Решение по заявлению Комендарь В.С. об оспаривании действий (бездействий) государственного органа.



К делу № 2-2351/2011 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 ноября 2011 года

Хостинский районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе:

Председательствующего, судьи Пилипенко Ю.А.

при секретаре Рыжковой Ю.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Комендарь В.С. об оспаривании действий (бездействия) государственного органа,

УСТАНОВИЛ:

Комендарь В.С. обратилась в Хостинский районный суд города Сочи с заявлением об оспаривании действий (бездействий) органа местного самоуправления в порядке Главы 25 ГПК РФ.

В обоснование заявленных требований Комендарь В.С. указала, что она является собственником земельного участка с кадастровым номером общей площадью 402 кв.м., расположенного по адресу: г. Сочи, Адлерский район, <адрес>

Право собственности на вышеуказанный земельный участок у нее возникло на основании договора купли- продажи, который в установленном порядке зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, о чем выдано свидетельство о праве собственности.

Земельный участок расположен на землях населенных пунктов и его основной вид разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство.

Кроме этого, она является собственником домовладения расположенного на указанном земельном участке общей площадью 23,3 кв. метра, 1912 года постройки, право собственности на который также зарегистрировано о чем имеется свидетельство о праве собственности.

В связи с тем, что домовладение является ветхим строением и не подлежащим реконструкции, заявителем принято решение о строительстве индивидуального жилого дома взамен старого строения, что позволяет его целевое назначение. Заявитель Комендарь В.С. указывает, что ею получены технические условия на свет, воду и канализацию, топографическая съемка, после чего она обратилась в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче градостроительного плана и разрешения на строительство индивидуального жилого дома.

В связи с тем, что 29.12.2009 г. вступило в силу Решение Городского Собрания Сочи №202, в котором утверждены новые правила землепользования и застройки на территории города-курорта Сочи, в соответствии с которыми заявителю теперь не позволяется строительство жилого дома, по результатам рассмотрения ее заявления о выдаче градостроительного плана, администрация г. Сочи указала, что данный земельный участок в соответствии с правилами землепользования, утвержденным Решением Городского собрания, попадает в зону ОД-1 т.е. строительство общественно- деловых центров и.т.п.

В связи с вышеуказанным, она не может строить индивидуальный дом, а должна строить общественно- деловой центр либо подобный объект недвижимости по своим характеристикам и назначению в соответствии с правилами землепользования в данном районе.

Вместе с тем, заявитель обратилась в администрацию Адлерского района города Сочи с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на принадлежащем ей земельном участке. В чем ей было отказано.

Заявитель считает, что данным отказом нарушены ее права и охраняемые законом интересы, в связи с этим она обратилась в суд с данным заявлением.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица администрации Адлерского района города Сочи возражала против удовлетворения заявления.

Суд, выслушав представителя заинтересованного лица, изучив представленные письменные доказательства, считает, что заявление Комендарь В.С. об оспаривании действий (бездействия) администрации Адлерского района города Сочи, подлежит удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Из материалов гражданского дела следует, что Комендарь В.С. является собственником земельного участка с кадастровым номером общей площадью 402 кв.м., расположенного по адресу: г. Сочи, Адлерский район, <адрес>

Данное право возникло на основании договора купли- продажи и в установленном законом порядке зарегистрировано о чем имеется свидетельство о государственной регистрации права собственности. Л.д. 8.

Кроме этого, Комендарь В.С. на праве собственности принадлежит домовладение расположенное на указанном земельном участке общей площадью 23,3 кв. метра, 1912 года постройки, право собственности на который также зарегистрировано о чем имеется свидетельство о праве собственности. л.д. 9. Технический паспорт строения и кадастровый паспорт строения представлены на л.д. 13-25.

Земельный участок, принадлежащий заявителю, расположен на землях населенных пунктов и его основной вид разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство, о чем суду представлен кадастровый паспорт на л.д. 10-12.

Как указала заявитель, домовладение является ветхим строением и не подлежащим реконструкции, в связи с чем ею было принято решение о строительстве индивидуального жилого дома взамен старого строения, что позволяет целевое назначение земельного участка. Заявитель указала, что ею были получены технические условия на свет, воду и канализацию, топографическая съемка, после чего она обратилась в администрацию г. Сочи с заявлением о выдаче градостроительного плана и разрешения на строительство индивидуального жилого дома.

