Решение по исковому заявлению Бондарь Людмилы Алексеевны к администрации города Сочи и департаменту имущественных отношений администрации города Сочи о понуждении к перерасчету размера арендной платы по договору аренды земельного участка.



Дело №2-1592/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 сентября 2012 года                               город Сочи

Хостинский районный суд города Сочи в составе:

председательствующий судья Сидоров В.Л.,

при секретаре Ягудиной С.О.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бондарь Л.А. к администрации города Сочи и департаменту имущественных отношений администрации города Сочи о понуждении к перерасчету размера арендной платы по договору аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности,

У С Т А Н О В И Л :

Бондарь Л.А. обратилась в Хостинский районный суд г.Сочи с исковыми требованиями к администрации города Сочи и департаменту имущественных отношений администрации города Сочи о понуждении к перерасчету размера арендной платы по договору аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности. В процессе судебного разбирательства по делу истец, в порядке ст. 39 ГПК РФ, изменил основание иска, не меняя при этом его предмета. Измененные исковые требования приняты судом к рассмотрению.

В обоснование своих требований истец ссылается на то, что в соответствии с распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю от 25.06.2008 г. , между ООО "В", как арендатором, и вышеуказанным Управлением, как арендодателем, был заключен договор от 27.06.2008 г. аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности, площадью 3 753 кв.м., из земель населенных пунктов, в первой зоне округа горно-санитарной охраны курорта, с кадастровым номером , расположенного по <адрес>, разрешенное использование - для эксплуатации здания клуба, срок действия договора аренды – до 24.06.2057г. На территории вышеуказанного земельного участка расположен объект недвижимого имущества в виде нежилого здания с пристройкой – клуб, литер А. А1, общей площадью 549,5 кв.м., принадлежавший на праве собственности ООО "В". В соответствии с условиями договора размер арендной платы за пользование земельным Участком составил 983 581 рублей в год. Расчет арендной платы был произведен в соответствии с отчетом от 28.03.2008 г. по определению рыночного размера годовой арендной платы. Договор аренды 12.09.2008 г. зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю за . В дальнейшем здание клуба было отчуждено ООО "В" в пользу истца, а в отношении земельного участка между вышеуказанными лицами был заключен договор перехода прав и обязанностей по вышеуказанному договору аренды, который также был зарегистрирован в установленном порядке.

В дальнейшем земельный участок был передан из федеральной собственности - в муниципальную. Право муниципальной собственности на земельный участок было зарегистрировано, в связи с чем, между муниципальным образованием город-курорт Сочи и истцом было заключено дополнительное соглашение от 24.05.2010 г. к договору аренды. В соответствии с условиями этого соглашения, вышеуказанный договор аренды земельного участка признан договором от 27.06.2008 г. . На стороне арендодателя с этого момента начало выступать муниципальное образование. Дополнительное соглашение 05.07.2010 было зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю.

Истец, ссылаясь на постановление Главы города Сочи от 30.06.2009 г. №210 «О поэтапном переходе на рыночную оценку размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города-курорта Сочи», на ст. 65 ЗК РФ и заключение эксперта-оценщика №030912/02-ЭЗ от 03.09.2012 года, по судебно-оценочной экспертизе, проведенной в ходе разбирательства по делу, просит суд обязать департамент имущественных отношений администрации города Сочи произвести перерасчет размера годовой арендной платы за пользование земельным участком, установленной п. 3.1 договора аренды от 27.06.2008 г. и исчислять размер годовой арендной платы из расчета 189 924 рубля 92 копейки в год, т.е. в соответствии с вышеприведенным заключением эксперта-оценщика, а также обязать департамент имущественных отношений администрации города Сочи заключить с ней соответствующее дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка, поскольку, по мнению истца, определенный договором аренды размер платы за пользование земельным участком (983 581 рублей в год) является завышенным и определен этот размер без учета требований действующих нормативных правовых актов органов местного самоуправления и требований федерального законодательства, регламентирующих соответствующие правоотношения землепользования.

