К делу № 2-2342/2011
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
5 декабря 2011 года г. Сочи
Хостинский районный суд г.Сочи Краснодарского края в составе:
председательствующий судья Сидоров В.Л.,
при секретаре: Ягудиной С.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Государственного казенного учреждения Главного управления строительства Краснодарского края ГКУ «ГУСКК» к Савельевой Н.А. о понуждении заключить соглашение об установлении сервитута, по встречному иску Савельевой Н.А. к Государственному казенному учреждению Главному управлению строительства Краснодарского края ГКУ «ГУСКК», Департаменту Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 г. о признании невозможным использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением, прекращения действия публичного сервитута, обязании Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014г. заключить соглашение с Савельевой Н.А. в связи с изъятием земельного участка для размещения Олимпийского объекта краевого значения,
УСТАНОВИЛ:
В Хостинский районный суд г.Сочи обратилось юридическое лицо: Государственное казенное учреждение Главное управление строительства Краснодарского края ГКУ «ГУСКК» с исковым заявлением к Савельевой Н.А. о понуждении заключить соглашение об установлении сервитута на земельный участок, принадлежащий Савельевой Н.А. на праве собственности, площадью 700 кв.м., площадь обременения сервитутом: 293 кв.метра, находящегося по <адрес>, с кадастровым номером: №, срок установления сервитута 360 дней. В обоснование своих исковых требований, ГКУ «ГУСКК» указывает то, что в соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 24.08.2010г. №58-ОИ «об утверждении документации по планировке территории (проекта планировки и проекта межевания) для размещения объекта «Водовод от санатория «Красный штурм» до микрорайона Бытха (проектные и изыскательные работы, строительство), (п.101 КЦП)», распоряжением Главы Администрации Краснодарского края от 07.10.2010г. № 938-р «Об установлении сервитутов в целях строительства олимпийских объектов краевого значения», в отношении земельного участка с кадастровым номером: №, принадлежащего Савельевой Н.А., расположенного по <адрес> в интересах ГКУ «Главное управление строительства Краснодарского края» установлен сервитут. 17.01.2011г. ГКУ «ГУСКК» был подготовлен проект соглашения об установлении сервитута на указанный земельный участок, принадлежащий Савельевой Н.А., в котором, указаны все существенные условия сервитута, а именно: площадь обременения сервитутом, его срок, цели установления сервитута. Так как в течении 30 дней соглашение об установлении сервитута Савельевой Н.А. подписано не было, то истец ГКУ «ГУСКК» обратился в суд Хостинского района г.Сочи с настоящим иском. Истец ГКУ «ГУСКК» указывает, что действует в соответствии с требованиями Федерального Закона РФ № 310 от 01.12.2007г. «Об организации и о проведении XXI олимпийских игр и XI Паралимпийских игр 2014 г. в г.Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».Просит суд понудить Савельеву Н.А. заключить соглашение об установлении сервитута на принадлежащий ей вышеуказанный земельный участок, так как на части данного участка будет размещён Олимпийский объект краевого значения: водопровод глубокого залегания.
Савельева Н.А. обратилась в Хостинский районный суд со встречным исковым заявлением к Государственному казенному учреждению Главному управлению строительства Краснодарского края ГКУ «ГУСКК», Департаменту Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 г. о признании невозможным использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением: под индивидуальное жилищное строительство, прекращении действия публичного сервитута, обязании Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014г. заключить соглашение с ней, Савельевой Н.А., об изъятии земельного участка для размещения Олимпийского объекта краевого значения в соответствии с требованиями Федерального Закона № 310-ФЗ от 01.12.2007г., для чего в соответствии с указанным Федеральным законом произвести соответствующую оценку и определить выкупную цену земельного участка. Департаменту Краснодарского края необходимо в соответствии с требованиями Федерального Закона РФ № 310-ФЗ от 01.12.2007г. определить источник финансирования выкупа земельного участка у Савельевой Н.А. и другие вопросы, подлежащие разрешению при заключении соглашения в связи с изъятием земельного участка для размещения Олимпийского объекта краевого значения. В обоснование своих исковых требований Савельева Н.А. указала о том, что она является собственником земельного участка, площадью 700 кв.м., с кадастровым номером: №, расположенном по <адрес>, который имеет целевое назначение: под индивидуальное жилищное строительство. ГКУ «ГУСКК» на принадлежащем Савельевой Н.А. участке собирается проложить водопроводную трубу глубокого залегания, а также построить надземное сооружение, как видно по плану размещения объекта, которые не подлежат демонтажу в дальнейшем, так как устанавливаются для постоянного водоснабжения. Таким образом, земельный участок, принадлежащий Савельевой Н.А., не будет приведён в первоначальное состояние, как указывает ГКУ «ГУСКК» в своем соглашении по истечению 360 календарных дней. Указанная труба будет проложена для обеспечения постоянного водоснабжения, а затем истец по первоначальному иску передаст трубопровод эксплуатирующей организации, а права и законные интересы Савельевой Н.А. как собственницы участка будут нарушены в результате вышеуказанных действий, так как месторасположение трубы, площадь которую она займет на земельном участке, с учетом необходимого отступа от трубы не менее 10 кв.метров в разные стороны,т.е.20 метров, что делает невозможным использование земельного участка в соответствии с его целевым назначением: под индивидуальное жилищное строительство при установлении сервитута, указанного в соглашении ГКУ «ГУСКК», так как для строительства жилого дома остаётся только площадь в размере 137 кв.