Дело № 2-1511/2012 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 сентября 2012 г. г.Сочи
Хостинский районный суд г.Сочи Краснодарского края в составе :
Председательствующего судьи Тимченко Ю.М.
с участием заместителя прокурора Хостинского района г.Сочи Сидорук К.К.
при секретаре Талалай З.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Хостинского района г.Сочи, заявленного в интересах неопределенного круга лиц, к закрытому акционерному обществу "Маркет" об обязании к совершению действий по обеспечению условий для беспрепятственного доступа инвалидов в универсальный рынок закрытого акционерного общества "Маркет",
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Хостинского района г. Сочи обратился в Хостинский районный суд г. Сочи с иском в интересах неопределенного круга лиц, к ЗАО «Маркет» об обязании к совершению действий по обеспечению условий для беспрепятственного доступа инвалидов, а именно прокурор просит суд обязать ответчика ЗАО «Маркет» обеспечить условия беспрепятственного доступа в Хостинский универсальный рынок ЗАО «Маркет» расположенный по адресу г. Сочи, пер. Привольный, 1, инвалидов – колясочников с поражениями опорно – двигательного аппарата.
В обосновании заявленных требований указывает, что проведенной прокуратурой Хостинского района города Сочи проверки соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации выявлены нарушения закона в деятельности ЗАО «Маркет», а именно Хостинский универсальный рынок ЗАО «Маркет» расположенный по адресу г. Сочи, пер. Привольный, 1, и не соответствует установленным требованиям доступности для людей с ограниченными возможностями, что является нарушением СНиП 35-01-2001, что подтверждается паспортом доступности для инвалидов общественного здания от 15.03.2012 года, составленным должностными лицами департамента социальной защиты населения Краснодарского края. Таким образом, бездействие ЗАО «Маркет» по созданию надлежащих условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других категорий маломобильных граждан к объекту социальной инфраструктуры Хостинский универсальный рынок ЗАО «Маркет» расположенный по адресу г. Сочи, пер. Привольный, 1, в Хостинском районе г. Сочи, является незаконным, нарушает права инвалидов, включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников, по беспрепятственному доступу к объектам социальной инфраструктуры. Прокурор указывает, что вопросы соблюдения прав инвалидов приобретают особую актуальность в г. Сочи, поскольку согласно положениям Федерального закона от 01.12.2007 № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, развития города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» названный город является местом проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года. Паралимпийские игры в соответствии со ст. 1 Модельного закона о Паралимпийском спорте, принятого на 31 пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (постановление № 31-13 от 25.11.2008), являются высшим международным спортивным форумом спортсменов с ограниченными возможностями функций опорно-двигательного аппарата, зрения и интеллекта. Прокурор указывает, что допускаемые ООО «Идеал» нарушения законодательства по созданию надлежащих условий для беспрепятственного доступа инвалидов, в том числе лиц, участвующих в Паралимпийских играх, к объектам социальной инфраструктуры нарушает права как инвалидов, получивших данный статус, так и лиц, которые могут получить его в будущем; как зарегистрированных в соответствующих органах в настоящий момент, так и тех, кто может быть зарегистрирован в будущем, то есть неопределенного круга лиц, поэтому прокурор обратился в суд с заявлением, в порядке ст.45 ГПК РФ, ч.3 ст.35 ФЗ РФ «О прокуратуре РФ» в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Прокурор, в лице заместителя прокурора Хостинского района г.Сочи Сидорук К.К., явившись в судебное заседание, иск поддержал, просил его удовлетворить, при этом в обосновании заявленных требований сослался на выше изложенное. Так же он пояснил, что выявленные нарушения до настоящего времени ответчиком не устранены..
Ответчик ЗАО «Маркет» будучи надлежаще извещенными о месте и времени судебного заседания, что суд установил из почтового уведомления о вручении судебного извещения (л.д.30) в него не явились, не ходатайствовал об отложении рассмотрения дела, не сообщил суду об уважительности причин неявки своего представителя в судебное заседание, соответственно суд поэтому приходит к выводу, что ответчик не явился в судебное заседание по неуважительным причинам. При таких обстоятельствах в соответствии со ст.167 ГПК РФ суд пришел к выводу, что дело может быть рассмотрено в отсутствии не явившегося в судебное заседание ответчика.