В судебном заседании представитель истца Бондарь Л.А. – адвокат Адвокатской палаты Краснодарского края Юренев В.Ю., действующий на основании доверенности, в судебном заседании вышеизложенные исковые требования поддержал и просил суд удовлетворить их полном объеме. В обоснование своей процессуальной позиции представитель истца сослался на доводы, изложенные как в исковом заявлении, так и в заявлении об изменении основания иска, а также пояснил, что установленная договором аренды земельного участка арендная плата в размере 983 581 рублей в год подлежала актуализации или переоценке в соответствии с требованиями п.п. 6 и 7 постановления Главы города Сочи от 30.06.2009 г. №210 «О поэтапном переходе на рыночную оценку размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города-курорта Сочи», поскольку, с даты проведения последней оценки размера годовой арендной платы за пользование земельным участком прошло более трех лет. Истец неоднократно во внесудебном порядке обращалась в администрацию города Сочи и департамент имущественных отношений администрации города Сочи с требованиями о перерасчете размера ставки арендной платы и приведение ее в соответствие с муниципальными нормативными правовыми актами. Однако в ее удовлетворении этих требований департаментом имущественных отношений администрации города Сочи было отказано (письмо от 13.12.2010 г. №02-05-17/1359), что, по мнению представителя истца, является незаконным, т.к. этот отказ не соответствует вышеприведенному постановлению Главы города Сочи №210.

Представитель ответчиков администрации города Сочи и департамента имущественных отношений администрации города Сочи с исковыми требованиями Бондарь Л.А., а также доводами ее представителя, не согласилась и просила суд отказать в их удовлетворении, по мотиву их несоответствия требованиям действующего законодательства. По мнению представителя ответчиков, размер годовой арендной платы установлен условиями договора аренды от 27.06.2008 г. на основании отчета от 28.03.2008 г. по определению рыночного размера годовой арендной платы, и именно этот размер платы подлежит начислению арендодателем и оплате арендатором до того момента, пока арендодатель в одностороннем порядке не изменит этот размер.

Суд, заслушав пояснения сторон, исследовав представленные доказательства, проанализировав и оценив материалы настоящего дела в совокупности, включая заключение №030912/02-ЭЗ от 03.09.2012 г. эксперта-оценщика Г., приходит к выводу о необходимости полного удовлетворения заявленных Бондарь Л.А. исковых требований по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела и установлено в судебном заседании, на основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю от 25.06.2008 г. , между ООО "В", как арендатором, и Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю, как арендодателем, 27.06.2008 г. заключен договор аренды земельного участка, находившегося на тот момент в федеральной собственности, площадью 3 753 кв.м., из земель населенных пунктов, в первой зоне округа горно-санитарной охраны курорта, с кадастровым номером . Земельный участок расположен по <адрес>. Разрешенное использование земельного участка, согласно условиям договора аренды – для эксплуатации здания клуба. Срок действия договора аренды – до 24.06.2057 г. Из материалов дела следует, что на территории земельного участка расположен объект недвижимого имущества в виде нежилого здания с пристройкой – клуб, литер А. А1, общей площадью 549,5 кв.м., который принадлежал на праве собственности ООО "В". Пунктом 3.1 договора, в соответствии с отчетом от 28.03.2008 г. по определению рыночного размера годовой арендной платы, был установлен размер годовой арендной платы - 983 581 рублей. Договор аренды 12.09.2008 г. зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю за .

15.01.2009 г. право собственности на здание клуба, в результате совершенной сделки, перешло от ООО "В" к Бондарь Л.А., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии от 15.01.2009 г. Кроме того, между ООО "В" и Бондарь Л.А., в соответствии с требованиями п.2 ст. 615 ГК РФ и п.5 ст. 22 ЗК РФ, 18.03.2009 г. был заключен договор перехода прав и обязанностей по вышеуказанному договору аренды земельного участка. В соответствии с условиями этого договора, ООО "В" передало, а Бондарь Л.А. приняла на себя права и обязанности по договору аренды от 27.06.2008 г. Договор перехода прав и обязанностей 21.04.2009 г. был зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю.

В дальнейшем вышеуказанный земельный участок из федеральной собственности был передан в собственность муниципального образования город-курорт Сочи в соответствии с требованиями Федерального закона от 03.12.2008 г. № 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях".

Право муниципальной собственности на земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии от 13.10.2009 г.

В связи с государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок, 24.05.2010 г. между муниципальным образованием город-курорт Сочи и истцом заключено дополнительное соглашение к договору аренды от 27.06.2008 г.

