К делу № 2- 656/12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Сочи 11 апреля 2012 года
Хостинский районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Власенко И.В.,
при секретаре судебного заседания Ивкиной М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление прокурора Хостинского района города Сочи в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации города Сочи в части неосуществления надлежащего контроля за подконтрольными ему отраслевыми органами в исполнении возложенных на них функциональных обязанностей по принятию мер к устранению дефектов асфальтобетонного покрытия по ул. Дорога на Большой Ахунв Хостинском районе г. Сочи,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Хостинского района города Сочи обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие администрации города Сочи в части неосуществления надлежащего контроля за подконтрольными ему отраслевыми органами в исполнении возложенных на них функциональных обязанностей по принятию мер к устранению дефектов асфальтобетонного покрытия по ул. Дорога на Большой Ахун в Хостинском районе г. Сочи. И обязать администрацию города Сочи поручить и проконтролировать выполнение управлением автомобильных дорог администрации города Сочи возложенных на него функциональных обязанностей по принятию и осуществлению мер по устранению повреждений дорожного покрытия по ул. Дорога на Большой Ахун в Хостинском районе г. Сочи в соответствии с актом от 15.03.2012 отделения № 4 (по обслуживанию Хостинского района) ОГИБДД УВД г. Сочи в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование своих требований указал, что прокуратурой Хостинского района г. Сочи по поручению прокуратуры г. Сочи проведена проверка соблюдения законодательства, регулирующего порядок содержания автомобильных дорог на ул. Дорога на Большой Ахун в Хостинском районе г. Сочи.
Согласно акта выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 15.03.2012 года, составленного по результатам обследования с участием прокуратуры Хостинского района г. Сочи сотрудниками отделения № 4 (по обслуживанию Хостинского района) ОГИБДД УВД г. Сочи, на ул. Дорога на Большой Ахун Хостинского района г. Сочи покрытие проезжей части имеет просадки, выбоины, иные повреждения, затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
В соответствии с решением Городского Собрания Сочи от 20.06.2007 года «О внесении изменений и дополнений в решение Городского собрания Сочи от 26.04.2007 года № 38 «О включении в состав имущества казны города Сочи автомобильных дорог общего пользования (улично-дорожной сети)» с изменениями, внесенными решением Городского собрания Сочи 20.06.2007 № 94 автомобильные дороги общего пользования (улично-дорожная сеть), в том числе ул. Дорога на Большой Ахун в г. Сочи, расположенная в границах муниципального образования город-курорт Сочи, включена в реестр объектов муниципальной собственности г. Сочи в составе имущества казны г. Сочи. Выделение средств из городского бюджета на содержание автомобильных дорог производится администрациям районов г. Сочи. Балансодержатель проезжей части по ул. Дорога на Большой Ахун в г. Сочи органами местного самоуправления г. Сочи не определен.
Бездействие администрации города Сочи, в части непринятия мер по контролю за подконтрольными ей отраслевыми органами в осуществлении возложенных на них функциональных обязанностей по принятию мер к устранению дефектов асфальтобетонного покрытия проезжей части на ул. Дорога на Большой Ахун в г. Сочи, нарушает права граждан на свободное и безопасное передвижение в пределах муниципального образования - города-курорта Сочи, как в пешеходном порядке, так и с использованием транспортных средств. Указанное бездействие вышеназванных лиц нарушает права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц.
В судебном заседании прокурор Хостинского района г. Сочи заявленные требования поддержал.
В судебном заседании представитель администрации города Сочи Магдиев Д.А. возражал против удовлетворения заявления.
Представитель третьего лица - Управления автомобильных дорог администрации города Сочи в судебное заседание не явился.
Представитель третьего лица – МУП г. Сочи «Дирекция заказчика Хостинского района г. Сочи» в судебное заседание не явился.
Изучив представленные материалы, заслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу о том, что заявление прокурора Хостинского района города Сочи подлежит удовлетворению.
Согласно ч. 8 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно ст. 13 данного Федерального Закона к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог не общего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В статье 3 данного Федерального закона определено, что дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог (п. 6); под владельцами автомобильных дорог понимаются, в частности, исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно - распорядительный орган муниципального образования), владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 7).
Основным вещным правом является право собственности.
