Решение по заявлению Серобян В.Г. об оспаривании действий (бездействий) администрации Хостинского района г. Сочи.



К делу № 2-2315/2011 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 ноября 2011 года

Хостинский районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе:

Председательствующего, судьи Пилипенко Ю.А.

при секретаре Рыжковой Ю.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Серобян В.Г. об оспаривании действий (бездействия) администрации Хостинского района города Сочи,

УСТАНОВИЛ:

Серобян В.Г. обратился в Хостинский районный суд города Сочи с заявлением об оспаривании действий (бездействий) органа местного самоуправления в порядке Главы 25 ГПК РФ.

В судебном заседании представитель заявителя в обоснование заявленных требований указал, что Серобян В.Г. является арендатором земельного участка с кадастровым номером общей площадью 308 кв.м., расположенного по адресу: г. Сочи, Хостинский район.

Право аренды на вышеуказанный земельный участок у Серобяна В.Г. возникло на основании договора о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 10.08.2010 года, зарегистрированным в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю.

Земельный участок расположен на землях населенных пунктов и его основной вид разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство.

Заявитель принял решение освоить земельный участок в связи с его целевым назначением и построить индивидуальный жилой дом. Он подготовил схему планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства и обратился в администрацию Хостинского района г. Сочи с заявлением о выдаче градостроительного плана и разрешения на строительство жилого дома.

В выдаче градостроительного плана земельного участка и разрешения на строительство администрацией Хостинского района г. Сочи рассмотрено и отказано, в связи с тем, что 29.12.2009 г. вступило в силу Решение Городского Собрания Сочи №202. в котором утверждены новые правила землепользования и застройки на территории города-курорта Сочи, в соответствии с которыми Серобяну В.Г. теперь не позволяется строительство жилого дома.

По мнению администрации Хостинского района г. Сочи, данный земельный участок в соответствии с правилами землепользования, утвержденным Решением Городского собрания, попадает в зону Ж-4, т.е. строительство не более 12 этажей, в связи с этим Серобян В.Г. не может строить жилой дом, а должен строить многоквартирный, в соответствии с правилами землепользования в данном районе.

Представитель заявителя полагает, что данным отказом нарушены права и охраняемые законом интересы заявителя, в связи с этим он обратился в суд с данным заявлением.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица администрации Хостинского района города Сочи возражал против удовлетворения заявления.

Суд, выслушав стороны, изучив представленные письменные доказательства, считает, что заявление Серобян В.Г. об оспаривании действий (бездействия) администрации Хостинского района города Сочи, подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов гражданского дела следует, что Серобян В.Г. является арендатором земельного участка с кадастровым номером общей площадью 308 кв.м., расположенного по адресу: г. Сочи, Хостинский район.

Право аренды на вышеуказанный земельный участок у Серобяна В.Г. возникло на основании договора о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 10.08.2010 года, зарегистрированным в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю.

Земельный участок расположен на землях населенных пунктов и его основной вид разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство.

Согласно п.3 ст. 48 ГрК РФ, осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи). Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам индивидуального жилищного строительства.

Согласно ч. 9 ст. 51 ГрК РФ, в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4-6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

правоустанавливающие документы на земельный участок;

градостроительный план земельного участка;

3)    схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

В соответствии с ч. 10 ст. 51 ГрК РФ, не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов.

Для получения разрешения на строительство жилого дома Серобян В.Г. подготовил схему планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства и обратился в администрацию Хостинского района г. Сочи с заявлением о выдаче градостроительного плана и разрешения на строительство жилого дома.

В выдаче градостроительного плана земельного участка и разрешения на строительство администрацией Хостинского района г. Сочи рассмотрено и отказано, в связи с тем, что 29.12.2009 г. вступило в силу Решение Городского Собрания Сочи №202. в котором утверждены новые правила землепользования и застройки на территории города-курорта Сочи, в соответствии с которыми Серобяну В.Г. теперь не позволяется строительство жилого дома, так как данный земельный участок в соответствии с правилами землепользования, утвержденным Решением Городского собрания, попадает в зону Ж-4, т.е. строительство не более 12 этажей, в связи с этим Серобян В.Г. не может строить жилой дом, а должен строить многоквартирный, в соответствии с правилами землепользования в данном районе.

