К делу № 2- 1379/2012 год
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 августа 2012 года Хостинский районный суд гор.Сочи
Краснодарского края в составе:
председательствующей судьи Маслаковой О.В.
при секретаре Горчатовой П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Хостинского районного суда гор.Сочи гражданское дело по иску прокурора Хостинского района гор. Сочи в интересах неопределенного круга лиц к администрации гор. Сочи о признании бездействия незаконным и понуждению к совершению определенных действий,
У с т а н о в и л :
Прокурор Хостинского района гор. Сочи обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации гор. Сочи о признании бездействия незаконным и понуждению к совершению определенных действий.
В обоснование заявленных исковых требований прокурор Хостинского района гор. Сочи ссылается на то, что в ходе проведенной прокуратурой Хостинского района гор. Сочи проверки, установлено, что согласно акта выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 15.06.2012, составленного сотрудниками отделения № 4 (по обслуживанию Хостинского района) ОГИБДД УВД г. Сочи на ул. Джапаридзе (км 0 - перекресток с ул. Леселидзе) в нарушение требований ГОСТ № «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», ГОСТ № «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» имеются дефекты покрытия проезжей части. Поскольку, бездействие администрации города Сочи, в части непринятия мер по контролю за подконтрольными ей отраслевыми органами в осуществлении возложенных на них функциональных обязанностей по принятию мер к устранению дефектов асфальтобетонного покрытия проезжей части на ул. Джапаридзе гор. Сочи, нарушает права граждан на свободное и безопасное передвижение в пределах муниципального образования – гор. Сочи, как в пешеходном порядке, так и с использованием транспортных средств, он просит суд, признать незаконным бездействие администрации гор. Сочи в части неосуществления надлежащего контроля за подконтрольными ей отраслевыми органами в исполнении возложенных на них функциональных обязанностей по принятию мер к устранению дефектов асфальтобетонного покрытия по ул. Джапаридзе в Хостинском районе г. Сочи и обязать администрацию гор. Сочи поручить и проконтролировать выполнение управлением автомобильных дорог администрации гор. Сочи возложенных на него функциональных обязанностей по принятию и осуществлению мер по устранению в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу повреждений асфальтного покрытия по ул. Джапаридзе(км 0 – перекресток с ул. Леселидзе) в Хостинском районе гор. Сочи.
В судебном заседании прокурор Нестеренко И.А. иск поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика администрации гор. Сочи Шамукова А.Р. возражала против удовлетворения иска.
Представители третьих лиц Управления автомобильных дорог администрации гор. Сочи и МУП гор. Сочи «Дирекция заказчика Хостинского района гор. Сочи» в судебное заседание не явились, надлежаще извещены, причины неявки суду не сообщили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.
Прокурор Нестеренко И.А., представитель ответчика администрации гор. Сочи Шамукова А.Р. не настаивали на рассмотрении дела с участием представителей третьих лиц Управления автомобильных дорог администрации гор. Сочи и МУП гор. Сочи «Дирекция заказчика Хостинского района гор. Сочи» и суд в соответствии со ст.167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствии надлежаще извещенных представителей третьих лиц Управления автомобильных дорог администрации гор. Сочи и МУП гор. Сочи «Дирекция заказчика Хостинского района гор. Сочи».
Суд, заслушав прокурора Нестеренко И.А., представителя ответчика администрации гор. Сочи Шамукову А.Р., проверив материалы дела, признает иск прокурора Хостинского района гор. Сочи подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.8 ст.6 ФЗ от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельны, законодательные акты Российской Федерации» к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно ст. 13 данного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В ст. 3 данного Федерального закона определено, что дорожная деятельность - представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; под владельцами автомобильных дорог понимаются, в частности, исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Право собственности является основным вещным правом.
В силу ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В ч.2 ст. 12 ФЗ от 10.12.1995 года№196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с п.5 ч.1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.7 Устава города Сочи Краснодарского края, принятого решением Городского Собрания Сочи от 28.09.2004 года № к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Сочи, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с решением Городского собрания Сочи от 26.04.2007 года № 38 «О включении в состав имущества казны города Сочи автомобильных дорог общего пользования (улично-дорожной сети)» с изменениями, внесенными решением Городского собрания Сочи 20.06.2007 года № 94 автомобильные дороги общего пользования (улично-дорожная сеть), в том числе и улица Джапаридзе, расположенная в границах муниципального образования город-курорт Сочи, включена в реестр объектов муниципальной собственности гор. Сочи в составе имущества казны гор.Сочи.
