Решение по иску прокурора Хостинского района г.Сочи, заявленного в интересах неопределенного круга лиц, к государственному казенному учреждению `Санаторий `Победа` ФТС России` об обязании к совершению действий по обеспечению условий.



                                                          Дело № 2-1351/2012 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 августа 2012 г.                                                                                           г.Сочи

Хостинский районный суд г.Сочи Краснодарского края в составе :

Председательствующего судьи Тимченко Ю.М.

с участием заместителя прокурора Хостинского района г.Сочи Сидорук К.К.

при секретаре Манкевич И.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Хостинского района г.Сочи, заявленного в интересах неопределенного круга лиц, к государственному казенному учреждению "Санаторий "Победа" ФТС России" об обязании к совершению действий по обеспечению условий для беспрепятственного доступа инвалидов в санаторий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Хостинского района г. Сочи обратился в Хостинский районный суд г. Сочи с иском в интересах неопределенного круга лиц, к ГКУ «Санаторий «Победа» ФТС России» о признании незаконным бездействие юридического лица по созданию беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, а именно прокурор просит суд обязать ответчика ГКУ «Санаторий «Победа» ФТС России» обеспечить условия беспрепятственного доступа в санаторий, расположенный по адресу г. Сочи, Новороссийское шоссе, 2, инвалидов – колясочников с поражениями опорно - двигательного аппарата.

В обосновании заявленных требований указывает, что проведенной прокуратурой Хостинского района города Сочи проверки соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации выявлены нарушения закона в деятельности ГКУ «Санаторий «Победа» ФТС России». Так, Санаторий «Победа» ФТС России, расположенный по адресу ул. Новороссийское шоссе, 2 в Хостинском районе г. Сочи, не соответствует установленным требованиям доступности для людей с ограниченными возможностями, что является нарушением СНиП 35-01-2001, что подтверждается паспортом доступности для инвалидов общественного здания от 12.05.2012 года, составленным должностными лицами департамента социальной защиты населения Краснодарского края, в котором указано, что данный объект является недоступным для инвалидов – колясочников. Таким образом, бездействие ГКУ «Санаторий «Победа» ФТС России» по созданию надлежащих условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других категорий маломобильных граждан к объекту социальной инфраструктуры, расположенному по ул. Новороссийское шоссе, 2 в Хостинском районе г. Сочи, является незаконным, нарушает права инвалидов, включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников, по беспрепятственному доступу к объектам социальной инфраструктуры. Прокурор указывает, что вопросы соблюдения прав инвалидов приобретают особую актуальность в г. Сочи, поскольку согласно положениям Федерального закона от 01.12.2007 № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, развития города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» названный город является местом проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года. Паралимпийские игры в соответствии со ст. 1 Модельного закона о Паралимпийском спорте, принятого на 31 пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (постановление № 31-13 от 25.11.2008), являются высшим международным спортивным форумом спортсменов с ограниченными возможностями функций опорно-двигательного аппарата, зрения и интеллекта. Прокурор указывает, что допускаемые ГКУ «Санаторий «Победа» ФТС России» нарушения законодательства по созданию надлежащих условий для беспрепятственного доступа инвалидов, в том числе лиц, участвующих в Паралимпийских играх, к объектам социальной инфраструктуры нарушает права как инвалидов, получивших данный статус, так и лиц, которые могут получить его в будущем; как зарегистрированных в соответствующих органах в настоящий момент, так и тех, кто может быть зарегистрирован в будущем, то есть неопределенного круга лиц, поэтому прокурор обратился в суд с заявлением, в порядке ст.45 ГПК РФ, ч.3 ст.35 ФЗ РФ «О прокуратуре РФ» в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Прокурор, в лице заместителя прокурора Хостинского района г.Сочи Сидорук К.К., явившись в судебное заседание, иск поддержал, просил его удовлетворить, при этом в обосновании заявленных требований сослался на выше изложенное.

Ответчик ГКУ «Санаторий «Победа» ФТС России», действовав через своих представителей Феоктистову Е.В. и Белокурова А.В., которые явившись в судебное заседание, иск не признали, просили суд отказать в его удовлетворении в полном объеме.

