Дело №2-1592/2012
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 сентября 2012 года город Сочи
Хостинский районный суд города Сочи в составе:
председательствующий судья Сидоров В.Л.,
при секретаре Ягудиной С.О.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бондарь Л.А. к администрации города Сочи и департаменту имущественных отношений администрации города Сочи о понуждении к перерасчету размера арендной платы по договору аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности,
У С Т А Н О В И Л :
Бондарь Л.А. обратилась в Хостинский районный суд г.Сочи с исковыми требованиями к администрации города Сочи и департаменту имущественных отношений администрации города Сочи о понуждении к перерасчету размера арендной платы по договору аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности. В процессе судебного разбирательства по делу истец, в порядке ст. 39 ГПК РФ, изменил основание иска, не меняя при этом его предмета. Измененные исковые требования приняты судом к рассмотрению.
В обоснование своих требований истец ссылается на то, что в соответствии с распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю от 25.06.2008 г. №, между ООО "В", как арендатором, и вышеуказанным Управлением, как арендодателем, был заключен договор от 27.06.2008 г. № аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности, площадью 3 753 кв.м., из земель населенных пунктов, в первой зоне округа горно-санитарной охраны курорта, с кадастровым номером №, расположенного по <адрес>, разрешенное использование - для эксплуатации здания клуба, срок действия договора аренды – до 24.06.2057г. На территории вышеуказанного земельного участка расположен объект недвижимого имущества в виде нежилого здания с пристройкой – клуб, литер А. А1, общей площадью 549,5 кв.м., принадлежавший на праве собственности ООО "В". В соответствии с условиями договора размер арендной платы за пользование земельным Участком составил 983 581 рублей в год. Расчет арендной платы был произведен в соответствии с отчетом от 28.03.2008 г. № по определению рыночного размера годовой арендной платы. Договор аренды 12.09.2008 г. зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю за №. В дальнейшем здание клуба было отчуждено ООО "В" в пользу истца, а в отношении земельного участка между вышеуказанными лицами был заключен договор перехода прав и обязанностей по вышеуказанному договору аренды, который также был зарегистрирован в установленном порядке.
В дальнейшем земельный участок был передан из федеральной собственности - в муниципальную. Право муниципальной собственности на земельный участок было зарегистрировано, в связи с чем, между муниципальным образованием город-курорт Сочи и истцом было заключено дополнительное соглашение № от 24.05.2010 г. к договору аренды. В соответствии с условиями этого соглашения, вышеуказанный договор аренды земельного участка признан договором от 27.06.2008 г. №. На стороне арендодателя с этого момента начало выступать муниципальное образование. Дополнительное соглашение 05.07.2010 было зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю.
Истец, ссылаясь на постановление Главы города Сочи от 30.06.2009 г. №210 «О поэтапном переходе на рыночную оценку размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города-курорта Сочи», на ст. 65 ЗК РФ и заключение эксперта-оценщика №030912/02-ЭЗ от 03.09.2012 года, по судебно-оценочной экспертизе, проведенной в ходе разбирательства по делу, просит суд обязать департамент имущественных отношений администрации города Сочи произвести перерасчет размера годовой арендной платы за пользование земельным участком, установленной п. 3.1 договора аренды № от 27.06.2008 г. и исчислять размер годовой арендной платы из расчета 189 924 рубля 92 копейки в год, т.е. в соответствии с вышеприведенным заключением эксперта-оценщика, а также обязать департамент имущественных отношений администрации города Сочи заключить с ней соответствующее дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка, поскольку, по мнению истца, определенный договором аренды размер платы за пользование земельным участком (983 581 рублей в год) является завышенным и определен этот размер без учета требований действующих нормативных правовых актов органов местного самоуправления и требований федерального законодательства, регламентирующих соответствующие правоотношения землепользования.
