К делу №2-533/2011 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 апреля 2011 года
Хостинский районный суд г. Сочи Краснодарского края
в составе
Председательствующего, судьи Пилипенко Ю.А.
при секретаре Рыжковой Ю.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации города Сочи к администрации города Сочи к Макаренко В.А. и Вартанян С.М. о сносе самовольной постройки и освобождении земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Сочи обратилась в суд с иском к Макаренко В.А. и Вартанян С.М. о сносе самовольной постройки и освобождении земельного участка,
В обоснование своих требований при этом представитель истца указал, что 20 декабря 2010 года специалистом муниципального учреждения «Земельная
инспекция города Сочи» проведено обследование земельного участка по адресу <адрес> в районе <адрес>, в результате чего установлено, что Макаренко В.А. И Вартанян С.М. без получения в установленном законом порядке правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на земельном участке, принадлежащем муниципальному образованию город-курорт Сочи, расположенном по адресу <адрес> в районе <адрес> пользуются блочными, крытыми постройками для хранения автомобиля. Участок не огорожен.
По данному факту и в связи с нарушением статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее Гр.К.РФ) составлено заключение, согласно которого специалистами муниципального учреждения «Земельная инспекция города Сочи» от 02 13 января 2011 г. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.
В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования в полном объеме, и пояснил выше изложенное.
Ответчик Вартанян С.М. и представитель ответчика Макаренко А.Д.- Макаренко С.В. возражали против удовлетворения иска, при этом пояснили суду, что действительно они пользуются блочными, крытыми постройками для хранения автомобиля по адресу <адрес> в районе <адрес>, но правоустанавливающие документы на размещение построек у них отсутствуют. В настоящее время они принимают меры направленные на получение разрешения в администрации г. Сочи на размещение построек.
Суд, выслушав стороны, исследовав представленные письменные доказательства, находит исковые требования администрации города Сочи законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
К такому выводу суд пришел по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Права собственника, предусмотренные ст. 301-304 ГК РФ, на основании ст. 305 ГК РФ, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненно наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.
Как установлено в судебном заседании, действительно в ходе осуществления муниципального земельного контроля муниципальным учреждением «Земельная инспекция города Сочи» по адресу г. Сочи Хостинский район, ул. <адрес> в районе <адрес>, в результате чего установлено, что Вартанян С.М. и Макаренко В.А.- ответчики по настоящему гражданскому делу, пользуется гаражами без получения в установленном законом порядке правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на земельном участке, категория земель земли населенных пунктов, принадлежащем муниципальному образованию город-курорт Сочи, расположенном по адресу <адрес> в районе <адрес>, используемый в настоящее время ответчиками для хранения автомобилей. Участок не огорожен.
Данный факт подтверждается заключениями №, фотоматериалами составленными в ходе обследования земельного участка в натуре от 20.12.2011 года составленным специалистом МУ «Земельная инспекция города Сочи». л.д. 7-10.
Сами ответчик Вартанян С.М. и представитель ответчика Макаренко А.Д.- Макаренко С.В. не отрицали выше изложенного и пояснили, что разрешительные и правоустанавливающие документы на размещение построек у них отсутствуют.
В соответствии с пунктом 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство.
В соответствии со ст. 51 и 55 Градостроительного кодекса разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство. Постановлением Правительства РФ от 24 ноября 2005 года № 698 утверждена единая форма разрешения на строительство, заполняемая в порядке, предусмотренном Приказом Министерства регионального развития РФ от 19 октября 2006 года № 120.
Полномочиями по выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) в силу пункта 6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации обладают, в том числе органы местного самоуправления.
Пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее -ГК РФ) установлено, что самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом, либо за его счет. Статьей 25 Федерального закона от 17 ноября 1995 года № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» лицо, виновное в строительстве или в изменении архитектурного объекта без соответствующего разрешения на строительство, обязано за свой счет осуществить снос (полную разборку) самовольной постройки или привести архитектурный объект и земельный участок в первоначальное состояние.
Самовольное строительство представляет собой правонарушение, которое состоит в нарушении норм земельного законодательства, регулирующего предоставление земельного участка под строительство, либо градостроительных норм, регулирующих проектирование и строительство. Поэтому лицо, осуществившее самовольную постройку, не является законным владельцем.
Вводя правовое регулирование самовольной постройки, законодатель закрепил в пункте 1 статьи 222 ГК Российской Федерации три признака самовольной постройки, а именно: постройка должна быть возведена либо на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном законом порядке, либо без получения необходимых разрешений, либо с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил (причем для определения ее таковой достаточно наличия хотя бы одного из этих признаков). В соответствии с пунктом 2 той же статьи последствием, то есть санкцией за данное правонарушение, является отказ признания права собственности за застройщиком и снос самовольной постройки осуществившим ее лицом либо за его счет.
По буквальному смыслу указанной нормы, содержащаяся в ней санкция может быть применена, если доказана вина в осуществлении самовольной постройки. Осуществление самовольной постройки является виновным действием, доказательством совершения которого служит установление хотя бы одного из трех условий, перечисленных в пункте 1 статьи 222 ГК РФ. Данная правовая позиция выражена Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 3 июля 2007 года № 595-О-П.
Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ведении органов местного самоуправления находится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения. Аналогичные полномочия закреплены подпунктом 26 пункта 1 статьи 7 Устава муниципального образования город-курорт Сочи.
Статьей 125 ГК РФ предусмотрено, что от имени муниципальных образований в суде могут выступать органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией. В случае возведения самовольной постройки имеет место нарушение прав муниципального образования по распоряжению муниципальными землями и правомочий по регулированию и планированию застройки территории муниципального образования, что дает истцу право предъявить настоящий иск.
Таким образом, исковые требования администрации города Сочи являются законными и обоснованными, в связи, с чем подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление администрации города Сочи к администрации города Сочи к Макаренко В.А. и Вартанян С.М. о сносе самовольной постройки и освобождении земельного участка - удовлетворить.
Обязать Макаренко В.А. и Вартанян С.М. освободить самовольно занимаемый земельный участок путем сноса самовольных построек возведенных в <адрес> в районе <адрес> привести земельный участок в пригодное для использования состояние
Решение в 10 дней, с момента изготовления полного текста мотивированного решения суда (то есть 30 апреля 2011 года) может быть обжаловано в краевой суд.
Решение опечатано в совещательной комнате.
Председательствующий: Ю.А. Пилипенко
Решение на момент публикации не вступило в законную силу