Решение по иску прокурора г. Сочи, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к ООО «Бизнес-21 век» о запрете деятельности.



К делу № 2-2396/2011 г.

РЕШЕНИЕ

    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    21 декабря 2011 года

Хостинский районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе:

Председательствующего, судьи                       Пилипенко Ю.А.

при секретаре                                                     Рыжковой Ю.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское по иску прокурора города Сочи действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «Бизнес -21 век» о запрете деятельности,

У С Т А Н О В И Л :

    Прокурор города Сочи обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «Бизнес -21 век» о запрете деятельности и понуждении к совершению определенных действий, в котором просит признать незаконным бездействие ООО «Бизнес- 21 век», выразившееся в несоблюдении требований Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 14.03.1995 №33-Ф3 «Об особо охраняемых природных территориях». Градостроительного кодекса Российской Федерации.

     Запретить ООО «Бизнес- 21 век» на территории ФГУ «Сочинский национальный парк» осуществлять деятельность по добыче полезных ископаемых.

В судебном заседании прокурор поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении, и просил суд удовлетворить иск в полном объеме.

Представитель ответчика ООО «Бизнес -21 век» иск признал и не возражал против удовлетворения иска.

Представитель третьего лица Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея в судебное заседание не явился будучи надлежаще извещен о дата и месте слушания по делу, причины не явки суду не известны.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с ч. 3 ст. 35 Федерального закона РФ от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в силу действующего процессуального законодательства РФ полномочен обратиться с заявлением в суд, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Как следует из материалов дела, прокуратурой города Сочи рассмотрено обращение заместителя Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Ж. о незаконной добыче полезных ископаемых в Сочинском национальном парке города Сочи, отсутствии заключения экологической экспертизы проектов известняка и реконструкции используемой при этом автодороги, уничтожении объектов растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, и по другим вопросам.

В ходе проведенной проверки установлено, что 23.09.2009 г. между ФГУ «Сочинский национальный парк» и ООО «Бизнес -21 век» заключен договор об обустройстве лесохозяйственной противопожарной дороги. Предметом указанного договора является обустройство лесохозяйственной противопожарной дороги «Шиловка- Аибга», переходящей на отдельных участках в дорогу общего пользования на землях населенных пунктах, в квартале 36, выделы 9, 11; квартале 26, выделы 18, 21; квартал 25 выдел 24; квартал 24 выделы 10, 30, 32, квартал 18 выделы 7, 9, 11, 12, 13, 19, 20; квартал 15 выделы 13, 15, 16, 30, 31 площадью 9, 4109 га; Веселовского участкового лесничества в квартале 25 выдел 16; квартал 26 выдел 34 общей площадью 0, 3906 га.

В связи с истечением срока действия вышеуказанного договора 02.09.2010 01.09.2011 между ФГУ «Сочинский национальный парк» и ООО «Бизнес - 21 век» заключены аналогичные договоры.

При строительстве вышеуказанной дороги выявлены следующие нарушения.

На основании ч. 2 ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления в соответствии с законодательством.

Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Для реализации данных положений закона статьей 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» предусмотрена обязанность юридических лиц при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Так, пунктом 3.7 СанПин 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке; поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.), по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями.

Однако, в нарушение вышеуказанных норм ООО «Бизнес - 21 век» не представлены лимиты на размещение отходов, а также паспорта на отходы производства и потребления 1 - 4 классов опасности, свидетельства на лиц, допущенных к обращению с отходами. Производственный контроль за отходами производства и потребления, а также за состоянием атмосферного воздуха отсутствует.

На производственной площадке, на которой расположена дробильная установка, на открытом грунте размещены: 3 бытовки, столовая, контейнер-склад, неизолированная от грунта выгребная яма (туалет), душевая, грузовые транспортные средства, грузовые транспортные средства. На территории обнаружены места складирования отходов производства и потребления на открытом грунте без навеса, а именно: отработанные автомобильные покрышки и запчасти.

В соответствие с п. 3 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» на каждый вид отходов производства и потребления должен быть составлен паспорт.

Вместе с тем, на момент проверки паспорта на опасные отходы, образующиеся в деятельности ООО «Бизнес - 21 век», не разработаны.

В силу ст. 9 вышеуказанного закона для осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов необходима лицензия.

Вместе с тем, на основании п. 3 ст. 4 данного закона в случае отсутствия такого разрешительного документа собственник отходов I - IV класса опасности вправе передавать другому лицу право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если него имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности.

Однако, в нарушение данной нормы права ни договор на утилизацию данных отходов в ходе проверки, ни лицензия на указанный вид деятельности ООО «Бизнес - 21 век» не представлены.