В судебном заседании представитель истца Бондарь Л.А. – адвокат Адвокатской палаты Краснодарского края Юренев В.Ю., действующий на основании доверенности, в судебном заседании вышеизложенные исковые требования поддержал и просил суд удовлетворить их полном объеме. В обоснование своей процессуальной позиции представитель истца сослался на доводы, изложенные как в исковом заявлении, так и в заявлении об изменении основания иска, а также пояснил, что установленная договором аренды земельного участка арендная плата в размере 983 581 рублей в год подлежала актуализации или переоценке в соответствии с требованиями п.п. 6 и 7 постановления Главы города Сочи от 30.06.2009 г. №210 «О поэтапном переходе на рыночную оценку размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города-курорта Сочи», поскольку, с даты проведения последней оценки размера годовой арендной платы за пользование земельным участком прошло более трех лет. Истец неоднократно во внесудебном порядке обращалась в администрацию города Сочи и департамент имущественных отношений администрации города Сочи с требованиями о перерасчете размера ставки арендной платы и приведение ее в соответствие с муниципальными нормативными правовыми актами. Однако в ее удовлетворении этих требований департаментом имущественных отношений администрации города Сочи было отказано (письмо от 13.12.2010 г. №02-05-17/1359), что, по мнению представителя истца, является незаконным, т.к. этот отказ не соответствует вышеприведенному постановлению Главы города Сочи №210.
Представитель ответчиков администрации города Сочи и департамента имущественных отношений администрации города Сочи с исковыми требованиями Бондарь Л.А., а также доводами ее представителя, не согласилась и просила суд отказать в их удовлетворении, по мотиву их несоответствия требованиям действующего законодательства. По мнению представителя ответчиков, размер годовой арендной платы установлен условиями договора аренды № от 27.06.2008 г. на основании отчета от 28.03.2008 г. № по определению рыночного размера годовой арендной платы, и именно этот размер платы подлежит начислению арендодателем и оплате арендатором до того момента, пока арендодатель в одностороннем порядке не изменит этот размер.
Суд, заслушав пояснения сторон, исследовав представленные доказательства, проанализировав и оценив материалы настоящего дела в совокупности, включая заключение №030912/02-ЭЗ от 03.09.2012 г. эксперта-оценщика Г., приходит к выводу о необходимости полного удовлетворения заявленных Бондарь Л.А. исковых требований по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено в судебном заседании, на основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю от 25.06.2008 г. №, между ООО "В", как арендатором, и Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю, как арендодателем, 27.06.2008 г. заключен договор № аренды земельного участка, находившегося на тот момент в федеральной собственности, площадью 3 753 кв.м., из земель населенных пунктов, в первой зоне округа горно-санитарной охраны курорта, с кадастровым номером №. Земельный участок расположен по <адрес>. Разрешенное использование земельного участка, согласно условиям договора аренды – для эксплуатации здания клуба. Срок действия договора аренды – до 24.06.2057 г. Из материалов дела следует, что на территории земельного участка расположен объект недвижимого имущества в виде нежилого здания с пристройкой – клуб, литер А. А1, общей площадью 549,5 кв.м., который принадлежал на праве собственности ООО "В". Пунктом 3.1 договора, в соответствии с отчетом от 28.03.2008 г. № по определению рыночного размера годовой арендной платы, был установлен размер годовой арендной платы - 983 581 рублей. Договор аренды 12.09.2008 г. зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю за №.
15.01.2009 г. право собственности на здание клуба, в результате совершенной сделки, перешло от ООО "В" к Бондарь Л.А., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии № от 15.01.2009 г. Кроме того, между ООО "В" и Бондарь Л.А., в соответствии с требованиями п.2 ст. 615 ГК РФ и п.5 ст. 22 ЗК РФ, 18.03.2009 г. был заключен договор перехода прав и обязанностей по вышеуказанному договору аренды земельного участка. В соответствии с условиями этого договора, ООО "В" передало, а Бондарь Л.А. приняла на себя права и обязанности по договору аренды № от 27.06.2008 г. Договор перехода прав и обязанностей 21.04.2009 г. был зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю.
В дальнейшем вышеуказанный земельный участок из федеральной собственности был передан в собственность муниципального образования город-курорт Сочи в соответствии с требованиями Федерального закона от 03.12.2008 г. № 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях".
Право муниципальной собственности на земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии № от 13.10.2009 г.
В связи с государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок, 24.05.2010 г. между муниципальным образованием город-курорт Сочи и истцом заключено дополнительное соглашение № к договору аренды № от 27.06.2008 г.
В соответствии с условиями дополнительного соглашения, указанный договор аренды земельного участка признан договором от 27.06.2008 г. №, а на стороне арендодателя с этого момента начало выступать муниципальное образование город-курорт Сочи. Дополнительное соглашение 05.07.2010 зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю.
