Решение по иску открытого акционерного общества «Кубаньэнерго» к Климовой Ирине Николаевне об обязании заключить соглашение об установлении сервитута и по встречному иску Климовой И.Н



Дело № 2-982/2012 год

Р е ш е н и е

Именем Российской Федерации

01 августа 2012 года                                               Хостинский районный суд г.Сочи Краснодарского края в составе:

председательствующего     судьи                                   Маслаковой О.В.

при секретаре                               Горчатовой П.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Хостинского районного суда гор.Сочи гражданское дело по иску открытого акционерного общества «Кубаньэнерго» к Климовой И.Н. об обязании заключить соглашение об установлении сервитута и по встречному иску Климовой И.Н.

       У с т а н о в и л :

    Открытое акционерное общество «Кубаньэнерго» (далее ОАО «Кубаньэнерго») обратилось в суд с иском к Климовой И.Н. о понуждении к заключению соглашения об установлении сервитута.

В обоснование заявленных требований истец ссылается на то,что в целях реализации Федерального закона от 01.12.2007 г. № З10-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее «Федеральный закон № ЗЮ-ФЗ») ОАО «Кубаньэнерго» осуществляет реконструкцию и строительство линейного сооружения «Распределительная городская электрическая сеть (проектные и изыскательские работы, реконструкция и строительство)» Хостинский РРЭС. В соответствии с п.п. 1 п. 2 ст. 15.2 Федерального закона № З10-ФЗ сервитуты могут устанавливаться для строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации линейных сооружений (в том числе линий электропередачи, линий и сооружений связи, трубопроводов, водопроводов, коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, канатных дорог).Согласно п. 1 ч. 14 ст. 15.2 Федерального закона № ЗЮ-ФЗ решение об установлении сервитутов принимается администрацией Краснодарского края - в целях строительства и (или) эксплуатации олимпийских объектов федерального значения и олимпийских объектов краевого значения;Во исполнение указанного закона, согласно п.п. 53 п. 1 Распоряжения главы Администрации Краснодарского края от 29.04.2011 г. № 683-р «Об установлении сервитутов в целях строительства олимпийского объекта федерального значения» в интересах открытого акционерного общества энергетики и электрификации Кубани ОАО «Кубаньэнерго» было принято решение установить сервитут в целях строительства олимпийского объекта федерального значения «Распределительная городская электрическая сеть (проектные и изыскательские работы, реконструкция и строительство)» в отношении земельного участка с кадастровым номером Реконструкция указанного линейного сооружения осуществляется через земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: Краснодарский край г. Сочи, <адрес>, принадлежащий на праве собственности ответчику Климовой И.Н., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 07.10.2011г. 01.03.2012 года, правообладателю вручено сопроводительное письмо исх. № 079 от 17.02.2012г., с приложением соглашения об установлении сервитута для строительства и (или) эксплуатации олимпийских объектов вместе с расчетом размера ежегодной платы за сервитут, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении (Приложение № 4).

В соответствии с п. 23 ст. 15.2 Федерального закона № ЗЮ-ФЗ в случае, если соглашение об установлении сервитута не заключено по истечении тридцати дней со дня получения лицом, указанным в части 6 настоящей статьи, проекта указанного соглашения, лица, в интересах которых устанавливается сервитут, вправе обратиться в суд с иском о понуждении заключить соглашение об установлении сервитута.До настоящего времени соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером ответчиком не заключено. Вместе с тем, согласно ч. 10 ст. 15.2 Федерального закона № ЗЮ-ФЗ он обязан заключить соглашение об установлении сервитута. Истец просит обязать Климову И.Н. заключить соглашение об установлении сервитута с ОАО «Кубаньэнерго» в отношении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: Краснодарский край г. Сочи, Хостинский район, <адрес>, для реконструкции и строительства линейного сооружения «Распределительная городская электрическая сеть (проектные и изыскательские работы, реконструкция и строительство)» Хостинский РРЭС этап 1.

В судебном заседании представитель ОАО «Кубаньэнерго» Черных В.И. иск поддержал в полном объеме,ссылаясь на то, что заключение соглашения это обязанность ответчика.При этом устанавливается срочный сервитут сроком на 360 дней,что дополнено в новой редакции Соглашения об установлении сервитута,которое передано ответчице в процессе рассмотрения дела в суде.