метров. Савельева Н.А. пыталась урегулировать спор в досудебном порядке, неоднократно обращалась с соответствующими заявлениями на имя ответчика, но вопрос о выкупе её участка так и не был решён в соответствии с законом. Савельева Н.А. не намерена препятствовать строительству Олимпийского объекта краевого значения на принадлежащем ей земельном участке, но считает необходимым произвести изъятие принадлежащего ей земельного участка в связи с невозможностью его использования по целевому назначению при установлении сервитута. Во встречном иске Савельева Н.А. указывает, что готовилась к строительству жилого дома на принадлежащем ей земельном участке, для чего заказала дорогостоящий проект строительства жилого дома с проектом обустройства придомовой территории, подлинник которого представила суду. Просит суд признать невозможным использование земельного участка, площадью 700 кв.м., расположенного в <адрес>, принадлежащего ей, Савельевой Н.А., на праве собственности в соответствии с его разрешенным использованием: под индивидуальное жилищное строительство, прекратить действие публичного сервитута, установленного в отношении земельного участка, принадлежащего Савельевой Н.А., обязать Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовки зимних Олимпийских игр 2014г. заключить соглашение с Савельевой Н.А. в связи с изъятием земельного участка, площадью 700 кв.м., расположенного по <адрес>, с кадастровым номером: № в собственность Краснодарского края для строительства Олимпийского объекта, краевого значения, путем его выкупа в соответствии с требованиями Федерального Закона РФ № 310-ФЗ от 01.12.2007г.
Представитель ГКУ «ГУСКК» по доверенности в судебном заседании просил суд удовлетворить первоначальный иск о понуждении Савельевой Н.А. заключить соглашение об установлении сервитута, во всех встречных исковых требованиях Савельевой Н.А. просил отказать, при этом представитель истца пояснил о том, что юридическое лицо ГКУ «ГУСКК» действует на основании Федерального Закона № 310-ФЗ от 01.12.2007г.,так как для строительства Олимпийских объектов, возможно устанавливать сервитуты на земельные участки, находящиеся в собственности граждан и юридических лиц, он считает, что для строительства Олимпийского объекта краевого значения «Водопровод от санатория «Красный штурм» до микрорайона Бытха необходимо именно установить сервитут на земельный участок, принадлежащий на праве собственности Савельевой Н.А. сроком на 360 дней, при этом возможно использовать земельный участок ответчицы по его целевому назначению для индивидуального жилищного строительства. Водопроводная труба после прокладки будет засыпана и сверху над ней можно устанавливать легкие строения. СНИПами предусмотрена водоотводная полоса по 10- метров от трубы, однако данная полоса может быть уменьшена, в связи с чем, в соглашении установлена 6-ти метровая полоса. После завершения строительства водопровода объект будет передан эксплуатирующей организации. Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника прав владения, пользования и распоряжения этим участком. Документация по планировки территории для размещения олимпийских объектов, в том числе для размещения Олимпийского объекта краевого значения на земельном участке, принадлежащем Савельевой Н.А. утверждена федеральным органом исполнительной власти, согласована с высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края. Площадь обременения устанавливалась ГКУ «ГУСКК» в соглашении на основании данных проектной документации (ДТП), утвержденной приказом Министерства регионального развития РФ от 24.08.2010г. № 58-ОИ. Сервитут на земельный участок Савельевой Н.А установлен в соответствии с Распоряжением Главы Администрации Краснодарского края № 938-р от 07.10.2010г.,он считает требования ГКУ «ГУСКК» законными и обоснованными и не находит оснований к удовлетворению встречного иска.
В судебном заседании представитель Савельевой Н.А.по доверенности Савицкая А.А. просила суд удовлетворить встречные исковые требования Савельевой Н.А., в удовлетворении первоначального иска ГКУ «ГУСКК» к Савельевой Н.А. о понуждении заключить соглашение об установлении сервитута, просила суд отказать и пояснила суду о том, что согласно представленным доказательствам по делу, в том числе заключения судебной экспертизы, при установлении сервитута на участок, принадлежащий Савельевой Н.А., будет невозможным использовать его в соответствии с целевым назначением: под индивидуальное жилищное строительство. Водопроводная труба глубокого залегания, таким образом, будет расположена на земельном участке, что займёт единственно возможную площадь застройки для строительства жилого дома, а также перекроет полностью единственный подъезд к участку, полоса отвода составляет по 10 метров в разные стороны, т.е. 20 метров. Савельева Н.А. не сможет построить жилой дом ни по проекту, который она имеет, ни по какому-либо другому проекту, так как это невозможно из-за незначительности оставшейся от обременения площади застройки- 137 кв.метров. Савельева Н.А. обращалась во все необходимые инстанции и просила выкупить принадлежащий ей земельный участок под размещение Олимпийского объекта краевого значения, чтобы не затягивалось его строительство, однако на её обращения ей не было дано положительного ответа, а было предоставлено соглашение об установлении сервитута на часть земельного участка. Заключения специалистов ООО «Сочпроект» и ООО «Архфавор» свидетельствуют о том, что исключается возможность использования земельного участка по целевому назначению при установлении сервитута в той площади и на том месте, где просит истец по первоначальному иску. Она просит полностью удовлетворить встречные исковые требования Савельевой Н.А.и отказать в удовлетворении иска ГКУ «ГУСКК».
