Дело № 2-1501/2012 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 сентября 2012 г. г.Сочи
Хостинский районный суд г.Сочи Краснодарского края в составе :
Председательствующего судьи Тимченко Ю.М.
при секретаре Талалай З.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации города Сочи к Бабаян Г.Ш. об освобождении земельного участка путем сноса самовольно возведенного строения,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Сочи обратилась в суд с иском к Бабаян Г.Ш. об освобождении земельного участка в котором истец просит суд обязать ответчика Бабаян Г.Ш. освободить самовольно занимаемый им земельный участок путем демонтажа сооружения в виде металлического гаража размерами 5,0 Х 3,0 м, размещенного в Хостинском районе г.Сочи, по ул.Глазунова в районе дома №, и привести земельный участок в пригодное для использование состояние.
В обосновании заявленных требований истец указывает, что в соответствии с Федеральным законом от 01.12.2007 года №310-Ф3 «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в рамках реализации мероприятий по приведению улиц города к единому архитектурному облику, администрацией Хостинского района города Сочи доведено обследование по адресу: город Сочи, Хостинский район, ул. Глазунова в районе дома №, в результате которого установлено, что Бабаян Г.Ш. занимает, не имея на то законных оснований, земельный участок, путем размещения на указанном земельном участке сооружения в виде каркасно-металлической постройки, используемой ответчиком в качестве гаража. Границы земельного участка по адресу: гор. Сочи, Хостинский район ул. Глазунова в районе дома №, на котором расположен спорный гараж, не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, в собственности у физических и юридических лиц земельный участок не значится. Таким образом, указанный земельный участок в силу положений Федерального закона 244-ФЗ от 3.12.2008 года «О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон Об особо охраняемых природных территориях» относится к муниципальной собственности. Ответчик занимает земельный участок под спорным объектом, не имея на то законных оснований. В обосновании заявленных требований истец ссылается на применимость по делу положений ст.304 ГК РФ. Также он указывает, что согласно п. 26 ст. 8 Устава муниципального образования Город-курорт Сочи принятый решением городского собрания Сочи от 29 июля 2010 г. N 92, к компетенции органов местного самоуправления относится утверждение генеральных планов города Сочи, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов города Сочи документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории города Сочи, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования города Сочи, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории города Сочи, резервирование земель и изьятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах города Сочи для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель города Сочи. Истец указывает, что в силу ст.11 и 72 ЗК РФ полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель, а также контроль за использованием и охраной земель осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами, а в соответствии со ст.60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих или создающих угрозу его нарушения. Истец также ссылается на положения п.2 и 3 ст.76 ЗК РФ, предусматривающих, что самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет. Администрацией Хостинского района ответчику направлено письмо от 29.06.2012 г. с предложением в добровольном порядке демонтировать объект и привести земельный участок в надлежащее санитарное состояние, однако данное предложение ответчиком проигнорировано. Таким образом, администрация города Сочи, в силу возложенных на нее полномочий, вправе требовать освобождение самовольно занятого земельного участка.
Представитель истца администрации города Сочи в судебное заседание не явился. Истец надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания ( л.д.26). Представитель истца Шамукова А.Р. в письменном ходатайстве ( л.д.28) просит суд рассмотреть дело в отсутствии представителя истца с учетом признания ответчиком иска. При таких обстоятельствах суд в соответствии со ст.167 ГПК РФ пришел к выводу, что дело может быть рассмотрено в отсутствии представителя стороны истца.
Ответчик Бабаян Г.Ш. в судебное заседание не явился будучи надлежаще извещенным о времени и месте судебного заседания ( л.д.26). В письменном заявлении адресованном суду ( л.д.27) ответчик Бабаян Г.Ш. просит суд рассмотреть дело в его отсутствии, указав, что иск он признает, просит его удовлетворить. При таких обстоятельствах в соответствии со ст.167 ГПК РФ суд пришел к выводу, что дело может быть рассмотрено в отсутствии не явившегося в судебное заседание ответчика.
