К делу № 2-2177/2011 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 ноября 2011 года
Хостинский районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе:
Председательствующего, судьи Пилипенко Ю.А.
при секретаре Рыжковой Ю.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации города Сочи к Осканян С.О. о сносе самовольной постройки,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Сочи обратилась в суд с иском к Осканян С.О. о сносе самовольной постройки.
В обоснование своих требований при этом представитель истца указал, что в ходе осуществления муниципального земельного контроля муниципальным учреждением «Земельная инспекция города Сочи» по адресу: город Сочи, Хостинский район, с. Барановка, <адрес> установлено, что земельный участок площадью 800 кв. м с кадастровым номером № находится в собственности у Осканяна С. О., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 15.06.2009 года серии №. Категория земель - земли поселений. Разрешенный вид использования данного земельного участка - для индивидуального жилищного строительства. Участок огорожен. На указанном земельном участке Осканян С.О. возвел к правомерному жилому дому литер «А» капитальные строения:
литер «А1» общей площадью 9.0 кв. м,
литер «А2» коридор общей площадью 6,1 кв. м,
литер «А2» кухня обшей площадью 9,4 кв. м и
-отдельно стоящее капитальное строение в стадии строительства литер «Б» размерами в плане 7,0x5,0 м. Указанные строения Осканян С.О. возвел без соответствующего разрешения.
Факт возведения объекта самовольного строительства подтверждается актом обследования земельного участка в натуре от 23.09.2011г. составленным МУ «Земельная инспекция города Сочи» и фотоматериалом.
Разрешение на строительство возведенных объектов капитального строительства ответчику не предоставлялось, а ответчик в свою очередь не обращался.
В связи с изложенным представитель истца считает постройки возведенные ответчиком самовольными и подлежащими сносу в связи, с чем обратились в суд с настоящим иском.
В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования в полном объеме, и пояснил выше изложенное.
Ответчик Осканян С.О., представитель третьего лица Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года и Росреестра по Краснодарскому краю г. Сочи в судебное заседание не явились, будучи надлежаще извещен о времени и месте слушания по делу, причины не явки суду не известны.
Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, выслушав мнение участников процесса, считает возможным рассмотреть по существу настоящее гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав представленные письменные доказательства, находит исковые требования администрации города Сочи законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
К такому выводу суд пришел по следующим основаниям.
В ходе осуществления муниципального земельного контроля муниципальным учреждением «Земельная инспекция города Сочи по адресу: город Сочи, Хостинский район, с. Барановка, ул. <адрес> установлено, что земельный участок площадью 800 кв. м с кадастровым номером № находится в собственности у Осканяна С. О., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 15.06.2009 года серии № Категория земель - земли поселений. Разрешенный вид использования данного земельного участка - для индивидуального жилищного строительства. Участок огорожен.
На указанном земельном участке Осканян С.О. возвел к правомерному жилому дому литер «А» капитальные строения:
литер «А1» общей площадью 9.0 кв. м,
литер «А2» коридор общей площадью 6,1 кв. м,
литер «А2» кухня обшей площадью 9,4 кв. м и
-отдельно стоящее капитальное строение в стадии строительства литер «Б» размерами в плане 7,0x5,0 м. Указанные строения Осканян С.О. возвел без соответствующего разрешения.
Факт возведения объекта самовольного строительства подтверждается актом обследования земельного участка в натуре от 23.09.2011г. составленным МУ «Земельная инспекция города Сочи» и фотоматериалом, прилагаемым к настоящему исковому заявлению.
В соответствии с пунктом 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство.
В соответствии со ст. 51 и 55 Градостроительного кодекса разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство. Постановлением Правительства РФ от 24 ноября 2005 года № 698 утверждена единая форма разрешения на строительство, заполняемая в порядке, предусмотренном Приказом Министерства регионального развития РФ от 19 октября 2006 года № 120.
Полномочиями по выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) в силу пункта 6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации обладают, в том числе органы местного самоуправления.