Представитель ответчика Потахина Д.И. против заключения соглашения об установлении сервитута не возражала, но просила заключить соглашение на условиях ответчика с ежемесячной оплатой в размере 19 869 рублей в месяц и предъявила встречный иск об обязании ОАО «Кубаньэнерго» заключить соглашения об установлении сервитут на период 360 дней за плату в размере 19 869 рублей в месяц.

Свои требования представитель истца обосновала тем,что для собственника недвижимого имущества, в отношении прав которого установлен сервитут, последний выступает в качестве обременения,а потому требования истца об обязании заключить соглашение об установлении срочного сервитута в части расчета платы за срочный сервитут удовлетворению не подлежат, так как расчет платы за сервитут должен быть произведен по формуле, указанной в Федеральном законе № ЗЮ-ФЗ, на том основании, что данный Федеральный закон является специальным и регулирует отношения, возникающие по поводу строительства олимпийских актов. Помимо указанного закона, регулирование данных отношений производится Гражданский кодексом РФ и Земельным кодексом РФ в той части, в которой они не урегулированы Федеральным законом № З10-ФЗ. Приведенное истцом разъяснение Министерства экономического развития РФ «О расчете платы за сервитут» № ЛМ-Д20-32464 от 28.12.2010г. носит исключительно информационный характер, не обладает соответствующей юридической силой и не может применяться в правоприменительной практике в силу того,что Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008г. № 437 «О Министерстве экономического развития», установлены полномочия Минэкономразвития, перечень которых является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Так, в соответствии с п. 1 Положения Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) является федеральным органом исполнительной власти. В разделе II указанного Положения содержится перечень полномочий Минэкономразвития, среди которых отсутствует какое-либо упоминание полномочий по толкованию законодательства и даче разъяснений. Федеральный закон № 310-ФЗ был принят 01.12.2007г. В соответствии со ст. 31 Федерального закона №З10-ФЗ, на основании положений Федерального закона от 14.06.1994г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», указанный Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.Настоящий Федеральный закон № З10-ФЗ принят в соответствии Конституцией Российской Федерацией, не был отменен или изменен другим федеральным законом и обладает соответствующей юридической силой на территории Российской Федерации до момента отмены или изменения его положений. Учитывая, что Минэкономразвития в соответствии с вышеизложенным не является законодательным органом, не наделено полномочиями по толкованию и разъяснению законодательства и практики его применения, представитель ответчика приходит к выводу, что применению подлежат исключительно положения Федерального закона № 310-ФЗ, а разъяснение Минэкономразвития, на которое истец ссылается в обоснование своих требований, не может быть применено в силу того, что оно не является нормативным актом, не отменяет и не изменяет положений Федерального закона № З10-ФЗ. Следовательно, по его мнению, отношения по установлению сервитута в целях строительства олимпийского регулируются исключительно Федеральным законом № ЗЮ-ФЗ, ГК РФ, ЗК РФ. Кроме того,ссылаясь в обоснование своих требований на разъяснение Минэкономразвития «О расчете за сервитут» № JIM -Д20-32464 от 28.12.2010г., истец,по мнению ответчика, тем не менее не предоставил доказательств, подтверждающих правильность его расчетов платы за сервитут, формулы 1 и 2,приведенные в расчете размера ежегодной платы за сервитут противоречат друг другу. Более того, ни одна из указанных истцом формул не дает при расчете той суммы, которая заявлена истцом в качестве платы за сервитут, условие о плате за сервитут истцом должным образом не учтено и рассчитано неверно. Проектом соглашения об установлении сервитута предусмотрено установление сервитута для строительства олимпийского объекта федерального значения в отношении земельного участка площадью 114 кв.метров в границах земельного участка площадью 600 кв.метров, что составляет 1/5 всей площади земельного участка. Следовательно, установление сервитута, состоящего фактически из двух сервитутов, проходящих по фасадной и торцевой границам участка составляющие общую площадь 114 кв.м. в отношении земельного участка общей площадью 600 кв.м.) и установление охранных зон приведут к существенным ограничениям прав ответчика как собственника земельного участка, в связи с тем, что как во время проведения строительно-монтажных работ, так и после их окончания и установления охранных зон будет существенным образом ограничен доступ транспорта на данный земельный участок; возможность его размещения, разгрузки; возможность осуществления строительства и т. д. Учитывая положения а. 2 п. 7 ст. 23 ЗК РФ, подп. 5 п. 9, подп. 2 п. 21 ст. 15.2 Федерального закона № 310-ФЗ, плата за сервитут должна быть рассчитана в соответствии с Федеральным законом № 310-ФЗ по формуле « плата за срочный сервитут (ежегодный размер платы) определяется в размере одного процента кадастровой стоимости земельного участка, умноженного на площадь земельного участка, на котором действует сервитут, установленный в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории, если меньший размер платы за сервитут не установлен соглашением об установлении сервитута. В соответствии с Федеральным законом №310-ФЗ ответчик вправе требовать установление платы за срочный сервитут в размере 830 140,02.Вместе с тем,учитывая данные,представленные в экспертном заключении об определении рыночной стоимости платы за предоставление ограниченного пользования земельным участком,они считают соразмерной плату в размере 19 869 рублей в месяц и просят обязать ОАО «Кубаньэнерго» заключить соглашение об установлении сервитута именно на таких условиях.

