Решение по заявлению прокурора Хостинского района г. Сочи в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации г. Сочи в части неосуществления надлежащего контроля за управлением автомобильных дорог.



К делу № 2- 2320/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Сочи                          24 ноября 2011 года

Хостинский районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Власенко И.В.,

при секретаре судебного заседания Ивкиной М.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление прокурора Хостинского района города Сочи в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации города Сочи в части неосуществления надлежащего контроля за подконтрольным ему отраслевым органом - управлением автомобильных дорог, в осуществлении возложенных на него функциональных обязанностей по принятию мер к устранению недостатков в содержании дорог и дорожной инфраструктуры в Хостинском районе г. Сочи,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Хостинского района города Сочи обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением, в котором просит признать бездействие администрации города Сочи в части неосуществления надлежащего контроля за подконтрольным ему отраслевым органом - управлением автомобильных дорог, в осуществлении возложенных на него функциональных обязанностей по принятию мер к устранению недостатков в содержании дорог и дорожной инфраструктуры в Хостинском районе г. Сочи.Просит обязать администрацию города Сочи поручить и проконтролировать выполнение управлением автомобильных дорог администрации города Сочи возложенных на него функциональных обязанностей по принятию и осуществлению мер по устранению выявленных недостатков по содержанию дорог и дорожной инфраструктуры в районе образовательных учреждений Хостинского района г. Сочи, изложенных в акте от 28.10.2011 отделения №4 (по обслуживанию Хостинского района) ОГИБДД УВД г. Сочи в течение одного месяца после вступления решения суда в законную силу.

    В обоснование своих требований указал, что прокуратурой Хостинского района г. Сочи проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения в районе образовательных учреждений на территории Хостинского района г. Сочи.

В ходе проверки установлено, что на территории Хостинского района г. Сочи вблизи образовательных учреждений допускается ненадлежащее содержание дорожной инфраструктуры, что подтверждается актом результатов специальной проверки безопасности дорожного движения пешеходов и транспорта в местах размещения образовательных учреждений Хостинского района г. Сочи от 28.10.2011, составленного сотрудниками отделения № 4 (по обслуживанию Хостинского района) ОГИБДД УВД по г. Сочи.

В соответствии с решением Городского собрания Сочи от 26.04.07. № 38 «О включении в состав имущества казны города Сочи автомобильных дорог общего пользования (улично-дорожной сети)» с изменениями, внесенными решением Городского собрания Сочи 20.06.2007 № 94 автомобильные дороги общего пользования (улично-дорожная сеть), в том числе ул. Ушинского, Адлерская, Чекменева, Бытха, Апшеронская, Грибоедова, Октября, Ростовская, Дивноморская, Яна Фабрициуса, Ворошиловская, Ялтинская, Красных партизан, Саят-Нова, Джапаридзе, Юбилейная, Ясногорская, пер. Калиновый, расположенные в границах муниципального образования город-курорт Сочи, включены в реестр объектов муниципальной собственности г. Сочи в составе имущества казны г. Сочи. Выделение средств из городского бюджета на содержание автомобильных дорог производится администрациям районов г.Сочи.

Согласно Положения об управлении автомобильных дорог администрации города Сочи, утвержденного решением Городского Собрания Сочи от 18.11.2008 № 278, управление автомобильных дорог администрации города Сочи является отраслевым (функциональным) органом администрации города Сочи, осуществляющий в пределах установленной компетенции управление сетью автомобильных дорог местного значения в границах города Сочи, находящихся в муниципальной собственности города Сочи, межотраслевую координацию и функциональное регулирование деятельности дорожного хозяйства города Сочи для удовлетворения потребностей пользователей автомобильными дорогами местного значения, обеспечения безопасности и комфортности движения автомобильного транспорта.

Таким образом, бездействие администрации города Сочи, в части непринятия мер по контролю за подконтрольными ей отраслевыми органами в осуществлении возложенных на них функциональных обязанностей по принятию мер к устранению нарушений при содержании дорог и дорожной инфраструктуры в районе образовательных учреждений Хостинского районаг.Сочи на улицах г. Сочи, указанных в акте проверки нарушает права граждан, прежде всего несовершеннолетних, посещающих образовательные учреждения, на свободное и безопасное передвижение в пределах муниципального образования - города-курорта Сочи, как в пешеходном порядке, так и с использованием транспортных средств. Указанное бездействие вышеназванных лиц нарушает права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц.

    В судебном заседании прокурор Хостинскогорайона г. Сочи Козицкая М.А. заявленные требования поддержал.

    В судебном заседании представитель администрации города Сочи Магдиев Д.А. возражал против удовлетворения заявления, пояснив, что устранение недостатков указанных в акте возложено на ОГИБДД УВД г. Сочи.

    Изучив представленные материалы, заслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу о том, что заявление прокурора Хостинского района города Сочи подлежит удовлетворению.

