К делу № 2-523/11 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 апреля 2011 года
Хостинский районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Клименко И.Г.
при секретаре Любарской Е.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации города Сочи к Сухов В.А. об освобождении земельного участка, по встречному исковому заявлению Сухов В.А. к администрации Хостинского района г. Сочи об устранении препятствий в пользовании земельным участком и наложении обязательств по заключению договора аренды земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Сочи обратилась в суд с иском к Сухов В.А. об освобождении земельного участка.
Сухов В.А. обратилась с встречным иском к администрации Хостинского района об устранении препятствий в пользовании земельным участком и наложении обязательств по заключению договора аренды земельного участка.
В обоснование своих требований представитель администрации г. Сочи указал, что главным специалистом отдела архитектуры и градостроительства администрации Хостинского района г. Сочи было проведено обследование земельного участка по адресу г. Сочи Хостинский район улица <адрес> в районе дома № №. В результате чего установлено, что ответчик Сухов В.А. занимает, не имея на то законных оснований, земельный участок, путем размещения на указанном участке сооружения в виде каркасно - металлической крытой постройки, используемой им в качестве гаража.
Согласно заключению отдела архитектуры и градостроительства администрации Хостинского района г. Сочи указанное сооружение не является капитальным строением.
Согласно решения исполнительного комитета Хостинского совета народных депутатов от 13.04.1988 г. № Сухову было разрешено установить временный сборно-разборный металлический гараж размером 3.0х0.5 м в районе жилого дома по <адрес>.
Договор аренды земельного участка не заключался. Вместе с тем, нахождение данного объекта на земельном участке нарушает облик города Сочи, как горноклиматического курорта и нарушает единый облик города Сочи. В связи с чем, на основании ст.ст.72,76 Земельного Кодекса ответчик должен освободить самовольно занимаемый им земельный участок путем демонтажа постройки. Предложения администрации района от 9.11. 2010 года и 25.11.2010 года об освобождении земельного участка Сухов В.А.проигнорировал.
В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования в полном объеме, и пояснил выше изложенное.
Ответчик Сухов В.А. против иска администрации г. Сочи возражал, обратившись в суд с встречным иском к администрации Хостинского района об устранении препятствий в пользовании земельным участком и наложении обязательств по заключению договора аренды земельного участка.
В обоснование своих требований указал, что согласно решения исполнительного комитета Хостинского совета народных депутатов от 13.04.1988 г. ему было разрешено установить сборно-разборный металлический гараж по месту жительства. Решение было принято в связи с тем, что он получил от органов социального обеспечения автомобиль «Запорожец», поскольку является <данные изъяты>.
На предоставленном участке он установил сборно-разборный металлический гараж и 07.02.2002г. обратился в администрацию Хостинского района г. Сочи с заявлением об урегулировании отношений по использованию земельного участка. Однако, ответа не получил, и считает, что в соответствии с ч. 7 ст. 15 ФЗ №181 от 24.11.1995г. он имеет право на представление места для строительства гаража вблизи места жительства с учетом градостроительных норм. Земельным участком он пользуется в соответствии с разрешенным видом использования. И в соответствии со ст. 129 ГК РФ установленный им сборно-разборный гараж не является ни объектом недвижимости, ни объектом капитального строительства, поэтому не может быть самовольной постройкой.
Кроме того, Сухов В.А. просит суд о наложении на администрацию Хостинского района г. Сочи обязательств по заключению договора аренды на спорный земельный участок. Поскольку до утверждения Городским собранием г. Сочи Правил землепользования и застройки г. Сочи постановлением Главы города Сочи от 15.10.2009г. №338 «О внесении изменений и дополнений в некоторые муниципальные правовые акты Главы города Сочи» были внесены изменения в постановление Главы города Сочи от 27.05.2009г. №179 и делегированы полномочия администрациям внутригородских районов города Сочи по предоставлению в аренду земельных участков, предоставленных для установки закрытых стоянок типа «ракушка» инвалидам первой группы на срок не более пяти лет. Такой договор с Суховым В.А. заключен не был.
Суд, выслушав стороны, исследовав представленные письменные доказательства, находит исковые требования администрации города Сочи законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, а встречные исковые требования Сухова В.А.- не подлежащими удовлетворению.
К такому выводу суд пришел по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела решением исполнительного комитета Хостинского районного совета народных депутатов г. Сочи Краснодарского края от 13.04.1988г. №№ «О разрешении гр. Сухову В.А. установки сборно-разборного металлического гаража по месту жительства» Сухову В.А. разрешалось установить временный сборно - разборный металлический гараж, размером 3.0х5.0 м, в районе жилого дома по <адрес> без права продажи и передачи другому лицу.
Пунктом 2 данного решения предусмотрено, что Сухов В.А. обязан согласовать место установки гаража с отделом архитектуры и градостроительства райисполкома.
В судебном заседании установлено, что договора аренды с администрацией района Сухов В.А. не заключал.
Из заключения отдела архитектуры и градостроительства администрации Хостинского района гор. Сочи № от 31.01.2011 года следует, что установленный ответчиком объект не является недвижимой вещью (капитальной постройкой), т.к. не связан прочно с землей и возможно его перемещение без несоразмерного ущерба его назначению.
Согласно ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно ст. 26 ЗК РФ права на земельные участки, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Как установлено в судебном заседании в настоящее время земельный участок под гаражом, занимаемым ответчиком в установленном законом порядке не предоставлен. Доказательств опровергающих данный факт ответчиком не предоставлено.