Представитель Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014г. поддержал исковые требования истца по первоначальному иску ГКУ «ГУСКК» к Савельевой Н.А. о понуждении её заключить соглашение об установлении сервитута в связи с размещением Олимпийского объекта краевого значения, во встречном иске просил суд Савельевой Н.А. отказать, пояснил суду о том, что считает требования Савельевой Н.А. об обязании Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014г. заключить соглашение, в связи с изъятием земельного участка, принадлежащего на праве собственности Савельевой Н.А. преждевременными и необоснованными, так как в случае, если судом будет установлена невозможность использования участка по целевому назначению при установлении сервитута, то автоматически производиться изъятие такого земельного участка в соответствии с требованиями Федерального Закона РФ № 310-ФЗ от 01.12.2007г. в собственность Краснодарского края. Текст соглашения готовит Департамент Краснодарского края, однако выкуп производиться не за счет средств Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014г. Специального решения Администрации Краснодарского края об изъятии земельного участка не требуется. В то же время в настоящее время необходимо установить сервитут в отношении части земельного участка Савельевой Н.А.для строительства Олимпийского объекта. Он считает, что размещением водовода и установлением сервитута не будут нарушены права Савельевой Н.А., так как на ее участке будет возможно строительство индивидуального жилого дома и использование участка по его целевому назначению.
Представитель третьего лица ГК «Олимпстрой»в судебное заседание не явился, представил суду заявление, в котором просил суд рассмотреть дело в отсутствие представителя ГК «Олимпстрой», представитель Администрации Краснодарского края в судебное заседание не явился.
Суд на основании ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ГК «Олимпстрой», так как от указанного лица поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, а также в отсутствие представителя Администрации Краснодарского края в связи с наличием надлежащего уведомления о дне, времени и месте рассмотрения дела, а также по тем основаниям, что Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке Зимних Олимпийских игр 2014г. представляет интересы Администрации Краснодарского края в судах в соответствии с положением о Департаменте (в редакции постановления Главы Администрации Краснодарского края от 12.05.2010г. № 350),представитель Департамента в судебном заседании принимал участие и просил суд отказать в удовлетворении встречного иска по основаниям, указываемым им ранее.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, также были привлечены Территориальный отдел Управления Федеральной Службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения, МЧС России по городу Сочи Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю, представители которых в суд не явились и от которых в суд поступили факсы о согласии на рассмотрении дела в их отсутствие, и МУП «Водоканал»города Сочи, представитель которого в суд не явился, был уведомлен о времени и месте судебного заседания повесткой и отказался расписываться в получении повестки, о чем представителем ответчицы Савельевой Н.А.в суд была предоставлена расписка.
Суд на основании ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей указанных третьих лиц.
Суд, выслушав представителей сторон по делу, исследовав все письменные материалы дела, в том числе заключение судебной экспертизы, допросив в судебном заседании эксперта, оценив все доказательства по делу в совокупности, считает, что подлежат удовлетворению исковые требования ГКУ «ГУСКК» к Савельевой Н.А. о понуждении заключить соглашение об установлении сервитута, а встречные исковые требования Савельевой Н.А. к ГКУ «ГУСКК», Департаменту Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014г. о признании невозможным использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением: под индивидуальное жилищное строительство, прекращении действия публичного сервитута, обязании Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014г. заключить соглашение с ней, Савельевой Н.А., в связи с изъятием земельного участка для размещения Олимпийского объекта краевого значения в соответствии с требованиями Федерального Закона № 310-ФЗ от 01.12.2007г.удовлетворению не подлежат по следующим основаниям:
Как видно из материалов дела и установлено в судебном заседании, Савельева Н.А. является собственником земельного участка, площадью 700 кв.метров, расположенного по <адрес>, категории земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: для индивидуального жилищного строительства, с кадастровым номером: №, что подтверждается соответствующим свидетельством о государственной регистрации права собственности от 07.07.2006г. серии №, выданного на основании договора купли-продажи земельного участка от 30.05.2006г.
Министерством регионального развития Российской Федерации приказом от 24.08.2010г. № 58-ОИ «Об утверждении документации по планировке территории для размещения объекта «Водопровод от санатория «Красный штурм» до микрорайона Бытха (проектные и изыскательные работы, строительство) (п.101 КЦП)» утверждена проектная документация по указанному объекту для размещения и строительства водовода.
