Определение по иску прокурора Хостинского района г. Сочи, заявленного в интересах граждан, пострадавших в результате оползневых процессов на территории СТ `Радуга` в январе 2012 года, к администрации г. Сочи о признании бездействия незаконным.



К делу № 2-1609/2012 г.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

09 октября 2012 года.                                                                                г.Сочи

Хостинский районный суд г.Сочи Краснодарского края в составе председательствующего судьи Тимченко Ю.М.

прокуроров : помощника прокурора Хостинского района г.Сочи Бобырева Р.И. и заместителя прокурора Хостинского района г.Сочи Рассохина Д.А.,

при секретаре Талалай З.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Хостинского района города Сочи, заявленного в интересах граждан, пострадавших в результате оползневых процессов на территории садового товарищества "Радуга" в районе улицы Армянской, переулка Черешневого, переулка Комбнатовского села Барановка Хостинского внутригородского района города Сочи в январе 2012 года, к администрации Хостинского района города Сочи о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Хостинского района города Сочи обратился в суд с иском, заявленным в интересах граждан, пострадавших в результате оползневых процессов на территории садового товарищества "Радуга" в районе улицы Армянской, переулка Черешневого, переулка Комбнатовского села Барановка Хостинского внутригородского района города Сочи в январе 2012 года, к администрации Хостинского района города Сочи о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению действий. В иске прокурор просит суд признать незаконным бездействие администрации Хостинского района г.Сочи по неисполнению возложенных на нее обязанностей постановлением администрации города Сочи от 28.03.2012 г. "О мерах социальной поддержки граждан, пострадавших в результате схода оползня на территории садового товарищества "Радуга" в районе улицы Армянской, переулка Черешневого, переулка Комбинатовского села Барановка Хостинского внутригородского района города Сочи в январе 2012 года", а также просит обязать администрацию Хостинского района г.Сочи в разумный срок исполнить возложенные на нее обязанности постановлением администрации города Сочи от 28.03.2012 г. "О мерах социальной поддержки граждан, пострадавших в результате схода оползня на территории садового товарищества "Радуга" в районе улицы Армянской, переулка Черешневого, переулка Комбинатовского села Барановка Хостинского внутригородского района города Сочи в январе 2012 года".

В обосновании заявленных требований прокурор указывает, что прокуратурой Хостинского района г. Сочи по поручению прокуратуры Сочи проведена проверка доводов обращения К. по вопросам получения социальной поддержки и переселения граждан, домовладения которых )страдали в результате схода оползня на территории СТ «Радуга», в районе улицы Армянской, переулка Черешневого, переулка Комбинатовского села Барановка Хостинского внутригородского района города Сочи в январе 2012 года. Согласно протокола совещания при первом заместителе главы г. Сочи Ф. от 13.01.2012 по вопросам критической ситуации, связанной с тивизацией оползня в Хостинском районе г. Сочи, в районе северного склона Барановского кладбища, вблизи часовни, СНТ «Русская Мамайка», в результате оползня снесены водоводы диаметром 100 мм и длиной по 80 м, оползень годится в активном состоянии, происходит постоянный порыв водовода на ином участке, отвал грунта угрожает СНТ «Русская Мамайка», домам . В соответствии с протоколом комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации Хостинского района г. Сочи № 2 от 24.01.2012 на основании ст.ст.24, 25 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением жительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794, введен режим чрезвычайной ситуации на территории садоводческого общества СНТ «Русская Мамайка». 18.04.2012 прокуратурой района с привлечением специалистов Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея проведено обследование земельного участка площадью 933983 кв.м (земли сельскохозяйственного назначения) с кадастровым номером , расположенного: г. Сочи, между с. Русская Мамайка, с. Барановка, участок . Указанный земельный участок находится в собственности Краснодарского края, решение об отводе данного земельного участка в пользование каким-либо гражданам, юридическим лицам Департаментом имущественных отношений Краснодарского края не принималось. Осмотром участка были выявлены места размещения отвалов грунта, строительного мусора и твердых бытовых отходов, осуществляемого в нарушение требований ст.ст. 10, 14 Федерального закона от 06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.ст. 34, 37, 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». На момент обследования отвал грунта не производился. Кроме того, установлено, что результате бесконтрольного отвала грунта, усилившего давление на почву, на данном земельном участке, а также по причине проливных дождей произошли подвижки грунта в виде оползня, сошедшего вдоль русла существующего ручья района села Русская Мамайка. В результате оползня причинены повреждения, том числе, и одноэтажному жилому дому на участке садового товарищества «Радуга» с. Барановка г. Сочи, собственником которого является Ш., находящаяся под опекой заявителя К. В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесено участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах селения, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, а также обеспечение нуждающихся граждан в улучшении жилищных условий жилыми помещениями, создание условий для жилищного строительства. Данной проверкой установлено, что собственником одноэтажного жилого дома на участке садового товарищества «Радуга» с. Барановка г. Сочи, является Ш. на основании свидетельства о государственной регистрации права от 01.03.2012 года серии . Заявитель К. зарегистрирована по месту жительства в доме <адрес> и является опекуном Ш. В связи с активизацией оползневого процесса в СНТ «Русская Мамайка» в январе 2012 года указанному жилому дому причинены повреждения. Распоряжением главы администрации Хостинского района г. Сочи 28.05.2012 года жилой дом общей площадью 45 кв.м., расположенный участке в с/т «Радуга» Хостинского района г. Сочи признан непригодным для проживания. В рамках исполнения решения комиссии администрации г. Сочи предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 26.01.2012 года № 4 граждане, жилье которых страдало в результате оползневых процессов и не имеющие иного жилья или возможности проживать у своих родственников, отселялись органами местного самоуправления г. Сочи в организации санаторно-курортного и туристического комплекса г. Сочи. Однако, в апреле 2012 года администрацией Хостинского района г. Сочи направлены письма в организации санаторно-курортного и туристического комплекса г. Сочи, в том числе, и в пансионат "А", где временно проживали К. и Ш., о выселении граждан, пострадавших в результате оползня, не имеющих регистрацию по месту жительства в домовладениях, поврежденных оползнем, и являющихся их собственниками. Администрацией г. Сочи издано постановление от 28.03.2012 года «О меpax социальной поддержки граждан, пострадавших в результате схода оползня территории садового товарищества «Радуга» в районе улицы Армянской, переулка Черешневого, переулка Комбинатовского села Барановка Хостинского внутригородского района города Сочи в январе 2012 года». В соответствии с п. 2 указанного постановления администрация Хостинского района г. Сочи определена ответственной за организацию работы и предоставление мер социальной поддержки гражданам, утратившим жилые помещения в результате ода оползня на территории садового товарищества «Радуга» в районе улицы Армянской, переулка Черешневого, переулка Комбинатовского села Барановка Хостинского внутригородского района города Сочи в январе 2012 года. В частности, на администрацию Хостинского района г. Сочи указанным постановлением возложены следующие обязанности:

