Решение по исковому заявлению Нестеренко Захара Максимовича к Департаменту Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 21014 года, ГК«Олимпстрой» и ОАО «Кубаньэнерго» об изъятии земельного участка.



К делу № 2-915/2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 июня 2012 года                                                                         г. Сочи

Хостинский районный суд г.Сочи Краснодарского края в составе:

председательствующий судья Сидоров В.Л.,

при секретаре:                    Ягудиной С.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Нестеренко З.М. к Департаменту Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 21014 года, ГК«Олимпстрой» и ОАО «Кубаньэнерго» об изъятии земельного участка,

                                 УСТАНОВИЛ:

         Нестеренко З.М. обратился в Хостинский районный суд г.Сочи с исковым заявлением к Департаменту Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 21014 года, ГК«Олимпстрой» и ОАО «Кубаньэнерго» об изъятии земельного участка.

В судебном заседании представитель истца указывает, что Нестеренко З.М. является собственником земельного участка с кадастровым номером площадью 654 кв.метра, расположенного <адрес>, а также собственником расположенного на нем жилого дома площадью 59,4 кв.метра и гаража общей площадью 16 кв.метров и бани площадью 12 кв.метров. По данным документации по планировке территории, разработанной и утвержденной приказами Министерства регионального развития РФ, часть указанного участка требуется для строительства олимпийских объектов и подлежит ограничению в его использовании путем обременения сервитутом площадью 163 кв.метра для размещения 145 пунка программы и 112 кв.метров для размещения 155 пункта программы для строительства кабельных и воздушных линий,исполнителем которой определено ОАО « Кубаньэнерго», тем самым, обременению подлежит часть земельного участка площадью 275 кв. метров, для ведения садоводства остается участок 379 кв. метров,что для его использования по целевому назначению недопустимо,а также невозможно проживать в жилом доме, расположенном на обременяемом сервитутом земельном участке, другого жилья истец не имеет. В связи с чем, необходимо признать невозможным использование данного земельного участка истца площадью 654 кв. метра в с/т «Заполярник», тем самым, участок должен быть выкуплен у истца и необходимо обязать департамент Краснодарского края по подготовке Зимних Олимпийских игр 2104 года заключить с Нестеренко З.М.соглашение в связи с изъятием у него земельного участка за плату.

Представитель ответчика ГК «Олимпстрой» в суд предоставил отзыв,пояснив в судебном заседании о том, что Нестеренко З.М.действительно является собственником земельного участка в с/т «Заполярье», согласно приказа Министерства регионального развития РФ предполагалось установление сервитута площадью 163 кв.метров, что было также предусмотрено распоряжениями главы администрации/губернатора/Краснодарского края от 24 мая 2010 года и от 9 марта 2011 года для строительства олимпийского объекта, предусмотренного п.145 Программы. Обременение земельного участка истца сервитутом площадью 122 кв.метров в целях размещения объекта, предусмотренного п.155 Программы,на которое ссылается истец в иске,не планируется. Истцом не доказана невозможность использования принадлежащего ему земельного участка в результате установления сервитутов. Кроме этого, в настоящее время строительство объекта по п.145 Программы завершено без изъятия у истца земельного участка, в связи с чем, планируется внесение изменения в распоряжение главы администрации края. По указанным основаниям он просит в иске отказать.

Представитель ответчика- Департамента по реализации полномочий при подготовке Зимних Олимпийских игр 2014 года в пояснениях в суд указывает, что мероприятия согласно распоряжения главы администрации края от 9 марта 2011 года по изъятию части земельного участка истца Нестеренко с кадастровым номером и расположенных на нем объектов недвижимости приостановлены в связи с письмом Управления автомобильных дорог Краснодарского края от 10 августа 2011 года , в котором управление выражает мнение о нецелесообразности изъятия вышеуказанного земельного участка. До настоящего времени в распоряжение главы администрации края от 9 марта 2011 года изменения не вносились. Из указанного письма Управления автомобильных дорог следует, что земельный участок истца находится за границами объектами строительства и его изъятие нецелесообразно. По указанным основаниям в иске должно быть отказано.

Представитель ответчика-ОАО «Кубаньэнерго» также просила суд отказать в удовлетворении иска, пояснив, что ОАО «Кубаньэнерго»действительно является ответственным исполнителем по строительству олимпийских объектов по пункты 145 и 155 Программы и было выдано разрешение на строительство,на основании утвержденной документации, распоряжением главы администрации края от 24 мая 2010 года и от 6 декабря 2010 года в интересах ОАО «Кубаньэнерго»были установлены сервитуты в отношении земельного участка истца в с/т «Заполярник» с кадастровым номером площадью 654 кв.метра, распоряжением губернатора края от 9 марта 2011 года часть данного участка предполагалась изъятию в собственность Краснодарского края в целях размещения олимпийского объекта краевого значения «Автомобильная транспортная развязка», данное распоряжение до настоящего времени не отменено и не изменено. Сам факт установления срочного сервитута не исключает возможность использования земельного участка по его целевому назначению. Работы по строительству олимпийского объекта уже выполнены, тем самым, решение вопроса об изъятии части земельного участка истца или установлении сервитута приостановлено. Оснований для выкупа всего участка у истца не имеется.