В обосновании возражений представители ответчика сослались на письменные объяснения по существу заявленных требований (л.д.23-24,77-79), из которых суд установил, что Государственное казенное учреждение «Санаторий «Победа» ФТС России», на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 01 февраля 2005 года № 103-р находится в ведении Федеральной таможенной службы. Санаторий является лечебно-профилактическим учреждением, созданным для санаторно-курортного лечения и оздоровительного отдыха должностных лиц и работников таможенных органов, сотрудников таможенных органов, имеющих выслугу 20 лет и более, уволенных со службы в таможенных органах, а также члены семей указанных лиц. Соответственно, порядок обеспечения сотрудников ФТС России и членов их семей путевками на санаторно-курортное лечение определен данной службой в виде «Рекомендаций о порядке отбора, направления и пребывания должностных лиц таможенных органов в лечебно-оздоровительных учреждениях ФТС России», утвержденных заместителем руководителя ФТС России Ш. 09 июня 2008 года и доведенных для исполнения письмом № 01-11/23184 от 09.06.2008 года. В соответствии с данными «Рекомендациями» сотрудники ФТС получают путевки в таможенном органе по месту службы в количестве определенном Планом распределения путевок, утвержденным заместителем руководителя службы. Региональные таможенные управления перед каждым заездом сообщают санаторию список заезжающих лиц для организации их поселения. Санаторий оказывает медицинские услуги отдыхающим только в соответствии с лицензией на осуществление медицинской деятельности, в приложение к лицензии № ФС- 23-01-002277 от 29 мая 2008 года на осуществление медицинской деятельности выданной «Санаторию «Победа» ФТС России», номенклатура работ и услуг: при осуществлении доврачебной медицинской помощи по: диетологии, медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), медицинскому массажу, сестринскому делу, физиотерапии. При осуществлении санаторно-курортной помощи по: кардиологии, терапии, физиотерапии. Прокурор говорит, что Санаторий «Победа» ФТС России», расположенный по адресу ул. Новороссийское шоссе, 2 в Хостинском районе г. Сочи, не соответствует установленным требованиям доступности для людей с ограниченными возможностями (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников). Поясняем, Государственное казенное учреждение «Санаторий «Победа» ФТС России» финансируется за счет средств федерального бюджета, на основании бюджетной сметы. До получения заключения департамента архитектуры был проведен сметный расчет переоборудования спального номера для размещения инвалидов на кресле-коляске и направлено письмо № 01-12/313 от 30.03.2012 года на начальника Главного финансово – экономического управления ФТС А., о дополнительном финансировании по статье расходов КОСГУ 225 «Работы, услуги по содержанию имущества», для приведения к нормативным требованиям санатория на предмет доступности маломобильных граждан. Решением Краснодарского краевого совета народных депутатов исполнительный комитет № 540 от 31.08.1981 года «О дополнении списка памятников истории и культуры Краснодарского края», в котором говорится, что Санаторий «Победа» находящийся по адресу Новороссийское шоссе, 2 является памятником истории и культуры края. Из этого следует, что для принятия решения о возможности приспособления объекта культурного наследия для доступа маломобильных групп населения необходимо сделать запрос в департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи, чтобы департамент дал заключение по приведению объекта недвижимости к доступности для МГН, что нами было сделано. В данном заключении говорится, что приведение к доступности для маломобильных граждан не представляется возможным без нарушения целостности архитектурного облика. Также в связи с тем, что передвижение по территории санатория инвалидам – колясочникам затруднено организацией рельефа, департамент считает целесообразным организовать доступность объекта для групп маломобильных граждан: С-инвалидов по зрению и Г-инвалидов по слуху, что Санаторием выполняется. Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи дал Заключение по приведению объекта недвижимости к доступности для МНГ от 18 мая 2012 года № 854/21-01-14, где говорится, что Санаторий «Победа» ФТС России включен в список памятников истории и культуры стоящих на учете в управление по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края, как памятник истории «Здание, где в годы Великой Отечественной войны находился госпиталь № 2128, 1941-1945 годы». Объект принят под государственную охрану Решением исполнительного комитета Краснодарского краевого Совета народных депутатов от 31.08.1981г № 540 «О дополнении списка памятников истории и культуры Краснодарского края». В связи с тем, что объект Санаторий «Победа» ФТС России существующий и является памятником архитектуры, приведение к доступности для маломобильных граждан не представляется возможным без нарушения целостности архитектурного облика. Для реконструкции здания с целью создания доступной среды для маломобильных групп населения требуется перестройка капитальных конструкций здания, что является нарушением закона об охране памятников архитектуры. Памятники охраняются государством в соответствии с положениями Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и Закона Краснодарского края от 06.02.2003 года №553-К3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Краснодарского края». Согласно ст. 40 Федерального закона в целях обеспечения физической сохранности объекта культурного наследия проводятся ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация, ремонт и реставрация памятника или ансамбля, а так же приспособление объекта культурного наследия для современного использования и т.д. Приспособление объекта культурного наследия проводится без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны. В соответствии п.4 ст. 45 Федерального закона строительные нормы и правила применяются при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия только в случаях, не противоречащих интересам сохранения данного объекта. Так же Санаторием заключен договор на проведение обследования с ООО (цель: определения уровня обеспечения доступности для маломобильных групп населения) № 14/12 от 14 июня 2012г. Проведенное исследование согласованно с Сочинской городской общественной организацией инвалидов- колясочников «Стоик». По результатам обследования выдано техническое экспертное заключение о соответствии объекта доступности для маломобильных групп населения, в котором говорится: «Санаторий «Победа»» расположен на горном склоне, с незначительными горизонтальными поверхностями территории. Свободное передвижение по территории Санатория для инвалидов на кресле-коляске, практически не возможно, даже с сопровождающим передвижение по территории является опасным. Рельеф местности санатория полностью не приспособлен для передвижения инвалидов на кресле-коляске и определяется как объект повышенной категории риска. Для инвалидов с прочими поражениями опорно-двигательного аппарата (ОДА), объект доступен избирательно. Для инвалидов с нарушением зрения, объект доступен только для слабовидящих, с остатком зрения более 10% и по слуху. Для инвалидов с нарушением умственного развития, объект доступен только при наличии сопровождающего. Сложная горная местность опасна для инвалидов данной категории». На основании вышеизложенного ответчик просит суд в заявленных исковых требованиях отказать.

