Решение по иску Сочинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Сочинскому филиалу федерального государственного казенного учреждения «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» об устранении нарушений требов



                    Дело № 2-739/2012 год

Р Е Ш Е Н И Е

       Именем Российской Федерации

16 мая 2012 года                          Хостинский районный суд гор.Сочи

Краснодарского края в составе:

председательствующей судьи         Маслаковой О.В.

при секретаре                                      Горчатовой П.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Хостинского районного суда гор.Сочи гражданское дело по иску Сочинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Сочинскому филиалу федерального государственного казенного учреждения «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» об устранении нарушений требований закона,

               У с т а н о в и л :

Сочинский транспортный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Сочинскому филиалу федерального государственного казенного учреждения «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» об устранении нарушений требований закона.

В обоснование заявленных требований прокурор ссылается на то, что Сочинской транспортной прокуратурой 27.03.2012 совместно с Сочинским межрайонным отделом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору проведена проверка соблюдения законодательства при организации и функционировании пункта пропуска, действующего на многостороннем автомобильном пункте пропуска Адлер через государственную границу РФ.В ходе проверки установлено, что многосторонний автомобильный пункт пропуска Адлер через государственную границу РФ не в полной мере соответствуют требованиям    действующего законодательства, регламентирующего вопросы их обустройства и оборудования.

В соответствии с положением о Сочинском филиале ФГКУ «Росгранстрой» утвержденным приказом ФГКУ «Росгранстрой» от 07.07.2011

№ 89 целями и предметом деятельности филиала является организация проектирования, строительства, реконструкции, эксплуатации и технического оснащения зданий, помещений, сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу РФ, мест пересечения государственной границы РФ, объектов, необходимых для осуществления федеральными органами исполнительной власти полномочий в сфере защиты и охраны государственной границы РФ, а также их эксплуатация.

В соответствии со ст. 12 Закона РФ от 01.04.1993 № 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации» общие требования к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению соответствующих зданий, помещений и сооружений, необходимые для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через государственную границу, устанавливаются Правительством РФ.

Во исполнение постановления Правительства РФ от 25.12.2007 № 930 «Об утверждении общих требований к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации» приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 23.06.2008 ЛГ2 270 «Об утверждении типовых требований и сооружений к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации ветеринарного контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу РФ» (далее - Приказ № 270) и приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 23.06.2008 № 271 «Об утверждении типовых требований и сооружений к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации карантинного фитосанитарного контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу РФ» (далее - Приказ № 271) утверждены требования к помещениям, оборудованию и техническому оснащению для осуществления ветеринарного и фитосанитарного контроля в пунктах пропуска через государственную границу РФ.Между тем, проверкой установлено, что в нарушение требований п. 2.4 Приказа № 270 на многостороннем автомобильном пункте пропуска Адлер через государственную границу РФ отсутствуют специальные помещения для осмотра животных и поднадзорной продукции, проведения лабораторных исследований и экспресс-анализов, хранения поднадзорной продукции, хранения специальных технических средств и химических реактивов для сбора и уничтожения конфискатов, пищевых отходов, трупов мелких животных (птицы), некачественной и опасной продукции животного происхождения, помещение для осмотра мелких домашних животных и птиц, помещение для отбора проб и проведения исследований поднадзорной продукции, досмотровые площадки, пункт временной передержки мелких животных и птиц, помещение для хранения задержанной поднадзорной продукции.

В нарушение п. 2.3 Приказа № 271 отсутствуют оборудованные для работы помещения дежурных инспекторов на линии движения автомобильного транспорта из РФ, а также на линии автомобильного движения транспорта в РФ. Кроме того, на действующем многостороннем автомобильном пункте пропуска Адлер имеются помещения для размещения сотрудников службы ветеринарного и фитосанитарного контроля, которые не соответствует требованиям п. 2.3.2. Приказа № 270 и п. 1.5 Приказа № 271, предусматривающих, что помещения оперативного назначения должны быть оборудованы мебелью и оборудованием в соответствии с перечнями оснащения имущества, приведенными в Приложениях к указанным Приказам, телефонной и электронной связью, факсимильным аппаратом, металлическими шкафами, должны отапливаться и иметь принудительную вентиляцию или кондиционирование.