Данные факты подтверждаются фотоматериалами и справкой ведущего специалиста-эксперта отдела контроля и надзора в сфере охоты и разрешительной деятельности Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по КК и Республике Адыгея от 14.10.2011 г.

В соответствии со статьей 1 Водного кодекса Российской Федерации (далее ВК РФ) водопользованием признается использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц.

Согласно части 1 статьи 9 ВК РФ юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 данного Кодекса.

В главе 3 ВК РФ предусмотрено, что право пользования водными объектами возникает на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 11 этого же Кодекса.

В силу пункта 2 части 1 статьи 11 Кодекса водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, предоставляются в пользование на основании договоров водопользования для использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей.

В соответствии с п. п. 1.1.1, 1.2.1 Административного регламента по осуществлению федеральным агентством водных ресурсов государственной функции по предоставлению права пользования водными объектами на основании договоров водопользования, утвержденного приказом Минприроды России от 26.12.2008 №347 (Далее - Регламента), Административный регламент по осуществлению Федеральным агентством водных ресурсов государственной функции по предоставлению права пользования водными объектами на основании договоров водопользования описывает выполнение государственной функции по предоставлению находящихся в федеральной собственности водоемов, а также морей или их отдельных частей в пользование на основании договоров водопользования. Государственную функцию, указанную в пункте 1.1.1 Регламента, исполняет Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы) через свои территориальные органы (в том числе бассейновые) и их структурные подразделения. Территориальным подразделением в Краснодарском крае является - Кубанское бассейновое водное управление.

Согласно статье 8 ВК РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации, за исключением прудов и обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту РФ, муниципальному образованию, физическому или юридическому лицу.

Согласно Перечня особо охраняемых природных территорий побережий Черного и Азовского морей, имеющих федеральное значение, утвержденного распоряжением правительства Российской Федерации от 12.04.1996 года №591-р «О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей», принятым во исполнение Указа Президента РФ от 06.07.1994 года №1470 «О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей», в соответствии с Федеральным законом «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23.02.1995 года №26-ФЗ город Сочи отнесен к особо охраняемым природным территориям федерального значения.

Водоснабжение производится с помощью водопровода, идущего от горного ручья к накопительному баку. Использованная вода течет в открытый грунт по склону.

Однако, в нарушение вышеуказанных норм договор на водопользование у ООО «Бизнес- 21 век» отсутствует.

При строительстве вышеуказанной дороги ООО «Бизнес - 21 век» осуществляется негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствие с ч. 1 ст. 16 Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и п. 1 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632, негативное воздействие на окружающую среду является платным, в связи с чем, индивидуальный предприниматель является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Пунктами 1, 2 приказа Ростехнадзора от 08.06.2006 N 557 установлена обязанность плательщиков вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом.

Однако, в нарушение вышеуказанных норм ООО «Бизнес-21 век» плата за негативное воздействие на окружающую среду не вносится.

В соответствии со ст. 47 Градостроительного Кодекса РФ (Далее -Кодекса) инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Не допускаются подготовка и реализация проектной документации без выполнения соответствующих инженерных изысканий. Виды работ по инженерным изысканиям, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по инженерным изысканиям могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами. Лицами, выполняющими инженерные изыскания, являются застройщик либо привлекаемое на основании договора застройщиком или уполномоченным им лицом (далее - заказчик) физическое или юридическое лицо, соответствующие требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи.

Согласно ст. ст. 48, 49 Кодекса архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка, а также в случаях проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов (далее также - капитальный ремонт). Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства. Проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В соответствии со ст. 51 ч. 1 Градостроительного Кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

В силу ч. 2 ст. 52 Градостроительного Кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 года №174-ФЗ «Об экологической экспертизе» объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня является проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения.

Согласно ст. 18 Федерального закона от 23.111.1995 №174-ФЗ «Об экологической экспертизе» заключением государственной экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, одобренный квалифицированным большинством списочного состава указанной экспертной комиссии и соответствующий заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Однако, в нарушение вышеуказанных норм ООО «Бизнес - 21 век» строительство дороги осуществляется без разрешения на строительство, отсутствуют утвержденная в установленном порядке проектная документация и положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий на строительство указанного объекта, общие и специальные журналы работ не зарегистрированы, исполнительная документация не представлена.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 14.03.1995 №33-Ф3 «Об особо охраняемых природных территориях» (Далее - Закона) национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.

