Дело № 2-1360/2012 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 июля 2012 года г.Сочи
Хостинский районный суд г.Сочи Краснодарского края в составе :
председательствующего судьи Маслаковой О.В.
при секретаре Горчатовой П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Хостинского районного суда города Сочи гражданское дело по заявлению Оганяна А.Э. об оспаривании действий (бездействий) органа местного самоуправления администрации города Сочи,
У С Т А Н О В И Л:
Оганян А.Э. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий (бездействий) органа местного самоуправления администрации города Сочи, в котором просит суд признать необоснованным отказ администрации города Сочи в выдаче ему разрешения на строительство на принадлежащем ему земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: г.Сочи, <адрес>, многоквартирного жилого дома, обязав администрацию города Сочи, в срок не позднее 10 дней с момента вступления в законную силу решения суда выдать ему разрешение на строительство многоквартирного жилого дома на выше указанном земельном участке.
В обосновании заявленных требований заявитель ссылается на то, что он является собственником земельного участка, расположенного по адресу: город Сочи,Хостинский район, улица <адрес>, где находится жилой дом, общей площадью 44,5 м.кв. Право собственности на указанные объекты признано за ним решением Хостинского районного суда города Сочи от 11 марта 2005 года. Наличие у него права собственности на указанный участок подтверждается свидетельством о государственной регистрации права №, выданным 20.08.2006 года.
Для удовлетворения собственных потребностей в жилье им было принято решение о реконструкции принадлежащего ему дома и строительстве на принадлежащем ему земельном участке дома большей площадью. К нему присоединились его товарищи, которым также необходимо было решить свой жилищный вопрос. В результате этого он с гражданами К.., П.., В.. и М.. заключил договор простого товарищества 12 сентября 2006 г., в соответствии с которым все приняли на себя обязательства нести затраты необходимые для целей обеспечения подготовки и осуществления строительства дома. Решением Хостинского районного суда города Сочи от 02.09.2009 года за ним было признано право собственности на незавершенный строительством объект недвижимости в виде жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №. но адресу: г. Сочи. ул. <адрес>, литер Б общей площадью застройки 292,6 м. кв. с готовностью здания в 30 %. Принадлежащий ему на праве собственности земельный участок в соответствии с Правилами застройки и землепользования г. Сочи относится к зоне «Ж - 4» - для многоквартирной жилой застройки. В соответствии с условиями указанного выше договора простого товарищества, в целях обеспечения соблюдения земельного и градостроительного законодательства, им была осуществлена подготовка документации по строительству многоквартирного жилого дома. В том числе, был разработан и утвержден проект строительства, включающий в себя : градостроительный план земельного участка: пояснительную записку; схему планировочной организации земельного участка, выполненную в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов (археологического наследия; схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам; схемы, отображающие архитектурные решения; сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно- технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; проект организации строительства ) объекта капитального строительства; проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей. Была проведена государственная строительная экспертиза проекта и получено положительное заключение государственной экспертизы проектной документации, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации. После подготовки указанных документов 24.06.2011 года он обратился в администрацию города Сочи с заявлением о выдаче ему разрешение на строительство на указанном участке многоквартирного жилого дома, представив требуемые в соответствии с законом документы, однако, 04.07.2011 года им был вручен ответ администрации за подписью заместителя директора департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи Краснодарского края об отказе в выдаче разрешения на строительство в связи с тем, что заявителем Оганяном А.Э. якобы, не представлены требуемые документы, а именно: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка (предоставлен без градостроительного регламента); материалы, содержащиеся в проектной документации: схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта (капитального строительства, подъездов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия; схемы, отображающие архитектурные решения; сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Эти действия администрации г.Сочи он считает не обоснованными в связи с тем, что они не соответствуют требованиям закона и фактическим обстоятельствам.
В судебное заседание заявитель Оганян А.Э. не явился, о времени и месте судебного заседания надлежаще извещен, причину неявки суду не сообщил. Представитель Борисов А.А., участвовавший в судебном заседании 07.09.2011 года на основании доверенности ( л.д.158), также в судебное заседание не явился, сославшись на командировку, о времени и месте судебного заседания также надлежаще извещен.
В соответствии с ч.2 ст.257 ГПК РФ неявка в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления, а потому суд определил рассмотреть заявление Оганяна А.Э. в его отсутствие.
В силу ч. 6 ст.167 ГПК РФ суд может отложить разбирательство дела по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой его представителя по уважительной причине. Вместе с тем, по настоящему делу такого ходатайства от заявителя Оганян А.Э. в суд не поступало.