Они же пояснили, что адресу места нахождения ответчика, указанному в иске расположен комплекс зданий, а включен в список памятников истории и культуры стоящих на учете в управление по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края, только спальный корпус №3 Санатория «Победа» ФТС России, как памятник истории «Здание, где в годы Великой Отечественной войны находился госпиталь № 2128, 1941-1945 годы». Так же они пояснили, что лечебное здание расположено в корпусе №3, а административное здание, это не корпус №3 Санатория, а иной корпус.

Третье лицо без самостоятельных требований относительно предмета спора Управление социальной защиты населения в Хостинском районе г.Сочи надлежаще извещено о времени и месте судебного заседания. Его представитель в судебное заседание не явился. Третье лицо не ходатайствовало об отложении рассмотрения дела не сообщило суду об уважительности причин неявки своего представителя в судебное заседание. В письменном заявлении адресованном суду (л.д.95) руководитель УСЗН просил рассмотреть дело в отсутствие представителя этого третьего лица, а так же указала, что просит удовлетворить требования в полном объеме, поскольку по состоянию на08.08.2012 года нарушения не устранены, объект не доступен. При таких обстоятельствах, в соответствии в соответствии со ст.167 ГПК РФ, суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствии представителя указанного третьего лица.

Суд, выслушав объяснения прокурора и явившихся в судебное заседание представителей ответчика, исследовав представленные доказательства, проанализировав и оценив все в совокупности, пришел к выводу, что иск подлежит удовлетворению в полном объеме, по следующим основаниям.

Из представленных суду копий материалов проведенной прокуратурой Хостинского района г.Сочи проверки соблюдения требований Федерального закона РФ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» выявлено, что Санаторий «Победа» ФТС России, расположенный по адресу: ул. Новороссийское шоссе, 2 в Хостинском районе г. Сочи, не соответствует установленным требованиям доступности для людей с ограниченными возможностями, что является нарушением СНиП 35-01-200, и подтверждается паспортом доступности для инвалидов общественного здания от 12.05.2012, составленным должностными лицами департамента социальной защиты населения Краснодарского края (л.д.5-10) в котором указано, что данный объект является недоступным для инвалидов – колясочников.

В соответствии со ст.15 ФЗ РФ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла – коляски и собак – проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Аналогичные положения закреплены в п.6.1. Положения об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам инфраструктуры г.Сочи, утвержденных решением Городского Собрания Сочи от 26.10.2001 г. № 192. К категории маломобильных граждан в соответствии с п.1.1. указанного положения относятся : инвалиды всех категорий и другие граждане, вынужденные в силу устойчивого или временного недостатка использовать для своего передвижения необходимые средства (трости, костыли, коляски и т.п.), приспособления и собак-проводников, граждане с детьми, использующие детские коляски. В соответствии с п.5.1. этого же Положения, объекты инфраструктуры города в процессе планирования, строительства, реконструкции, ремонта, благоустройства должны быть оснащены специальными приспособлениями, устройствами, оборудованием, к числу которых отнесены так же пандусы и поручни при входе в здание.

В этой связи суд так же учитывает, что Распоряжением Главы города Сочи от 29 июля 2009 г. N 777-р «О мерах по обеспечению беспрепятственного передвижения маломобильных групп населения на территории города Сочи» в целях реализации плана мероприятий по обеспечению доступности городской среды маломобильным группам населения установлено: Управлению архитектуры и градостроительства администрации города Сочи и отделу социального развития администрации города Сочи совместно с администрациями внутригородских районов города Сочи создать единый реестр объектов городской инфраструктуры, не отвечающих требованиям доступности маломобильных групп населения. Главам администраций внутригородских районов города Сочи разработать мероприятия по обеспечению доступности объектов городской инфраструктуры маломобильным группам населения, определить стоимость работ, источники финансирования, утвердить планы-графики реализации мероприятий по обеспечению доступности объектов городской инфраструктуры маломобильным группам населения. Управлению архитектуры и градостроительства администрации города Сочи в целях обеспечения доступности объектов городской инфраструктуры маломобильным группам населения: Предусмотреть при разработке правил благоустройства и санитарного содержания города Сочи приведение в соответствие с требованиями законодательства пешеходных зон и набережных, прилегающих к ним территорий, пешеходных переходов и тротуаров, обочин и съездов к проезжим частям улиц. Учитывать при согласовании проектной документации зданий и сооружений требования СНиП 35-01-2001 "Доступ зданий и сооружений для маломобильных групп населения". Управлению транспорта и связи администрации города Сочи, главам администраций внутригородских районов города Сочи: Обеспечить выделение отдельных парковочных зон для маломобильных групп населения, обеспеченных доступностью, и соответствие требованиям СНиП 31-01-2001 на муниципальных и ведомственных парковках и временных стоянках города Сочи. Разработать и реализовать систему транспортной доступности маломобильных групп населения, обеспечить маршруты общественного транспорта города Сочи соответствующими транспортными средствами, предназначенными для безбарьерного доступа маломобильных групп населения. Организовать работу по приведению остановок общественного транспорта, расположенных на территории города Сочи, в соответствие с требованиями доступности городской среды, законодательных и нормативных актов. Управлению архитектуры и градостроительства администрации города Сочи, управлению транспорта и связи администрации города Сочи, главам администраций внутригородских районов города Сочи разработать систему информационного пространства в городской среде для маломобильных групп населения (информационные таблички, указатели, знаки и т.д.).