Третье лицо без самостоятельных требований относительно предмета спора Управление социальной защиты населения в Хостинском районе г.Сочи надлежаще извещено о времени и месте судебного заседания, что суд установил из почтового уведомления о вручении судебного извещения (л.д.29). Его представитель в судебное заседание не явился. Третье лицо не ходатайствовало об отложении рассмотрения дела не сообщило суду об уважительности причин неявки своего представителя в судебное заседание. В письменном заявлении адресованном суду (л.д.20-21), руководитель УСЗН просил рассмотреть дело в отсутствие представителя этого третьего лица, а так же указала, что просит удовлетворить требования по созданию условий доступности для маломобильных групп населения в полном объеме поскольку объект Хостинский универсальный рынок ЗАО «Маркет» расположенный по адресу г. Сочи, пер. Привольный, 1 не доступен. При таких обстоятельствах, в соответствии в соответствии со ст.167 ГПК РФ, суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствии представителя указанного третьего лица.
Суд, выслушав объяснения прокурора, исследовав представленные доказательства, проанализировав и оценив все в совокупности, пришел к выводу, что иск подлежит удовлетворению в полном объеме, по следующим основаниям.
Из представленных суду копий материалов проведенной прокуратурой Хостинского района г.Сочи проверки соблюдения требований Федерального закона РФ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» выявлено, что Хостинский универсальный рынок ЗАО «Маркет» расположенный по адресу г. Сочи, пер. Привольный, 1, не соответствует установленным требованиям доступности для людей с ограниченными возможностями, что является нарушением СНиП 35-01-200, и подтверждается паспортом доступности для инвалидов общественного здания от 15.03.2012, составленным должностными лицами департамента социальной защиты населения Краснодарского края (л.д.8-14) в котором указано, что данный объект является недоступным для инвалидов – колясочников.
В соответствии со ст.15 ФЗ РФ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла – коляски и собак – проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Аналогичные положения закреплены в п.6.1. Положения об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам инфраструктуры г.Сочи, утвержденных решением Городского Собрания Сочи от 26.10.2001 г. № 192. К категории маломобильных граждан в соответствии с п.1.1. указанного положения относятся : инвалиды всех категорий и другие граждане, вынужденные в силу устойчивого или временного недостатка использовать для своего передвижения необходимые средства (трости, костыли, коляски и т.п.), приспособления и собак-проводников, граждане с детьми, использующие детские коляски. В соответствии с п.5.1. этого же Положения, объекты инфраструктуры города в процессе планирования, строительства, реконструкции, ремонта, благоустройства должны быть оснащены специальными приспособлениями, устройствами, оборудованием, к числу которых отнесены так же пандусы и поручни при входе в здание.
В этой связи суд так же учитывает, что Распоряжением Главы города Сочи от 29 июля 2009 г. N 777-р «О мерах по обеспечению беспрепятственного передвижения маломобильных групп населения на территории города Сочи» в целях реализации плана мероприятий по обеспечению доступности городской среды маломобильным группам населения установлено: Управлению архитектуры и градостроительства администрации города Сочи и отделу социального развития администрации города Сочи совместно с администрациями внутригородских районов города Сочи создать единый реестр объектов городской инфраструктуры, не отвечающих требованиям доступности маломобильных групп населения. Главам администраций внутригородских районов города Сочи разработать мероприятия по обеспечению доступности объектов городской инфраструктуры маломобильным группам населения, определить стоимость работ, источники финансирования, утвердить планы-графики реализации мероприятий по обеспечению доступности объектов городской инфраструктуры маломобильным группам населения. Управлению архитектуры и градостроительства администрации города Сочи в целях обеспечения доступности объектов городской инфраструктуры маломобильным группам населения: Предусмотреть при разработке правил благоустройства и санитарного содержания города Сочи приведение в соответствие с требованиями законодательства пешеходных зон и набережных, прилегающих к ним территорий, пешеходных переходов и тротуаров, обочин и съездов к проезжим частям улиц. Учитывать при согласовании проектной документации зданий и сооружений требования СНиП 35-01-2001 "Доступ зданий и сооружений для маломобильных групп населения". Управлению транспорта и связи администрации города Сочи, главам администраций внутригородских районов города Сочи: Обеспечить выделение отдельных парковочных зон для маломобильных групп населения, обеспеченных доступностью, и соответствие требованиям СНиП 31-01-2001 на муниципальных и ведомственных парковках и временных стоянках города Сочи. Разработать и реализовать систему транспортной доступности маломобильных групп населения, обеспечить маршруты общественного транспорта города Сочи соответствующими транспортными средствами, предназначенными для безбарьерного доступа маломобильных групп населения. Организовать работу по приведению остановок общественного транспорта, расположенных на территории города Сочи, в соответствие с требованиями доступности городской среды, законодательных и нормативных актов. Управлению архитектуры и градостроительства администрации города Сочи, управлению транспорта и связи администрации города Сочи, главам администраций внутригородских районов города Сочи разработать систему информационного пространства в городской среде для маломобильных групп населения (информационные таблички, указатели, знаки и т.д.).