С учетом вышеописанных обстоятельств, по состоянию на 05.07.2010 года между Бондарь Л.А. и муниципальным образованием город-курорт Сочи сложились правоотношения аренды земельного участка, основанные на договоре аренды, договоре перехода прав и обязанностей, а также дополнительном соглашении №, приведенных выше.
До перехода права собственности на земельный участок к муниципальному образованию город-курорт Сочи (13.10.2009 г.), 30.06.2009 г. было издано постановление главы города Сочи №210 «О поэтапном переходе на рыночную оценку размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города-курорта Сочи» (далее – Постановление №210). Данное постановление, исходя из его преамбулы, было издано в целях мобилизации неналоговых доходов, поступающих в бюджет муниципального образования, и соблюдения принципа рационального использования земельных ресурсов на территории города-курорта Сочи, а также в соответствии с п. 3 ст. 65 ЗК РФ, Федеральным законом от 03.12.2008 года N 244-ФЗ, Федеральным законом от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Законом Краснодарского края от 05.11.2002 года N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае", ст.43 Устава муниципального образования город-курорт Сочи.
Пунктом 2 Постановления №210 установлено, что размер годовой арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в муниципальной собственности города-курорта Сочи, определяется на основании отчета об их рыночной оценке, выполненного независимым оценщиком в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", а пунктом 3 этого постановления департаменту имущественных отношений администрации города Сочи было предписано провести оценку земельных участков, подлежащих переходу на рыночную оценку размера арендной платы в соответствии с Постановлением №210.
В соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
К моменту рассмотрения настоящего дела в суде, представителем ответчика не представлены доказательства того, что департамент имущественных отношений администрации города Сочи исполнил возложенные на него обязанности, предусмотренные п.3 Постановления №210, применительно к земельному участку, права владения которым принадлежат истцу, а именно в части проведения оценки рыночной стоимости, как самого земельного участка, так и рыночной оценки размера годовой арендной платы за таковой, т.е. в соответствии с требованиями Постановления №210, хотя с момента вступления в силу указанного муниципального правового акта прошел значительный временной период (более трех лет).
Суд не может принять доводы представителя администрации города Сочи и департамента имущественных отношений о том, что департамент имущественных отношений администрации города Сочи не успел осуществить мероприятия по рыночной оценке земельного участка и определению рыночной оценки размера годовой арендной платы, ввиду отсутствия необходимых финансовых средств в бюджете города, а также ввиду иных причин организационно-технического свойства, так как Постановление №210 является муниципальным правовым актом, в связи с чем, носит обязательный характер и подлежит исполнению на всей территории муниципального образования город-курорт Сочи, в силу требований ч.3 ст.7 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 66 Устава города. Постановлением №210 не предусмотрено, что его исполнение ставится в зависимость от состояния бюджета города. Напротив, п. 3 данного постановления предписано Финансовому управлению в городе Сочи департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края предусмотреть в бюджете города Сочи на 2010 - 2012 годы денежные средства, необходимые для проведения рыночной оценки размера годовой арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города-курорта Сочи.
Вместе с тем, бездействие ответчиков в этой части, по мнению суда, влекут за собой нарушение прав и законных интересов истца, как землепользователя, поскольку расчет размера платы за земельный участок должен производиться в строгом соответствии с Постановлением №210 и требованиями Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", поскольку земельный участок относится к муниципальной собственности, а соответствующие правоотношения, в том числе правоотношения, связанные с определением размера арендной платы подлежат нормативному регулированию. Иное свидетельствует о нарушении разумного баланса частных и публичных интересов, принципов правовой определенности правоотношений землепользования.
Пунктом 6 Постановления №210 установлено, что арендная плата по договорам аренды земельных участков, переданных в соответствии с Федеральным законом от 03.12. 2008 года N 244-ФЗ из федеральной - в муниципальную собственность, сохраняется на уровне, установленном договором аренды земельного участка федеральной собственности, и действует до ее актуализации, индексации или переоценки. Пунктом 7 данного Постановления определено, что по договорам аренды земельных участков, указанных в пункте 6 Постановления №210, арендная плата подлежит обязательной актуализации или переоценке с 1 января года, следующего за годом регистрации права муниципальной собственности на земельный участок, в случае, если с даты проведения последней оценки прошло более трех лет.