Суд, исследовав заявления сторон, исследовав представленные доказательства, проанализировав и оценив все в совокупности, пришел к выводу, что признание иска ответчиком может быть принято судом и иск подлежит удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.
В соответствии с ч.2 ст.39 ГПК РФ суд не принимает признание иска ответчиком если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии с ч.3 ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В данном случае из совокупного анализа представленных в дело доказательств суд установил, что признание иска ответчиком не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, поэтому такое признание иска может быть принято судом и по делу суд принимает решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В соответствии с п.2 ст.51 Градостроительного кодекса РФ ( далее по тексту ГрК РФ) строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляются на основании разрешения на строительство
В соответствии с требованиями ст.51 и 55 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство. Постановлением Правительства РФ от 24.11.2005 г. № 698 утверждена единая форма разрешения на строительство, заполняемая в порядке, предусмотренном Приказом Министерства регионального развития РФ от 19.10.2006 г.№ 120.
Согласно п.1 ст.222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных, строительных норм и правил. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.
В соответствии с требованиями ст.25 Закона РФ «Об архитектурной деятельности в РФ» лицо, виновное в строительстве или изменении архитектурного объекта без соответствующего разрешения на строительство, обязано за свой счет осуществить снос (полную разборку) самовольной постройки или привести архитектурный объект и земельный участок в первоначальное состояние.
Самовольное строительство представляет собой правонарушение, которое состоит в нарушении норм земельного законодательства, регулирующего предоставление земельного участка под строительство, либо градостроительных норм, регулирующих проектирование и строительство. Тем самым лицо, осуществившее самовольную постройку, не является ее законным владельцем.
Как следует из материалов дела спорный объект, расположенный на земельном участке, расположенном по адресу : Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Хостинский район, ул.Глазунова в районе №, сооруженный Бабаян Г.Ш. представляет собой капитальное строение в виде гаража, размерами 5,0 м. х 3,0 м., что в совокупности суд установил из фотоматериалов ( л.д.6,7), заключения №, утвержденного главой органа местного самоуправления ( л.д.4) и объяснений ответчика Бабаян Г.Ш..
Право собственности ответчика Бабаян Г.Ш. на спорный гараж не зарегистрировано в установленном законом порядке, соответственно оно не возникло.
Из доказательств, представленных в дело, суд установил, что Бабаян Г.Ш. выдавалось районной службой ЖКХ 20.09.1993 г. разрешение № на установку гаража по ул.Глазунова на территории прилегающей к автобазе на срок до реконструкции ( л.д.12), вместе с тем суду не представлено доказательств того, что для этих целей был отведен в установленном законом порядке Бабаян Г.Ш. определенный земельный участок на котором в настоящее время существует спорный металлический гараж.
Суду не представлено доказательств того, что это разрешение выдавалось на основании необходимого в этом случае решения органа местного самоуправления. Так суду не представлено никаких доказательств того, что были составлены необходимые землеотводные документы, а также, что разрабатывалась и утверждалась необходимая проектная документация.
Также суд принимает во внимание то, что в соответствии с Федеральным законом «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в рамках реализации мероприятий по приведению улиц города к единому архитектурному облику, администрацией Хостинского района города Сочи было проведено обследование по адресу: город Сочи, Хостинский район, ул. Глазунова, в районе №, в результате которого было установлено, что Бабаян Г.Ш. самовольно занимает, не имея на то законных оснований, земельный участок, путем размещения на указанном земельном участке сооружения в виде металлического гаража.
В обоснование своих требований администрация города Сочи правомерно ссылается на то, что земельный участок под спорным гаражом является муниципальной собственностью.
Кроме того, требования администрации города Сочи основаны на решении Городского Собрания Сочи от 26.11.2009 года № 161 «Об утверждении Правил благоустройства и санитарного содержания территории города Сочи», в соответствии с которым на дворовых территориях многоквартирных жилых домов запрещается самовольно возводить надземные и подземные гаражи, иные сооружения, устанавливать металлические гаражи.
