К делу №2-640/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 апреля 2012 года город Сочи
Хостинский районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:
председательствующий судья Сидоров В.Л.,
при секретаре Ягудиной С.О.,
с участием зам.прокурора Хостинского района города Сочи Сидорук К.К.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Хостинского района города Сочи в интересах Исраеляна В.Т. в порядке ст.45 ГПК РФ к администрации города Сочи и администрации Хостинского района г.Сочи о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным и понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Хостинского района города Сочи обратился в суд в интересах Исраеляна В.Т. в порядке ст.45 ГПК РФ к администрации города Сочи и администрации Хостинского района г.Сочи в котором просит признать бездействие органа местного самоуправления незаконным и понуждении к совершению действий.
В обоснование требований прокурор, участвующий в деле, указывает, что прокуратурой Хостинского района проведена проверка по обращению Исраеляна В.Т. от 17.02.2012 года о бездействии органов местного самоуправления г. Сочи при разрешении его заявлений о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении и предоставлении благоустроенного жилого помещения, отвечающего предъявляемым к жилым помещениям санитарно- эпидемиологическим требованиям, защите его нарушенных жилищных прав. В ходе проверки установлено, что Исраелян В.Т. на законных основаниях зарегистрирован по месту жительства и фактически проживает в муниципальной квартире <адрес>. Исраелян В.Т. является <данные изъяты>. Распоряжением главы администрации Хостинского района г. Сочи от 11.07.2011 № «О признании жилого помещения (квартира) <адрес> непригодным для проживания» жилое помещение (квартира) <адрес>, в котором проживает Исраелян В.Т., признана в установленном законом порядке непригодной для проживания. 01.08.2011 года Исраелян В.Т. обратился в прокуратуру Хостинского района г. Сочи с письменным заявлением о включении его в списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий во внеочередном порядке. Прокуратурой Хостинского района г. указанное заявление Исраеляна В.Т. направлено для рассмотрения и принятия мер Главе г. Сочи. Администрацией г. Сочи рассмотрение данного заявления поручено администрации Хостинского района г. Сочи, при этом должностными лицами администрации г. Сочи не принято мер к определению структурного подразделения, правомочного рассматривать такие заявления граждан. В результате чего, 06.09.2011 года администрацией Хостинского района г. Сочи Исраеляну В.Т. письменно разъяснено о том, что по вопросу постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий он может обратиться в департамент городского хозяйства, который является структурным подразделением администрации г. Сочи. Таким образом, в результате бездействия органов местного самоуправления г. Сочи Исраелян В.Т. до настоящего времени не включен в списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий во внеочередном порядке. Вместе с тем, в соответствии с п. 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Исраелян В.Т. лишен возможности за счет собственных средств реализовать свое право на приобретение жилого помещения, соответствующего требованиям, предъявляемым жилищным и санитарно-эпидемиологическим законодательством, и вынужден занимать непригодную для проживания квартиру <адрес>. До настоящего времени органами местного самоуправления город-курорт Сочи не принято должных мер по включению заявителя в списки граждан, имеющих право на внеочередное получение жилья. Также, вопрос о выделении благоустроенного жилья Исраеляну В.Т. в администрации г. Сочи не решен. Указанное бездействие органа местного самоуправления город-курорт Сочи нарушает права и охраняемые законом интересы Исраеляна В.Т. на обеспечение его права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах, что в соответствии со ст. 45 ГК РФ дает право прокурору обратиться в суд для защиты этих прав и интересов.
В судебном заседании, участвующий в деле прокурор, на исковых требованиях настаивал, просил их удовлетворить в полном объёме, пояснив вышеизложенное.
Исраелян В.Т. в судебном заседании просил суд удовлетворить иск прокурора, указывая, что он является <данные изъяты>. Помещение, в котором он проживает, полностью не пригодно для проживания. Он неоднократно обращался в администрацию города и администрацию Хостинского района с заявлением о включении его в списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий во внеочередном порядке, однако до настоящего времени все его обращения остались без ответа.
Представитель администрации города Сочи и администрации Хостинского района г.Сочи в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания был извещен повесткой, о чем в материалах дела имеется расписка.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствии представителей ответчиков, извещенных о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
Суд, выслушав пояснения стороны, исследовав представленные доказательства, проанализировав и оценив все в совокупности, пришел к выводу, что иск прокурора Хостинского района г.Сочи, в интересах Исраеляна В.Т., подлежит удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии с ч.1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Как видно из материалов дела и установлено в судебном заседании, прокуратурой Хостинского района г.Сочи проведена проверка по обращению Исраеляна В.Т. от 17.02.2012 года о бездействии органов местного самоуправления г. Сочи при разрешении его заявлений о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении и предоставлении благоустроенного жилого помещения, отвечающего предъявляемым к жилым помещениям санитарно- эпидемиологическим требованиям, защите его нарушенных жилищных прав. В ходе проверки установлено, что Исраелян В.Т. на законных основаниях зарегистрирован по месту жительства и фактически проживает в муниципальной квартире <адрес>.