Юридическое лицо Государственное казенное учреждение Главное управление строительства Краснодарского края ГКУ «ГУСКК» является истцом по первоначальному иску.
На основании постановления Главы Администрации Краснодарского края от 19.08.2009г. № 723 ответственным за выполнение мероприятий по строительству данного Олимпийского объекта краевого значения является Департамент строительства Краснодарского края в лице государственного казанного учреждения «Главное Управление строительства Краснодарского края» ГКУ «ГУСКК».
Постановлением Главы Администрации Краснодарского края от 31.01.2011г. № 54 «Об утверждении краевой адресной инвестиционной программы на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» ГКУ «ГУСКК» наделено функциями государственного заказчика, застройщика и балансодержателя по данному Олимпийскому объекту краевого значения.
Указанным постановлением №54 от 31.01.2011г. утверждена краевая программа. Финансирование строительства объектов по данной программе осуществляется из средств бюджетного кредита, предоставленного из федерального бюджета бюджету Краснодарского края.
Распоряжением Главы Администрации Краснодарского края № 938-р от 07.10.2010г. «Об установлении сервитутов в целях строительства олимпийских объектов краевого значения» в отношении ряда земельных участков, в том числе в отношении земельного участка с кадастровым номером : №, принадлежащего на праве собственности Савельевой Н.А., общей площадью 700 кв.м., расположенного по <адрес> в интересах ГКУ «Главное управление строительства Краснодарского края» установлен сервитут.
В указанном выше распоряжении № 938-р от 07.10.2010г. не указан срок установления сервитута и площадь обременения сервитутом в отношении земельного участка, принадлежащего Савельевой Н.А.
Так как в зону строительства указанного Олимпийского объекта краевого значения попадает земельный участок, расположенный по ул. Бытха, г.Сочи, Краснодарского края и принадлежащий на праве собственности Савельевой Н.А., то истцом ГКУ «ГУСКК» был подготовлен проект соглашения об установлении сервитута № в котором указана площадь обременения сервитутом в размере: 293 кв.метра из общей площади участка 700 кв.метров сроком на 360 дней. Данное соглашение было предложено подписать Савельевой Н.А.
Савельевой Н.А. в течении 30 дней не было подписано соглашение об установлении сервитута с истцом по первоначальному иску, в связи с этим, ГКУ «ГУСКК» обратился в суд с исковым заявлением о понуждении Савельевой Н.А. заключить соглашение об установлении сервитута.
Савельева Н.А., как собственник земельного участка, на котором запланировано размещение олимпийского объекта краевого значения, обращалась с соответствующими заявлениями, в которых просила осуществить изъятие принадлежащего ей земельного участка путем его выкупа, но так как указанный вопрос не был решен во внесудебном порядке, то Савельева Н.А. обратилась в суд Хостинского района г.Сочи со встречным иском, указывая, что согласно плану размещения объекта, площадь обременения участка и место размещения объекта определена таким образом, что она делит земельный участок на две части, с одной стороны остается площадь в размере: 21,0 кв.м., с другой стороны участка при условии соблюдения необходимого отступа от объекта (водопроводной трубы глубокого залегания) предусмотренного требованиями п. 10.20 СНиП 10.20 СНиП 2.04.02-84* «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» не менее 10 м, площадь для строительства жилого дома собственником участка остается в размере: 137 кв.м.
По условиям соглашения об установлении сервитута, представленного истцом по первоначальному иску ГКУ «ГУСКК» следует: срок сервитута составляет: 360 дней, в пункте 4.2.5. указанного соглашения сказано, что «Сервитуарий» ( лицо в интересах которого установлен сервитут) обязан после прекращения действия сервитута привести земельный участок в состояние, пригодное для его использования в соответствии с целевым назначением.
Представитель ГКУ «ГУСКК» не отрицал в судебном заседании факт того, что по истечению 360 дней участок не будет приведён в состояние, которое существовало до установления сервитута, так как водопровод глубокого залегания, который будет установлен на земельном участке, принадлежащем Савельевой Н.А. не будет подвергнут демонтажу через 360 дней, так как устанавливается для постоянной работы, т.е. обеспечения водоснабжения города Сочи по объекту «Водопровод от санатория «Красный штурм» до микрорайона Бытха». Однако, представитель истца ГКУ «ГУСКК» просил суд понудить Савельеву Н.А. заключить соглашение об установлении срочного сервитута сроком на 360 дней, полагая при этом, что данный срок сервитута может быть продлен, а земельный участок может использоваться дальше по его целевому назначению, независимо от расположения под участком водопровода.
На основании ст. 15.2 Федерального Закона № 310-ФЗ от 01.12.2007г. «Об организации и о проведении XXI олимпийских игр и XI Паралимпийских игр 2014 г. в г.Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» части 9 пункт 8 указанной ст. 15.2, следует: «обязанность лица, в интересах которого установлен сервитут, после прекращения действия сервитута привести земельный участок в состояние, пригодное для его использования в соответствии с целевым назначением».