Согласно ч. 8 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Согласно ст. 13 данного Федерального Закона к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

В статье 3 данного Федерального закона определено, что дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог (п. 6); под владельцами автомобильных дорог понимаются, в частности, исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно - распорядительный орган муниципального образования), владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 7).

Основным вещным правом является право собственности.

В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В части 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" предусмотрено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ст. 7 "Устава города Сочи Краснодарского края", принятого решением Городского Собрания Сочи от 28.09.2004 N 185 к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Сочи, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с решением Городского собрания Сочи от 26.04.07. № 38 «О включении в состав имущества казны города Сочи автомобильных дорог общего пользования (улично-дорожной сети)» с изменениями, внесенными решением Городского собрания Сочи 20.06.2007 № 94 автомобильные дороги общего пользования (улично-дорожная сеть), в том числе ул. Ушинского, Адлерская, Чекменева, Бытха, Апшеронская, Грибоедова, Октября, Ростовская, Дивноморская, Яна Фабрициуса, Ворошиловская, Ялтинская, Красных партизан, Саят-Нова, Джапаридзе, Юбилейная, Ясногорская, пер. Калиновый, расположенные в границах муниципального образования город-курорт Сочи, включены в реестр объектов муниципальной собственности г. Сочи в составе имущества казны г. Сочи. Выделение средств из городского бюджета на содержание автомобильных дорог производится администрациям районов г.Сочи.

Согласно п. 1.3 "Положения о реализации вопросов местного значения в области благоустройства в границах муниципального образования город-курорт Сочи и финансировании расходов бюджета города Сочи на благоустройство», утвержденного Постановлением Главы города Сочи от 09.04.2009 N 128 решение вопросов местного значения в области благоустройства в границах муниципального образования город-курорт Сочи осуществляется за счет средств бюджета города Сочи.

К сооружениям внешнего благоустройства в границах городского округа относятся городские автомобильные дороги общего пользования, тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки, дорожные ограждающие устройства; дорожные знаки, направляющие дорожные ограждения и т.д.

В целях реализации вопросов местного значения городского округа в области благоустройства предусматривается два вида работ по благоустройству: содержание и ремонт (текущий, капитальный) объектов благоустройства.

Примерный перечень работ по благоустройству определен Классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, утвержденной приказом Министерства Транспорта Российской Федерации от 12 ноября 2007 года N 160 (п. 1.6)

Согласно " Положению об управлении автомобильных дорог администрации города Сочи", утвержденного Решением Городского Собрания Сочи от 22.09.2011 N 157 управление автомобильных дорог администрации города Сочи является отраслевым (функциональным) органом администрации города Сочи.

Управление осуществляет полномочия главного распорядителя и получателя бюджетных средств города Сочи.

Управление выполняет функции муниципального заказчика по закупкам товаров, работ и услуг для муниципальных нужд в области дорожного хозяйства города Сочи, финансируемым за счет бюджетов всех уровней; определяет с учетом рекомендаций Городского Собрания Сочи объекты строительства, реконструкции, ремонта автомобильных дорог местного значения, осуществляет их финансирование;обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств.

В соответствии с разделом 1 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», данный стандарт устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.

Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

В соответствии с п. 4.2.2. ГОСТ Р 50597-93 дорожная разметка в процессе эксплуатации должна быть хорошо различима в любое время суток (при условии отсутствия снега на покрытии).

Согласно раздела 1 ГОСТ Р 52605-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения» данный стандарт устанавливает общие технические требования к искусственным неровностям для принудительного ограничения скорости движения транспортных средств и правила их применения.

В соответствии с п. 6.2 ГОСТ Р 52605-2006 искусственные неровности устраивают перед детскими и юношескими учебно-воспитательными учреждениями.

Пункт 7.1. ГОСТ Р 52605-2006 устанавливает необходимостьоборудования участков дорог, на которых устроены искусственные неровности, дорожными знаками и дорожной разметкой в соответствии с установленными требованиями.

Статьей 3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются, в том числе, приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

В ходе проверки установлено, что на территории Хостинского района г. Сочи вблизи образовательных учреждений допускается ненадлежащее содержание дорожной инфраструктуры, что подтверждается актом результатов специальной проверки безопасности дорожного движения пешеходов и транспорта в местах размещения образовательных учреждений Хостинского района г. Сочи от 28.10.2011, составленного сотрудниками отделения № 4 (по обслуживанию Хостинского района) ОГИБДД УВД по г. Сочи.