    Представитель ОАО «Кубаньэнерго» Черных В.И. против встречного иска возражал,ссылаясь на то,что в соответствии с пунктом 5 статьи 274 Гражданского кодекса РФ собственник участка, обременённого сервитутом, вправе, если иное не установлено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут соразмерную плату за пользование участком.Таким образом, законом установлено, что критерием для определения платы за пользование сервитутом является принцип соразмерности. В связи с изложенным, если сервитут установлен в отношении части земельного участка, то плата за пользование сервитутом должна быть соразмерна обременённой части земельного участка. Таким образом, при расчёте платы за сервитут, установленный в отношении земельного участка должна приниматься в учёт не кадастровая стоимость земельного участка, а удельный показатель кадастровой стоимости, пропорциональный соответствующей части земельного участка, а стоимость платы за сервитут для олимпийских объектов будет равна одному проценту от удельной кадастровой стоимости части земельного участка, обременённой сервитутом в соответствии с приведённым расчётом.

Суд, заслушав представителей сторон, проверив материалы дела, находит иск ОАО «Кубанэнерго» подлежащим удовлетворению в части обязания заключить соглашение об установлении сервитута, а встречный иск Климовой И.Н. также подлежащим удовлетворению в части обязания заключить соглашение об установлении сервитута по следующим основаниям.

В силу ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающей право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут),публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний. Могут устанавливаться публичные сервитуты, в том числе, и для прохода или проезда через земельный участок, использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры, а также временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ. Сервитут может быть срочным или постоянным.

В соответствии с пунктами 1, 2 и 14 ст.15 Федерального закона от 01 декабря 2007 года № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXI Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельный законодательные акты РФ» до 01 января 2014 года на территории Краснодарского края допускается установление сервитутов для строительства и (или) эксплуатации олимпийских объектов, включенных в Программу строительства, иных олимпийских объектов, предусмотренных в перечне, утверждаемом наблюдательным советом Государственной корпорацией по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта, в целях строительства линейных сооружений (в том числе, линий электропередачи), на основании принятого Администрацией Краснодарского края решения об установлении сервитута.

В целях реализации Федерального закона от 01.12.2007 г. № З10-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее «Федеральный закон № З10-ФЗ») ОАО «Кубаньэнерго» осуществляет реконструкцию и строительство линейного сооружения «Распределительная городская электрическая сеть (проектные и изыскательские работы, реконструкция и строительство)» Хостинский РРЭС этап 1,что подтверждается приказом Министерства регионального развития РФ от 17 марта 2011 года № 37-0И (л.д.83) и проектом межевания территории для размещения объектов «Распределительная городская электрическая сеть».

В зону реконструкции и строительства линейного сооружения «Распределительная городская электрическая сеть (проектные и изыскательские работы, реконструкция и строительство)» Хостинский РРЭС этап 1 попадает земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: Краснодарский край г. Сочи, Хостинский район, <адрес>, принадлежащий на праве собственности ответчику Климовой И.Н., в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 07.10.2011г. .

