Решение заявлению Антонцевой Анастасии Викторовны об оспаривании действий Сочинской таможни по изъятию товаров.



Дело №2-1202/2012г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Сочи                                                                                                                12 июля 2012 года

Хостинский районный суд города Сочи Краснодарского края в составе

председательствующего судьи         Крижановской О.А.,

при секретаре                                      Замолотских Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Антонцевой А.В. об оспаривании действий Сочинской таможни по изъятию товаров,

У С Т А Н О В И Л:

Антонцева А.В. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий Сочинской таможни, а именно признании незаконными действий данного органа по изъятию товара. Обосновывая свои требования, заявитель указала следующее.

28 мая 2012 года в 4.00 из Турции в РФ авиарейсом 295 «Стамбул-Сочи» Антонцева А.В. прибыла вместе со своим багажом в количестве 1 места, весом 5,6 кг., в багаже находились 25 вещей, в том числе, туники, сарафаны, брюки, блузки.

При досмотре багажа Антонцевой А.В. должностное лицо таможенного органа пришло к выводу, что перемещаемые ею товары обладают признаками коммерческой партии, о чем свидетельствует однородность товара, наличие ярлыков и первичной упаковки, наличие разного размерного ряда. Указанный товар, по мнению таможенного органа, в соответствии с Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010г. «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" не подпадает под критерии товаров, относящихся к товарам для личного пользования и подлежал изъятию.

Был составлен протокол изъятия вещей и документов от 28.05.2012г., согласно которому у истицы изъяты 25 вещей, в том числе туники, сарафаны, брюки, блузки.

Заявитель полагает действия таможенного органа незаконными, поскольку стоимость изъятого товара Антонцевой А.В. составляет менее 1500 евро, вес товаров истицы также значительно меньше 50 кг. Характер вещей, размерный ряд и их разнородность, количество подтверждают пояснения истицы, что спорные текстильные изделия приобретены для нужд семьи и в качестве подарков друзьям и родственникам.

Ввозимые и перемещаемые Антонцевой А.В. через таможенную границу товары не попадают в перечень предметов, которые указаны в приложении 1 к вышеуказанному Соглашению.

Заявитель полагает, что у таможенного органа отсутствовали правовые основания для изъятия вещей, просит суд признать указанные действия таможенного органа г.Сочи по изъятию товара    незаконными, обязать государственный орган устранить нарушение прав Антонцевой.

    В судебном заседании представитель Антонцевой А.В. по доверенности Кучерук Ф.Э. настаивала на удовлетворении данного заявления по изложенным доводам, указав так же, что исходя из ст.3 Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 (ред. от 19.10.2011) "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" при отнесении товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, к товарам для личного пользования таможенным органом должны учитываться следующее : заявление физического лица о перемещаемых товарах, характер и количество товаров; частоту пересечения физического лица и (или) перемещения им товаров через таможенную границу. Антонцева А.В. является студенткой, с коммерческими целями за границу РФ не выезжает, что подтверждается данными загранпаспорта, характер ввезенных текстильных вещей, их разнородность, различный размерный ряд, их количество свидетельствуют о том, что они приобретены для нужд семьи и в качестве подарков друзьям и родственникам.

    Представитель Сочинской таможни, Селезнёва Т.В., действующая на основании доверенности возражала против удовлетворения заявления, ссылаясь на то, что действия должностных лиц Сочинской таможни в отношении Антонцевой А.В. произведены строго в рамках полномочий предоставленных им Таможенным Кодексом ТС, Кодексом РФ об административных правонарушениях. Обосновывая законность действий, указала, что должностным лицом таможенного поста Аэропорт Сочи Сочинской таможни 28 мая 2012 года в отношении Антонцевой А.В. было возбуждено дело об административном правонарушении № 10318000-339/2012 по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ «Недекларирование по установленной форме (устной, письменной или электронной товаров и (или) транспортных средств, подлежащих декларированию». Основанием для вынесения Определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования стало обнаружение в багаже Антонцевой А.В. при проведении таможенного досмотра товаров -женской одежды, которая имела следующие характеристики: вся одежда являлась новой, однородной, имела ярлыки. Количество одежды составляло 24 единицы, она была различных размеров, в ненарушенной индивидуальной упаковке.

