Решение по заявлению Яценко Н.В. об оспаривании действий Территариальной избирательной комиссии Хостинского района г.Сочи и защите избирательных прав.



Дело № 2-517/2012 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 марта 2012 г.                                                                                       г.Сочи

Хостинский районный суд г.Сочи Краснодарского края в составе :

Председательствующего судьи Тимченко Ю.М.

С участием помощника прокурора Хостинского района г.Сочи Козицкой М.А.

С участием представителя ТИК Хостинского района г.Сочи Кириленко О.А.

при секретаре Сивергиной И.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Яценко Н.В. об оспаривании действий Территориальной избирательной комиссии Хостинского района г.Сочи и защите избирательных прав,

установил:

Заявитель Яценко Н.В. обратился в суд с заявлением к Хостинской территориальной избирательной комиссии г.Сочи. Просит признать незаконными действия ТИК выразившиеся в нарушении его избирательных прав, а именно отказе ему в праве проголосовать на выборах Президента РФ 04.03.2012 г.. Просит включить его в список избирателей участковой избирательной комиссии избирательного участка № 45-19.

В обоснование заявления указал, что решением ТИК Хостинского района г.Сочи 04.03.2012 г. ему отказано во включении в список избирателей со ссылкой на ч.17 ст.17 Федерального Закона РФ № 67-ФЗ. Считает отказ избирательной комиссии незаконным и нарушающим его конституционное право на голосование, в связи с чем просил суд восстановить его нарушенное право. В обосновании этого указывает, что открепительного удостоверения им не получено поскольку он не имеет регистрационного учета по месту жительства и он имеет регистрацию по временному месту пребывания по адресу г.Сочи, Хостинский район, ул.<адрес> на срок с 16.07.2011 г. по 13.07.2014 г..

Явившись в судебное заседание заявитель Яценко Н.В. поддержал и просил удовлетворить заявленные требования, сославшись на выше изложенные обстоятельства. Также он пояснил суду, что он не обращался в избирательную комиссию с заявлением о включении его в список избирателей заранее поскольку о том, что ему необходимо это сделать не знал. Обратился с заявлением в избирательную комиссию только 04.03.2012, однако в УИК № 45-19 Хостинского района г.Сочи ему в этом было отказано по выше указанным им основаниям. Так же он пояснил, что в г.Сочи он живет с 14 летнего возраста, то есть уже более 15 лет и ранее принимал участие в проводившихся выборах, имея регистрацию по месту пребывания в Хостинском районе г.Сочи.

Представитель Хостинской территориальной избирательной комиссии Кириленко О.А., явившись в судебное заседание, возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что ТИК на законных основаниях отказало заявителю в удовлетворении его требования о включении его в список избирателей, поскольку он своевременно не получил открепительное удостоверение, предоставляющее ему право проголосовать на выборах.

Выслушав объяснения заявителя, заслушав пояснение представителя ТИК, заключение прокурора Козицкой М.А, предложившей суду удовлетворить заявление, исследовав представленные доказательства, проанализировав и оценив все в совокупности, суд пришел к выводу, что заявление обосновано и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В силу взаимосвязанных положений статей 1 (часть 1), 3 (часть 3) и 32 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации избирательные права как права субъективные выступают в качестве элемента конституционного статуса избирателя, вместе с тем они являются элементом публично-правового института выборов, в них воплощаются как личный интерес каждого конкретного избирателя, так и публичный интерес, реализующийся в объективных итогах выборов и формировании на этой основе органов публичной власти.

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации применительно к проблеме признания выборов не состоявшимися в Постановлении от 10 июня 1998 года N 17-П по делу о проверке конституционности ряда положений Федерального закона от 19 сентября 1997 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и подтвержденной в Определении от 5 ноября 1998 года N 169-О по запросу Верховного Суда Российской Федерации, каждый избиратель имеет право выражать свою волю в любой из юридически возможных форм голосования в соответствии с установленными процедурами, с тем чтобы при этом исключалась возможность искажения существа волеизъявления избирателей; воля избирателей может быть выражена голосованием не только за или против отдельных кандидатов, но и в форме голосования против всех внесенных в избирательный бюллетень кандидатов.

Гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, в том числе и на участие в выборах органов местного самоуправления, закреплены в Федеральном законе от 19 сентября 1997 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также в Федеральном законе «О выборах Президента Российской Федерации» от 10.01.2003 года № 19-ФЗ.

Конституционное право граждан участвовать в управлении своей страной посредством избранных представителей закреплено во Всеобщей декларации прав человека, а также в Международном пакте о гражданских и политических правах.

В соответствии с частью 1 статьи 259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.

Судом установлено, что решением ТИК Хостинского района г.Сочи от 04.03.2012 г. Яценко Н.В. было отказано во включении в список избирателей граждан Российской Федерации по избирательную участку № 45-19, в связи с подачей им заявления о включении его в список избирателей на избирательном участке позднее установленного законом трехдневного срока со ссылкой на положения ч.17 ст.17 Федерального закона РФ № 67-ФЗ.

Данное обстоятельство подтверждается объяснениями заявителя, материалами гражданского дела, сторонами не оспаривается и сомнения у суда не вызывает. В связи с чем суд считает его установленным.

То обстоятельство, что заявитель Яценко Н.В. обратился с заявлением о включении его в список избирателей на избирательном участке позднее установленного законом трехдневного срока, не может являться основанием для нарушения его конституционного права на участие в выборах в представительный орган власти.