Так, проверочными мероприятиями установлено, что в здании досмотра легкового транспорта (Литер 11), кабинет № 5 не укомплектовано 1 рабочее место - отсутствуют компьютер, принтер, сканер, факс, ксерокс.

В кабинете № 26 не укомплектовано 1 рабочее место - отсутствуют компьютер, принтер, сканер, факс, ксерокс.

В кабинете № 16, расположенном в здании досмотра грузового транспорта I Литер 5), не укомплектованы 2 рабочих места - отсутствуют компьютер, принтер, сканер, факс, ксерокс.

Кабинет № 1 не оборудован под комнату отдыха - в нем отсутствуют диван, телевизор, микроволновая печь, чайник электрический и шкаф для посуды.

Кабинет № 2 не оборудован под фитосанитарную лабораторию - не укомплектован 1 рабочим местом, в нем отсутствуют компьютер, принтер, сканер, факс, ксерокс, калькулятор), стол, стулья, лабораторный шкаф - металлический с замыкающимися дверцами для хранения препаратов.

Кабинет № 35 не укомплектован 1 рабочим местом - отсутствуют компьютер, принтер, сканер, факс и ксерокс.

Имеющийся на многостороннем автомобильном пункте пропуска Адлер через государственную границу РФ дезбарьер не готов к использованию, так как к нему отсутствует подвод воды, отсутствует помещение для хранения дезсредств и приготовления дезрастворов. Не разработан механизм его обслуживания и не определены ответственные лица по обслуживанию дезбарьера. Сочинский филиал ФГКУ «Росгранстрой» в целях реализации предмета деятельности на действующем многостороннем автомобильном пункте пропуска Адлер своим право, предусмотренным п.п. 2.2., 2.2.1 положения о Сочинском филиале ФГКУ «Росгранстрой», утвержденным приказом ФГКУ «Росгранстрой» от 07.07.2011 № 89, в полной мере не воспользовался. Бездействие Сочинского филиала ФГКУ «Росгранстрой» влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц в части создания угрозы распространения на территории РФ заразных болезней животных из иностранных государств, а также ввоза на территорию РФ продукции животного и растительного происхождения, опасных в ветеринарно-санитарном и фитосанитарном отношении.

В судебном заседании прокурор Мамишев А.А. иск поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика Сочинского филиала ФГКУ «Росгранстрой» Коленкина А.И. против иска возражала,ссылаясь на то,что проектирование многостороннего автомобильного пункта пропуска «Адлер» производилось в 2005 году, а приказы Министерства сельского хозяйства РФ, которыми утверждены типовые требования к оборудованию и техническому оснащению зданий,помещений и сооружений для организации ветеринарного и карантинного фитосанитарного контроля в пунктах пропуска через государственную границу были утверждены в 2008 году.На момент строительства автомобильного многостороннего пункта пропуска «Адлер» и до настоящего времени требования по техническому оснащению и оборудованию специализированных пунктов пропуска, к которым относится и МАПП Адлер, не утверждены, финансирование мероприятий по обустройству и техническому оснащению специализированных пунктов пропуска федеральным бюджетом не предусмотрено.

Представители Сочинского межрайонного отдела ветеринарного и фитосанитарного надзора Голованов А.Н. и Шрайнер А.А. иск прокурора поддержали в полном объеме.

Суд,заслушав стороны,представителей третьего лица,проверив материалы дела,находит иск Сочинского транспортного прокурора законным и обоснованным,а потому подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Так, в соответствии со ст. 12 Закона РФ от 01.04.1993 года № 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации» общие требования к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению соответствующих зданий, помещений и сооружений, необходимые для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через государственную границу, устанавливаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 25.12.2007 года № 930 утверждены общие требования к строительству,реконструкции,оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений,необходимые для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществ-

ляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.