По результатам таможенного досмотра был составлен Акт таможенного досмотра , товар изъят по Протоколу изъятия вещей и документов, в соответствии со ст. 27.10 КоАП РФ. Должностные лица Сочинской таможни действовали в соответствии со ст. 3 «Критерии отнесения товаров, перемещаемых через таможенную границу, к товарам для личного пользования» «Соглашения о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском». В данном Соглашении отсутствуют какие-либо (весовые, стоимостные) пределы беспошлинного перемещения физическими лицами через таможенную границу товаров для целей, не связанных с личным использованием. Антонцева А.В. двигалась по «зеленому» коридору, пассажирскую таможенную декларацию не заполняла и должностному лицу таможенного органа не подавала. На основании результатов оперативно-розыскных мероприятий при осуществлении таможенного контроля багажа Антонцевой А.В. таможенным органом был применен профиль риска № <данные изъяты> (версия 2). Указанные выше характеристики товара свидетельствовали о цели его ввоза, связанной с коммерческой деятельностью <данные изъяты> (по ее заявлению является индивидуальным предпринимателем). В настоящее время производство по настоящему административному делу не закончено, срок продлен до 28.07.2012 года. В ходе административного расследования по настоящему делу будут проведены дополнительные процессуальные действия, в том числе экспертное определение стоимости товара, в результате которых будет установлена действительная цель перемещения указанного товара через таможенную границу таможенного союза.

Суд, исследовав доводы заявления, заслушав представителей заявителя и органа действия должностных лиц, которого обжалуются, проверив материалы дела, находит жалобу Антонцевой А.В. не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.46 Конституции РФ, ст.3 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», Главой 25 ГПК РФ суды рассматривают жалобы на любые действия / решения/,нарушающие права и свободы граждан, кроме действий /решений/, проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ, а также действий /решений/, в отношении которых законодательством предусмотрен иной порядок судебного обжалования.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, в силу ст. 254 ГПК РФ, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В ходе рассмотрения гражданского дела судом установлено, что должностным лицом таможенного поста Аэропорт Сочи Сочинской таможни 28 мая 2012 года в отношении Антонцевой А.В. было возбуждено дело об административном правонарушении № <данные изъяты> по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ «Недекларирование по установленной форме (устной, письменной или электронной товаров и (или) транспортных средств, подлежащих декларированию».

Основанием для вынесения Определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования стало обнаружение в багаже Антонцевой А.В. при проведении таможенного досмотра товаров -женской одежды, которая имела, по мнению таможенного органа признаки коммерческой партии. ( л.д.5-10)

Согласно акту таможенного досмотра , проведенного старшим государственным таможенным инспектором С. в присутствии Антонцевой А.В. в дорожной сумке Антонцевой обнаружены текстильные женские изделия, в том числе: туники-4, сарафаны -7, блузки-7.    В этот же день 28.05.2012 года составлен протокол изъятия ( л.д. 11-13), из которого следует, что все обнаруженное было изъято. Указанный протокол составлен в соответствии с требованиями ст.27.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В силу статьи 161 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "О таможенном регулировании в Российской Федерации". Таможенный контроль проводится таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле. Объекты таможенного контроля и места его проведения определены статьей 95 Таможенного кодекса Таможенного союза.

Согласно п. 2 ст. 95 ТК ТС таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов в отношении:

- товаров, в том числе транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу и (или) подлежащих декларированию в соответствии с ТК ТС;

- таможенной декларации, документов и сведений о товарах, представление которых предусмотрено в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза;

- деятельности лиц, связанной с перемещением товаров через таможенную границу, оказанием услуг в сфере таможенного дела, а также осуществляемой в рамках отдельных таможенных процедур;

- лиц, пересекающих таможенную границу.