Как видно из материалов дела, первоначальный расчет годовой арендной платы был произведен в соответствии с отчетом от 28.03.2008 г. № (п. 3.1 договора аренды от 27.06.2008 г. №), т.е. трехлетний срок, предусмотренный п.6 Постановления №210, истек около полутора лет тому назад, в апреле 2011 г. В силу требований п. 7 Постановления №210, размер арендной платы подлежал обязательной актуализации или переоценке, т.к. право муниципальной собственности на земельный участок, после его передачи из федеральной собственности, возникло 13.10.2009 г. (свидетельство о государственной регистрации права серии №), но никаких доказательств исполнения департаментом имущественных отношений администрации города Сочи требований Постановления №210, применительно к обстоятельствам спора, суду не представлено.
Из условий договора аренды от 27.06.2008 г. № следует, что размер годовой арендной платы за пользование земельным участком составляет 983 581 рублей в год. Этот же размер арендной платы начислялся истцу департаментом имущественных отношений администрации города Сочи после перехода земельного участка из федеральной собственности - в муниципальную, т.е. после 24.05.2010 г.
Из материалов дела следует, что Бондарь Л.А. во внесудебном порядке неоднократно обращалась в администрацию города Сочи и департамент имущественных отношений администрации города Сочи с требованиями о перерасчете размера ставки арендной платы и приведение ее в соответствии с муниципальными нормативными правовыми актами. Письмом департамента имущественных отношений администрации города Сочи от 13.12.2010 г. №02-05-17/1359 истцу отказано в пересмотре размера арендных платежей.
Пунктом 5.1 Постановления №210 определен исчерпывающий перечень предназначений земельных участков, в отношении которых расчет арендной платы производится по ставкам в соответствии с требованиями Постановления Главы города Сочи от 15.06.2007 г. №791 "О порядке определения размера арендной платы за земли муниципальной собственности в городе Сочи".
Кроме того, п.п. 5.2 – 5.5 Постановления №210 определен перечень категорий земельных участков и землепользователей, в отношении которых арендная плата определяется: на основании кадастровой стоимости и рассчитывается в процентах (п.5.2 Постановления №210); в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации (п.5.3 Постановления №210); по результатам торгов (конкурсов, аукционов), в случае приобретения права на заключение договора аренды земельного участка на торгах (п.5.4 Постановления №210); в соответствии со ставками арендной платы с использованием кадастровой стоимости земельного участка, предоставленного для строительства, реконструкции, капитального ремонта олимпийских объектов, которые устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) (п.5.5 Постановления №210).
Как видно из обстоятельств рассматриваемого спора, ни под одну из категорий, предусмотренных пунктами 5.1 – 5.5 Постановления №210 ни сам земельный участок, с учетом его разрешенного использования и порядка предоставления, ни истец, как землепользователь, не подпадают.
Таким образом, в отношении данного земельного участка размер годовой арендной платы должен исчисляться в соответствии с п. 5.6 или п.5.7 Постановления №210, которыми установлено, что с 01.08.2009 г. при продлении либо установлении новых сроков аренды земельных участков по всем категориям арендаторов и видам разрешенного использования земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города-курорта Сочи, за исключением земельных участков, указанных в подпунктах 5.1 - 5.5 Постановления №210, арендная плата устанавливается в соответствии с пунктом 2 настоящего Постановления (п.5.6 Постановления №210); с 01.03.2010 г. при заключении договоров аренды по всем категориям арендаторов и видам разрешенного использования земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города-курорта Сочи, за исключением земельных участков, указанных в подпунктах 5.1 - 5.5 Постановления №210, арендная плата устанавливается в соответствии с пунктом 2 настоящего Постановления (п.5.7 Постановления №210), т.е. размер годовой арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в муниципальной собственности города-курорта Сочи, определяется на основании отчета об их рыночной оценке, выполненного независимым оценщиком в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (п.2 Постановления №210). Пунктом 8 Постановления №210 определено, что для установления размера годовой арендной платы в соответствии с пунктом 2 настоящего Постановления применяются расчеты рыночной стоимости размера годовой арендной платы.
В ходе рассмотрения дела по ходатайству истца, и с согласия представителя ответчиков, в порядке ст.79 ГПК РФ и Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", судом была назначена судебно-оценочная экспертиза, производство которой поручено профессиональному оценщику, члену саморегулируемой организации оценщиков - Г.