Согласно п. 2.2.36. постановления Законодательного собрания Краснодарского края от 24.06.2009 № 1381-П «Об утверждении нормативов градостроительного проектирования Краснодарского края» размещение отдельно стоящих гаражей на 1 машино-место и подъездов к ним на придомовой территории многоквартирных домов не допускается.
Согласно Уставу муниципального образования город-курорт Сочи, принятого решением Городского Собрания Сочи от 29.07.2010 года № 92, администрация города Сочи является самостоятельным юридическим лицом, имеющим право выступать в качестве стороны по делу в судебных органах, представлять интересы муниципального образования город-курорт Сочи, защищать права и законные интересы органа местного самоуправления.
Учитывая изложенное, на основании ст.ст. 11, 60, 72, п. 2 и 3 ст. 76 ЗК РФ, ст. 40 Устава муниципального образования город-курорт Сочи, ст. 9 Положения «Об администрации Хостинского района - территориальном органе администрации города-курорта Сочи» администрация города Сочи, в силу возложенных на нее полномочий, вправе от своего имени подавать исковые заявления с требованиями об освобождении самовольно занятых земельных участков.
В настоящее время администрация города Сочи продолжает настаивать на удовлетворении заявленных исковых требований, тем самым собственник земельного участка на котором расположена спорная самовольная постройка, не выражает согласия на продолжение существования на указанном земельном участке самовольно возведенного гаража ответчика.
Исходя из положений ст.11 и 72 ЗК РФ полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель, а также контроль за использованием и охраной земель осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами, а в соответствии со ст.60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с п.2 и 3 ст.76 ЗК РФ, предусматривается, что самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
В совокупности с изложенным суд приходит к выводу, что спорная постройка в виде металлического гаража ответчиком сооружена на не отведенном для этих целей земельном участке и в отсутствии выданного разрешения на строительство этого сооружения, она является самовольной постройкой, которая подлежит сносу лицом ее осуществившим с обязанием его привести в прежнее, пригодное для его использования, состояние земельный участок, который непосредственно незаконно занят ответчиком под строительство самовольного гаража.
При распределении судебных расходов суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет.
Суд в данном случае учитывает, что истец, орган местного самоуправления, обратившийся с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов муниципального образования, в силу закона, а именно пп.19 п.1 ст.333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины.
Поскольку суд пришел к выводу об удовлетворении иска в полном объеме, то соответственно с ответчика Бабаян Г.Ш., не освобожденного от несения судебных расходов, подлежит взысканию государственная пошлина от которой истец был освобожден, то есть в размере 4000 рублей, поскольку в соответствии с пп.3 п.1 ст.333.19 НК РФ размер государственной пошлины при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера для организаций составляет 4 000 рублей.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ :
Принять от ответчика Бабаян Г.Ш. признание иска администрации города Сочи к Бабаян Г.Ш. об освобождении земельного участка путем сноса самовольно возведенного строения.
Иск администрации города Сочи к Бабаян Г.Ш. об освобождении земельного участка путем сноса самовольно возведенного строения – удовлетворить в полном объеме.
Обязать Бабаян Г.Ш. освободить самовольно занимаемый им земельный участок, расположенный по адресу : Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Хостинский район, ул.Глазунова, в районе дома №, путем сноса самовольно возведенного в его границах строения в виде металлического гаража, размерами 5,0 м. х 3,0 м., обязав его привести в пригодное для использования состояние земельный участок на котором непосредственно возведено указанное самовольно возведенное строение, подлежащее сносу.
Взыскать с Бабаян Г.Ш. судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 4000 (четырех тысяч ) рублей, в федеральный бюджет.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Хостинский районный суд г.Сочи в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Тимченко Ю.М.
На момент публикации решение не вступило в законную силу