Решение по заявлению Вартанова А.Р. об оспаривании действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю.



К делу № 2-2486/2011 г.

РЕШЕНИЕ

    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    09 декабря 2011 года

Хостинский районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе:

Председательствующего, судьи                       Пилипенко Ю.А.

при секретаре                                                     Рыжковой Ю.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Вартанов А.Р. об оспаривании действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю,

УСТАНОВИЛ:

Вартанов А.Р. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, и просил суд признать обязать Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, провести государственную регистрацию внесения изменений в ЕГРП в отношении характеристик объекта жилого дома по адресу, Краснодарский край, город Сочи, <адрес>- в соответствии с кадастровым паспортом филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Краснодарскому краю, от 18 июня 2009 года, а именно, Литер «Ж» общей площадью 804.2 кв.м., этажностью 4.

В судебном заседании представитель заявителя, изменив требования, поддержал заявление в полном объеме и настаивал на его удовлетворении ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении.

Заинтересованное лицо Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в суд не явился и своих представителей не направило, об уважительных причинах неявки суду не сообщило и не просило рассмотреть дело в отсутствие, однако в материалах дела имеется расписка о надлежащем извещении.

Учитывая, что заинтересованное лицо Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежаще, суд, согласно статье 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Заслушав доводы представителя заявителя, изучив материалы дела и исследовав представленные доказательства, оценив все в совокупности, суд полагает заявление Вартанова А.Р. удовлетворить в полном объеме по следующим основаниям.

Согласно статье 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно п.2 ст. 254 ГПК РФ, заявление подается в суд по подсудности, установленной статьями 24 - 27 настоящего Кодекса. Заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются.

В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействиям) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению его прав и свобод.

В судебном заседании установлено, что Вартанов А.Р. является собственником доли земельного участка площадью 700 кв.м., находящегося по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, <адрес>. Участок предоставлен для индивидуального жилищного строительства на основании: Договора купли-продажи земельного участка от 18.12.2007 года; Постановления Главы Администрации Центрального района г. Сочи от 20.11.2007 года.

Доказательством наличия зарегистрированного права является свидетельство о государственной регистрации права от 15.12.2009 года, серия , кадастровый номер земельного участка .

Заявитель указывает, что им Вартановым А.Р. было осуществлено строительство объекта недвижимости, а именно жилого дома на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке.

Действительно материалами дела подтверждается то, что жилой дом, общей площадью застройки 600.3 кв.м., Литер Ж по адресу: г. Сочи, <адрес> был зарегистрирован на праве собственности за Вартановым А.Р., после чего жилой дом и земельный участок был продан Вартановым А.Р. по долям, после чего ему было выдано свидетельство о праве долевой собственности на земельный участок общей площадью 700 кв.м. и жилой дом площадью 600.3 кв.м.

Представитель заявителя пояснил суду, что крыша на вышеуказанный объект недвижимости не накрывалась, а была построена эксплуатируемая кровля предусматривающая последующее строительство мансардного этажа с увеличением общей площади дома, как строительство жилого дома полностью было завершено, филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Краснодарскому краю, Сочинское отделение, была проведена техническая инвентаризация, по результатам которого был выдан технический, а также кадастровый паспорт по состоянию на 18 июня 2009 года.

При строительстве мансардного этажа не были затронуты конструктивные и другие характеристики надежности жилого дома и не было превышение предельных параметров разрешенного строительства, что подтверждается сведениями из технического паспорта и кадастрового паспорта объекта индивидуального жилищного строительства.

Для проведения правовой регистрации жилого дома, Вартанов А.Р. обратился в УФС государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, предоставив технический и кадастровый паспорт на жилой дом, правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на земельный участок и свидетельство о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, а также согласие всех дольщиков жилого дома на регистрацию права собственности, что подтверждается распиской о сдаче документов на государственную регистрацию от 22.11.2011 года.

В соответствии с вышеуказанной распиской, объект должен быть зарегистрирован до 24.11.2011 года.

Однако своим Уведомлением от 24.11.2011 года за отдел по г. Сочи УФС государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, приостановил государственную регистрацию права на недвижимое имущество.

Как следует из уведомления регистрационного органа, есть сомнения в достаточности оснований для проведения государственной регистрации, требуется ли разрешение на проведение реконструкции заявленный к регистрации изменения объекта, являются ли они самовольными и нарушаются ли права и законные интересы граждан, не создается ли им угроза их жизни или здоровью.

Суд на основании изложенных доказательств и изученных материалов гражданского дела полагает, что приостановка в государственной регистрации права собственности на жилой дом является незаконной и нарушает права и охраняемые законом интересы Вартанова А.Р.

Как установлено п. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, выдача разрешения на строительство не требуется в случае: изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;

Основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав. Проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов проводится органом, осуществляющим государственную регистрацию прав (пункт 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации прав).

В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Закона о государственной регистрации прав основания для государственной регистрации прав собственности на объекты недвижимого имущества, указанные в статьях 25, 25.2, 25.3 и 30.1 настоящего Федерального закона, установлены в данных статьях.

Согласно пункту 2 названной статьи не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в пункте 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации прав, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Таким образом, сама по себе приостановка не соответствует действующему законодательству, так как все установленные законодательством документы были представлены заявителем в полном объеме, что подтверждается распиской в сдаче документов на государственную регистрацию.

В соответствии с законом № 93-Ф3, от 30 июня 2006 года «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества», принятой Государственной Думой 16 июня 2006 года и одобренным Советом Федерации 23 июня 2006 года, в Федеральный закон «О государственной регистрации прав граждан на недвижимое имущество и сделок с ним» были внесены изменения, вступившие в силу с 01    сентября 2006 года.