Согласно п.п. 1.2, 1.3 Положения о реализации вопросов местного значения в области благоустройства в границах муниципального образования город-курорт Сочи и финансировании расходов бюджета города Сочи на благоустройство», утвержденного Постановлением Главы города Сочи от 09.04.2009 года №128 к вопросам местного значения городского округа в области благоустройства относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочии в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Решение вопросов местного значения в области благоустройства в границах муниципального образования город-курорт Сочи осуществляется за счет средств бюджета города Сочи.
К сооружениям внешнего благоустройства в границах городского округа относятся городские автомобильные дороги общего пользования, тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки, дорожные ограждающие устройства, дорожные знаки, направляющие дорожные ограждения и т.д.
В целях реализации вопросов местного значения городского округа в области благоустройства предусматривается два вида работ по благоустройству: содержание и ремонт (текущий и капитальный) объектов благоустройства.
Примерный перечень работ по благоустройству определен Классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, утвержденной приказом Министерства Транспорта Российской Федерации от 12 ноября 2007 года №160.
Согласно п. 2.1 Положения планирование расходов бюджета города Сочи на благоустройство на очередной финансовый год и плановый период осуществляется на основании проектов муниципальных заданий на предоставление муниципальных услуг в области благоустройства физическим и (или) юридическим лицам, обработанных главными распорядителями средств бюджета города Сочи в соответствии с Постановлением Главы города Сочи от 28 октября 2009 года № 1136 «Об утверждении положения о порядке формирования и финансового обеспечения муниципального задания на предоставление муниципальных услуг» и представленных в финансовое управление департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края в городе Сочи.
Не позднее сроков доведения лимитов бюджетных обязательств на очередной финансовый год, главными распорядителями средств бюджета города Сочи утверждаются муниципальные задания в соответствии с объемами бюджетных ассигнований, предусмотренными Решением Городского Собрания Сочи о бюджете города Сочи.
В течение 10 дней со дня получения лимитов бюджетных обязательств на очередной финансовый год, на основании утвержденных муниципальных заданий, главные распорядители средств бюджета города Сочи формируют: Перечень работ по содержанию и текущему ремонту объектов благоустройства на очередной финансовый год, Перечень объектов благоустройства, подлежащих капитальному ремонту в очередном финансовом году.
Сформированные Перечни утверждаются руководителем главного распорядителя средств бюджета города Сочи и представляются в финансовое управление департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края в городе Сочи.
Утвержденные Перечни являются основанием для организации и проведения конкурсов по выбору юридических и физических лиц на выполнение работ и оказание услуг в области благоустройства.
Формирование и размещение муниципального заказа на выполнение работ, оказание услуг в области благоустройства производится в соответствии с утвержденными муниципальными заданиями и Перечнями,, в пределах средств, предусмотренных в бюджете, города Сочи на очередной финансовый год, в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Финансирование расходов бюджета города Сочи на благоустройство осуществляется в соответствии со ст. 219 Бюджетного кодекса РФ, на основании Порядка санкционирования оплаты денежных обязательств главных распорядителей и получателей средств бюджета города Сочи, утвержденного финансовым управлением департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края в городе Сочи, при представлении главными распорядителями, получателями средств бюджета города Сочи платежных поручений, документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств и подтверждающих основание для заключения муниципального контракта.
Контроль соответствия объема, стоимости, качества работ проектам, сметным расчетам, контроль сроков выполнения работ, услуг подрядными организациями проводят организации, осуществляющие технический надзор, с которыми заключены договоры по итогам конкурсных процедур, а также муниципальные учреждения, на которые возложены функции ведения технического надзора за выполнением работ в области благоустройства.
Согласно Положению об управлении автомобильных дорог администрации города Сочи, утвержденного решением Городского Собрания Сочи от 18.11.2008 года № 278 управление автомобильных дорог администрации города Сочи является отраслевым (функциональным) органом администрации города Сочи, осуществляющим в пределах установленной компетенции управление сетью автомобильных дорог местного значения в границах города Сочи, находящихся в муниципальной собственности города Сочи, межотраслевую координацию и функциональное регулирование деятельности дорожного хозяйства города Сочи для удовлетворения потребности пользователей автомобильными дорогами местного значения, обеспечения безопасности и комфортности движения автомобильного транспорта.
Управление в своей деятельности подконтрольно Главе города Сочи, а также заместителю Главы города Сочи, согласно распределению должностных обязанностей между заместителями Главы гор. Сочи, и находится в ведении департамента строительства администрации гор. Сочи.