В ст.1 Закона Краснодарского края от 27.03.2007 г. № 1229 – КЗ «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае» закреплены основные понятия, где маломобильные граждане это люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве (инвалиды, лица старше 60 лет, лица с временными или стойкими нарушениями здоровья, беременные женщины, лица с детьми в возрасте до 3 лет, в том числе с детскими колясками, а также иные лица, испытывающие затруднения при движении и (или) потреблении услуг в силу устойчивого или временного физического недостатка, вынужденные использовать для своего передвижения необходимые средства, приспособления); безбарьерная среда жизнедеятельности это окружающая человека материальная среда, в которой или при помощи которой он удовлетворяет свои жизненные потребности и которая позволяет беспрепятственно достичь нужного места и воспользоваться услугой, получить информацию. Она включает в себя объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, обустроенные в соответствии с требованиями, установленными строительными нормами и правилами Российской Федерации, предназначенными для проектирования зданий и сооружений, доступных маломобильным гражданам наравне с другими гражданами, а также все виды информации, передаваемой людям с нарушением функций органов слуха или зрения; объекты социальной инфраструктуры это здания, сооружения, их комплексы и входящие в их состав помещения многоквартирных домов (жилые помещения), учреждений социального, медицинского, бытового, культурно-зрелищного, торгового, кредитно-финансового, гостиничного, туристического, санаторно-курортного назначения, пассажирского обслуживания населения, общего и профессионального образования, воспитания, отдыха, туризма, физкультуры и спорта, трудовой деятельности, предназначенные для предоставления услуг связи и информационных услуг, административного назначения, иных учреждений и организаций, связанных с обеспечением жизнедеятельности и обслуживанием населения, а также участки и элементы застройки территорий указанных учреждений и пути движения пешеходов; инженерные устройства и оборудование это лифты, подъемники, траверсы и транспортеры для инвалидов, системы и устройства водоснабжения и канализации, отопления и вентиляции, энергоснабжения, системы оповещения о пожаре, устройства связи и сигнализации, элементы и устройства для сбора мусора; пандус это сооружение, имеющее продольный уклон, оборудованное и предназначенное для вертикального перемещения маломобильных граждан, в том числе инвалидов на креслах-колясках, с одного уровня горизонтальной поверхности на другой в соответствии с требованиями, установленными строительными нормами и правилами Российской Федерации;

Согласно ст.3 Закона Краснодарского края от 27.03.2007 г. № 1229 – КЗ «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае» к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и беспрепятственного доступа к ним маломобильных граждан, относятся:

1) жилые здания государственного и муниципального жилищного фонда постоянного и временного проживания, гостиницы;

2) административные здания и сооружения;

3) культурно-зрелищные учреждения (театры, кинотеатры, концертные, выставочные залы, библиотеки, музеи);

4) учреждения образования, социального назначения, здравоохранения, аптеки, физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические сооружения;

5) объекты коммунально-бытового назначения (парикмахерские, общественные бани и другие объекты), общественного питания, торговли;

6) культовые здания и места отправления религиозных обрядов;

7) здания и сооружения, предназначенные для пользования средствами связи и информации (почтовые отделения связи, переговорные пункты, интернет-киоски и другие здания и сооружения);

8) места отдыха, лесопарки, аллеи, пляжи и находящиеся на их территории объекты и сооружения оздоровительного и рекреационного назначения;

9) сооружения и коммуникации пригородного железнодорожного, автомобильного, речного транспорта (железнодорожные вокзалы, автовокзалы и другие объекты автомобильного, железнодорожного и водного транспорта), предназначенного для обслуживания населения;

10) станции и остановки всех видов городского и пригородного общественного транспорта, стоянки для специальных автотранспортных средств инвалидов;

11) тротуары и пешеходные дорожки, наземные и подземные переходы через магистральные улицы и дороги, территории и площади, прилегающие к вышеперечисленным зданиям и сооружениям;

12) объекты производственного назначения, трудовой деятельности, специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов (в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов).