Согласно таблице 11 правил землепользования в г. Сочи, утвержденным Решением Городского собрания от 29.12.2009 года №202, для строительства в зоне Ж-4, участок должен иметь следующие характеристики, а именно:

-площадь земельного участка должна быть не менее 1300 кв.м.;

-минимальная длина стороны по уличному фронту 40 м.;

-минимальная ширина, глубина 30 м.

-максимальный коэффициент застройки 30%;

-минимальный коэффициент озеленения 20%;

-минимальный отступ от границы земельного участка 5 м.

Согласно правоустанавливающих документов на земельный участок, площадь участка составляет 308 кв.м., и в принципе не может использоваться для застройки многоквартирного жилого дома, так как менее 1300 кв.м., также согласно таблице не соответствует минимальная длина, а также минимальная его глубина, в связи с чем земельный участок может быть использован только для индивидуального жилищного строительства.

В силу пункта 2 части 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации, лицо не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.

В соответствии со ст. 263 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник земельного участка может разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных норм и правил, а также требований о назначении земельного участка.

Согласно пункту 2 части 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации, собственник земельного участка имеет право возводить здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

В соответствии со ст. 41 Земельного кодекса Российской Федерации, лица не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, осуществляют те же права.

В соответствии со ст. 42 ЗК РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Суд изучив представленные доказательства стороной заявителя, считает, что отказ администрации Хостинского района г. Сочи, нарушает права Серобяна В.Г., как правообладателя земельного участка, создавая препятствия по его использованию в соответствии с целевым назначением, как это предусмотрено гражданским и земельным законодательством.

Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Статья 40 Конституции Российской Федерации, гарантирует право граждан на жилище. При этом конституционно закреплена обязанность органов местного самоуправления поощрять жилищное строительство, а также создавать условия для осуществления права на жилище.

Жилищный кодекс Российской Федерации, являясь основополагающим нормативным актом, регулирующим жилищные отношения в ст. 2 предусматривает положения, в соответствии с которым органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе - стимулируют жилищное строительство.

Данной норме, корреспондируют положения п. 6 п. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ от 06.10.2003 года, которые в частности устанавливают, что органы местного самоуправления обязаны создавать условия для жилищного строительства.

В этой связи представляется очевидным, что осуществление жилищного строительства непосредственно связано с правом граждан на использование участка в соответствии с его разрешенным использованием, в частности для жилищного строительства, а также получения разрешения на строительство.

В соответствии со ст. 3 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, В соответствии со ст. 3 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», суды рассматривают жалобы на любые действия /решения/, нарушающие права и свободы граждан, кроме действий /решений/, проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ. а также действий /решений/, в отношении которых законодательством предусмотрен иной порядок судебного обжалования.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно п.2 ст. 254 ГПК РФ, заявление подается в суд по подсудности, установленной статьями 24 - 27 настоящего Кодекса. Заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются.

Согласно ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

Статьей 258 ГПК РФ установлено, что суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В соответсвии с вышеуказанными обстоятельствами, суд приходит к выводу, что отказ в разрешении на строительство индивидуального жилого дома нарушает конституционные и гражданские права заявителя, и противоречит принципам законности и разумности, в связи с чем требования заявителя Серобяна В.Г. основаны на действующем законодательстве, нормах права и подлежат удовлетворению.

На основании вышеизложенного и руководствуясь со ст. 254, 255 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Заявление Серобян В.Г. об оспаривании действий (бездействия) администрации Хостинского района города Сочи - удовлетворить.

Обязать администрацию Хостинского района города Сочи выдать градостроительный план земельного участка кадастровым номером расположенного по адресу: г. Сочи, Хостинский район, с техническими характеристиками для территориальной зоны -Ж2.

Обязать администрацию Хостинского района города Сочи выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома в соответствии со схемой планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства, выполненного ООО «Сочиархпроект» г. Сочи, Хостинский район, с техническими характеристиками для территориальной зоны -Ж2.

Решение в 10 дней, с момента изготовления полного текста мотивированного решения суда (то есть 22 ноября 2011 года) может быть обжаловано в краевой суд.

Решение отпечатано в совещательной комнате.

Председательствующий:                     Ю.А. Пилипенко

Решение на момент публикации не вступило в законную силу.

Согласовано Судья Пилипенко Ю.А.