Управление обладает правами юридического лица, осуществляет полномочия распорядителя бюджета города Сочи и выполняет функции муниципального заказчика по закупкам товаров, работ и услуг для муниципальных нужд в области дорожного хозяйства гор. Сочи, финансируемым за счет бюджетов всех уровней, определяет с учетом рекомендаций Городского Собрания гор. Сочи объекты строительства, реконструкции, ремонта автомобильных дорог местного значения, осуществляет их финансирование, функции распорядителя и получателя бюджетных средств в области дорожного хозяйства, формирует муниципальные задания в части касающейся своей деятельности, обеспечивает разработку и реализацию программ по проектированию, строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения, связанных с ними сооружений и объектов дорожной инфраструктуры.
Осуществление полномочий главного распорядителя бюджетных средств в области дорожного хозяйства возложено на департамент строительства администрации гор. Сочи.
Согласно Положения о департаменте строительства администрации гор. Сочи, утвержденного решением Городского Собрания Сочи от 30.09.2008 года № 205 департамент строительства администрации гор. Сочи является отраслевым (функциональным) органом администрации гор. Сочи, осуществляющим в пределах установленной компетенции исполнительно-распорядительные, координационные и иные функции управления и регулирования в городе Сочи в области строительства и градостроительной деятельности.
В подчинении Департамента в соответствии с распоряжением Главы города Сочи от 31.07.2008 года № 526-р «О полномочиях департамента по строительству администрации города Сочи», распоряжением Главы города Сочи от 03.09.2008 года № 603-р «О внесении изменений в распоряжение Главы города Сочи от 31.07.2008 года № 526-р» находится управление автомобильных дорог администрации гор. Сочи.
Согласно акту специальной проверки состояния автомобильной дороги по ул. Джапаридзе от 21.06.2012 года, установлено, что на улице Джапаридзе( км 0 – перекресток с ул. Леселидзе) имеются дефекты покрытия проезжей части - ямочность, просадки, разрушения обочины, отсутствие асфальто-бетонного покрытия, отсутствие дорожных знаков, иные повреждения, размеры которых превышают предельно допустимые значения в соответствии с требованиями ГОСТ № «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», полностью отсутствует дорожная разметка.
Решением Городского Собрания Сочи от 16.10.2007 года № 181 утверждена структура администрации гор. Сочи, которая включает в себя руководство администрации гор. Сочи, отраслевые (функциональные) органы администрации гор. Сочи и территориальные органы администрации гор. Сочи.
С 01.07.2008 года решением Городского Собрания Сочи от25.03.2008 года № 37 внесены изменения и дополнения в Устав муниципального образования город-курорт Сочи, а именно ст. 39 Устава была изложена в новой редакции. До 01.07.2008 года органы администрации, не были наделены правами юридического липа и действовали на основании положений, о них, утверждаемых Главой города Сочи. После 01.07.2008 года отраслевые (функциональные) органы администрации города Сочи приобрели права юридических лиц, следовательно, с указанной даты они самостоятельно выступают истцами и ответчиками в суде.
Поскольку функции по определению объекта ремонта - автодороги по ул. Джапаридзе гор. Сочи, включению в муниципальное задание работ по ремонту и содержанию данной автодороги, организацию дорожных работ на автодороге по ул. Джапаридзе возложены непосредственно на Управление автомобильных дорог администрации гор. Сочи, соответственно данный орган и должен был принять непосредственные меры к обеспечению должного уровня содержания дорожного покрытия. Однако администрация гор. Сочи не осуществила надлежащий контроль за подконтрольными ему отраслевыми (функциональными) органами, что приводит к нарушению прав пользователей данной автодороги, поэтому требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании выше изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л :
Иск прокурора Хостинского района гор. Сочи в интересах неопределенного круга лиц к администрации гор. Сочи о признании бездействия незаконным и понуждению к совершению определенных действий удовлетворить полностью.
Признать незаконным бездействие администрации гор. Сочи в части неосуществления надлежащего контроля за подконтрольными ей отраслевыми органами в исполнении возложенных на них функциональных обязанностей по принятию мер к устранению дефектов асфальтобетонного покрытия по ул. Джапаридзе в Хостинском районе г. Сочи.
Обязать администрацию гор. Сочи поручить и проконтролировать выполнение Управлением автомобильных дорог администрации гор. Сочи возложенных на него функциональных обязанностей по принятию и осуществлению мер по устранению в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу повреждений асфальтного покрытия по ул. Джапаридзе(км 0 – перекресток с ул. Леселидзе) в Хостинском районе гор. Сочи.
Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции Краснодарского краевого суда в течение месяца.
Решение отпечатано в совещательной комнате.
Судья О.В.Маслакова
На момент опубликования решение не вступило в законную силу.