В соответствии с условиями дополнительного соглашения, указанный договор аренды земельного участка признан договором от 27.06.2008 г. , а на стороне арендодателя с этого момента начало выступать муниципальное образование город-курорт Сочи. Дополнительное соглашение 05.07.2010 зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю.

С учетом вышеописанных обстоятельств, по состоянию на 05.07.2010 года между Бондарь Л.А. и муниципальным образованием город-курорт Сочи сложились правоотношения аренды земельного участка, основанные на договоре аренды, договоре перехода прав и обязанностей, а также дополнительном соглашении , приведенных выше.

До перехода права собственности на земельный участок к муниципальному образованию город-курорт Сочи (13.10.2009 г.), 30.06.2009 г. было издано постановление главы города Сочи №210 «О поэтапном переходе на рыночную оценку размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города-курорта Сочи» (далее – Постановление №210). Данное постановление, исходя из его преамбулы, было издано в целях мобилизации неналоговых доходов, поступающих в бюджет муниципального образования, и соблюдения принципа рационального использования земельных ресурсов на территории города-курорта Сочи, а также в соответствии с п. 3 ст. 65 ЗК РФ, Федеральным законом от 03.12.2008 года N 244-ФЗ, Федеральным законом от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Законом Краснодарского края от 05.11.2002 года N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае", ст.43 Устава муниципального образования город-курорт Сочи.

Пунктом 2 Постановления №210 установлено, что размер годовой арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в муниципальной собственности города-курорта Сочи, определяется на основании отчета об их рыночной оценке, выполненного независимым оценщиком в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", а пунктом 3 этого постановления департаменту имущественных отношений администрации города Сочи было предписано провести оценку земельных участков, подлежащих переходу на рыночную оценку размера арендной платы в соответствии с Постановлением №210.

В соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

К моменту рассмотрения настоящего дела в суде, представителем ответчика не представлены доказательства того, что департамент имущественных отношений администрации города Сочи исполнил возложенные на него обязанности, предусмотренные п.3 Постановления №210, применительно к земельному участку, права владения которым принадлежат истцу, а именно в части проведения оценки рыночной стоимости, как самого земельного участка, так и рыночной оценки размера годовой арендной платы за таковой, т.е. в соответствии с требованиями Постановления №210, хотя с момента вступления в силу указанного муниципального правового акта прошел значительный временной период (более трех лет).

Суд не может принять доводы представителя администрации города Сочи и департамента имущественных отношений о том, что департамент имущественных отношений администрации города Сочи не успел осуществить мероприятия по рыночной оценке земельного участка и определению рыночной оценки размера годовой арендной платы, ввиду отсутствия необходимых финансовых средств в бюджете города, а также ввиду иных причин организационно-технического свойства, так как Постановление №210 является муниципальным правовым актом, в связи с чем, носит обязательный характер и подлежит исполнению на всей территории муниципального образования город-курорт Сочи, в силу требований ч.3 ст.7 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 66 Устава города. Постановлением №210 не предусмотрено, что его исполнение ставится в зависимость от состояния бюджета города. Напротив, п. 3 данного постановления предписано Финансовому управлению в городе Сочи департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края предусмотреть в бюджете города Сочи на 2010 - 2012 годы денежные средства, необходимые для проведения рыночной оценки размера годовой арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города-курорта Сочи.

Вместе с тем, бездействие ответчиков в этой части, по мнению суда, влекут за собой нарушение прав и законных интересов истца, как землепользователя, поскольку расчет размера платы за земельный участок должен производиться в строгом соответствии с Постановлением №210 и требованиями Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", поскольку земельный участок относится к муниципальной собственности, а соответствующие правоотношения, в том числе правоотношения, связанные с определением размера арендной платы подлежат нормативному регулированию. Иное свидетельствует о нарушении разумного баланса частных и публичных интересов, принципов правовой определенности правоотношений землепользования.

Пунктом 6 Постановления №210 установлено, что арендная плата по договорам аренды земельных участков, переданных в соответствии с Федеральным законом от 03.12. 2008 года N 244-ФЗ из федеральной - в муниципальную собственность, сохраняется на уровне, установленном договором аренды земельного участка федеральной собственности, и действует до ее актуализации, индексации или переоценки. Пунктом 7 данного Постановления определено, что по договорам аренды земельных участков, указанных в пункте 6 Постановления №210, арендная плата подлежит обязательной актуализации или переоценке с 1 января года, следующего за годом регистрации права муниципальной собственности на земельный участок, в случае, если с даты проведения последней оценки прошло более трех лет.