В соответствии со ст. 56 ч 1 ГПК РФ- каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Суд приходит к выводу о том, что представителем истца ГКУ «ГУСКК» по первоначальному иску представлены суду все необходимые доказательств того, что для осуществления строительства Олимпийского объекта необходимо установление сервитута на часть земельного участка Савельевой Н.А. и считает, что представителем ответчицы Савельевой Н.А.и истицы по ее встречному иску не было предоставлено суду достаточных доказательств, свидетельствующих о невозможности использования данного земельного участка по его целевому назначению после выполнения работ.
Так, на основании ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. На основании ст.23 ч. 5 Земельного Кодекса РФ осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.
На основании ст. 23 ч.8 Земельного Кодекса РФ лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.
На основании ст.274 ГК РФ сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.
В п.3 ст.3 Земельного Кодекса РФ указывается о том, что имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными Федеральными законами.
Вместе с тем, Федеральный закон от 1 декабря 2007 года №310-ФЗ ««Об организации и о проведении ХХ1 Олимпийских зимних игр и Х1 Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»является специальным Законом, который регулирует отношения, возникающие в связи с организацией и проведением ХХ11 Олимпийских зимних игр и Х1 Паралимпийских зимних игр 2014 года и развитием города Сочи как горноклиматического курорта.
Согласно ст.15.2 указанного Федерального Закона №310-ФЗ до 1 января 2014 года на территории Краснодарского края допускается установление сервитутов для строительства и /или/эксплуатации олимпийских объектов, включенных в Программу строительства, иных олимпийских объектов, в том числе в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации линейных сооружений/в том числе линий электропередачи, линий и сооружений связи,трубопроводов,водопроводов,коммунальных,инженерных,электрических и других линий и сетей, канатных дорог/.Соглашение об установлении сервитута в силу требований данного Закона РФ заключается на основании решения об установлении сервитута.
Российская Федерация со дня вступления в силу Федерального закона №310-ФЗ и до 1 января 2014 года передает Краснодарскому краю осуществление полномочий по подготовке и принятию решений об установлении сервитутов для строительства и /или/эксплуатации олимпийских объектов федерального значения, расположенных на территории Краснодарского края.
Пунктом 2 ст.14 названного Закона РФ №310-ФЗ установлено, что документация по планировке территории для размещения олимпийских объектов утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики и оказанию государственных услуг в сфере строительства, по согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края.
В судебном заседании было установлено, что в соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 24.08.2010г. №58-ОИ «Об утверждении документации по планировке территории (проекта планировки и проекта межевания), для размещения объекта «Водовод от санатория «Красный штурм» до микрорайона Бытха (проектные и изыскательные работы, строительство), (п.101 КЦП)», распоряжением Главы Администрации Краснодарского края от 07.10.2010г. № 938-р «Об установлении сервитутов в целях строительства олимпийских объектов краевого значения», в отношении земельного участка с кадастровым номером: №, принадлежащего Савельевой Н.А., расположенного по <адрес> в интересах ГКУ «Главное управление строительства Краснодарского края» установлен сервитут.
17.01.2011г. истцом по настоящему делу ГКУ «ГУСКК» был подготовлен проект соглашения об установлении сервитута на указанный земельный участок, принадлежащий Савельевой Н.А., в котором указаны все существенные условия сервитута, а именно: площадь обременения сервитутом, его срок, цели установления сервитута. Так как в течении 30 дней в соответствии с требованиями Закона РФ №310-ФЗ соглашение об установлении сервитута Савельевой Н.А. подписано не было, то истец ГКУ «ГУСКК» обосновано обратился в суд Хостинского района г.Сочи с настоящим иском.
Суд приходит к выводу о том, что требования истца являются обоснованными и мотивированными в соответствии с требованиями Федерального Закона РФ № 310 от 01.12.2007г. «Об организации и о проведении XXI олимпийских игр и XI Паралимпийских игр 2014 г. в г.Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».
Основанием для установления сервитута, расчета площади обременения является документация по планировке территории /ДТП/, по ней определяется форма использования участка- сервитут либо его изъятие. Размер площади, подлежащей обременению сервитутом земельного участка Савельевой Н.А., был определен истцом в соответствии с ДПТ, утвержденной приказом Министерства регионального развития РФ от 24 августа 2010 года №58-ОИ «Об утверждении документации по планировке территории/проекта планировки и проекта межевания/для размещения объекта «Водовод от санатория «Красный штурм» до микрорайона Бытха /проектные и изыскательские работы, строительство/п.101 КЦП/».
Тем самым, суд приходит к выводу о том, что площадь земельного участка, обременяемого сервитутом, не была установлена произвольно истцом, а была установлена в соответствии с проектной документацией /ДПТ/.Устанавливаемый в отношении части участка Савельевой Н.А.сервитут имеет срочный характер с целевым назначением- под строительство Олимпийского объекта.