Представитель третьего лица-Управления автомобильных дорог Краснодарского края также просил суд отказать в удовлетворении иска, пояснив, что Управление является ответственным исполнителем по строительству олимпийского объекта «Автомобильная транспортная развязка в двух уровнях на пересечении ул. Транспортной со съездом с автомобильной дороги «Обход города Сочи» /ТЭЦ/проектные и изыскательские работы,строительство». Согласно проектным решениям земельный участок, принадлежащий истцу Нестеренко З.М. на праве собственности, подлежал изъятию с целях строительства вышеуказанного олимпийского объекта. После совмещения двух проектных решений, а именно:опоры линии электропередачи, изъятие у Нестеренко З.М. земельного участка в целях строительства олимпийского объекта не требуется. Установленная опора линии электропередачи не является объектом строительства управления. В границах земельного участка истца строительно-монтажные работы не проводятся. Решение вопроса об изъятии земельного участка истца не входит в компетенцию управления, так как земельный участок находится за пределами строительства указанного олимпийского объекта.

Суд, выслушав стороны и представителей сторон по делу, исследовав все письменные материалы дела, оценив все доказательства по делу в совокупности, считает, что иск Нестеренко З.М. удовлетворению не подлежит по следующим основаниям:

Как видно из материалов дела и установлено в судебном заседании, истец по настоящему делу Нестеренко З.М. является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 654 кв.метра, расположенного <адрес>, а также собственником расположенного на нем жилого дома площадью 59,4 кв.метра и гаража общей площадью 16 кв. метров и бани площадью 12 кв.метров.

Истец в поданном в суд иске полагает, что по данным документации по планировке территории, разработанной и утвержденной приказами Министерства регионального развития РФ, часть указанного участка требуется для строительства олимпийских объектов и подлежит ограничению в его использовании путем обременения сервитутом площадью 163 кв.метра для размещения 145 пунка программы и 112 кв.метров для размещения 155 пункта программы для строительства кабельных и воздушных линий, исполнителем которой определено ОАО « Кубаньэнерго»,тем самым, обременению подлежит часть земельного участка площадью 275 кв.метров, для ведения садоводства остается участок 379 кв.метров, что для его использования по целевому назначению недопустимо,а также невозможно проживать в жилом доме,расположенном на обременяемом сервитутом земельном участке,другого жилья истец не имеет. В связи с чем, истец просит признать невозможным использование всего земельного участка истца площадью 654 кв.метра в с/т «Заполярник»,тем самым, по его мнению участок должен быть выкуплен у истца и необходимо обязать департамент Краснодарского края по подготовке Зимних Олимпийских игр 2104 года заключить с Нестеренко З.М.соглашение в связи с изъятием у него земельного участка за плату.

Вместе с тем, в судебном заседании было объективно установлены следующие обстоятельства:

В соответствии с Программой строительства Олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года №991 ОАО «Кубаньэнерго», является ответственным исполнителем по строительства /реконструкции /олимпийских объектов /пункт 145/.

Пунктом 145 Программы предусмотрено строительство олимпийских объектов федерального значения «Кабельные и воздушные линии/110 кВ/ для выдачи можности от Сочинской ТЭС до подстанции Сочи»/проектные и изыскательские работы,строительство/».

Согласно приказа Министерства регионального развития РФ от 29 октября 2009 года №490 и от 22 сентября 2010 года №750ОИ, и по данным документации по планировке территории предполагалось установление сервитута земельного участка истца Нестеренко З.М. площадью 163 кв. метров, что было также предусмотрено распоряжениями главы администрации /губернатора/ Краснодарского края от 24 мая 2010 года и от 9 марта 2011 года для строительства олимпийского объекта, предусмотренного п.145 Программы.

В соответствии с нормами ст.15.2 Федерального Закона от 1 января 2007 года №310-ФЗ «Об организации и о проведении ХХ1 Олимпийских зимних игр и Х1 Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»сервитуты устанавливаются для строительства,реконструкции,капитального ремонта и эксплуатации линейных сооружений, в том числе линий электропередачи,соглашения об установлении сервитута заключаются лицами,в интересах которых устанавливается сервитут на основании принятого администрацией Краснодарского края решения об установлении сервитута.