Учитывая указанные положения процессуального законодательства, а также мнение представителя заинтересованного лица Магдиева Д.А., суд определил рассмотреть заявление Оганяна А.Э. в отсутствие заявителя и его представителя,по имеющимся материалам дела.
Представитель заинтересованного лица администрации города Сочи Магдиев Д.А. против удовлетворения заявления возражал, просил суд вынести законное и обоснованное решение в рамках действующего законодательства, пояснив, что доводы администрации города Сочи изложены в кассационной жалобе на определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 15 ноября 2011 года.
Суд, заслушав представителя заинтересованного лица Магдиева Д.А., исследовав представленные доказательства, находит заявление Оганяна А.Э. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям(бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемы в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия ( бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Как следует из материалов дела, администрацией г.Сочи было рассмотрено обращение Оганян А.Э. по вопросу выдачи ему разрешения на строительство объекта – многоквартирного жилого дома по <адрес> Хостинского района г.Сочи и по результатам представленных заявителем документов, органом местного самоуправления было отказано в выдаче разрешения на строительство указанного объекта со ссылкой на п.11 ст.51 Градостроительного кодекса РФ и разъяснено, что отказ не является препятствием для повторного обращения.
Основанием к отказу явилось то, что представленные документы не соответствуют требованиям ст.51 Градостроительного кодекса РФ, поскольку не представлены : правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка (представлен без градостроительного регламента), материалы, содержащиеся в проектной документации : схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия, схемы отображающие архитектурные решения, сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Таким образом, основанием к отказу в выдаче разрешения на строительство в первую очередь явилось отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок для строительства многоквартирного девятиэтажного жилого дома.
В соответствии с ч.7 ст.51 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории; материалы, содержащиеся в проектной документации: пояснительная записка; схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия; схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам; схемы, отображающие архитектурные решения; сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; проект организации строительства объекта капитального строительства; проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей; положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса), положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса; разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса); согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.
Согласно п. п. 1 - 3 ч. 11 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ органы, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство, в течение 10 дней со дня получения заявления о выдаче разрешения проводят проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению, соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям; выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа. Основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство является отсутствие документов, предусмотренных ч. 7 и 9 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, или их несоответствие требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Как следует из материалов дела, решением Хостинского районного суда г. Сочи от 11 марта 2005 года был удовлетворен иск Оганяна А.Э. к администрации Хостинского района г. Сочи о признании права собственности на жилой дом и земельный участок. Решением суда прекращена долевая собственность на домовладение <адрес> в г. Сочи, признано право собственности за Оганяном А.Э. на жилой дом общей площадью 44,5 кв.м, в том числе жилой площадью 23,1 кв.м по указанному адресу.
Определением Хостинского районного суда г. Сочи от 22 мая 2006 года было разъяснено решение Хостинского районного суда г. Сочи от 11 марта 2005 года. За Оганяном А.Э. признано право собственности на земельный участок, площадью 700 кв.м, расположенный при <адрес> в г. Сочи, категория земель - земли поселений, зона по генплану гор. Сочи - зона рекреационной жилой застройки, экономико-планировочная зона - С-1-6, зона округа горно-санитарной охраны курорта - 2, целевое назначение - индивидуальное жилищное строительство. Проект границ земельного участка Оганяна А.Э., расположенного при доме, указано считать согласованным и утвержденным.
Согласно копии свидетельства о государственной регистрации права от 02 августа 2006 года Оганян А.Э. является собственником земельного участка, площадью 700 кв.м, расположенного в г. Сочи, Хостинском районе, <адрес>. Основанием для регистрации явилось решение Хостинского районного суда г. Сочи от 11 марта 2005 года и определение Хостинского районного суда г. Сочи от 22 мая 2006 года.
В материалы дела представлена копия градостроительного плана земельного участка, расположенного в Хостинском районе города Сочи, по <адрес>, подготовленного на основании письма от 15.08.2008 года №. Из указанного плана следует, что предельный размер земельного участка объекта капитального строительства, в том числе его площадь, составляет 2073 кв.м.
Таким образом, согласно имеющимся в материалах дела данным, Оганян А.Э. является собственником земельного участка площадью 700 кв.м по <адрес>, в городе Сочи с кадастровым номером №, тогда как представленный в материалы дела градостроительный план земельного участка, который был представлен и в администрацию города Сочи, предусматривает строительство десятиэтажного жилого дома на земельном участке площадью 2073 кв.м, а не площадью 700 кв. метров, находящейся в собственности у Оганяна А.Э. Согласно пояснительной записке участок проектирования строительства многоквартирного жилого дома также имеет общую площадь 2073 кв.м.