Часть 2 статьи 15 Закона установлено, что на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе: разведка и разработка полезных ископаемых; деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова и геологических обнажений; движение и стоянка механизированных транспортных средств, не связанные с функционированием национальных парков, прогон домашних животных вне дорог и водных путей общего пользования и вне специально предусмотренных для этого мест, сплав древесины по водотокам и водоемам; организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий, организация туристских стоянок и разведение костров за пределами специально предусмотренных для этого мест; вывоз предметов, имеющих историко-культурную ценность.

В нарушение вышеуказанных норм на участке дороги Адлер - Аибга, в районе 18 квартала Веселовского лесничества в водоохраной зоне на прибрежной защитной полосе на правом берегу рыбохозяйственного водоема высшей категории реки Псоу - ООО «Бизнес - 21 век» производится разработка карьера по добыче полезных ископаемых - каменных пород и песчанно- гравийной смеси (ПГС). Добыча осуществляется из скальной породы с дальнейшей транспортировкой на специализированную площадку, где производится дальнейшая переработка каменных пород (сухим способом) специальной дробильной установкой. В нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта в водоохраной зоне, осуществляются взрывные работы скального грунта, движение и стоянка строительной техники по грунту, не имеющему твердого покрытия, производится размещение отвалов размываемых грунтов, в результате чего произошло руслорегулирование и заужение р. Псоу.

Таким образом, деятельность ООО «Бизнес - 21 век» по разработке карьера по добыче полезных ископаемых не связана с функционированием национального парка, наносит особо крупный ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира.

Кроме того, Согласно статье 9 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон) в случае, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии).

В соответствии со статьей 11 Закона предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

В силу ст. 11 Закона и п. 2.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 № 3314-1 предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.

В соответствии со ст. 7 Закона исключительное право осуществлять в границах осуществлять в границах полученного горного отвода пользование недрами имеет право владелец лицензии.

Однако, у ООО «Бизнес - 21 век» лицензии на осуществление вышеуказанной деятельности не имеется.

Действия ООО «Бизнес - 21 век», связанные со строительством дороги, разработке карьера по добыче полезных ископаемых в отсутствие государственной экологической экспертизы ставят под угрозу нарушения права граждан на благоприятную окружающую среду, закрепленное в Конституции РФ и Федеральном законе от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», так как отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы свидетельствует о том, что оценка воздействия на окружающую среду со стороны компетентного органа не дана, что, в свою очередь, не позволяет отследить степень негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении строительства на особо охраняемой природной территории, и что, в конечном счете, может причинить вред окружающей среде.

    Факт осуществления ООО «Бизнес - 21 век» деятельности на территории особо охраняемой природной территории подтверждается справкой от 01.11.2011 Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю. Согласно указанной справке земельный участок, на котором расположена дробильная установка накладывается на условный обособленный земельный участок с кадастровым номером входящий в состав единого землепользования принадлежащий ФГУ «Сочинский национальный парк», разрешенное    использование    в    природоохранных, рекреационных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма; категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов. Земельный участок, на котором ООО «Бизнес - 21 век» производится разработка карьера по добыче полезных ископаемых - каменных пород и песчанно- гравийной смеси полностью накладывается на условный обособленный земельный участок с кадастровым номером , входящий в состав единого землепользования принадлежащий ФГУ «Сочинский национальный парк», разрешенное использование - использование в природоохранных, рекреационных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма; категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии.

В соответствии с ч. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Статьей 80 Федерального закона от 10.01.2002 №7 - ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом.

Кроме того, деятельность ООО «Бизнес - 21 век» по разработке карьера на территории Сочинского национального парка по добыче полезных ископаемых наносит прямо особо крупный ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, а также Российской Федерации.

Вышеуказанные положения предоставляют право прокурору в соответствии со ст. 45 ГПК РФ обратиться в суд с заявлением для защиты интересов Российской Федерации и неопределенного круга лица.

    Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора города Сочи действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «Бизнес -21 век» о запрете деятельности подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

        Р Е Ш И Л :

    Исковое заявление прокурора города Сочи действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «Бизнес -21 век» о запрете деятельности -удовлетворить.

    Признать незаконным бездействие ООО «Бизнес- 21 век», выразившееся в несоблюдении требований Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 14.03.1995 №33-Ф3 «Об особо охраняемых природных территориях». Градостроительного кодекса Российской Федерации.

     Запретить ООО «Бизнес- 21 век» на территории ФГУ «Сочинский национальный парк» осуществлять деятельность по добыче полезных ископаемых.

    Решение в 10 дней, с момента изготовления полного текста мотивированного решения суда (то есть 26 декабря 2011 года) может быть обжаловано в краевой суд.

        Решение отпечатано в совещательной комнате.

        Судя                                                                                              Пилипенко Ю.А.

Решение на момент публикации не вступило в законную силу.

Согласовано Судья Пилипенко Ю.А.