При этом статья 4 указанного Закона Краснодарского края от 27.03.2007 г. № 1229 – КЗ устанавливает, что объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, указанные в статье 3 настоящего Закона, должны обустраиваться и оснащаться в соответствии со строительными нормами и правилами Российской Федерации, предназначенными для обеспечения доступной среды жизнедеятельности для маломобильных граждан, следующими специальными приспособлениями и оборудованием:

1) пандусами и поручнями или подъемными устройствами у лестниц при входах в здания и на лифтовых площадках, у тротуаров в местах наземных и подземных переходов магистральных улиц, дорог, магистралей и остановок общественного транспорта, на привокзальных площадях, платформах, остановках маршрутных транспортных средств и в местах посадки и высадки пассажиров;

2) лифтами или подъемными платформами и другими инженерными устройствами и оборудованием в зданиях, посещаемых маломобильными гражданами, на этажах выше или ниже этажа основного входа в здание (первого этажа) со световой и звуковой информирующей сигнализацией у каждой двери лифта;

Согласно статьи 5 Закона Краснодарского края от 27.03.2007 г. № 1229 – КЗ «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае» оснащение действующих объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, средств связи и информации специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и беспрепятственного доступа к ним маломобильных граждан осуществляется в период как нового строительства, так и при проведении их реконструкции, капитального ремонта, если планировка позволяет осуществить эти работы. В случае невозможности выполнения в полном объеме требований беспрепятственного доступа маломобильных граждан к действующим объектам, в том числе к объектам, представляющим историческую и культурную ценность, собственниками таких объектов должны быть приняты меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей данной категории граждан в необходимой для конкретной ситуации степени с учетом мнения общественных объединений инвалидов.

Из смысла требований действующего закона РФ № 181-ФЗ, Закона КК №1229-КЗ и СНиП 35-01 от 24 ноября 1995 г., видно, что под соцзащитой инвалидов понимается система гарантируемых государством экономических, социальных и правовых мер, которые реализуются в результате деятельности соответствующих органов, уполномоченных государством на создание для данной категории граждан с ограниченными возможностями надлежащих условий их жизнеобеспечения.

По данному делу непринятия ответчиком указанных мер, предусмотренных федеральным законом в виде необорудования специальных пандусов с поручнями для инвалидов, ущемляет права и законные интересы неопределенного круга лиц – инвалидов, проживающих в районе и гостей.

В соответствии с требованиями ч.2 ст.32 ФЗ «О защите прав инвалидов» все споры касающиеся установления инвалидности, предоставления мер социальной защиты им, реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов, так же других прав и свобод инвалидов рассматриваются в судебном порядке.

По данному обращению прокурора в суд с иском в защиту прав инвалидов не противоречит нормам закона, более того, это закреплено в ч.1 ст.45 ГПК РФ.

Право на социальное обеспечение граждан в РФ закреплено в ч.1 ст.39 Конституции РФ, из чего видно: «Каждому гражданину РФ гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случаи болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом».

    В области социальной защиты прав инвалидов РФ, целью государства РФ являются обеспечение их равными с другими гражданами РФ возможностями реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а так же в соответствии с принципами и нормами права Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в РФ», и действующими в его и его исполнение другие нормативные акты.

    В соответствии ст.2 ФЗ от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» - это система гарантированных государством социальных, экономических и других правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения ограничении жизнедеятельности, направленных на создание им равных с другими гражданами возможных участий в жизни общества.

    Из смысла ст.15 ФЗ от 24.11.1995 года № 181-ФЗ видно, что она регулирует вопросы обеспечения наравне с другими гражданами РФ беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, то есть создаются условия (в т.ч. инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственных доступов к жилым, производственным и общественным зданиям, строениям, спортивным сооружениям, местам отдыха культурно – зрелищным и другим учреждениям, пользования железнодорожным, воздушным, водным и автотранспортами. На основании ч.1 ст.45 ГПК РФ и п.4 ст.27, п.3 ст.35 ФЗ «О прокуратуре РФ» в исках, предъявленных в интересах неопределенного круга лиц, прокурор является представителем этих лиц, поскольку действует в их интересах.

Исходя из выше изложенного суд приходит к выводу, что нашли свое подтверждение доводы иска о допущении бездействия ответчика Санатория «Победа» ФТС России в части несоблюдения требований законодательства по созданию надлежащих условий для беспрепятственного доступа инвалидов, такое бездействие является незаконным.