Так, Исраелян В.Т. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован <адрес>, что подтверждается паспортом.
Согласно удостоверения серии №, выданному 11 августа 2009 года, Исраелян В.Т. является <данные изъяты>, согласно удостоверению серия №, выданному 27 июля 2011 года, он является <данные изъяты>. Удостоверения бессрочные и действительны на территории Российской Федерации.
Из представленной в материалы дела копии выписки из лицевого счета жилого помещения - квартиры <адрес>, усматривается, что указанное жилое помещение является муниципальной собственностью, в котором зарегистрированы Исраелян В.Т. и И.
Распоряжением главы администрации Хостинского района г. Сочи от 11.07.2011 № «О признании жилого помещения (квартира) <адрес> непригодным для проживания» жилое помещение (квартира) <адрес>, в котором проживает Исраелян В.Т., признана в установленном законом порядке непригодной для проживания, что подтверждается так же приложением к распоряжению - заключением о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению от 29 июня 2011 года.
Вместе с тем, в соответствии с п. 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
01.08.2011 года Исраелян В.Т. обратился в прокуратуру Хостинского района г. Сочи с письменным заявлением о включении его в списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий во внеочередном порядке.
Прокуратурой Хостинского района г.Сочи указанное заявление Исраеляна В.Т. направлено для рассмотрения и принятия мер Главе г. Сочи.
Администрацией г. Сочи рассмотрение данного заявления поручено администрации Хостинского района г. Сочи, при этом должностными лицами администрации г. Сочи не принято мер к определению структурного подразделения, правомочного рассматривать такие заявления граждан.
06.09.2011 года администрацией Хостинского района г. Сочи Исраеляну В.Т. письменно разъяснено о том, что по вопросу постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий он может обратиться в департамент городского хозяйства, который является структурным подразделением администрации г. Сочи.
Таким образом, в результате бездействия органов местного самоуправления г. Сочи Исраелян В.Т. до настоящего времени не включен в списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий во внеочередном порядке.
Вместе с тем, Исраелян В.Т. лишен возможности за счет собственных средств реализовать свое право на приобретение жилого помещения, соответствующего требованиям, предъявляемым жилищным и санитарно-эпидемиологическим законодательством, и вынужден занимать непригодную для проживания квартиру <адрес>. До настоящего времени органами местного самоуправления город-курорт Сочи не принято должных мер по включению заявителя в списки граждан, имеющих право на внеочередное получение жилья. Также, вопрос о выделении благоустроенного жилья Исраеляну В.Т. в администрации г. Сочи не решен.
Согласно ст.ст. 20, 40, 41, 38 Конституции РФ каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья, на жилище.
Согласно ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации объектами жилищных прав являются только жилые помещения. Как установлено частью 2 этой же статьи, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
В силу ст.ст. 87, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам и наймодателям должно предоставляться другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. Предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 названного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Судом также установлено, что, несмотря на многочисленные заявления Исраеляна В.Т. в различные инстанции о включении его в списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий во внеочередном порядке, кого-либо законного решения по данному вопросу органами местного самоуправления в установленные законом сроки принято не было.
Указанное бездействие органа местного самоуправления города Сочи нарушает права и охраняемые законом интересы Исраеляна В.Т. на обеспечение его права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах, что в соответствии со ст. 45 ГК РФ дала право прокурору обратиться в суд для защиты этих прав и интересов.
В соответствии со ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают, в том числе, контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Согласно ст.255 Гражданского процессуального кодекса РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Суд приходит к выводу о том, что в результате бездействия органов местного самоуправления г. Сочи Исраелян В.Т. до настоящего времени не включен в списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий во внеочередном порядке, нарушено право Исраеляна В.Т. на жилище в муниципальном жилищном фонде, соответствующем требованиям законодательства.
В связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить исковое заявление прокурора Хостинского района города Сочи в интересах Исраеляна В.Т. в порядке ст.45 ГПК РФ к администрации города Сочи и администрации Хостинского района г.Сочи о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным и понуждении к совершению действий.
Признать незаконным бездействие администрации города Сочи при разрешении заявления Исраеляна В.Т. от 01.08.2011 года о включении его в списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий во внеочередном порядке.
Обязать администрацию города Сочи, администрацию Хостинского района г. Сочи в течение 1 месяца со дня вступления в законную силу решения суда осуществить включение Исраеляна В.Т. в списки граждан, имеющих право на внеочередное получение жилья с последующим решением вопроса о предоставлении ему благоустроенного жилого помещения на территории г. Сочи, отвечающего предъявляемым к жилым помещениям санитарно-эпидемиологическим и техническим требованиям, взамен непригодной для проживания квартиры <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд апелляционной инстанции Краснодарского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: В.Л.Сидоров.
На момент публикации не вступило в законную силу