Из проекта соглашения об установлении сервитута следует, что площадь сервитута составляет 293 кв.метра, площадь земельного участка 700 кв.метров, т.е.после обременения сервитутом площадь участка составит 407 кв.метра,данная площадь позволяет ответчице использовать земельный участок по его целевому назначению, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что исковые требования истца понудить Савельеву Н.А. заключить соглашение об установлении сервитута на принадлежащий ей вышеуказанный земельный участок, так как на части данного участка будет размещён Олимпийский объект краевого значения: водопровод глубокого залегания, основаны на требованиях Закона РФ №310-ФЗ.
Ответчица по данному делу Савельева Н.А.во встречных исковых требованиях указывает, что в случае установления сервитута, участок не может использоваться по своему целевому назначению, в связи с чем она просит суд признать невозможным использование земельного участка, площадью 700 кв.м., расположенного в <адрес>, с кадастровым номером: №, категория земель: земли поселений, с разрешенным использованием- для индивидуального жилищного строительства и принадлежащего Савельевой Н.А. на праве собственности при установлении сервитута, указанного в соглашении Государственного казенного учреждения «Главное управление строительства Краснодарского края» в соответствии с его целевым назначением: под индивидуальное жилищное строительство, прекратить действие публичного сервитута, установленного в отношении земельного участка, площадью 700 кв.м., расположенного в <адрес>, с кадастровым номером: №, категория земель: земли поселений, с разрешенным использованием- для индивидуального жилищного строительства принадлежащего Савельевой Н.А., обязать Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке Зимних Олимпийских игр 2014г. подготовить соглашение с Савельевой Н.А., в связи с изъятием земельного участка, площадью 700 кв.м., расположенного в <адрес>, с кадастровым номером: № в собственность Краснодарского края для строительства олимпийского объекта, краевого значения, с определением выкупной цены имущества и другими обязательными требованиями Федерального Закона 310-ФЗ от 01.12.2007г. «Об организации и о проведении XXI олимпийских игр и XI Паралимпийских игр 2014 г. в г.Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».
Суд приходит к выводу о том, что данные встречные требования Савельевой Н.А.не основаны на Законе и удовлетворению не подлежат.
Согласно действующего законодательства, частный и публичный сервитут различаются моментом установления, так как если моментом установления частного сервитута является момент подписания соглашения об установлении сервитута либо принятие судебного акта об обязании заключить такое соглашение, то для публичного сервитута моментом его установления является издание и опубликование нормативного акта компетентного органа.
При этом на основании ст.48 Земельного Кодекса РФ публичный сервитут прекращается путем принятия нормативного акта об отмене сервитута в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен. Прекращение публичного земельного сервитута подлежит государственной регистрации. По решению суда прекращение публичного сервитута возможно по общим основаниям прекращения действия нормативных актов, т.е. в случаях признания нормативного акта об установлении сервитута недействительным либо неприменении судом акта об установлении сервитута, как не соответствующего закону.
Однако судом не рассматривался вопрос о признании недействительным правового акта об установлении сервитута недействительным и данные исковые требования Савельевой Н.А.не заявлялись, а устанавливаемый сервитут является частным, так как устанавливается не в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования, а устанавливается в интересах конкретного юридического лица ГКУ «ГУСКК»и в целях строительства Олимпийского объекта на основании Закона РФ №310-ФЗ.
Сервитут на земельный участок, принадлежащий Савельевой Н.А., установлен распоряжением Главы Администрации Краснодарского края от 07.10.2010г. № 938-р в целях строительства Олимпийского объекта краевого значения. При невозможности использования указанного участка в соответствии с целевым назначением, изъятие участка должно осуществляться в соответствии с требованиями Федерального Закона РФ № 310-ФЗ от 01.12.2007г. «Об организации и о проведении ХХII Олимпийских зимних игр и ХI Паралимпийских зимних игр 2014года в городе Сочи, развитии г.Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», так как указанный закон регулирует отношения, возникающие в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитием города Сочи как горноклиматического курорта.
В статье 15 ч 1 п. 2 Федерального Закона 310-ФЗ от 01.12.2007г. указано о том, что в период с 1 января 2008 года до 1 января 2014 года на территории Краснодарского края допускаются: 2) изъятие земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд в целях размещения олимпийских объектов, в соответствии со ст. 15 ч.4 пункт 1 вышеуказанного закона изъятие в соответствии с настоящей статьей земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется: при изъятии в целях размещения олимпийских объектов краевого значения в собственность Краснодарского края.
В ст. 15.1 частью 25 вышеуказанного закона № ФЗ-310 от 01.12.2007г. указано о том, что если в соответствии с решением суда установление сервитута приведет к невозможности использования земельного участка (его части), осуществляется изъятие указанного земельного участка в порядке, предусмотренном статьей 15 настоящего Федерального закона. Принятия решения Администрацией Краснодарского края об изъятии указанного земельного участка не требуется.