Согласно сведениям, предоставленным администрацией Хостинского района г. Сочи земельный участок, по адресу: г. Сочи, Хостинский район, ул. <адрес>, в районе <адрес>, расположенный под спорным гаражом на кадастровом учете не состоит, в собственности у физических и юридических лиц не значится, правоудостоверяющих документов на объект нет.
Таким образом, указанный земельный участок в силу положений Федерального закона № 244-ФЗ от 03.12.2008 года относится к муниципальной собственности.
09.11.2010г. и 25.11.2010г. администрацией Хостинского района города Сочи ответчику были направлены уведомления, о необходимости за счет собственных финансовых средств освободить занимаемый земельный участок, путем демонтажа временного металлического гаража, которые ответчиком проигнорированы.
В соответствии с Федеральным Законом от 1 декабря 2007 года №310-ФЗ «Об организации и о проведении ХХ1 олимпийских зимних игр и Х1 паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»в рамках реализации мероприятий по приведению улиц города-курорта Сочи к единому архитектурному облику.
Согласно п/п. 20 п.1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п. 26 ст. 8 Устава муниципального образования город-курорт Сочи в ведении органов местного самоуправления находится утверждение генеральных планов поселений, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселений, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.
В соответствии с п. 1 Приложения № 1 к Инструкции по организации и осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель органами Минприроды России, утвержденной Приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ от 25.05.1994 г. № 160, под самовольным занятием земель понимается пользование земельным участком при отсутствии оформленного в установленном порядке права собственности, владения, пользования или аренды земли.
К самовольному занятию земель относится пользование земельным участком:
- до принятия соответствующим органом исполнительной власти решения о предоставлении, продаже (передаче) земельного участка в собственность, о переоформлении права на землю, выделе земельного участка;
- до заключения договора купли - продажи или оформления в установленном порядке других документов, подтверждающих переход права собственности на землю;
- до получения и регистрации в установленном порядке документов, удостоверяющих право собственности, владения, пользования или аренды земли;
- до установления границ участка на местности, если иное не предусмотрено федеральным законодательством или нормативно - правовыми актами субъектов Российской Федерации и местного самоуправления;
- в случае приостановки неправомерных решений по вопросам изъятия, предоставления и совершения сделок с землей, до рассмотрения протестов, вынесенных органами, осуществляющими госземконтроль, в вышестоящих органах исполнительной власти, суде или арбитражном суде.
Согласно ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Согласно ст.72 Земельного Кодекса РФ контроль за использование земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.
Статьей 125 ГК РФ предусмотрено, что от имени муниципальных образований в суде могут выступать органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией. В случае возведения самовольной постройки имеет место нарушение прав муниципального образования по распоряжению муниципальными землями и правомочий по регулированию и планированию застройки территории муниципального образования, что дает истцу право предъявить настоящий иск.
Согласно ст. 60 Земельного кодекса РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка, представляющего собой вступление в фактическое владение участком при отсутствии юридического основания такого владения.
Согласно ч. 4 п. 2 ст. 60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Ст. 76 ЗК РФ предусмотрено, что самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.
Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что ответчик Сухов В.А. в отсутствие соответствующего решения органа местного самоуправления, на земельном участке, не отведенном в установленном законом порядке и являющимся муниципальной собственностью, самовольно занимает и использует его под гараж для хранения автомобиля.
Доводы ответчика, изложенные во встречном исковом заявлении к администрации Хостинского района г. Сочи об устранении препятствий в пользовании земельным участком и наложении обязательств по заключению договора аренды земельного участка о том, что в соответствии с ч. 7 ст. 15 ФЗ №181 от 24.11.1995г. он имеет право на представление места для строительства гаража вблизи места жительства с учетом градостроительных норм, не состоятельны.
Предоставленную возможность Сухов В.А. своевременно не использовал, на протяжении более 20-ти лет им не было согласовано место для установки гаража, как и не был заключен с администрацией г.Сочи договор аренды земельного участка. Данное обстоятельство в настоящее время подлежит быть учтенным и измененным, поскольку 1 декабря 2007 года принят Федеральный закон №310-ФЗ «Об организации и о проведении ХХ1 олимпийских зимних игр и Х1 паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в соответствии с которым администрацией г. Сочи принята программа строительства олимпийских объектов, в рамках реализации мероприятий по приведению улиц города-курорта Сочи к единому архитектурному облику.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Сухову В.А., суд считает необходимым разъяснить ему право на обращение в администрацию г. Сочи с заявлением о предоставлении места парковки на строящихся многоярусных стоянках, либо закрытой стоянки типа «Ракушка», возводимых в соответствии с Программой развития г. Сочи
При данных обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования администрации города Сочи к Сухову В.А. об освобождении земельного участка полежат удовлетворению, а встречные исковые требования Сухова В.А. к администрации Хостинского района г. Сочи об устранении препятствий в пользовании земельным участком и наложении обязательств по заключению договора аренды земельного участка удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление администрации города Сочи к Сухов В.А. об освобождении земельного участка - удовлетворить.
Обязать Сухов В.А. освободить самовольно занимаемый земельный участок путем демонтажа за свой счет и своими силами сооружения в виде каркасно - металлической крытой постройки, используемой в качестве гаража, размещенного в Хостинском районе г. Сочи по улице <адрес>, и привести указанный земельный участок в пригодное для использования состояние.
Во встречном исковом требовании Сухов В.А. к администрации Хостинского района об устранении препятствий в пользовании земельным участком и наложении обязательств по заключению договора аренды земельного участка - отказать.
Решение в 10 дней, с момента изготовления полного текста мотивированного решения суда (то есть 25 апреля 2011 года) может быть обжаловано в краевой суд.
Председательствующий судья: И.Г. Клименко
На момент опубликования решение не вступило в законную силу.