Доводы ответчика «Санатория «Победа» о том, что ФКУ Санаторий «Победа» ФТС России находящийся по адресу: Новороссийское шоссе, 2 г. Сочи, является памятником истории и культуры края в соответствии с решением Краснодарского краевого совета народных депутатов исполнительный комитет № 540 от 31.08.1981 года «О дополнении списка памятников истории и культуры Краснодарского края», а следовательно приведение к доступности для маломобильных граждан не представляется возможным без нарушения целостности его архитектурного облика, при этом для реконструкции здания с целью создания доступной среды для маломобильных групп населения требуется перестройка капитальных конструкций здания, что является нарушением закона об охране памятников архитектуры суд не может принять во внимание, считает их не нашедшими своего подтверждения и опровергнутыми по следующим основаниям.

Из представленной копии свидетельства о государственной регистрации права серии выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю 02.03.2012 года (л.д.33) суд установил, что ГКУ «Санаторий «Победа» ФТС России» на праве оперативного управления принадлежит здание спального корпуса общей площадью 1640,7 кв.м., расположенное в г. Сочи, Хостинском районе ул. Новороссийское шоссе, 2, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 02.10.2007 года произведена запись регистрации за .

Из представленной копии решения Исполнительного комитета Краснодарского краевого Совета народных депутатов от 31.08.1981 года №540 «О дополнении списка памятников истории и культуры Краснодарского края» (л.д.60-61) суд установил, что Санаторий «Победа» ФТС России включен в список памятников истории и культуры стоящих на учете в управление по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края как памятник истории «Здание, где в годы Великой Отечественной войны находился госпиталь № 2128, 1941-1945 годы».

В обоснование указанной позиции по делу, ответчик ссылается на заключение департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи от 18.05.2012 года №854/21-01-14 (л.д.64-65) из которого суд установил, что специалистами департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи 17.04.2012 года осуществлена выездная проверка объекта спальный корпус № 3 «Санаторий «Победа» на предмет организации доступности для людей с ограниченными возможностями по обращению Санатория «Победа». По результатам проверки установлено, что Санаторий «Победа» построен несколько десятилетий назад, со сложившейся инфраструктурой расположен на сложном рельефе с большим перепадом высот. Вход на территорию санатория выполнен с учетом требованиям СНнП 35-01-2001. Спальный корпус расположен на расстоянии 500 м от въезда на территорию. Пути движения к корпусу возможны только по проезжей части, проходят по пересеченной местности с большим перепадом высот, отсутствуют тротуар и ограждения проезжей части, т.к. ширина дороги ограничена рельефом (обрыв). Доступ к морю ограничен, отсутствуют лифтоподъемники. Рядом с корпусом расположена автостоянка рассчитана на 6 машиномест, которая соответствует нормам. Места предназначенные для маломобильного населения предусмотрены, однако необходимо дополнить специальной разметкой. Объект спальный корпус № 3 «Санаторий «Победа» включён в список памятников истории и культуры стоящих на учете местной охраны - как памятник истории (в годы Великой отечественной войны размешался госпиталь). Ранее в 1998 году, после проведения капитального ремонта с соблюдением рекомендации главного архитектора города был введен в эксплуатацию. Входная группа в здание не соответствует требованиям. Функциональные зоны оказании услуг не оборудованы, средства информации и телекоммуникаций отсутствуют. Санитарно-бытовые помещения не оборудованы, доступ к номерам и ширина проемов выполнены с нарушениями требований доступности для МГН в соответствии с СНиП 35-01-2001 (паспорт доступности прилагается). При этом специалисты департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи пришли к выводам, о том, что в связи с тем, что объект спальный корпус № 3 «Санаторий «Победа» существующий и является памятником архитектуры, приведение к доступности для маломобильных граждан не представляется возможным без нарушения целостности архитектурного облика. Для реконструкции корпуса с целью создания доступной среды для маломобильных групп населения требуется перестройка капитальных конструкций здания, что является нарушением закона об охране памятников архитектуры. Для документального подтверждения необходимо обратиться в управление по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края. На основании вышеизложенного и в связи с тем, что передвижение по территории санатория инвалидам-колясочникам затруднено организацией рельефа, считают целесообразным организовать доступность объекта для групп маломобильных граждан: С – инвалидов по зрению и Г - инвалидов по слуху. Необходимо оборудовать территорию санатория, автостоянку и спальный корпус тактильными указателями и выполнить все соответствующие требования согласно СИиП 35-01-2001.

В этой связи суд учитывает, что в соответствии со статьей 34 Закона РСФСР от 15.12.1978 года «Об охране и использовании памятников истории и культуры» (в ред. Указов Президиума ВС РСФСР от 18.01.1985, Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ) зоны охраны памятников истории, археологии, градостроительства и архитектуры, монументального искусства республиканского и местного значения устанавливаются Советами Министров автономных республик, исполнительными комитетами краевых, областных, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов по согласованию с Министерством культуры РСФСР и Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры.

В соответствии со статьей 35 Закона РСФСР от 15.12.1978 года «Об охране и использовании памятников истории и культуры» в пределах зон охраны памятников истории и культуры республиканского и местного значения производство указанных работ и хозяйственная деятельность запрещаются без разрешения Министерства культуры РСФСР. Разрешение на проведение работ в пределах указанных зон выдается по представлениям Советов Министров автономных республик, исполнительных комитетов краевых, областных, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.