Обременение земельного участка истца сервитутом площадью 122 кв.метров в целях размещения объекта,предусмотренного п.155 Программы, на которое ссылается истец в иске, указанными документами не планировалось и не планируется и доказательств этого истцом и его представителем в суд не предоставлено.

Судом установлено, что мероприятия, согласно распоряжения главы администрации края от 9 марта 2011 года по изъятию части земельного участка истца Нестеренко З.М.с кадастровым номером и расположенных на нем объектов недвижимости, приостановлены в связи с письмом Управления автомобильных дорог Краснодарского края от 10 августа 2011 года , в котором управление выражает мнение о нецелесообразности изъятия вышеуказанного земельного участка, хотя до настоящего времени в распоряжение главы администрации края от 9 марта 2011 года изменения не вносились.

Судом установлено,что Управление автомобильных дорог Краснодарского края является ответственным исполнителем по строительству олимпийского объекта «Автомобильная транспортная развязка в двух уровнях на пересечении ул.Транспортной со съездом с аввтомобильной дороги «Обход города Сочи» /ТЭЦ/проектные и изыскательские работы,строительство», в связи с чем, согласно проектным решениям земельный участок, принадлежащий истцу Нестеренко З.М. на праве собственности, подлежал изъятию согласно распоряжения губернатора края от 9 марта 2011 года в целях строительства вышеуказанного олимпийского объекта. После совмещения двух проектных решений,а именно:опоры линии электропередачи,изъятие у Нестеренко З.М.земельного участка в целях строительства олимпийского объекта не требуется. Установленная опора линии электропередачи не является объектом строительства управления. В границах земельного участка истца строительно-монтажные работы не проводятся. Решение вопроса об изъятии земельного участка истуа не входит в компетенцию управления, так как земельный участок находится за пределами строительства указанного олимпийского объекта.

Таким образом, судом объективно установлено,что работы по строительству олимпийских объектов п.145 Программы ОАО «Кубаньэнерго» и Управлением автомобильных дорог Краснодарского края выполнены, земельный участок истца находится за границами объектов строительства.

В соответствии со ст. 56 ч 1 ГПК РФ- каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Суд приходит к выводу о том,что истцом не доказана невозможность использования принадлежащего ему земельного участка в результате установления сервитута, при этом суд учитывает, что в настоящее время строительство объекта по п.145 Программы завершено без изъятия у истца земельного участка, в связи с чем, планируется внесение изменения в распоряжение главы администрации края.

Так, на основании ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. На основании ст.23 ч. 5 Земельного Кодекса РФ осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.

      На основании ст. 23 ч.8 Земельного Кодекса РФ лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.

На основании ст.274 ГК РФ сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.

В п.3 ст.3 Земельного Кодекса РФ указывается о том, что имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными Федеральными законами.

Вместе с тем, Федеральный закон от 1 декабря 2007 года №310-ФЗ «Об организации и о проведении ХХ1 Олимпийских зимних игр и Х1 Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» является специальным Законом, который регулирует отношения, возникающие в связи с организацией и проведением ХХ11 Олимпийских зимних игр и Х1 Паралимпийских зимних игр 2014 года и развитием <адрес> как горноклиматического курорта.

Российская Федерация со дня вступления в силу Федерального закона №310-ФЗ и до 1 января 2014 года передает Краснодарскому краю осуществление полномочий по подготовке и принятию решений об установлении сервитутов для строительства и /или/эксплуатации олимпийских объектов федерального значения, расположенных на территории Краснодарского края.

Пунктом 2 ст.14 названного Закона РФ №310-ФЗ установлено, что документация по планировке территории для размещения олимпийских объектов утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики и оказанию государственных услуг в сфере строительства, по согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края.

Основанием для установления сервитута, расчета площади обременения является документация по планировке территории /ДТП/, по ней определяется форма использования участка - сервитут либо его изъятие. Размер площади, подлежащей обременению сервитутом земельного участка Нестеренко З.М. был определен указанными документами площадью 163 кв.метра.

Тем самым, суд приходит к выводу о том, что указанная площадь земельного участка, обременяемого предполагаемым сервитут, не была установлена произвольно ответчиками, а была установлена в соответствии с проектной документацией /ДПТ/. Устанавливаемый в отношении части участка Нестеренко З.М. сервитут имел целевое назначение- под строительство Олимпийского объекта. При этом даже после установления указанного сервитута площадь участка позволяет истцу использовать земельный участок по его целевому назначению.