Распоряжением Главы администрации Краснодарского края от 29.04.2011 года

№ 683-р «Об установлении сервитутов в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации олимпийского объекта федерального значения» в интересах ОАО «Кубаньэнерго» утвержден сервитут в отношении земельного участка с кадастровым номером , расположенный по адресу: Краснодарский край г. Сочи, Хостинский район, <адрес>.

В Соглашении прописано, что сервитут устанавливается сроком на 360 дней на период строительства Олимпийского объекта федерального значения, т.е. имеет место срочный сервитут.

Соглашение об установлении сервитута составлено в соответствии с пунктом 9 Закона № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXI Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельный законодательные акты РФ».

Соглашение об установлении сервитута ответчику было направлено в марте 2012 года.

В соответствии с пунктом 23 Закона № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXI Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельный законодательные акты РФ» в случае, если соглашение об установлении сервитута не заключено по истечении тридцати дней со дня получения правообладателем земельного участка, проекта указанного соглашения, лица, в интересах которых устанавливается сервитут, вправе обратиться в суд с иском о понуждении заключить соглашение об установлении сервитута. На сегодняшний день Соглашение об установление сервитута земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: Краснодарский край г. Сочи, Хостинский район, <адрес>,ответчиком не подписано.

Таким образом, требования ОАО «Кубаньэнерго» об обязании заключить соглашение об установлении сервитута обоснованны,та как заключение договора об установлении сервитута является одним из возможных способов урегулирования спора, в результате применения которого возможно защитить свои права с учетом имеющихся ограничений прав собственника и ввести дополнительно обременение на основании закона. Вместе с тем, суд учитывает положения статьи 421 ГК РФ о свободе договора.

Так, суд признает не обоснованными требования истца об определении ограниченного права пользования, принадлежащего ответчику земельного участка, за плату в размере 1383 рубля в месяц по следующим основаниям.

Подпункт 5 п.9 ст.15.2 Федерального закона № 310-ФЗ в качестве одного из существенных условий соглашения об установлении сервитута предусматривает размер платы за сервитут.

Как следует из представленного суду расчета размера ежегодной платы за сервитут ((л.д.9) и пояснений в судебном заседании представителя ОАО «Кубаньэнерго» Черных В.И. и представителя ОАО «Кубаньэнерго» Богодуховой В.В.в предварительном судебном заседании 21.06.2012 года при расчёте платы за сервитут, установленный в отношении земельного участка принималась в учёт не кадастровая стоимость земельного участка, а удельный показатель кадастровой стоимости, пропорциональный соответствующей части земельного участка, а стоимость платы за сервитут для олимпийских объектов будет равна одному проценту от удельной кадастровой стоимости части земельного участка обременённой сервитутом в соответствии с приведённым расчётом: SUM=S*ynKC3y*l%, где SUM - сумма ежегодной платы за земельный участок, руб.; S - площадь земельного участка на который устанавливается сервитут 114 м2;УПКСзу - Удельный показатель кадастровой стоимости з/у - 14 563,86 руб.1% - от кадастровой стоимости земельного участка на который установлен сервитут для строительства олимпийских объектов, что и составляет114*14 563,86* 1%=16 602,80 руб. Соответственно сумма ежемесячного платежа 1383,56 руб. При этом расчет произведен с учетом одного процента от удельной кадастровой стоимости части земельного участка в соответствии с разъяснениями Минэкономразвития от 25.01.2011 года № Д 23-229 2О расчете платы за сервитут».

Вместе с тем, согласно п.21 ст.15.2 Федерального закона от 01.12.2007 года (в редакции от 19.07.2011 года «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» случае, когда плата за сервитут установлена в соответствии с настоящим Федеральным законом, ее размер определяется следующим образом:

1) за постоянный сервитут - уменьшение рыночной стоимости земельного участка вследствие его обременения сервитутом, если меньший размер платы за сервитут не установлен соглашением об установлении сервитута;

2) за срочный сервитут (ежегодный размер платы) - в размере одного процента кадастровой стоимости земельного участка, умноженного на площадь земельного участка, на котором действует сервитут, установленный в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории, если меньший размер платы за сервитут не установлен соглашением об установлении сервитута.

