Решение по иску прокурора г. Сочи к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 14 г. Сочи и администрации г. Сочи о признании бездействия незаконным и понуждению к совершению определенных действий.



Дело № 2-762/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 апреля 2011г. г. Сочи Хостинский район

Хостинский районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе:

Председательствующего - Бахметьева В.Н.,

с участием:

прокурора - помощника прокурора Хостинского района г. Сочи Авджян О.А.,

при секретаре - Манкевич И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора г.Сочи, поданного в порядке ст.45 ГПК РФ, к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 14 г. Сочи и администрации г. Сочи о признании бездействия незаконным и понуждению к совершению определенных действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Сочи обратился в суд с иском в порядке ст.45 ГПК РФ к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 14 г. Сочи и администрации г. Сочи о признании бездействия незаконным и понуждению к совершению определенных действий.

В обоснование заявленных требований прокурор указывает, что при осуществлении надзора за исполнением требований действующего законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних в период обучения (воспитания) установлено, что МДОУ детский сад № 14 г.Сочи не соблюдаются требования санитарно-эпидемиологического законодательства к условиям воспитания и обучения несовершеннолетних. Как установлено в ходе проверки, МДОУ детский сад № 14 г.Сочи при осуществлении деятельности по воспитанию, развитию и обучению несовершеннолетних воспитанников детского сада по адресу: г.Сочи, ул.Я.Фабрициуса, д.2/16а, допущены нарушения пп. 3.9, 6.14, 1.10, 1.14 СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». В нарушение вышеуказанных требований в образовательном учреждении допущено снижение нормативной площади (2,0 кв.м.) на одного ребенка в следующих группах: в младшей группе «Б» при наличии 11 детей и площади 20,1 кв.м., фактическая площадь составляет 1,8 кв.м.; во 2-ой младшей группе списочный состав - 32 ребенка, площадь - 51,7 кв.м., фактическая площадь на одного ребенка составила - 1,6 кв.м., в средней группе - 34 ребенка, площадь - 49,7 кв.м., площадь на одного ребенка - 1,5 кв.м.; в старшей группе количество детей - 29, площадь - 49,4 кв.м., фактическая площадь на одного ребенка - 1,7 кв.м., подготовительная группа по численности - 30 детей. Площадь - 49,9 кв.м, площадь на одного ребенка - 1,6 кв.м.; игровая площадка первой младшей не оборудована навесом, кровля прогулочной веранды подготовительной группы протекает, спальные помещения подготовительной и старшей группы оборудованы двухъярусными кроватями, высота кроватей от пола превышает допустимые 30 см.; образовательное учреждение функционирует в отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения о его соответствии СанПиН 2.4.1.2660-10.

Помощник прокурора Хостинского района г. Сочи Авджян О.А., явившись в судебное заседание, заявленные прокурором исковые требование поддержала, просила суд иск удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика - Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 14 г. Сочи <данные изъяты> МДОУ «Детский сад №14» Кукуян Л.П в судебное заседание явилась, исковые требования признала в полном объеме.

Представитель ответчика - администрации города Сочи, по доверенности Магдиев Д.А. оставил принятие решения на усмотрение суда.

Суд, выслушав пояснения истца, представителей ответчиков, исследовав представленные доказательства, проанализировав и оценив все в совокупности, пришел к выводу, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.ст. 20, 38, 41 Конституции РФ, ст.2 Закона РФ от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании», каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Одним из основных принципов государственной политики в области образования является приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека.

В соответствии со ст.51 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Пунктом 1 ст.2 Закона № 52-ФЗ установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

В соответствии со ст.28 Закона № 52-ФЗ, в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм, должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

В силу приведенных норм законодательства, разработаны СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010г. № 91, направленные на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по их воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению в дошкольных организациях независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности.

Как установлено в ходе прокурорской проверки МДОУ детский сад № 14 г.Сочи при осуществлении деятельности по воспитанию, развитию и обучению несовершеннолетних воспитанников детского сада по адресам: г.Сочи, ул.Учительская,19 и Грибоедова,35, допущены нарушения пп. 3.9, 1.10, 1.14, 6.14 СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».