        В соответствии с указанными требованиями строительство и реконструкция зданий, помещений и сооружений в пунктах пропуска осуществляется с учетом специализации и классификации пунктов пропуска, планируемой пропускной способности, а также с учетом расчетной штатной численности создаваемых в пункте пропуска подразделений органов пограничного, таможенного и иных видов контроля.

         В задании на подготовку проектной документации на строительство либо реконструкцию зданий, помещений и сооружений предусматриваются:

         а) служебные помещения (комнаты) или места для размещения сотрудников подразделений органов пограничного, таможенного и иных видов контроля;

         б) помещения бытового назначения (для приема пищи, отдыха, личной гигиены и иных целей);

         в) помещения, площадки и эстакады для осуществления пограничного, таможенного и иных видов контроля лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, в том числе оснащенные оборудованием для погрузочно-разгрузочных работ;

         г) складские помещения, в том числе оборудованные холодильными камерами, и площадки;

         д) специальные помещения и сооружения (лаборатории, помещения для служебных собак, комнаты для хранения оружия и специальных средств защиты, изоляторы для временного содержания больного с подозрением на инфекционное заболевание и санитарные площадки для проведения противоэпидемических мероприятий, печи для термического уничтожения конфиската, трупов мелких животных, пищевых и других отходов, перевозимых пассажирами или обнаруженных в транспортных средствах, и т.п.);

         е) дезинфекционно-промывочные блоки для ветеринарно-санитарной обработки транспорта;

         ж) автодорожные подходы к пунктам пропуска, участки автомобильных дорог и площадки отстоя транспорта непосредственно в пунктах пропуска (с учетом проектных решений сопредельных государств);

          з) места, а также количество устанавливаемого оборудования и технических средств.

          Во исполнение постановления Правительства РФ от 25.12.2007 № 930 «Об утверждении общих требований к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации» приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 23.06.2008 ЛГ2 270 «Об утверждении типовых требований и сооружений к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации ветеринарного контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу РФ» (далее - приказ № 270) и приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 23.06.2008 № 271 «Об утверждении типовых требований и сооружений к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации карантинного фитосанитарного контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу РФ» (далее - приказ № 271) утверждены требования к помещениям, оборудованию и техническому оснащению для осуществления ветеринарного и фитосанитарного контроля в пунктах пропуска через государственную границу РФ.

Однако, как установлено в судебном заседании, в нарушение требований п. 2.4 Приказа № 270 на многостороннем автомобильном пункте пропуска Адлер через государственную границу РФ отсутствуют специальные помещения для осмотра животных и поднадзорной продукции, проведения лабораторных исследований и экспресс-анализов, хранения поднадзорной продукции, хранения специальных технических средств и химических реактивов для сбора и уничтожения конфискатов, пищевых отходов, трупов мелких животных (птицы), некачественной и опасной продукции животного происхождения, помещение для осмотра мелких домашних животных и птиц, помещение для отбора проб и проведения исследований поднадзорной продукции, досмотровые площадки, пункт временной передержки мелких животных и птиц, помещение для хранения задержанной поднадзорной продукции.

В нарушение п. 2.3 Приказа № 271 на многостороннем автомобильном пункте пропуска Адлер отсутствуют оборудованные для работы помещения дежурных инспекторов на линии движения автомобильного транспорта из Российской Федерации, а также на линии автомобильного движения транспорта в Российскую Федерацию.

Кроме того, как пояснили в судебном заседании представители Сочинского межрайонного отдела ветеринарного и фитосанитарного надзора, на действующем многостороннем автомобильном пункте пропуска Адлер имеются помещения для размещения сотрудников службы ветеринарного и фитосанитарного контроля, которые не соответствует требованиям п. 2.3.2. Приказа № 270 и п. 1.5 Приказа № 271, предусматривающих, что помещения оперативного назначения должны быть оборудованы мебелью и оборудованием в соответствии с перечнями оснащения имущества, приведенными в Приложениях к указанным Приказам, телефонной и электронной связью, факсимильным аппаратом, металлическими шкафами, должны отапливаться и иметь принудительную вентиляцию или кондиционирование.