При этом в силу п.20 ст.15.2 Федерального закона от 01.12.2007 года (в редакции от 19.07.2011 года «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» в целях подготовки проекта соглашения об установлении сервитута лица, в интересах которых устанавливается сервитут, обеспечивают заключение договора с оценщиком на проведение расчета платы за установление постоянного сервитута в случаях, когда такая плата установлена в соответствии с настоящим Федеральным законом. Допускается проведение такой оценки оценщиками, отобранными Корпорацией в соответствии с частью 21 статьи 15 настоящего Федерального закона. Договор о проведении такой оценки должен содержать обязанность лица, в интересах которого устанавливается сервитут, оплатить стоимость работ по такой оценке.

Однако истцом в нарушение требований ФЗ № 310 не был заключен договор с оценщиком, тогда как ФЗ № 310-ФЗ предусматривает оценочные основания установления и прекращения сервитутов.

Учитывая данные обстоятельства, суд не может согласиться с доводами представителя ОАО «Кубаньэнерго» в части обоснования расчета размера ежемесячной платы, так как расчет произведен сервитуарием Б., т.е.представителем обладателя сервитута.

Ответчик же со своей стороны произвел оценку платы за предоставление права ограниченного пользования земельным участком и размер оплаты составил 19836 рублей в месяц согласно отчета № 202-12-КФ/12, составленного государственным унитарным предприятием Краснодарского края «Краевая техническая инвентаризация Краевое БТИ» 16 июля 2012 года в соответствии с договором № 202/2012от 17.07.2012г между Ответчиком и Филиалом ГУЛ КК «Крайтехинвентаризация-Краевое БТИ» был заключен договор на оказание услуг по оценке платы за предоставление права ограниченного пользования земельным участком и суд данный признает размер оплаты обоснованным и соразмерным.

При этом суд учитывает, что установление сервитута не должно лишать собственника участка правомочия владения, пользования и распоряжения им, осуществление сервитута должно происходить наименее обременительным для собственника служащей вещи способом, позволяющим использовать ее по назначению, и с причинением собственнику наименьшего неудобства.Суд не может согласиться с доводами истца о том,что данный проект не является коммерческим, что осуществляется реконструкция существующих линий электропередачи,так как истец является акционерным обществом,основным видом деятельности которого является получение прибыли,ранее линий электропередач на земельном участке ответчика не было, а следовательно, на его участке будет осуществлено строительство линий электропередач свыше 1000 вольт ( том числе и в результате прокладки электического кабеля через участок),что предусматривает дополнительные ограничения при эксплуатации земельных участков,устанавливаемые в пределах охранных зон объектов электросетевого хозяйства,что приведет к существенным затруднениям в использовании остальной части земельного участка – складирование и размещения любых строительных материалов, строительство,ремонт,установка забора,посадка деревьей и кустарников,земляные работы.

В силу ч.7 ст.23 Земельного кодекса РФ в случаях, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату.

В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы,а в случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

Решая вопрос о возмещении судебных расходов, заявленных ОАО «Кубаньэнерго» к взысканию в сумме 4 000 рублей, суд исходит из конкретных обстоятельств, разумных пределов, объема защищаемого права и размера удовлетворенных требований.

Учитывая выше изложенное и руководствуясь ст.ст. 98, 194-198 ГПК РФ, суд

                             Р е ш и л :

Иск открытого акционерного общества «Кубаньэнерго» к Климовой И.Н. об обязании заключить соглашение об установлении сервитута удовлетворить частично.

    Обязать Климову И.Н. заключить с открытом акционерным общество «Кубаньэнерго» соглашение об установлении сервитута для строительства и эксплуатации линий электропередач на период 360 дней.

Встречный иск Климовой И.Н. об обязании заключить соглашение об установлении сервитута за плату в размере 19836 рублей в месяц удовлетворить.

Обязать открытое акционерное общество ОАО «Кубаньэнерго» установить в п/п 2.2 п.2 Соглашения об установлении сервитута сумму ежемесячной платы за сервитут в размере 19 836 рублей.

Взыскать с Климовой И.Н. в пользу открытого акционерного общества «Кубаньэнерго» расходов по оплате государственной пошлины 2 000 рублей.

Решение подлежит немедленному исполнению, но может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции Краснодарского краевого суда в течение месяца.

        Судья                                                                                  О.В. Маслакова

На момент опубликования решение не вступило в законную силу.