На разрешение эксперта судом были поставлены вопросы об определении рыночной стоимости вышеуказанного земельного участка, а также рыночной оценки размера годовой арендной платы за этот земельный участок.
В соответствии с заключением от 03.09.2012 г. №030912/02-ЭЗ эксперта-оценщика Г.: рыночная стоимость земельного участка площадью 3 753 кв.м., с кадастровым номером №, из земель населенных пунктов, расположенного в первой зоне горно-санитарной охраны курорта по <адрес>, принадлежащего на праве собственности муниципальному образованию город-курорт Сочи, составляет 12 049 000 рублей, а рыночная оценка размера годовой арендной платы за этот земельный участок - 189 924 рубля 92 копейки.
Таким образом, в ходе разбирательства по делу была установлена рыночная стоимость земельного участка и рыночная оценка годовой арендной платы за пользование таковым, в соответствии с требованиями Постановления №210, Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и ст. 79 ГПК РФ, что дает право суду, в соответствии с требованиями ст.ст. 55, 59, 60 ГПК РФ, принять в качестве доказательства вышеуказанное заключение эксперта-оценщика. В силу ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. В соответствии с требованиями ст. 79 ГПК РФ проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам. Стороны, другие лица, участвующие в деле, имеют право просить суд назначить проведение экспертизы в конкретном судебно-экспертном учреждении или поручить ее конкретному эксперту. При разрешении вопроса о назначении судебно-оценочной экспертизы, представитель ответчиков не ходатайствовал на назначении экспертизы в иное экспертное учреждение или иным экспертам, нежели тем, кои были заявлены представителем истца. Представитель ответчиков согласился с назначением данной экспертизы и не ходатайствовал о постановке на разрешение эксперта иных вопросов, отличных от вопросов, поставленных представителем истца.
Из материалов дела следует, что ООО "А" специализируется на производстве оценки объектов недвижимого имущества, в том числе оценочных экспертиз. В штате данной организации состоят профессиональные оценщики – члены некоммерческих партнерств саморегулируемых организаций, которые в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее – Закон) вправе проводить соответствующие исследования. В соответствии с требованиями ст.4 Закона, субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями Закона. Оценщик может осуществлять оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора между оценщиком и юридическим лицом, которое соответствует условиям, установленным ст. 15.1 Закона. В силу требований ст. 9 Закона, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, оценка объекта оценки может быть проведена оценщиком на основании определения суда. Суд самостоятелен в выборе оценщика.
Привлеченный судом к производству судебно-оценочной экспертизы эксперт Г. является профессиональным оценщиком, членом саморегулируемой организации оценщиков - некоммерческое партнерство «Саморегулируемая межрегиональная ассоциация специалистов-оценщиков», регистрационный номер № в ЕГР СРО от 28.06.2007 г., свидетельство № от 07.12.2007 г., обладает дипломом о профессиональной переподготовке серии №, регистрационный номер №, выданный 25.12.2005 г. ГОУ ДПО Межотраслевой институт повышения квалификации и переподготовке руководящих кадров и специалистов Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова, которым удостоверяется право вышеуказанного лица на ведение профессиональной деятельности в сфере «Профессиональная оценка и экспертиза объектов и прав собственности», обладает страховым полис № и входит в штат ООО "А", специализирующегося на оценочной деятельности.
Суд, оценивая данные обстоятельства, приходит к выводу о том, что Г., в соответствии с вышеприведенными положениями Закона, обладает допуском к производству оценки недвижимого имущества, включая земельные участки и права аренды, т.е. обладает правом производства соответствующих экспертиз по поручению суда. Независимость эксперта-оценщика не вызывает у суда сомнения, поскольку суд не располагает доказательствами, свидетельствующими об обратном. Вышеприведенные обстоятельства, в совокупности, дают процессуальное право суду принять выводы эксперта-оценщика Г., содержащиеся в заключении №030912/02-ЭЗ от 03.09.2012 г., и положить их в основу настоящего решения.