Как видно из материалов дела, первоначальный расчет годовой арендной платы был произведен в соответствии с отчетом от 28.03.2008 г. (п. 3.1 договора аренды от 27.06.2008 г. ), т.е. трехлетний срок, предусмотренный п.6 Постановления №210, истек около полутора лет тому назад, в апреле 2011 г. В силу требований п. 7 Постановления №210, размер арендной платы подлежал обязательной актуализации или переоценке, т.к. право муниципальной собственности на земельный участок, после его передачи из федеральной собственности, возникло 13.10.2009 г. (свидетельство о государственной регистрации права серии ), но никаких доказательств исполнения департаментом имущественных отношений администрации города Сочи требований Постановления №210, применительно к обстоятельствам спора, суду не представлено.

Из условий договора аренды от 27.06.2008 г. следует, что размер годовой арендной платы за пользование земельным участком составляет 983 581 рублей в год. Этот же размер арендной платы начислялся истцу департаментом имущественных отношений администрации города Сочи после перехода земельного участка из федеральной собственности - в муниципальную, т.е. после 24.05.2010 г.

Из материалов дела следует, что Бондарь Л.А. во внесудебном порядке неоднократно обращалась в администрацию города Сочи и департамент имущественных отношений администрации города Сочи с требованиями о перерасчете размера ставки арендной платы и приведение ее в соответствии с муниципальными нормативными правовыми актами. Письмом департамента имущественных отношений администрации города Сочи от 13.12.2010 г. №02-05-17/1359 истцу отказано в пересмотре размера арендных платежей.

Пунктом 5.1 Постановления №210 определен исчерпывающий перечень предназначений земельных участков, в отношении которых расчет арендной платы производится по ставкам в соответствии с требованиями Постановления Главы города Сочи от 15.06.2007 г. №791 "О порядке определения размера арендной платы за земли муниципальной собственности в городе Сочи".

Кроме того, п.п. 5.2 – 5.5 Постановления №210 определен перечень категорий земельных участков и землепользователей, в отношении которых арендная плата определяется: на основании кадастровой стоимости и рассчитывается в процентах (п.5.2 Постановления №210); в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации (п.5.3 Постановления №210); по результатам торгов (конкурсов, аукционов), в случае приобретения права на заключение договора аренды земельного участка на торгах (п.5.4 Постановления №210); в соответствии со ставками арендной платы с использованием кадастровой стоимости земельного участка, предоставленного для строительства, реконструкции, капитального ремонта олимпийских объектов, которые устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) (п.5.5 Постановления №210).

Как видно из обстоятельств рассматриваемого спора, ни под одну из категорий, предусмотренных пунктами 5.1 – 5.5 Постановления №210 ни сам земельный участок, с учетом его разрешенного использования и порядка предоставления, ни истец, как землепользователь, не подпадают.

Таким образом, в отношении данного земельного участка размер годовой арендной платы должен исчисляться в соответствии с п. 5.6 или п.5.7 Постановления №210, которыми установлено, что с 01.08.2009 г. при продлении либо установлении новых сроков аренды земельных участков по всем категориям арендаторов и видам разрешенного использования земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города-курорта Сочи, за исключением земельных участков, указанных в подпунктах 5.1 - 5.5 Постановления №210, арендная плата устанавливается в соответствии с пунктом 2 настоящего Постановления (п.5.6 Постановления №210); с 01.03.2010 г. при заключении договоров аренды по всем категориям арендаторов и видам разрешенного использования земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города-курорта Сочи, за исключением земельных участков, указанных в подпунктах 5.1 - 5.5 Постановления №210, арендная плата устанавливается в соответствии с пунктом 2 настоящего Постановления (п.5.7 Постановления №210), т.е. размер годовой арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в муниципальной собственности города-курорта Сочи, определяется на основании отчета об их рыночной оценке, выполненного независимым оценщиком в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (п.2 Постановления №210). Пунктом 8 Постановления №210 определено, что для установления размера годовой арендной платы в соответствии с пунктом 2 настоящего Постановления применяются расчеты рыночной стоимости размера годовой арендной платы.

В ходе рассмотрения дела по ходатайству истца, и с согласия представителя ответчиков, в порядке ст.79 ГПК РФ и Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", судом была назначена судебно-оценочная экспертиза, производство которой поручено профессиональному оценщику, члену саморегулируемой организации оценщиков - Г.