В ст.1 Закона Краснодарского края от 27.03.2007 г. № 1229 – КЗ «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае» закреплены основные понятия, где маломобильные граждане это люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве (инвалиды, лица старше 60 лет, лица с временными или стойкими нарушениями здоровья, беременные женщины, лица с детьми в возрасте до 3 лет, в том числе с детскими колясками, а также иные лица, испытывающие затруднения при движении и (или) потреблении услуг в силу устойчивого или временного физического недостатка, вынужденные использовать для своего передвижения необходимые средства, приспособления); безбарьерная среда жизнедеятельности это окружающая человека материальная среда, в которой или при помощи которой он удовлетворяет свои жизненные потребности и которая позволяет беспрепятственно достичь нужного места и воспользоваться услугой, получить информацию. Она включает в себя объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, обустроенные в соответствии с требованиями, установленными строительными нормами и правилами Российской Федерации, предназначенными для проектирования зданий и сооружений, доступных маломобильным гражданам наравне с другими гражданами, а также все виды информации, передаваемой людям с нарушением функций органов слуха или зрения; объекты социальной инфраструктуры это здания, сооружения, их комплексы и входящие в их состав помещения многоквартирных домов (жилые помещения), учреждений социального, медицинского, бытового, культурно-зрелищного, торгового, кредитно-финансового, гостиничного, туристического, санаторно-курортного назначения, пассажирского обслуживания населения, общего и профессионального образования, воспитания, отдыха, туризма, физкультуры и спорта, трудовой деятельности, предназначенные для предоставления услуг связи и информационных услуг, административного назначения, иных учреждений и организаций, связанных с обеспечением жизнедеятельности и обслуживанием населения, а также участки и элементы застройки территорий указанных учреждений и пути движения пешеходов; инженерные устройства и оборудование это лифты, подъемники, траверсы и транспортеры для инвалидов, системы и устройства водоснабжения и канализации, отопления и вентиляции, энергоснабжения, системы оповещения о пожаре, устройства связи и сигнализации, элементы и устройства для сбора мусора; пандус это сооружение, имеющее продольный уклон, оборудованное и предназначенное для вертикального перемещения маломобильных граждан, в том числе инвалидов на креслах-колясках, с одного уровня горизонтальной поверхности на другой в соответствии с требованиями, установленными строительными нормами и правилами Российской Федерации;
Согласно ст.3 Закона Краснодарского края от 27.03.2007 г. № 1229 – КЗ «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае» к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и беспрепятственного доступа к ним маломобильных граждан, относятся:
1) жилые здания государственного и муниципального жилищного фонда постоянного и временного проживания, гостиницы;
2) административные здания и сооружения;
3) культурно-зрелищные учреждения (театры, кинотеатры, концертные, выставочные залы, библиотеки, музеи);
4) учреждения образования, социального назначения, здравоохранения, аптеки, физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические сооружения;
5) объекты коммунально-бытового назначения (парикмахерские, общественные бани и другие объекты), общественного питания, торговли;
6) культовые здания и места отправления религиозных обрядов;
7) здания и сооружения, предназначенные для пользования средствами связи и информации (почтовые отделения связи, переговорные пункты, интернет-киоски и другие здания и сооружения);
8) места отдыха, лесопарки, аллеи, пляжи и находящиеся на их территории объекты и сооружения оздоровительного и рекреационного назначения;
9) сооружения и коммуникации пригородного железнодорожного, автомобильного, речного транспорта (железнодорожные вокзалы, автовокзалы и другие объекты автомобильного, железнодорожного и водного транспорта), предназначенного для обслуживания населения;
10) станции и остановки всех видов городского и пригородного общественного транспорта, стоянки для специальных автотранспортных средств инвалидов;
11) тротуары и пешеходные дорожки, наземные и подземные переходы через магистральные улицы и дороги, территории и площади, прилегающие к вышеперечисленным зданиям и сооружениям;
12) объекты производственного назначения, трудовой деятельности, специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов (в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов).