Согласно стати 42 этого Закона строительные, мелиоративные, дорожные и другие работы, которые могут создавать угрозу для существования памятников истории и культуры, производятся только по согласованию с государственными органами охраны памятников и после осуществления мероприятий, обеспечивающих сохранность памятников. Проекты строительных, мелиоративных, дорожных и других работ должны быть согласованы с государственными органами охраны памятников и предусматривать мероприятия, обеспечивающие сохранность памятников истории и культуры.

В соответствии с действующим СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" п.1.2 установлено, что требования настоящего документа распространяются только на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участков или отдельные помещения, доступные для МГН: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также их информационное и инженерное обустройство. Необходимость и степень (формы) адаптации к требованиям МГН зданий, имеющих историческую, художественную или архитектурную ценность, следует согласовывать с органом по охране и использованию памятников истории и культуры соответствующего уровня.

Законом Краснодарского края от 13 мая 1999 года N 180-КЗ «Об управлении государственной собственностью Краснодарского края» (в ред. Законов Краснодарского края от 29.11.1999 N 216-КЗ, от 04.07.2000 N 283-КЗ, от 17.08.2000 N 317-КЗ, от 26.11.2003 N 624-КЗ, от 22.07.2004 N 753-КЗ, от 31.05.2005 N 869-КЗ, от 15.07.2005 N 909-КЗ, от 06.12.2005 N 953-КЗ, от 02.06.2006 N 1034-КЗ, от 13.11.2006 N 1135-КЗ, от 28.06.2007 N 1268-КЗ, от 08.12.2008 N 1608-КЗ, от 05.05.2009 N 1738-КЗ, от 23.07.2009 N 1799-КЗ, от 29.12.2009 N 1895-КЗ, от 03.02.2010 N 1903-КЗ) установлено, что в государственной собственности Краснодарского края находятся в том числе памятники истории и культуры регионального значения и местного (муниципального) значения, переданные в государственную собственность Краснодарского края в установленном порядке.

Законом Краснодарского края от 6 февраля 2003 года N 558-КЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Краснодарского края» установлено, что объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) - это уникальные, ничем не заменимые и не возобновимые свидетельства исторического развития народа, общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художественную и (или) иную культурную ценность. Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры), расположенные на территории Краснодарского края, являются неотъемлемой частью национального богатства и достоянием народов Российской Федерации, частью всемирного культурного наследия и находятся под охраной государства в интересах настоящего и будущих поколений народов, проживающих на территории Краснодарского края. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории Краснодарского края, является одной из приоритетных задач органов государственной власти Краснодарского края и органов местного самоуправления.

При этом к полномочиям органа исполнительной власти Краснодарского края, уполномоченного в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (далее - краевой орган охраны объектов культурного наследия), относятся:

2) осуществление государственного контроля в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия в установленном порядке;

3) осуществление государственной охраны объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Краснодарского края;

4) установление требований к сохранению, содержанию и использованию объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия, обеспечение доступа к объекту культурного наследия, особого режима использования земельного участка и утверждение градостроительных регламентов в границах территории исторических поселений, объектов культурного наследия и их зон охраны в соответствии с законодательством Российской Федерации;

6) выдача письменного задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия;

7) согласование проектной документации и проведения работ по сохранению объектов культурного наследия, а также проектирования и проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ в пределах территории объектов культурного наследия и их зон охраны;

12) организация проведения государственной историко-культурной экспертизы в порядке и случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

22) осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Судом, в том числе и из пояснений стороны ответчика установлено, что по адресу г. Сочи, ул. Новороссийской шоссе, 2, расположен комплекс зданий – корпусов ФКУ «Санаторий «Победа», один лишь из которых, а именно спальный корпус №3 признан памятником архитектуры.

В нарушение вышеуказанных требований законодательства, ответчиком суду не предоставлено доказательств его обращения в краевой орган охраны объектов культурного наследия в Управление по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края по вопросу принятия решения о возможности приспособления объекта культурного наследия спального корпуса №3 для доступа маломобильных групп населения, а так же что именно этим органом дано заключение о невозможности создания такого доступа в указанном спальном корпусе № 3 «Санаторий «Победа» являющегося памятником архитектуры.

При этом суд учитывает, что в остальной же части здания – корпуса, в том числе административный корпус Санатория «Победа» не являются таковыми.

Соответственно суд не может принять во внимание, данное неуправомоченным на это органом, заключение департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи от 18.05.2012 года №854/21-01-14 на которое ссылается ответчик в обосновании своей позиции по делу.

Таким образом, доводы ответчика о невозможности приведения к доступности для маломобильных граждан без нарушения целостности архитектурного облика ФКУ «Санаторий «Победа», то есть комплекса зданий в целом, судом не могут быть приняты во внимание, суд считает их опровергнутыми.