В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В части 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" предусмотрено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ст. 7 "Устава города Сочи Краснодарского края", принятого решением Городского Собрания Сочи от 28.09.2004 N 185 к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Сочи, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с решением Городского Собрания Сочи от 20.06.2007 года «О внесении изменений и дополнений в решение Городского собрания Сочи от 26.04.2007 года № 38 «О включении в состав имущества казны города Сочи автомобильных дорог общего пользования (улично-дорожной сети)» с изменениями, внесенными решением Городского собрания Сочи 20.06.2007 № 94 автомобильные дороги общего пользования (улично-дорожная сеть), в том числе ул. Дорога на Большой Ахун в г. Сочи, расположенная в границах муниципального образования город-курорт Сочи, включена в реестр объектов муниципальной собственности г. Сочи в составе имущества казны г. Сочи. Выделение средств из городского бюджета на содержание автомобильных дорог производится администрациям районов г. Сочи. Балансодержатель проезжей части по ул. Дорога на Большой Ахун в г. Сочи органами местного самоуправления г. Сочи не определен.
Согласно п. 1.3 "Положения о реализации вопросов местного значения в области благоустройства в границах муниципального образования город-курорт Сочи и финансировании расходов бюджета города Сочи на благоустройство», утвержденного Постановлением Главы города Сочи от 09.04.2009 N 128 решение вопросов местного значения в области благоустройства в границах муниципального образования город-курорт Сочи осуществляется за счет средств бюджета города Сочи.
К сооружениям внешнего благоустройства в границах городского округа относятся городские автомобильные дороги общего пользования, тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки, дорожные ограждающие устройства; дорожные знаки, направляющие дорожные ограждения и т.д.
В целях реализации вопросов местного значения городского округа в области благоустройства предусматривается два вида работ по благоустройству: содержание и ремонт (текущий, капитальный) объектов благоустройства.
Примерный перечень работ по благоустройству определен Классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, утвержденной приказом Министерства Транспорта Российской Федерации от 12 ноября 2007 года N 160 (п. 1.6)
Согласно " Положению об управлении автомобильных дорог администрации города Сочи", утвержденного Решением Городского Собрания Сочи от 22.09.2011 N 157 управление автомобильных дорог администрации города Сочи является отраслевым (функциональным) органом администрации города Сочи.
Управление осуществляет полномочия главного распорядителя и получателя бюджетных средств города Сочи.
Управление выполняет функции муниципального заказчика по закупкам товаров, работ и услуг для муниципальных нужд в области дорожного хозяйства города Сочи, финансируемым за счет бюджетов всех уровней; определяет с учетом рекомендаций Городского Собрания Сочи объекты строительства, реконструкции, ремонта автомобильных дорог местного значения, осуществляет их финансирование; обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств.
В соответствии с разделом 1 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», данный стандарт устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.
Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Статьей 3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются, в том числе, приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
В ходе проверки проведенной 15.03.2012 года сотрудниками отделения № 4 (по обслуживанию Хостинского района) ОГИБДД УВД по г. Сочи с участием прокуратуры Хостинского района установлено, что на ул. Дорога на Большой Ахун Хостинского района г. Сочи покрытие проезжей части имеет просадки, выбоины, иные повреждения, затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
Доказательств, что установленные в ходе комплексной проверки автодороги по ул. Дорога на Большой Ахунв Хостинском районе г. Сочи недостатки, указанные в акте от 15.03.2012 года устранены в полном объеме суду не представлено, тогда как в соответствии со ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Таким образом, доказательств, что администрацией города Сочи в пределах лимитов бюджетных обязательств, в полной мере осуществлена реализация полномочий направленных на осуществление необходимых мероприятий по восстановлению безопасности дорожного движения на автодороге по ул. Дорога на Большой Ахун в Хостинском районе в г. Сочи и принятии мер на свободное и безопасное передвижение по указанной автодороге суду не представлено, в связи, с чем суд признает заявление прокурора района обоснованным и принимает решение об обязанности органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Хостинского района г.Сочи о возложении обязанности на администрацию г.Сочи по принятию мер по устранению недостатков в организации дорожной деятельности в отношении автомобильной дороги по ул. Дорога на Большой Ахун в Хостинском районе г. Сочи признать обоснованным.
Обязать администрацию г.Сочи устранить выявленные нарушения в организации дорожной деятельности в отношении автомобильной дороги по ул. Дорога на Большой Ахун в Хостинском районе г. Сочи согласно акту от 15.03.2012 отделения №4 (по обслуживанию Хостинского района) ОГИБДД УВД г. Сочи в течение одного месяца после вступления решения суда в законную силу в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Хостинский районный суд г. Сочи в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья И.В.Власенко