При этом статья 4 указанного Закона Краснодарского края от 27.03.2007 г. № 1229 – КЗ устанавливает, что объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, указанные в статье 3 настоящего Закона, должны обустраиваться и оснащаться в соответствии со строительными нормами и правилами Российской Федерации, предназначенными для обеспечения доступной среды жизнедеятельности для маломобильных граждан, следующими специальными приспособлениями и оборудованием:
1) пандусами и поручнями или подъемными устройствами у лестниц при входах в здания и на лифтовых площадках, у тротуаров в местах наземных и подземных переходов магистральных улиц, дорог, магистралей и остановок общественного транспорта, на привокзальных площадях, платформах, остановках маршрутных транспортных средств и в местах посадки и высадки пассажиров;
2) лифтами или подъемными платформами и другими инженерными устройствами и оборудованием в зданиях, посещаемых маломобильными гражданами, на этажах выше или ниже этажа основного входа в здание (первого этажа) со световой и звуковой информирующей сигнализацией у каждой двери лифта;
Согласно статьи 5 Закона Краснодарского края от 27.03.2007 г. № 1229 – КЗ «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае» оснащение действующих объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, средств связи и информации специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и беспрепятственного доступа к ним маломобильных граждан осуществляется в период как нового строительства, так и при проведении их реконструкции, капитального ремонта, если планировка позволяет осуществить эти работы. В случае невозможности выполнения в полном объеме требований беспрепятственного доступа маломобильных граждан к действующим объектам, в том числе к объектам, представляющим историческую и культурную ценность, собственниками таких объектов должны быть приняты меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей данной категории граждан в необходимой для конкретной ситуации степени с учетом мнения общественных объединений инвалидов.
Из смысла требований действующего закона РФ № 181-ФЗ, Закона КК №1229-КЗ и СНиП 35-01 от 24 ноября 1995 г., видно, что под соцзащитой инвалидов понимается система гарантируемых государством экономических, социальных и правовых мер, которые реализуются в результате деятельности соответствующих органов, уполномоченных государством на создание для данной категории граждан с ограниченными возможностями надлежащих условий их жизнеобеспечения.
По данному делу непринятия ответчиком указанных мер, предусмотренных федеральным законом в виде необорудования специальных пандусов с поручнями для инвалидов, ущемляет права и законные интересы неопределенного круга лиц – инвалидов, проживающих в районе и гостей.
В соответствии с требованиями ч.2 ст.32 ФЗ «О защите прав инвалидов» все споры касающиеся установления инвалидности, предоставления мер социальной защиты им, реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов, так же других прав и свобод инвалидов рассматриваются в судебном порядке.
По данному обращению прокурора в суд с иском в защиту прав инвалидов не противоречит нормам закона, более того, это закреплено в ч.1 ст.45 ГПК РФ.
Право на социальное обеспечение граждан в РФ закреплено в ч.1 ст.39 Конституции РФ, из чего видно: «Каждому гражданину РФ гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случаи болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом».
В области социальной защиты прав инвалидов РФ, целью государства РФ являются обеспечение их равными с другими гражданами РФ возможностями реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а так же в соответствии с принципами и нормами права Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в РФ», и действующими в его и его исполнение другие нормативные акты.
В соответствии ст.2 ФЗ от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» - это система гарантированных государством социальных, экономических и других правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения ограничении жизнедеятельности, направленных на создание им равных с другими гражданами возможных участий в жизни общества.