Однако, в связи с тем, что 29.12.2009 г. вступило в силу Решение Городского Собрания Сочи №202, в котором утверждены новые правила землепользования и застройки на территории города-курорта Сочи, в соответствии с которыми Комендарь В.С. теперь не позволяется строительство жилого дома, по мнению администрации, данный земельный участок в соответствии с правилами землепользования, утвержденным Решением Городского собрания, попадает в зону ОД-1 т.е. строительство общественно- деловых центров и.т.п.

В связи с чем заявитель лишена возможности строить индивидуальный дом, а имеет возможность строить общественно- деловой центр либо подобный объект недвижимости по своим характеристикам и назначению в соответствии с правилами землепользования в данном районе.

Вместе с тем, заявитель обратилась в администрацию Адлерского района города Сочи с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на принадлежащем ей земельном участке, при этом к заявлению были приложены документы, предусмотренные ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, а именно: копия паспорта, свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок, кадастровый паспорт земельного участка, градостроительный план земельного участка, технические условия на электроснабжение, водоснабжение и водоотведение.

Согласно пункта 10 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 данной статьи документов.

При этом, согласно положений части 11 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления….. в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство обязаны осуществить следующие действия:

1) проводят проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению;    

2)проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям;    

3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Однако согласно письма администрации Адлерского района города Сочи от 31.10.2011 года, заявитель получила отказ в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, так как принадлежащий ей земельный участок находится в зоне не предназначенной для возведения индивидуального жилого строения.

В соответствии со ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Согласно п.3 ст. 48 ГК РФ, осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи). Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам индивидуального жилищного строительства.

Как указано в ст. 260 ГК РФ, лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (статья 209) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.

Согласно ст. 263 ГК РФ, собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).

В соответствии со ст. 42 ЗК РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Суд считает, что органом местного самоуправления ущемлены права и интересы заявителя, тем, что собственнику земельного участка, созданы препятствия по его использованию в соответствии с целевым назначением, как это предусмотрено гражданским и земельным законодательством, поскольку указанный земельный участок предназначен именно для индивидуального жилищного строительства.

Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Статья 40 Конституции Российской Федерации, гарантирует право граждан на жилище. При этом конституционно закреплена обязанность органов местного самоуправления поощрять жилищное строительство, а также создавать условия для осуществления права на жилище.

Жилищный кодекс Российской Федерации, являясь основополагающим нормативным актом, регулирующим жилищные отношения в ст. 2 предусматривает положения, в соответствии с которым органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе - стимулируют жилищное строительство.

Данной норме, корреспондируют положения п. 6 п. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-Ф3 от 06.10.2003 года, которые в частности устанавливают, что органы местного самоуправления обязаны создавать условия для жилищного строительства. Осуществление жилищного строительства непосредственно связано с правом граждан на использование участка в соответствии с его разрешенным использованием, в частности для жилищного строительства, а также получения разрешения на строительство.

В соответствии со ст. 3 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, В соответствии со ст. 3 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», суды рассматривают жалобы на любые действия /решения/, нарушающие права и свободы граждан, кроме действий /решений/, проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ, а также действий /решений/, в отношении которых законодательством предусмотрен иной порядок судебного обжалования.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно п.2 ст. 254 ГПК РФ, заявление подается в суд по подсудности, установленной статьями 24 - 27 настоящего Кодекса. Заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются.

Согласно ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

Статьей 258 ГПК РФ установлено, что суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В соответствии с вышеуказанными обстоятельствами, суд приходит к выводу, что отказ в разрешении на строительство индивидуального жилого дома нарушает конституционные и гражданские права заявителя, и противоречит принципам законности и разумности, в связи с чем требования заявителя Комендарь В.С. основаны на действующем законодательстве, нормах права и подлежат удовлетворению.

На основании вышеизложенного и руководствуясь со ст. 254, 255 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Заявление Комендарь В.С. об оспаривании действий (бездействия) государственного органа - удовлетворить.

Обязать администрацию Адлерского района города Сочи выдать градостроительный план земельного участка с кадастровым номером общей площадью 402 кв.м., расположенного по адресу: г. Сочи, Адлерский район, <адрес> с техническими характеристиками территориальной зоны Ж-2.

Обязать администрацию Адлерского района города Сочи выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома в соответствии со схемой планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства, выполненного ООО «BASIS Group» расположенного по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул. <адрес> с техническими характеристиками территориальной зоны Ж-2.

Решение в 10 дней может быть обжаловано в краевой суд.

Председательствующий: Ю.А. Пилипенко

Решение на момент публикации не вступило в законную силу.

Согласовано Судья Пилипенко Ю.А.