Так, в здании досмотра легкового транспорта (Литер 11), кабинет № 5 не укомплектовано 1 рабочее место - отсутствуют компьютер, принтер, сканер, факс, ксерокс.

В кабинете № 26 не укомплектовано 1 рабочее место - отсутствуют компьютер, принтер, сканер, факс, ксерокс.

В кабинете № 16, расположенном в здании досмотра грузового транспорта I Литер 5, не укомплектованы 2 рабочих места - отсутствуют компьютер, принтер, сканер, факс, ксерокс.

Кабинет № 1 не оборудован под комнату отдыха - в нем отсутствуют диван, телевизор, микроволновая печь, чайник электрический и шкаф для посуды.

Кабинет № 2 не оборудован под фитосанитарную лабораторию - не укомплектован 1 рабочим местом, в нем отсутствуют компьютер, принтер, сканер, факс, ксерокс, калькулятор), стол, стулья, лабораторный шкаф - металлический с замыкающимися дверцами для хранения препаратов.

Кабинет № 35 не укомплектован 1 рабочим местом - отсутствуют компьютер, принтер, сканер, факс и ксерокс.

Имеющийся на многостороннем автомобильном пункте пропуска Адлер через государственную границу РФ дезбарьер не готов к использованию, так как к нему отсутствует подвод воды, отсутствует помещение для хранения дезсредств и приготовления дезрастворов. Не разработан механизм его обслуживания и не определены ответственные лица по обслуживанию дезбарьера.

Таким образом, Сочинским филиалом ФГКУ «Росгранстрой» не соблюдаются п.п. 2.2., 2.2.1 положения о Сочинском филиале ФГКУ «Росгранстрой», утвержденным приказом ФГКУ «Росгранстрой» от 07.07.2011 № 89, что влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц в части создания угрозы распространения на территории РФ заразных болезней животных из иностранных государств, а также ввоза на территорию РФ продукции животного и растительного происхождения, опасных в ветеринарно-санитарном и фитосанитарном отношении.

Доводы ответчика в той части, что проектирование пункта пропуска Адлер через государственную границу осуществлялось в 2005 году,а постановление Правительства РФ № 930 «Об утверждении общих требований к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации» было принято в 2007 году, поскольку строительство пункта пропуска Адлер осуществлялось после принятия выше указанного постановления Правительства, не окончено и в настоящее время, что требовало от ответчика корректировки проекта в соответствии с положением о Сочинском филиале ФГКУ «Росгранстрой» утвержденным приказом ФГКУ «Росгранстрой» от 07.07.2011 № 89,согласно которому целями и предметом деятельности филиала является не только организация строительства, реконструкции, эксплуатации и технического оснащения зданий, помещений, сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу РФ, мест пересечения государственной границы РФ, объектов, необходимых для осуществления федеральными органами исполнительной власти полномочий в сфере защиты и охраны государственной границы РФ, а также их эксплуатация, но и организация проектирования указанного объекта.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.191-197 ГПК РФ,суд

Р е ш и л :

Иск Сочинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Сочинскому филиалу федерального государственного казенного учреждения «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» об устранении нарушений требований закона удовлетворить.

               Обязать Сочинский филиал федерального государственного казенного учреждения «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» устранить нарушения общих требований по обустройству и оборудованию пункта пропуска многостороннего автомобильного пункта пропуска Адлер через государственную границу РФ для осуществления ветеринарного и фитосанитарного контроля.

Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции Краснодарского краевого суда в течение месяца.

    Судья                                                                              О.В.Маслакова

На момент опубликования решение не вступило в законную силу.