Так, согласно вышеуказанных подпунктов Правил, функционирование дошкольных организаций осуществляется при наличии заключения, подтверждающего его соответствие настоящим санитарным правилам, выданного органом, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор; количество детей в группах дошкольной организации общеразвивающей направленности определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) - в дошкольных группах не мене 2,0 метров квадратных на одного ребенка; для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки устанавливают теневой навес площадью из расчета не менее 2 кв. м на одного ребенка, для групп с численностью менее 15 человек площадь теневого навеса должна быть не менее 30 кв. м. и во вновь строящихся и реконструируемых дошкольных организациях необходимо в составе групповых предусмотреть отдельные спальные помещения, спальни оборудуют стационарными кроватями, длина стационарной кровати для детей 3 - 7 лет составляет 140 см, ширина - 60 см и высота - 30 см.

В нарушение этих требований в образовательном учреждении допущено снижение нормативной площади (2,0 кв.м.) на одного ребенка в следующих группах: в младшей группе «Б» при наличии 11 детей и площади 20,1 кв.м., фактическая площадь составляет 1,8 кв.м.; во 2-ой младшей группе списочный состав - 32 ребенка, площадь - 51,7 кв.м., фактическая площадь на одного ребенка составила - 1,6 кв.м., в средней группе - 34 ребенка, площадь - 49,7 кв.м., площадь на одного ребенка - 1,5 кв.м.; в старшей группе количество детей - 29, площадь - 49,4 кв.м., фактическая площадь на одного ребенка - 1,7 кв.м., подготовительная группа по численности - 30 детей. Площадь - 49,9 кв.м, площадь на одного ребенка - 1,6 кв.м.; игровая площадка первой младшей не оборудована навесом, кровля прогулочной веранды подготовительной группы протекает, спальные помещения подготовительной и старшей группы оборудованы двухъярусными кроватями, высота кроватей от пола превышает допустимые 30 см.; образовательное учреждение функционирует в отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения о его соответствии СанПиН 2.4.1.2660-10.

В соответствии со ст.32 Закона РФ от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании» к компетенции образовательного учреждении относятся самостоятельное формирование контингента обучающихся, воспитанников в пределах оговоренной лицензией квоты, если иное не предусмотрено типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и Закона РФ «Об образовании»; материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.

Образовательное учреждение, несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке, ответственность за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции; жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса; нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения.

Согласно ст.16 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.31 Закона РФ от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий; организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.

Как установлено в судебном заседания, нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства стали возможны в результате комплектования МДОУ воспитанниками сверх установленной лицензией предельной численности воспитанников, а также ненадлежащего исполнения органом местного самоуправления обязанности по обустройству территории, прилегающей к дошкольному образовательному учреждению.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» несоблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правилах и нормативов создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

Такие обстоятельства предусмотрены ст. 45 ГПК РФ, как основание для предъявления прокурором иска в суд, в защиту интересов неопределенного круга лиц.

Суд так же принимает во внимание и положение ст.173 ГПК РФ, согласно которой при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Таким образом, суд, оценив в совокупности, имеющиеся в материалах дела доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании их, приходит к выводу, что доводы истца нашли свое подтверждение, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенное и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора г. Сочи, поданное в порядке ст.45 ГПК РФ, к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 14 г. Сочи и администрации г. Сочи о признании бездействия незаконным и понуждению к совершению определенных действий - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 14 г. Сочи, администрации г. Сочи, выразившееся в непринятии мер по соблюдению требований санитарно-эпидемиологического законодательства к условиям воспитания и обучения несовершеннолетних воспитанников.

Обязать Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 14 г. Сочи, администрацию г. Сочи устранить выявленные нарушения СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010г. № 91.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд через Хостинский районный суд г. Сочи в течение 10 дней.

Решение отпечатано в совещательной комнате.

Председательствующий Бахметьев В.Н.

Решение на момент опубликования не вступило в законную силу.