На разрешение эксперта судом были поставлены вопросы об определении рыночной стоимости вышеуказанного земельного участка, а также рыночной оценки размера годовой арендной платы за этот земельный участок.

В соответствии с заключением от 03.09.2012 г. №030912/02-ЭЗ эксперта-оценщика Г.: рыночная стоимость земельного участка площадью 3 753 кв.м., с кадастровым номером , из земель населенных пунктов, расположенного в первой зоне горно-санитарной охраны курорта по <адрес>, принадлежащего на праве собственности муниципальному образованию город-курорт Сочи, составляет 12 049 000 рублей, а рыночная оценка размера годовой арендной платы за этот земельный участок - 189 924 рубля 92 копейки.

Таким образом, в ходе разбирательства по делу была установлена рыночная стоимость земельного участка и рыночная оценка годовой арендной платы за пользование таковым, в соответствии с требованиями Постановления №210, Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и ст. 79 ГПК РФ, что дает право суду, в соответствии с требованиями ст.ст. 55, 59, 60 ГПК РФ, принять в качестве доказательства вышеуказанное заключение эксперта-оценщика. В силу ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. В соответствии с требованиями ст. 79 ГПК РФ проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам. Стороны, другие лица, участвующие в деле, имеют право просить суд назначить проведение экспертизы в конкретном судебно-экспертном учреждении или поручить ее конкретному эксперту. При разрешении вопроса о назначении судебно-оценочной экспертизы, представитель ответчиков не ходатайствовал на назначении экспертизы в иное экспертное учреждение или иным экспертам, нежели тем, кои были заявлены представителем истца. Представитель ответчиков согласился с назначением данной экспертизы и не ходатайствовал о постановке на разрешение эксперта иных вопросов, отличных от вопросов, поставленных представителем истца.

Из материалов дела следует, что ООО "А" специализируется на производстве оценки объектов недвижимого имущества, в том числе оценочных экспертиз. В штате данной организации состоят профессиональные оценщики – члены некоммерческих партнерств саморегулируемых организаций, которые в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее – Закон) вправе проводить соответствующие исследования. В соответствии с требованиями ст.4 Закона, субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями Закона. Оценщик может осуществлять оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора между оценщиком и юридическим лицом, которое соответствует условиям, установленным ст. 15.1 Закона. В силу требований ст. 9 Закона, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, оценка объекта оценки может быть проведена оценщиком на основании определения суда. Суд самостоятелен в выборе оценщика.

Привлеченный судом к производству судебно-оценочной экспертизы эксперт Г. является профессиональным оценщиком, членом саморегулируемой организации оценщиков - некоммерческое партнерство «Саморегулируемая межрегиональная ассоциация специалистов-оценщиков», регистрационный номер в ЕГР СРО от 28.06.2007 г., свидетельство от 07.12.2007 г., обладает дипломом о профессиональной переподготовке серии , регистрационный номер , выданный 25.12.2005 г. ГОУ ДПО Межотраслевой институт повышения квалификации и переподготовке руководящих кадров и специалистов Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова, которым удостоверяется право вышеуказанного лица на ведение профессиональной деятельности в сфере «Профессиональная оценка и экспертиза объектов и прав собственности», обладает страховым полис и входит в штат ООО "А", специализирующегося на оценочной деятельности.

Суд, оценивая данные обстоятельства, приходит к выводу о том, что Г., в соответствии с вышеприведенными положениями Закона, обладает допуском к производству оценки недвижимого имущества, включая земельные участки и права аренды, т.е. обладает правом производства соответствующих экспертиз по поручению суда. Независимость эксперта-оценщика не вызывает у суда сомнения, поскольку суд не располагает доказательствами, свидетельствующими об обратном. Вышеприведенные обстоятельства, в совокупности, дают процессуальное право суду принять выводы эксперта-оценщика Г., содержащиеся в заключении №030912/02-ЭЗ от 03.09.2012 г., и положить их в основу настоящего решения.