В соответствии со ст. 15.2 Федерального Закона РФ № 310-ФЗ, части 3 следует, что в случае, если установление сервитута приводит к невозможности использования земельного участка (его части), собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец, за исключением государственных или муниципальных унитарных предприятий или государственных или муниципальных учреждений, вправе требовать изъятия земельного участка (его части) для государственных или муниципальных нужд, а арендатор такого земельного участка вправе требовать в одностороннем порядке расторжения договора аренды.
Уполномоченным органом Администрации Краснодарского края по реализации вышеуказанных функций, связанных с изъятием земельных участков для размещения олимпийских объектов, в том числе подготовки соглашений в связи с изъятием объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов краевого значения, является ответчик по встречному иску Савельевой Н.А.: Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014г, основанием для деятельности которого, служит постановление Главы Администрации Краснодарского края от 05.06.2008г. №497 «Об утверждении положения, структуры, штатного расписания департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке Олимпийских игр 2014г.».
Согласно положения о Департаменте (в редакции Постановления Главы администрации Краснодарского края от 12.05.2010г. № 350), Департамент осуществляет подготовку проектов соглашений, заключаемых в связи с изъятием земельных участков и (или) распложенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального или краевого значения, обеспечивает представление данных проектов лицам, у которых изымаются земельные участки и ( или) расположенные на них иные объекты недвижимого имущества, осуществляет заключение соглашений, представляет интересы Российской федерации и (или) Краснодарского края в судах, представляет в органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, решения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения, соглашение, заключаемое с собственником в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества, и акт приема-передачи такого имущества.
Вместе с тем, суд в соответствии с нормами Федерального Закона № 310-ФЗ от 01.12.2007г. «Об организации и о проведении XXI олимпийских игр и XI Паралимпийских игр 2014 г. в г.Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» не находит оснований к изъятию земельного участка у Савельевой Н.А.путем его выкупа и подготовки текста соглашения в связи с изъятием вышеуказанного земельного участка с его собственником Савельевой Н.А.Департаментом Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 г.
В судебном заседании обозревался предоставленный представителем Савельевой Н.А. подлинник проекта жилого дома, который был заказан истицей по встречному иску задолго до принятия решения о размещении на участке принадлежащем Савельевой Н.А. олимпийского объекта краевого значения.
Однако при этом суд приходит к выводу о том, что в целях строительства олимпийского объекта возможно внесение изменения в проект строительства данного дома с учетом изменения площади застройки и полагает, что остающаяся после установления сервитута площади застройки предполагает возможность и осуществление строительства индивидуального жилого дома.
Савельевой Н.А. также представлено суду заключение от 15.03.2011г. лицензированной организации ООО «Сочпроект», по которому следует, что принадлежащий Савельевой Н.А. земельный участок имеет сложный рельеф, расположен на склоне горы «Благодать» г.Сочи, имеет разницу по высотам верхней и нижней границы в 8 метров и заключение специалистов ООО «Архфавор» от 23.03.2011г., согласно которому следует, что при рассмотрении возможности строительства жилого дома на оставшейся от обременения сервитутом части принадлежащего Савельевой Н.А. земельного участка, не представляется возможным строительство жилого дома по тем же причинам, что и указаны специалистами ООО «Сочпроект».
Согласно заключения судебной экспертизы от 18.07.2011г., которая была поручена судом эксперту М., действующей на основании необходимых документов: лицензии, сертификата, свидетельства, имеющей стаж работы по профессии 39 лет, стаж экспертной работы 24 года, следует, что по соглашению ГКУ «ГУСКК» № ОТ 17.01.2011г. об установлении сервитута для строительства Олимпийского объекта краевого значения на земельный участок, принадлежащий Савельевой Н.А., а также на основании схемы размещения объекта на указанном участке, свободным от обременения водопроводом остается земельный участок, состоящий из двух участков: с северной стороны- в виде треугольника, площадью 21,0 кв.м., с юго-восточной подгорной стороны- 386 кв.м. В соответствии с необходимыми СНиП, в том числе СНиП «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» от водопровода необходимо отступить при строительстве дома не менее 10 кв.м. в зависимости от диаметра трубы. При соблюдении указанного требования площадь земельного участка, принадлежащего Савельевой Н.А., после установления сервитута сократиться ещё на 114 кв.м., так как по вышеуказанному соглашению определена санитарно-защитная зона. Без обременения остается земельный участок, площадью 272 кв.м. При отступе от смежной границы не менее 3,0 кв.м. по действующим нормам и правилам площадь свободная для строительства жилого дома составит : 137 кв.метров.
Свои выводы эксперт подтвердила в судебном заседании.
В соответствии с требованиями СНиП «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» действительно от водопровода необходимо отступить при строительстве дома не менее 10 кв.м. в зависимости от диаметра трубы, вместе с тем в п.2.4.3 Санитарных правим и норм СанПиН 2.1.4.1110-02 указывается о том, что в случае необходимости, допускается сокращение ширины санитарно-защитной полосы для водоводов, проходящих по застроенной территории по согласованию с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что площадь сервитута части земельного участка Савельевой Н.А. была установлена правильно и изменению не подлежит, а выводы эксперта следует оценивать критически.