Согласно указанному акту необходимо устранить следующие недостатки, противоречащие требованиям ГОСТ Р 52605-2006:

- в районе МОБУ СОШ № 3 по ул. Ушинского, 3 - установить дорожные знаки 3.24 «Ограничение максимальной скорости», устранить наклон опоры дорожного знака 5.19.1 «Пешеходный переход»;

- в районе МОБУ гимназии № 5 по ул. Адлерская, 4 - установить дорожные знаки 3.24 «Ограничение максимальной скорости»;

- в районе МОБУ СОШ № 11 по ул. Чекменева, 1 - устранить наклон опоры дорожного знака 5.19.1 «Пешеходный переход»;

- в районе МОБУ гимназии № 16 по ул. Бытха, 25 - установить дорожные знаки 3.24 «Ограничение максимальной скорости», 1.23 «Дети», обновить дорожную разметку 1.14.1 «Зебра»;

- в районе МОБУ СОШ № 18 по ул. Апшеронская, 1 - обновить дорожную разметку 1.14.1 «Зебра»;

- в районе МОБУ СОШ № 41 по ул. Саят-Нова в с. Краевско-Армянское - устранить наклон опоры дорожного знака 5.19.1 «Пешеходный переход», установить дорожные знаки 5.20 «Искусственная неровность»;

- в районе МДОБУ № 67 по ул. Ясногорская - установить дорожные знаки 5.19.1 «Пешеходный переход», 3.24 «Ограничение максимальной скорости», нанести дорожную разметку 1.14.1 «Зебра»;

- в районе МДОБУ № 4 по ул. Чекменева, 16 - установить дорожные знаки 1.23 «Дети», 5.19.1 «Пешеходный переход», нанести дорожную разметку 1.14.1 «Зебра»;

- в районе МДОБУ № 7 по ул. Октября, 5 - установить дорожные знаки 3.24 «Ограничение максимальной скорости»;

- в районе МДОБУ № 9 по ул. Ростовская, 10 - установить дорожные знаки 5.19.1 «Пешеходный переход», 3.24 «Ограничение максимальной скорости», нанести дорожную разметку 1.14.1 «Зебра»;

- в районе МДОБУ № 12 по ул. Дивноморская, 4 - установить дорожные знаки 3.24 «Ограничение максимальной скорости»;

- в районе МДОБУ № 134 по ул. Дивноморская, 2 - установить дорожные знаки 3.24 «Ограничение максимальной скорости»;

- в районе МДОБУ № 14 по ул. Яна Фабрициуса, 2/16 - установить дорожные знаки 3.24 «Ограничение максимальной скорости», 1.23 «Дети», 5.19.1 «Пешеходный переход», нанести дорожную разметку 1.14.1 «Зебра»;

- в районе МДОБУ № 27 по ул. Грибоедова, 33 - установить дорожные знаки 1.23 «Дети», 5.19.1 «Пешеходный переход», 3.24 «Ограничение максимальной скорости», нанести дорожную разметку 1.14.1 «Зебра»;

- в районе МДОБУ № 28 по ул. Ворошиловская, 5 - установить дорожные знаки 1.23 «Дети», 5.19.1 «Пешеходный переход», 3.24 «Ограничение максимальной скорости», нанести дорожную разметку 1.14.1 «Зебра»;

- в районе МДОБУ № 36 по ул. Ялтинская, 36 - установить дорожные знаки 1.23 «Дети», 5.19.1 «Пешеходный переход», 3.24 «Ограничение максимальной скорости», нанести дорожную разметку 1.14.1 «Зебра»;

- в районе МДОБУ № 41 по ул. Красных партизан, 6 - установить дорожные знаки 1.23 «Дети», 5.19.1 «Пешеходный переход», 3.24 «Ограничение максимальной скорости», нанести дорожную разметку 1.14.1 «Зебра»;

- в районе МДОБУ № 83 по ул. Ялтинская, 14 (территория «жилой зоны») - установить дорожные знаки 1.23 «Дети».

Доказательств, что установленные в ходе комплексной проверки автодорог вблизи образовательных учреждений Хостинского района г. Сочи недостатки, указанные в акте от 28.10.2011 года устранены в полном объеме суду не представлено, тогда как в соответствии со ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

    Таким образом, доказательств, что администрацией города Сочи в пределах лимитов бюджетных обязательств, в полной мере осуществлена реализация полномочий направленных на осуществление необходимых мероприятий по восстановлению безопасности дорожного движения на автодорогах вблизи образовательных учреждений Хостинского района в г. Сочи и принятии мер на свободное и безопасное передвижение по указаннымв акте автодорогам суду не представлено, в связи, с чем суд признает заявление прокурора обоснованным и принимает решение об обязанности органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина.

    На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    Заявление прокурора Хостинского района г.Сочи о возложении обязанности на администрацию г.Сочи по принятию мер по устранению недостатков в организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог в местах размещения образовательных учреждений Хостинского района г. Сочи признать обоснованным.

Обязать администрацию г.Сочи устранить выявленные нарушения в организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в местах размещения образовательных учреждений Хостинского района г. Сочи согласно актом от 28.10.2011 отделения №4 (по обслуживанию Хостинского района) ОГИБДД УВД г. Сочи в течение одного месяца после вступления решения суда в законную силу в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Хостинский районный суд г. Сочи в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 29 ноября 2011 года.

Судья                И.В. Власенко На момент публикации решение не вступило в законную силу