Так в соответствии со ст. 25.3 вышеуказанного закона, основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством РФ не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, являются:

-документы, подтверждающие факт создания объекта недвижимого имущества и содержащие его описание;

-правоустанавливающий документ на земельном участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.

Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Документами, подтверждающими факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, являются кадастровый паспорт такого объекта индивидуального жилищного строительства и разрешение органа местного самоуправления на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию или в случае, если такой объект индивидуального жилищного строительства является объектом незавершенного строительства, разрешение на строительство. До 1 марта 2015 года кадастровый паспорт объекта индивидуального жилищного строительства является единственным документом, подтверждающим жилищного строительства является единственным документом, подтверждающим факт создания такого объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке и содержащим его описание.

Истребование у заявителя дополнительного документа для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи объект недвижимого имущества (разрешения на строительство, если таким объектом не является объект незавершенного строительства, документа, подтверждающего внесенные в декларацию об объекте недвижимого имущества сведения, или подобного документа) не допускается. При этом отсутствие этого документа не может являться основанием для приостановления государственной регистрации прав на такой объект недвижимого имущества или для отказа в данной государственной регистрации.

Согласно ст. 9 Федерального Закона № 93-Ф3, в Федеральный закон от 29 декабря 2004 года №191 -ФЗ «О введение в действие Градостроительного кодекса РФ», внесены следующие изменения, что до 01 марта 2015 года не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также представление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления и выдачи технического и кадастрового паспорта такого объекта.

Исходя из вышеуказанных норм Федерального закона, можно сделать вывод о том, что для регистрации права собственности на жилой дом необходимо представить в регистрирующий орган - документ подтверждающий факт создания объекта (технический, кадастровый паспорт на объект недвижимости) и правоустанавливающий документ на земельный участок и истребование дополнительных документов, в том числе и разрешения на строительство до 2015 года не допускается, следовательно если объект индивидуального жилищного строительства подлежит регистрации без разрешения на строительство, то у заявителя не может быть истребовано документ подтверждающий факт соответствующих изменений - разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Кроме того, классификация указанного объекта, как объекта самовольного строительства не соответствует действующему законодательству РФ, поскольку жилой дом подлежит регистрации без разрешения на строительство и ввода его в эксплуатацию.

В данном случае приостановление государственной регистрации жилого дома, является незаконным, так как государство вводя амнистию на самовольные постройки дала возможность гражданам до 2015 года в упрощенном порядке зарегистрировать свои права на жилые дома.

Согласно ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В соответствии со ст. 260 ГК РФ).

То, что построенный объект недвижимости является объектом индивидуального жилищного строительства подтверждается - техническим и кадастровым паспортом на индивидуальный жилой дом, правоудостоверяющим документом на земельный участок, а также наличием зарегистрированного в УФС права на объект недвижимости - жилой дом - общей площадью 600.3 кв.м.

Таким образом, УФС при регистрации жилого дома - само подтвердило, что указанный объект является объектом индивидуального жилищного строительства и следовательно на него не требовалось разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

Кроме того, построенный мансардный этаж не нарушает прав и законных интересов граждан, не создает им угрозу их жизни и здоровью, подтверждается выводами заключения специалиста М. от 10.07.2009 года и инженерно-техническим обследованием строительных конструкций жилого дома, выполненного ООО «Проектно-изыскательской мастерской «Сочпроект».

Таким образом, суд приходит к выводу, что заявителем были предоставлены в УФС по государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, все документы, требуемые для регистрации права собственности на созданный объект индивидуального жилищного строительства в соответствии с законом уведомление от 24.11.2011года, о приостановлении государственной регистрации права, является незаконным и нарушает права Вартанова А.Р. собственника на владение и распоряжение созданным им имуществом.

Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Статьей 10 ГК РФ установлено, что не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотреблением правом в иных формах.

На основании ст. 11 ГК РФ, судебная защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется в судебном порядке.

Статьей 12 ГК РФ предусмотрено, что одним из способов защиты гражданских прав, присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Исходя из положений ст. 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, бездействие органов местного самоуправления могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с п. 1 ст. 218 ГК РФ, право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

Согласно ст.219 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Статьей 258 ГПК РФ установлено, что суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

При таких обстоятельствах суд полагает, что препятствий к государственной регистрации внесения изменений в ЕГРП в отношении характеристик объекта жилого дома по адресу, Краснодарский край, город Сочи, <адрес> - в соответствии с кадастровым паспортом филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Краснодарскому краю, от 18 июня 2009 года, а именно, Литер «Ж» общей площадью 804.2 кв.м., этажностью 4- не имеется, требования заявителя Вартанова А.Р. носят законный характер и подлежат удовлетворению судом.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198,258 ГПК РФ,

                                РЕШИЛ:

Заявление Вартанов А.Р. - удовлетворить.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю произвести государственную регистрацию права внесения изменений в ЕГРП в отношении характеристик объекта жилого дома по адресу, Краснодарский край, город Сочи, <адрес> - в соответствии с кадастровым паспортом филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Краснодарскому краю, от 18 июня 2009 года, а именно, Литер «Ж» общей площадью 804.2 кв.м., этажностью 4.

Решение в 10 дней со дня изготовления его в окончательной форме, то есть 14 декабря 2011 года, может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Хостинский районный суд г. Сочи.

Решение отпечатано в совещательной комнате.

Председательствующий :                                                                 Ю.А. Пилипенко

Решение на момент публикации не вступило в законную силу.

Согласовано Судья Пилипенко Ю.А.