Из представленных суду копии Устава ФКУ «Санаторий «Победа» ФТС России (л.д.37-47), утвержденного приказом ФТС России от 24.05.2011 года №1050 (л.д.36) суд установил, что санаторий является лечебно-профилактическим учреждением, созданным для санаторно-курортного лечения и оздоровительного отдыха должностных лиц и работников таможенных органов, санаторий оказывает медицинские услуги отдыхающим только в соответствии с лицензией на осуществление медицинской деятельности, в приложение к лицензии от 29 мая 2008 года на осуществление медицинской деятельности выданной «Санаторию «Победа» ФТС России».

При этом профильным направлением и показаниями к лечению в указанном санатории являются именно заболевания опорно – двигательного аппарата (остеохондроз позвонрочника, деформирующий остеоортроз, травмы, нарушения осанки), что предполагает под собой необходимость обеспечения реального доступа указанных граждан с заболеваниями опорно-двигательного аппарата указанным санаторием, соответственно доводы и позиция ответчика по делу противоречат установленным судом указанным фактическим обстоятельствам.

В этой связи суд так же учитывает, что согласно уведомления Регионального представительства «Союза инвалидов России» Сочинская городская общественная организация инвалидов – колясочников «СТОИК» (л.д.94), а так же технического экспертного заключения о соответствии объекта доступности для мамоломобильных групп населения (л.д.71-76,83-93), согласованного с вышеуказанной СГООИК «СТОИК», из которых суд установил, что ООО в период с 11.07.2012 по 25.07.2012 года по заданию ГКУ «Санаторий «Победа» ФТС России произведено обследование территории и зданий ответчика, по результатам которого следует, что санаторий «Победа» доступен для инвалидов частично – избирательно.

В целом доводы стороны ответчика судом оцениваются критически, как опровергнутые при их совокупной проверке и оценке, а доводы иска нашли свое подтверждение.

Суд учитывает, что вопросы соблюдения прав инвалидов приобретают особую актуальность в г. Сочи, поскольку согласно положениям Федерального закона от 01.12.2007 № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, развития города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» названный город является местом проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года. Паралимпийские игры в соответствии со ст. 1 Модельного закона о Паралимпийском спорте, принятого на 31 пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (постановление № 31-13 от 25.11.2008), являются высшим международным спортивным форумом спортсменов с ограниченными возможностями функций опорно-двигательного аппарата, зрения и интеллекта.

Статьей 11 Закона Краснодарского края от 27.03.2007 г. № 1229 – КЗ «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае» установлено, что юридические лица и должностные лица за уклонение от исполнения требований по созданию условий маломобильным гражданам для беспрепятственного доступа к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Краснодарского края.

Ответчик ГКУ «Санаторий «Победа» ФТС России обязан устранить выше указанные, выявленные нарушения требований законодательства по созданию надлежащих условий для беспрепятственного доступа инвалидов, в том числе лиц, участвующих в Паралимпийских играх, к объектам социальной инфраструктуры, нарушает права как инвалидов, получивших данный статус, так и лиц, которые могут получить его в будущем; как зарегистрированных в соответствующих органах в настоящий момент, так и тех, кто может быть зарегистрирован в будущем.

В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В данном случае, разрешения вопрос о судебных расходах при рассмотрении дела, суд пришел к выводу, что поскольку прокурор, обратившийся в суд с исковым заявлением, в силу закона освобожден от несения судебных расходов, в том числе расходов по уплате государственной пошлины, а сторона ответчик ГКУ «Санаторий «Победа» ФТС России не освобожден от обязанности по несению судебных расходов, то с ответчика подлежат взысканию судебные расходы.

В соответствии со ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Размер подлежащей взысканию с ответчика государственной пошлины определяется судом в соответствии с пп.3 п.1 ст.333.19 НК РФ и составляет 4000 рублей с организации ответчика.

Руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ :

Иск прокурора Хостинского района г.Сочи, заявленного в интересах неопределенного круга лиц, к государственному казенному учреждению "Санаторий "Победа" ФТС России" об обязании к совершению действий по обеспечению условий для беспрепятственного доступа инвалидов в санаторий - удовлетворить полностью.

Обязать государственное казенное учреждение "Санаторий "Победа" ФТС России" (ИНН , юридический адрес : г.Сочи, Новороссийское шоссе,2 ) обеспечить условия для беспрепятственного доступа инвалидов, включая инвалидов - колясочников и инвалидов с поражениями опорно-двигательного аппарата в "Санаторий "Победа" ФТС России" расположенный по адресу : РФ, Краснодарский край, город Сочи, Хостинский район, Новороссийское шоссе,2, согласно действующему законодательству.

    Взыскать с государственного казенного учреждения "Санаторий "Победа" ФТС России"судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 4000 ( четырех тысяч) рублей, в федеральный бюджет.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Хостинский районный суд г.Сочи в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, то есть после 27.08.2012 года.

Председательствующий судья                                                             Тимченко Ю.М.

На момент публикации решение не вступило в законную силу