8 ст.45 ГрК РФ, подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно либо на основании государственного или муниципального контракта, заключенного по итогам размещения заказа в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, за исключением случая, указанного в части 8.1 настоящей статьи. В соответствии с ч.15 ст.45 ГрК РФ, документация по планировке территории, утверждаемая соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой местной администрации муниципального района, направляется главе поселения, главе городского округа, применительно к территориям которых осуществлялась подготовка такой документации, в течение семи дней со дня ее утверждения. В соответствии с ч.1 ст.46 ГрК РФ решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории, а также на основании заявлений о принятии решений о подготовке документации по планировке территории от лиц, указанных в части 8.1 статьи 45 настоящего Кодекса. В соответствии с ч.5 ст.46 ГрК РФ проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях. При этом порядок организации и проведения публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории, в соответствии с ч.6 ст.46 ГрК РФ, определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений статьи 46 ГрК РФ, при чем в силу ч.7 ст.46 ГрК РФ, в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов. После чего в соответствии с ч.12 ст.46 ГрК РФ, орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа направляет соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа подготовленную документацию по планировке территории, протокол публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключение о результатах публичных слушаний не позднее чем через пятнадцать дней со дня проведения публичных слушаний, а в соответствии с ч.13 ст.46 ГрК РФ, Глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения. Часть 17 ст.46 ГрК РФ предусматривается, что орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы. Из выше изложенного суд приходит к выводу, что в данном случае формирование земельного участка под многоквартирным жилым домом должно производиться, в силу закона, органом местного самоуправления в целях передачи в общую долевую собственность собственников помещений многоквартирного жилого дома, сформированного в установленном законом порядке земельного участка, при этом выполнение этой публичной обязанности является, предусмотренной законом, обязанностью органа местного самоуправления, а результатом выполнения этой публичной обязанности должна быть передача кадастрового паспорта сформированного указанного земельного участка многоквартирного жилого дома уполномоченному собственниками дома лицу, а в данном случае истице, обратившейся по поручении этих лиц в орган местного самоуправления в целях реализации предоставленных собственникам помещений в указанном многоквартирном доме своих прав, с проведением территориального землеустройства, установления границ земельного участка на местности. Непосредственного государственный кадастровый учет, а также техническое изготовление проектов, технические действия по территориальному землеустройству и установление границ земельного участка на местности производятся в установленном действующим законодательством порядке государственным органом кадастрового учета, кадастровым инженером и другими лицами, а поэтому в целях выполнения публичной обязанности орган местного самоуправления может быть обязан, в данном случае судом, выполнить все достаточные действия, направленные для получения окончательного результата по формированию земельного участка многоквартирного дома, путем надлежащего обращения к управомоченным на совершение конкретных действий лицам и поручения им выполнения технических функций, получении результатов и передачи этих результатов заявителю, как лицу, которое действует по поручению собственников помещений многоквартирного дома. Поэтому в целом суд приходит к выводу, что требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление Кравчука Т.И. об обжаловании действий администрации г. Сочи - удовлетворить. Обязать администрацию г. Сочи изготовить проект планировки, проект межевания участка жилого квартала, в границах которого входит участок многоквартирного дома, расположенный по адресу: г. Сочи, <адрес>; провести публичные слушания по обсуждению данных проектов, изготовить межевой план земельного участка по адресу: г. Сочи, <адрес>, согласовать границы указанного участка со смежными земельными участками, установить границы на местности, осуществить кадастровый учет, предоставить Кравчуку Т.И. кадастровый паспорт указанного земельного участка, сдать по акту на хранение межевые знаки. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд, через Хостинский районный суд г. Сочи, в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения, то есть с 24 октября 2011 года. Судья Язвенко В.М. На момент публикации решение не вступило в законную силу