Ввиду того, что рыночная оценка размера годовой арендной платы за пользование земельным участком (189 924 рубля 92 копейки), установленная в ходе производства по делу, в соответствии с требованиями Постановления №210, Федерального закона N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", а также на основании выводов эксперта-оценщика Г., разительно отличается от размера годовой арендной платы, предусмотренной условиями договора аренды от 27.06.2008 г. № (983 581 рублей), то сохранение за арендодателем права начисления этого размера арендной ставки не отвечает требованиям:
- абзаца второго ч.3 ст. 65 ЗК РФ, в соответствии с которым порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности, устанавливаются органами местного самоуправления, в связи с чем, стоимость аренды земельного участка относится к категории регулируемых цен;
- ст. 6 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 г. №532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае», в соответствии с которым органы местного самоуправления в Краснодарском крае устанавливают порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности;
- принципам экономической обоснованности, закрепленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 г. №582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации»,
и свидетельствует о нарушении прав и законных интересов Бондарь Л.А., как землепользователя.
Наряду с вышеизложенным, при разрешении настоящего спора, суд исходит из того, что заявленные истцом требования, в том виде и содержании, в котором они изложены в соответствующих процессуальных документах, не подразумевают изменение порядка формирования платы за землю, а именно существенных условий договора аренды от 27.06.2008 г. №, определяющих методику расчета размера арендной платы за пользование земельным участком, и не противоречат таковым, поскольку п.3.1 этого договора предусмотрено, что расчет арендной платы производится в соответствии с отчетом по определению рыночного размера годовой арендной платы. Срок актуализации размера арендной платы, предусмотренный п.7 Постановления №210 (три года), истек в апреле 2011 г., в связи с чем, размер арендной платы подлежал переоценке на основании выводов независимого оценщика, в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", т.е. в порядке, установленном Постановлением №210. В данном случае эти выводы содержатся в заключение №030912/02-ЭЗ от 03.09.2012 г. эксперта-оценщика Г. Данные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии спора, связанного с изменением договора аренды земельного участка в судебном порядке, в связи с чем, к данным правоотношениям, по мнению суда, не применимы положения Главы 29 ГК РФ.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Бондарь Л.А.подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Иск Бондарь Л.А. к администрации города Сочи и департаменту имущественных отношений администрации города Сочи о понуждении к перерасчету размера арендной платы по договору аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, удовлетворить полностью.
Обязать департамент имущественных отношений администрации города Сочи в соответствии с требованиями Постановления главы города Сочи от 30.06.2009 г. №210 «О поэтапном переходе на рыночную оценку размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города-курорта Сочи», произвести перерасчет размера годовой арендной платы за пользование земельным участком площадью 3 753 кв.м., с кадастровым номером №, из земель населенных пунктов, расположенным по <адрес>, установленной п. 3.1 договора аренды № от 27.06.2008 г. и исчислять размер годовой арендной платы за вышеуказанный земельный участок из расчета 189 924 (Сто восемьдесят девять тысяч девятьсот двадцать четыре) рубля 92 копейки в год, на основании рыночной стоимости самого земельного участка и рыночной оценки размера годовой арендной платы за пользование таковым, установленной в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", независимым оценщиком Г. - членом саморегулируемой организации оценщиков – Некоммерческое партнерство «Саморегулируемая межрегиональная ассоциация специалистов-оценщиков», регистрационный номер №, входящим в штат ООО "А".
Обязать департамент имущественных отношений администрации города Сочи заключить с Бондарь Л.А. дополнительное соглашение к договору аренды № от 27.06.2008 г. в части, определяющей размер годовой арендной платы за пользование вышеуказанным земельным участком (п.3.1 Договора) из расчета 189 924 (Сто восемьдесят девять тысяч девятьсот двадцать четыре) рубля 92 копейки в год, т.е. в размере, установленным в соответствии с требованиями Постановления главы города Сочи от 30.06.2009 г. №210 «О поэтапном переходе на рыночную оценку размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города-курорта Сочи», Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", ч.3 ст.65 ЗК РФ и ст.6 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 г. №532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае», а также на основании заключения №030912/02-ЭЗ от 03.09.2012 года независимого эксперта-оценщика Г. - члена саморегулируемой организации Некоммерческое партнерство «Саморегулируемая межрегиональная ассоциация специалистов-оценщиков», регистрационный номер № в ЕГР СРО от 28.06.2007 г., свидетельство № от 07.12.2007 г., страховой полис №, входящим в штат ООО "А".
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через Хостинский районный суд в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение составлено в окончательной форме 06.09.2012 года
Судья: В.Л.Сидоров.
На момент публикации не вступило в законную силу