В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 57-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основанием для регистрации (учета) избирателей, участников референдума на территории муниципального образования является факт нахождения места жительства (в отношении вынужденных переселенцев – факт временного пребывания) избирателей, участников референдума на соответствующей территории.

Указанный факт устанавливается на основании сведений, представляемых органами, осуществляющими регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Согласно пункту 4 статьи 17 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума на конкретном избирательном участке, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - факт временного пребывания гражданина на территории этого участка либо наличие у гражданина открепительного удостоверения.

При этом в соответствии с положениями части 4 статьи 17 Закона факт нахождения места жительства либо временного пребывания гражданина на территории определенного избирательного участка должны подтверждаться установленной документацией регистрационного учета граждан. Положениями указанных норм не предусмотрено подтверждение иным образом указанных фактов при включении граждан в списки избирателей.

Подтверждением того, что граждане, не имеющие регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации, вправе участвовать в выборах в качестве избирателей, является и положение пункта 17 статьи 17 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которому законом может быть предусмотрено, что такие граждане решением участковой избирательной комиссии могут быть включены в список избирателей на избирательном участке, образованном или определенном решением вышестоящей избирательной комиссии для голосования этих избирателей, по личному письменному заявлению, поданному в участковую комиссию не позднее чем в день голосования.

Из приведенного законоположения следует, что федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации, регулирующим подготовку и проведение конкретных видов выборов, в качестве дополнительной гарантии избирательных прав граждан, не имеющих регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации, может закрепляться необходимость образования или определения избирательных участков, специально предназначенных для организации голосования этой категории избирателей.

По смыслу статей 72 (пункт "б" части 1) и 76 (часть 2) Конституции Российской Федерации и в силу прямого указания Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (пункт 3 статьи 1), установление законами субъектов Российской Федерации дополнительных гарантий избирательных прав граждан не является обязанностью органов законодательной власти субъектов Российской Федерации, а потому они вправе воздержаться от реализации полномочия, предоставленного им пунктом 17 статьи 17 данного Федерального закона. Однако отсутствие в законе субъекта Российской Федерации положений об образовании или определении избирательных участков для проведения голосования граждан, не имеющих регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации (как это имело место на выборах депутатов Калининградской областной Думы и окружного Совета депутатов города Калининграда 13 марта 2011 года), не может служить препятствием для включения таких граждан в списки избирателей для голосования на тех избирательных участках, в границах которых расположено их место жительства, в случае, если проживание на соответствующей территории подтверждается регистрацией по месту пребывания.

В соответствии с ч.1 ст.261 ГПК РФ суд признает оспариваемое решение или действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица незаконным, если установлена обоснованность заявления, обязывает удовлетворить требование заявителя либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права или право на участие в референдуме.

Как установлено судом, Яценко Н.В. зарегистрирован по месту пребывания с 16.07.2011 г. по 16.07.2014 года по адресу : РФ, Краснодарский край, г.Сочи, Хостинский район, ул.<адрес>, что подтверждается копией свидетельства о регистрации по месту пребывания № 3363 от 16.07.2011 г.. Из паспорта гражданина РФ, представленного заявителем суд установил, что регистрации по месту жительства в РФ Яценко Н.В. не имеет. Суд так же принимает во внимание объяснения заявителя о том, что прежде, проживая в г.Сочи на тех же основаниях, что и в настоящее время, он принимал участие в выборах и допускался на территории Хостинского района г.Сочи до участия в голосовании на выборах.

ТИК Хостинского района г.Сочи не предоставлено суду убедительных и достаточных доказательств обоснованности и законности действий в отношении не включения Яценко Н.В. в списки избирателей для голосования на выборах Президента РФ 04.03.2012 г..

При таких обстоятельствах, суд находит требования Яценко Н.В. законными и обоснованными, в связи с чем принимает решение об удовлетворении заявления Яценко Н.В. о включении его в список избирателей участковой избирательной комиссии избирательного участка № 45-19 Хостинского района г.Сочи.

Суд не может принять во внимание возражения высказанные ТИК при выше установленных судом обстоятельствах, при этом судом учитывается, что иным кроме судебного способа, Яценко Н.В. лишен фактической возможности восстановить свои нарушенные конституционные права по участию в голосовании на выборах 04.03.2012 г..

Руководствуясь ст.ст.194-198, 261 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление Яценко Н.В. об оспаривании действий Территориальной избирательной комиссии Хостинского района г.Сочи и защите избирательных прав признать обоснованным и удовлетворить.

Признать незаконными и необоснованными, нарушающими права и свободы гражданина Яценко Н.В. действия и решение Территориальной избирательной комиссии Хостинского района г.Сочи от 04.03.2012 года по отказу Яценко Н.В. во включении его в список избирателей для голосования на выборах Президента Российской Федерации 04.03.2012 года.

Обязать Территориальную избирательную комиссию Хостинского района г.Сочи устранить в полном объеме допущенные нарушения прав и свобод заявителя, включив Яценко Н.В. в список избирателей для голосования на выборах Президента Российской Федерации 04.03.2012 г. участковой избирательной комиссии № 45-19 Хостинского района г.Сочи.

Решение суда подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Хостинский районный суд г.Сочи в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья                                                            Тимченко Ю.М.

На момент публикации решение не вступило в законную силу