При рассмотрении представленных Оганяном А.Э. в администрацию города Сочи документов по вопросу выдачи разрешения на строительство многоквартирного жилого дома было установлено несоответствие этих документов требованиям статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в частности, указывалось не только на не представление правоустанавливающих документов на земельный участок, но и градостроительного плана с градостроительным регламентом.
Градостроительный план земельного участка является обязательным документом, который представляется застройщиком или заказчиком для проведения государственной экспертизы проектной документации, получения разрешения на строительство, получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Градостроительный план является одним из основных документов, необходимых для осуществления строительства (статья 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Из представленной в дело копии градостроительного плана земельного участка усматривается, что он обосновано органом местного самоуправления не был сочтен надлежащим градостроительным планом земельного участка.
В градостроительном плане земельного участка в полном объеме должны быть зафиксированы необходимые градостроительные требования и ограничения по использованию конкретного участка и возведенного на нем либо планируемого к строительству объекта капитального строительства, что вытекает из положений ст.44 Градостроительного кодекса РФ.
Так в соответствии с ч.1 ст.44 Градостроительного кодекса РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.
В соответствии с ч.2 ст.44 Градостроительного кодекса РФ подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
В соответствии с ч.3 ст.44 Градостроительного кодекса РФ в составе градостроительного плана земельного участка указываются: 1) границы земельного участка; 2) границы зон действия публичных сервитутов; 3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; 4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; 5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); 6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; 7) информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия); 8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с ч.5 ст.44 Градостроительного кодекса РФ форма градостроительного плана земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
С учетом указанных требований закона форма градостроительного плана земельного участка введена Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10 мая 2011 года № 207 «Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка» и предусматривает наличие сведений о местоположении земельного участка, его кадастровый номер, описание местоположения границ земельного участка, информацию о разрешенном использовании земельного участка, требования к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на данном земельном участке. Градостроительный план земельного участка создается на основе материалов картографических работ, выполненных в соответствии с требованиями федерального законодательства.
Учитывая, что обращение Оганяна А.Э. по вопросу выдачи разрешения на строительство многоквартирного девятиэтажного дома имело место в июле 2011 года, то применительно к возникшим правоотношениям следует руководствоваться указанным выше нормативно правовым актом.
Так выше указанный градостроительный план не соответствует установленным в РФ требованиям в соответствии с Приказом Минрегионразвития РФ от 10.05.2011 г. № 207 «Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка» в приложении к которому дана форма градостроительного плана.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что земельный участок, находящийся в собственности Оганян А.Э. площадью 700 кв.м., на который заявитель просит суд обязать администрацию г.Сочи выдать ему разрешение на строительство многоквартирного жилого дома, не соответствует данным земельного участка на котором предполагается строительство многоквартирного жилого дома, поскольку в представленном Оганян А.Э. в обоснование заявленных требований. Кроме того, градостроительном плане земельный участок под строительство многоквартирного девятиэтажного жилого дома обозначен площадью 2073 кв.м.. Целевое назначение земельного участка, находящегося в собственности Оганян А.Э. - для индивидуального жилищного строительства, не соответствует заявленным им намерениям о строительстве на нем многоквартирного девятиэтажного жилого дома. Доказательств того, что целевое назначение выше указанного земельного участка с кадастровым номером № изменялось в установленном законом порядке на земельный участок, предназначенный для строительства многоквартирного жилого дома, суду не представлено.
Также градостроительный план земельного участка должен содержать чертеж земельного участка и линии градостроительного регулирования.
Кроме этого проект многоквартирного дома, как и чертеж градостроительного плана земельного участка, не согласованы в установленном законом порядке, в проектной документации не содержится данных о том, что земельный участок на котором проектируется размещение многоквартирного жилого дома, относится к зоне «Ж4» предназначенной для многоэтажного жилищного строительства.
При таких обстоятельствах доводы администрации г.Сочи о том, что Оганяном А.Э. не были представлены правоустанавливающие документы на земельный участок и соответствующий требованиям законодательства градостроительный план земельного участка, что послужило основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство, являются обоснованными.
В соответствии с ч.4 ст.258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Руководствуясь ст.ст.194-198,199,258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления Оганян А.Э. об оспаривании действий (бездействий) органа местного самоуправления администрации города Сочи – отказать.
Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции Краснодарского краевого суда в течение месяца.
Решение отпечатано в совещательной комнате.
Судья Маслакова О.В.
На момент опубликования решение не вступило в законную силу.