В соответствии со ст. 174 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" таможенный контроль осуществляется таможенными органами в формах и порядке, установленных гл. 16 и 19 ТК ТС.

Статья 110 ТК ТС в качестве форм таможенного закрепляет в том числе, таможенный осмотр; таможенный досмотр перемещаемых через таможенную границу товаров.

В соответствии с ч. 1 ст. 128 ТК ТС таможенные органы применяют систему управления рисками (СУР) для определения товаров, транспортных средств международной перевозки, документов и лиц, подлежащих таможенному контролю, форм таможенного контроля, применяемых к таким товарам, транспортным средствам международной перевозки, документам и лицам, а также степени проведения таможенного контроля.

Статья 162 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "О таможенном регулировании в Российской Федерации" определяет и регламентирует система управления рисками. При этом согласно ч.3 настоящей статьи порядок использования таможенными органами информации, содержащейся в установленных профилях риска, регламентируется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, а в силу ч.4 информация ограниченного доступа, содержащаяся в установленных профилях риска, не подлежит разглашению (распространению) либо передаче третьим лицам, в том числе государственным органам, за исключением случаев, когда такая информация необходима указанным органам для решения задач, возложенных на них законодательством Российской Федерации.

Из пояснений в судебном заседании представителя Сочинской таможни при осуществлении контрольных действий в отношении Антонцевой А.В. учитывались результаты оперативно-розыскных мероприятий, в том числе учитывалась, что <данные изъяты>

Представитель заявителя так же пояснила, что 28.05.2012 года заявитель прибыла из Турции вместе со своей матерью А.

Сведения, полученные из объяснений сторон в силу ст.55 ГПК РФ признаются доказательствами по делу

Статья 106 ТК ТС предусматривает, что в целях проведения таможенного контроля таможенные органы вправе осуществлять сбор информации о лицах, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, связанную с перемещением товаров через таможенную границу, либо предпринимательскую деятельность в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем, включающей сведения:…

9) в отношении физических лиц - о персональных данных граждан (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, пол, адрес места жительства, сведения из документа, удостоверяющего личность, идентификационный (регистрационный, учетный) номер налогоплательщика (при наличии), а также о частоте перемещения ими товаров через таможенную границу.

Порядок перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, регулирует Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 (ред. от 19.10.2011) "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском". Согласно ст.3, указанного соглашения отнесение товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, к товарам для личного пользования осуществляется таможенным органом с применением системы управления рисками исходя из:

заявления физического лица о перемещаемых товарах (в устной или письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации) в случаях, установленных настоящим Соглашением;

характера и количества товаров;

частоты пересечения физического лица и (или) перемещения им товаров через таможенную границу.

Указанный нормативный документ не содержит конкретных количественных, весовых, стоимостных критериев отнесения товаров к категории товаров для личного пользования. При этом из буквального толкования ст.3 вышеуказанного Соглашения следует, что определение предназначения товаров является прерогативой должностных лиц таможенных органов.

Таким образом, учитывая установленные обстоятельства и положения вышеуказанных нормативных актов, суд признает действия сотрудников Сочинской таможни по изъятию 28.05.2012 года вещей Антонцевой А.В. перемещаемых через таможенную границу законными. Суд не усматривает нарушений указанными действиями должностных лиц прав и законных интересов Антонцевой А.В.. При этом суд принимает во внимание, что    к настоящему времени административное расследование, в рамках которого проводятся мероприятия направленные на установление цели перемещения указанного товара через таможенную границу, не закончено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, ст.258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Антонцевой А.В. в удовлетворении заявления об оспаривании и признании незаконными действий Сочинской таможни по изъятию товара - отказать.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня    составления мотивированного решения.

Председательствующий судья                                               О.А. Крижановская

На момент публикации не вступило в законную силу.

СОГЛАСОВАНО.

СУДЬЯ                                                               О.А. КРИЖАНОВСКАЯ