     Сервитут на земельный участок, принадлежащий Нестеренко З.М., устанавливался распоряжением Главы Администрации Краснодарского края от 09 марта 2011 года и от 24 мая 2010 года в целях строительства Олимпийского объекта краевого значения. При невозможности использования указанного участка в соответствии с целевым назначением, изъятие участка может осуществляться в соответствии с требованиями Федерального Закона РФ № 310-ФЗ от 01.12.2007г. «Об организации и о проведении ХХII Олимпийских зимних игр и ХI Паралимпийских зимних игр 2014года в городе Сочи, развитии г.Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», так как указанный закон регулирует отношения, возникающие в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитием города Сочи как горноклиматического курорта.

       В статье 15 ч 1 п. 2 Федерального Закона 310-ФЗ от 01.12.2007г. указано о том, что в период с 1 января 2008 года до 1 января 2014 года на территории Краснодарского края допускаются: 2) изъятие земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд в целях размещения олимпийских объектов, в соответствии со ст. 15 ч.4 пункт 1 вышеуказанного закона изъятие в соответствии с настоящей статьей земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется: при изъятии в целях размещения олимпийских объектов краевого значения в собственность Краснодарского края.

              В ст. 15.1 частью 25 вышеуказанного закона № ФЗ-310 от 01.12.2007г. указано о том, что если в соответствии с решением суда установление сервитута приведет к невозможности использования земельного участка (его части), осуществляется изъятие указанного земельного участка в порядке, предусмотренном статьей 15 настоящего Федерального закона. Принятия решения Администрацией Краснодарского края об изъятии указанного земельного участка не требуется.

              Из ст. 15.2 Федерального Закона РФ № 310-ФЗ, части 3 следует, что в случае, если установление сервитута приводит к невозможности использования земельного участка (его части), собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец, за исключением государственных или муниципальных унитарных предприятий или государственных или муниципальных учреждений, вправе требовать изъятия земельного участка (его части) для государственных или муниципальных нужд, а арендатор такого земельного участка вправе требовать в одностороннем порядке расторжения договора аренды.

             Уполномоченным органом Администрации Краснодарского края по реализации вышеуказанных функций, связанных с изъятием земельных участков для размещения олимпийских объектов, в том числе подготовки соглашений в связи с изъятием объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов краевого значения, является ответчик: Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014г, основанием для деятельности которого, служит постановление Главы Администрации Краснодарского края от 05.06.2008г. №497 «Об утверждении положения, структуры, штатного расписания департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке Олимпийских игр 2014г.».

         Согласно положения о Департаменте (в редакции Постановления Главы администрации Краснодарского края от 12.05.2010г. № 350), Департамент осуществляет подготовку проектов соглашений, заключаемых в связи с изъятием земельных участков и (или) распложенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального или краевого значения, обеспечивает представление данных проектов лицам, у которых изымаются земельные участки и ( или) расположенные на них иные объекты недвижимого имущества, осуществляет заключение соглашений, представляет интересы Российской федерации и (или) Краснодарского края в судах, представляет в органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, решения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения, соглашение, заключаемое с собственником в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества, и акт приема-передачи такого имущества.

         Вместе с тем, суд в соответствии с нормами Федерального Закона № 310-ФЗ от 01.12.2007г. «Об организации и о проведении XXI олимпийских игр и XI Паралимпийских игр 2014 г. в г.Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» не находит оснований к изъятию земельного участка у Нестеренко З.М. путем его выкупа и подготовки текста соглашения, в связи с изъятием вышеуказанного земельного участка с его собственником Нестеренко З.М. Департаментом Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 г.

Суд приходит к выводу о возможности использования земельного участка Нестеренкуо З.М.в соответствии с его целевым назначением и не находит оснований к изъятию данного участка путем его выкупа.

Главой администарции края от 24 мая 2010 года издано распоряжение об установлении сервитута в отношении части земельного участка истца в целях строительства,реконструкции,капитального ремонта и эксплуатации олимпийского объекта,предусмотренного п.145 Программы, тем самым, весь земельный участок истца не подлежит изъятию,а кроме этого,в настоящее время решается вопрос об изменении распоряжения главы с отменой сервитута,так как строительство олимпийского объекта окончено,о чем представители ответчиков и третьего лица пояснили в судебном заседании.

В связи с изложенным, не подлежат удовлетворению исковые требования истца Нестеренко З.М.

       На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

             В удовлетворении искового заявления Нестеренко З.М. к Департаменту Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 21014 года, ГК«Олимпстрой» и ОАО «Кубаньэнерго» об изъятии земельного участка отказать.

             Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд апелляционной инстанции Краснодарского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

     Судья:                                                                                             В.Л. Сидоров

На момент публикации не вступило в законную силу