Из смысла ст.15 ФЗ от 24.11.1995 года № 181-ФЗ видно, что она регулирует вопросы обеспечения наравне с другими гражданами РФ беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, то есть создаются условия (в т.ч. инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственных доступов к жилым, производственным и общественным зданиям, строениям, спортивным сооружениям, местам отдыха культурно – зрелищным и другим учреждениям, пользования железнодорожным, воздушным, водным и автотранспортами. На основании ч.1 ст.45 ГПК РФ и п.4 ст.27, п.3 ст.35 ФЗ «О прокуратуре РФ» в исках, предъявленных в интересах неопределенного круга лиц, прокурор является представителем этих лиц, поскольку действует в их интересах.
Исходя из выше изложенного суд приходит к выводу, что нашли свое подтверждение доводы иска о допущении бездействия ответчика ЗАО «Маркет» в части несоблюдения требований законодательства по созданию надлежащих условий для беспрепятственного доступа инвалидов, такое бездействие является незаконным, при этом суд учитывает, что ответчиком ЗАО «Маркет» никаких достоверных доказательств подтверждающих устранений выявленных ранее указанных нарушений суду не представлено. При этом по сообщению Управления социальной защиты населения выявленные нарушения не устранены, новый паспорт доступности объекта не выдан.
Суд учитывает, что вопросы соблюдения прав инвалидов приобретают особую актуальность в г. Сочи, поскольку согласно положениям Федерального закона от 01.12.2007 № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, развития города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» названный город является местом проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года. Паралимпийские игры в соответствии со ст. 1 Модельного закона о Паралимпийском спорте, принятого на 31 пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (постановление № 31-13 от 25.11.2008), являются высшим международным спортивным форумом спортсменов с ограниченными возможностями функций опорно-двигательного аппарата, зрения и интеллекта.
Статьей 11 Закона Краснодарского края от 27.03.2007 г. № 1229 – КЗ «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае» установлено, что юридические лица и должностные лица за уклонение от исполнения требований по созданию условий маломобильным гражданам для беспрепятственного доступа к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Краснодарского края.
Ответчик ЗАО «Маркет» обязан устранить выше указанные, выявленные нарушения требований законодательства по созданию надлежащих условий для беспрепятственного доступа инвалидов, в том числе лиц, участвующих в Паралимпийских играх, к объектам социальной инфраструктуры нарушает права как инвалидов, получивших данный статус, так и лиц, которые могут получить его в будущем; как зарегистрированных в соответствующих органах в настоящий момент, так и тех, кто может быть зарегистрирован в будущем.
В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В данном случае, разрешения вопрос о судебных расходах при рассмотрении дела, суд пришел к выводу, что поскольку прокурор, обратившийся в суд с исковым заявлением, в силу закона освобожден от несения судебных расходов, в том числе расходов по уплате государственной пошлины, а сторона ответчик ЗАО «Маркет» не освобожден от обязанности по несению судебных расходов, то с ответчика подлежат взысканию судебные расходы.
В соответствии со ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Размер подлежащей взысканию с ответчика государственной пошлины определяется судом в соответствии с пп.3 п.1 ст.333.19 НК РФ и составляет 4000 рублей с организации ответчика.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ :
Иск прокурора Хостинского района г.Сочи, заявленного в интересах неопределенного круга лиц, к закрытому акционерному обществу "Маркет" об обязании к совершению действий по обеспечению условий для беспрепятственного доступа инвалидов в универсальный рынок закрытого акционерного общества "Маркет" - удовлетворить полностью.
Обязать закрытое акционерное общество "Маркет" обеспечить условия для беспрепятственного доступа инвалидов, включая инвалидов - колясочников и инвалидов с поражениями опорно-двигательного аппарата в универсальный рынок закрытого акционерного общества "Маркет", расположенный по адресу : РФ, Краснодарский край, г.Сочи, Хостинский район, пер.Привольный, 1, согласно действующему законодательству.
Взыскать с закрытого акционерного общества "Маркет" судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 4000 ( четырех тысяч) рублей, в федеральный бюджет.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Хостинский районный суд г.Сочи в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, то есть после 24.09.2012 года.
Председательствующий судья Тимченко Ю.М.
На момент публикации решение не вступило в законную силу