Согласно пункту 6 постановления Главы город Сочи от 27 мая 2009 года 3 179 «О делегировании отдельных полномочий администрации города Сочи» право подписи разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию объектов, за исключением отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства), на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства предоставлено заместителю Главы города Сочи, курирующему вопросы строительства.
Разрешение на строительство возведенного объекта капитального строительства ответчику не предоставлялось, а ответчик в свою очередь не обращался.
Пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом, либо за его счет. Статьей 25 Федерального закона от 17 ноября 1995 года № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» лицо, виновное в строительстве или в изменении архитектурного объекта без соответствующего разрешения на строительство, обязано за свой счет осуществить снос (полную разборку) самовольной постройки или привести архитектурный объект и земельный участок в первоначальное состояние.
Самовольное строительство представляет собой правонарушение, которое состоит в нарушении норм земельного законодательства, регулирующего предоставление земельного участка под строительство, либо градостроительных норм, регулирующих проектирование и строительство. Поэтому лицо, осуществившее самовольную постройку, не является законным владельцем.
Вводя правовое регулирование самовольной постройки, законодатель закрепил в пункте 1 статьи 222 ГК Российской Федерации три признака самовольной постройки, а именно: постройка должна быть возведена либо на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном законом порядке, либо без получения необходимых разрешений, либо с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил (причем для определения ее таковой достаточно наличия хотя бы одного из этих признаков), и установил в пункте 2 той же статьи последствия, то есть санкцию за данное правонарушение в виде отказа признания права собственности за застройщиком и сноса самовольной постройки осуществившим ее лицом либо за его счет.
По буквальному смыслу указанной нормы, содержащаяся в ней санкция может быть применена, если доказана вина в осуществлении самовольной постройки. Осуществление самовольной постройки является виновным действием, доказательством совершения которого служит установление хотя бы одного из трех условий, перечисленных в пункте 1 статьи 222 ГК РФ. Данная правовая позиция выражена Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 3 июля 2007 года № 595-О-П.
Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ведении органов местного самоуправления находится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения. Аналогичные полномочия закреплены подпунктом 26 пункта 1 статьи 7 Устава муниципального образования город-курорт Сочи.
Статьей 125 ГК РФ предусмотрено, что от имени муниципальных образований в суде могут выступать органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией. В случае возведения самовольной постройки имеет место нарушение прав муниципального образования по распоряжению муниципальными землями и правомочий по регулированию и планированию застройки территории муниципального образования, что дает истцу право предъявить настоящий иск.
Таким образом, исковые требования администрации города Сочи являются законными и обоснованными, в связи с чем подлежат удовлетворению в полном объеме.
При этом, поскольку настоящим судом принято решение об удовлетворении заявленных требований, то, согласно ст. 98 ГПК РФ, с ответчика должна быть взыскана государственная пошлина, в соответствии со ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, в сумме 4 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление администрации города Сочи к Осканян С.О. о сносе самовольной постройки- удовлетворить.
Обязать Осканян С.О. осуществить снос самовольно возведенных строений пристроенных к правомерному жилому дому литер «А»:
-литер «А1» общей площадью 9.0 кв. м,
-литер «А2» коридор общей площадью 6,1 кв. м,
-литер «А2» кухня обшей площадью 9,4 кв. м и
-отдельно стоящее капитальное строение в стадии строительства литер «Б» размерами в плане 7,0x5,0 м, по адресу: город Сочи, Хостинский район, с. Барановка, <адрес>
Взыскать с Осканян С.О. в доход государства государственную пошлину в размере 4000 рублей, перечислив указанную сумму на расчетный счет МРИ Федеральная Налоговая служба РФ №8 по Краснодарскому краю в городе Сочи, адрес взыскателя: Россия, Краснодарский край, город Сочи, проспект Курортный, д. 106 Б.
Решение в 10 дней, с момента изготовления полного текста мотивированного решения суда (то есть 20 ноября 2011 года) может быть обжаловано в краевой суд.
Решение отпечатано в совещательной комнате.
Председательствующий: Ю.А. Пилипенко
Решение на момент публикации не вступило в законную силу.
Согласовано Судья Пилипенко Ю.А.