Суд приходит к выводу о возможности использования земельного участка Савельевой Н.А.в соответствии с его целевым назначением и не находит оснований к изъятию данного участка путем его выкупа.
В заявлении в суд представитель Свельевой Н.А. дополнительно указывает, что Законом Краснодарского края от 19 июля 2011 года №2317-КЗ минимальным размером земельного участка под индивидуальное жилищное строительство является 600 кв.метров и данные требования Закона должны быть учтены судом при вынесении решения.
Вместе с тем, данные требования Закона распространяются на вновь предоставляемые земельные участки и не могут учитываться при разрешении спора сторон.
Судом установлено, что собственник вышеуказанного земельного участка Савельева Н.А. может использовать данный земельный участок в соответствии с его целевым назначением: под индивидуальное жилищное строительство, имеется возможность проезда и прохода на земельный участок и возможно использование данного земельного участка, обремененного сервитутом, в качестве въезда на земельный участок и после строительства водовода.
В ходе рассмотрения дела также была уточнена судом площадь земельного участка, обремененного сервитутом, а она составляет согласно постановления Главы администрации /губернатора/Краснодарского края от 19 июля 2010 года и проекта соглашения об установлении сервитута от 17 января 2011 года -293 кв.метра, и изменению данная площадь в силу требований Закона РФ №310-ФЗ не подлежит, от водопровода действительно необходимо отступить по 10 метров, вместе с тем, данная зона может быть уменьшена, что и сделано в указанных нормативных документах, а кроме этого, собственнику земельного участка возможно использовать земельный участок по его целевому назначению.
В соответствии с ч.23 ст.15.2 Федерального Закона №310-ФЗ в случае, если соглашение об установлении сервитута не заключено по истечении тридцати дней со дня получения лицом проекта указанного соглашения, лица, в интересах которых устанавливается сервитут, вправе обратиться в суд с иском о понуждении заключить соглашение об установлении сервитута.
Судом установлено, что ответчица, зная о предлагаемом ей к подписанию соглашении об установлении сервитута, уклонилась от его подписания, что приводит к затягиванию сроков строительства Олимпийского объекта, в связи с чем истец обосновано обратился в суд с иском на основании Закона РФ от 1 декабря 2007 года №310-ФЗ «Об организации и о проведении ХХ1 олимпийских зимних игр и Х1 Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что ответчица Савельева Н.А., не основываясь на требованиях Закона РФ №310-ФЗ, необоснованно отказалась подписывать Соглашение об установлении сервитута от 17 января 2011 года и истец правомерно и в соответствии с требованиями Федерального закона РФ №310-ФЗ обратился в суд с иском о понуждении ответчицы заключить соглашение об установлении сервитута, которое предлагается заключить за плату на срок- на время строительства указанного олимпийского объекта. Тем самым, Савельева Н.А.должна заключить с истцом соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка площадью 700 кв.м., расположенного в <адрес>, с кадастровым номером: №.
В связи с изложенным, подлежат удовлетворению исковые требования истца Государственного казенного учреждения «Главное управление строительства Краснодарского края» к Савельевой Н.А. о понуждении заключить соглашение об установлении сервитута, а в удовлетворении встречных исковых требований должно быть отказано.
В соответствии с требованиями ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В связи с чем, суд приходит к выводу о необходимости взыскания с ответчицы в доход государства государственной пошлины, от уплаты которой был освобожден истец, в сумме 4000 руб.
В соответствии с требованиями Федерального Закона РФ №310-ФЗ решение суда подлежит немедленному исполнению.
Суд не может принять доводы представителя ответчицы, так как они не основаны на требованиях Законов РФ, опровергаются изложенными в решении доказательствами и материалами дела.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить исковое заявление Государственного казенного учреждения «Главное управление строительства Краснодарского края» к Савельевой Н.А. о понуждении заключить соглашение об установлении сервитута.
Обязать Савельеву Н.А. заключить с Государственным казенным учреждением «Главное управление строительства Краснодарского края»соглашение об установлении сервитута № от 17 января 2011 года в отношении земельного участка площадью 700 кв.м., расположенного в <адрес>, с кадастровым номером: №.
В удовлетворении встречного искового заявления Савельевой Н.А. к Государственному казенному учреждению «Главное управление строительства Краснодарского края», Департаменту Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 г. о признании невозможным использования земельного участка при установлении сервитута в соответствии с его целевым назначением, прекращении действия публичного сервитута, обязании Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014г. заключить соглашение в связи с изъятием земельного участка отказать.
На основании ст.103 ГПК РФ взыскать с Савельевой Н.А. в доход государства государственную пошлину 4000 рубля, перечислив указанную сумму на расчетный счет МРИ Федеральная Налоговая служба РФ №8 по Краснодарскому краю в городе Сочи, адрес взыскателя: Россия, Краснодарский край, город Сочи, проспект Курортный,д.106Б.
Решение суда обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение 10 дней через суд Хостинского района г.Сочи.
Судья В.Л.Сидоров.
На момент публикации не вступило в законную силу.