Ввиду того, что рыночная оценка размера годовой арендной платы за пользование земельным участком (189 924 рубля 92 копейки), установленная в ходе производства по делу, в соответствии с требованиями Постановления №210, Федерального закона N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", а также на основании выводов эксперта-оценщика Г., разительно отличается от размера годовой арендной платы, предусмотренной условиями договора аренды от 27.06.2008 г. (983 581 рублей), то сохранение за арендодателем права начисления этого размера арендной ставки не отвечает требованиям:

- абзаца второго ч.3 ст. 65 ЗК РФ, в соответствии с которым порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности, устанавливаются органами местного самоуправления, в связи с чем, стоимость аренды земельного участка относится к категории регулируемых цен;

- ст. 6 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 г. №532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае», в соответствии с которым органы местного самоуправления в Краснодарском крае устанавливают порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности;

- принципам экономической обоснованности, закрепленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 г. №582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации»,

и свидетельствует о нарушении прав и законных интересов Бондарь Л.А., как землепользователя.

Наряду с вышеизложенным, при разрешении настоящего спора, суд исходит из того, что заявленные истцом требования, в том виде и содержании, в котором они изложены в соответствующих процессуальных документах, не подразумевают изменение порядка формирования платы за землю, а именно существенных условий договора аренды от 27.06.2008 г. , определяющих методику расчета размера арендной платы за пользование земельным участком, и не противоречат таковым, поскольку п.3.1 этого договора предусмотрено, что расчет арендной платы производится в соответствии с отчетом по определению рыночного размера годовой арендной платы. Срок актуализации размера арендной платы, предусмотренный п.7 Постановления №210 (три года), истек в апреле 2011 г., в связи с чем, размер арендной платы подлежал переоценке на основании выводов независимого оценщика, в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", т.е. в порядке, установленном Постановлением №210. В данном случае эти выводы содержатся в заключение №030912/02-ЭЗ от 03.09.2012 г. эксперта-оценщика Г. Данные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии спора, связанного с изменением договора аренды земельного участка в судебном порядке, в связи с чем, к данным правоотношениям, по мнению суда, не применимы положения Главы 29 ГК РФ.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Бондарь Л.А.подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Иск Бондарь Л.А. к администрации города Сочи и департаменту имущественных отношений администрации города Сочи о понуждении к перерасчету размера арендной платы по договору аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, удовлетворить полностью.

Обязать департамент имущественных отношений администрации города Сочи в соответствии с требованиями Постановления главы города Сочи от 30.06.2009 г. №210 «О поэтапном переходе на рыночную оценку размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города-курорта Сочи», произвести перерасчет размера годовой арендной платы за пользование земельным участком площадью 3 753 кв.м., с кадастровым номером , из земель населенных пунктов, расположенным по <адрес>, установленной п. 3.1 договора аренды от 27.06.2008 г. и исчислять размер годовой арендной платы за вышеуказанный земельный участок из расчета 189 924 (Сто восемьдесят девять тысяч девятьсот двадцать четыре) рубля 92 копейки в год, на основании рыночной стоимости самого земельного участка и рыночной оценки размера годовой арендной платы за пользование таковым, установленной в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", независимым оценщиком Г. - членом саморегулируемой организации оценщиков – Некоммерческое партнерство «Саморегулируемая межрегиональная ассоциация специалистов-оценщиков», регистрационный номер , входящим в штат ООО "А".

Обязать департамент имущественных отношений администрации города Сочи заключить с Бондарь Л.А. дополнительное соглашение к договору аренды от 27.06.2008 г. в части, определяющей размер годовой арендной платы за пользование вышеуказанным земельным участком (п.3.1 Договора) из расчета 189 924 (Сто восемьдесят девять тысяч девятьсот двадцать четыре) рубля 92 копейки в год, т.е. в размере, установленным в соответствии с требованиями Постановления главы города Сочи от 30.06.2009 г. №210 «О поэтапном переходе на рыночную оценку размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города-курорта Сочи», Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", ч.3 ст.65 ЗК РФ и ст.6 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 г. №532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае», а также на основании заключения №030912/02-ЭЗ от 03.09.2012 года независимого эксперта-оценщика Г. - члена саморегулируемой организации Некоммерческое партнерство «Саморегулируемая межрегиональная ассоциация специалистов-оценщиков», регистрационный номер в ЕГР СРО от 28.06.2007 г., свидетельство от 07.12.2007 г., страховой полис , входящим в штат ООО "А".

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через Хостинский районный суд в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение составлено в окончательной форме 06.09.2012 года

Судья:                                                                                   В.Л.Сидоров.

На момент публикации не вступило в законную силу