    обеспечить работу районной межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу на территории Хостинского внутригородского района города Сочи в части признания непригодными для проживания жилых помещений, расположенных в зоне чрезвычайной ситуации в селе Барановка Хостинского внутригородского района города Сочи, согласно решению комиссии администрации города Сочи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 1 февраля 2012 года № 5 и районной межведомственной миссии, указанной в абзаце втором настоящего пункта;

    организовать работу по сбору документов, подтверждающих утрату жилых помещений, расположенных в зоне чрезвычайной ситуации в селе Барановка Хостинского внутригородского района города Сочи, согласно решению комиссии Администрации города Сочи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 1 февраля 2012 года № 5, по основаниям для признания жилого помещения непригодным для проживания, установленным разделом 3 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47;

    обеспечить подготовку и сбор документов у граждан, утративших жилые помещения или жилые строения, расположенные в зоне чрезвычайной ситуации в не Барановка Хостинского внутригородского района города Сочи, согласно решению комиссии администрации города Сочи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 1 февраля 2012 года № 5, в целях предоставления их в администрацию Краснодарского края и проведения расчета субсидий;

- обеспечить предоставление в отдел гражданской обороны и защиты селения администрации города Сочи документов, необходимых для правления в администрацию Краснодарского края в целях выделения средств бюджета Краснодарского края для предоставления гражданам, утратившим жилые помещения или жилые строения, социальной поддержки.

Вместе с тем, проверка показала, что администрацией Хостинского района Сочи работа в данном направлении не ведется. Например, собственник дома общей площадью 45 кв.м., расположенного на участке в с/т «Радуга» Хостинского района г. Сочи и признанного непригодным для проживания, Ш. и ее опекун К. не обеспечены до настоящего времени социальной поддержкой в виде предоставления земельного участка в собственность бесплатно вместе с социальной выплатой на строительство, получение от К. документов, необходимых для предоставления социальной поддержки, администрацией Хостинского района Сочи не организовано. Более того, в результате выселения по письмам администрации Хостинского района г. Сочи пострадавших в результате оползня граждан из организаций санаторно-курортного и туристического комплекса г. Сочи, К. и ее несовершеннолетний ребенок Ш. вынуждены проживать в настоящее время в поврежденном оползнем аварийном доме на участке в с/т «Радуга» Хостинского района г. Сочи. В результате бездействия администрации Хостинского района г. Сочи в логичной критической ситуации оказалось 102 гражданина - собственники 92 домовладений, которые пострадали в результате оползневых процессов на территории садового товарищества «Радуга» в районе улицы Армянской, переулка Черешневого, переулка Комбинатовского села Барановка Хостинского внутригородского района города Сочи в январе 2012 года и 29 граждан - собственники пострадавших от оползня 29 земельных участков без строений. Указанное бездействие администрации Хостинского района г. Сочи нарушает права граждан, пострадавших в результате схода оползня, на получение ими мер социальной поддержки, что в соответствии со ст. 45 ГК РФ дает право прокурору обратиться в суд для защиты этих прав и интересов.

В судебном заседании на обсуждение участников судом был поставлен вопрос о том имеются ли основания для оставления без рассмотрения данного искового заявления, поданного прокурором в интересах граждан, пострадавших в результате оползневых процессов, в соответствии со ст.220 ГПК РФ, поскольку прокурором не предоставлены суду доказательства соблюдения прокурором процессуальных положений ч.1 ст.45 ГПК РФ для обращения в суд в интересах граждан.

Прокуроры Бобырев Р.И. и Рассохин Д.А. возражали против оставления без рассмотрения поданного прокурором иска, при этом они пояснили, что обратившись в суд с иском в интересах граждан прокурор Хостинского района г.Сочи действовал по указанию вышестоящего прокурора, то есть прокурора города Сочи к которому поступила копия обращения К., обратившейся с заявлением к Уполномоченному по правам ребенка в Краснодарском крае. Прокуроры пояснили, что в соответствии с законом РФ "О прокуратуре в РФ" прокурора района обратился в суд, при этом прокурор полагает, что таких обстоятельств достаточно для того, чтобы счесть подачу им иска в защиту интересов определенной группы граждан, правомочным.

Представитель ответчика администрации Хостинского района г.Сочи Шамукова А.Р., явившись в судебное заседание, просила оставить иск без рассмотрения по основаниям, предусмотренным ст.220 ГПК РФ, пояснив, что прокурор не предоставил в суд доказательств правомерности его обращения в суд с иском в защиту интересов определенной группы граждан, когда эти граждане к прокурору с заявлениями с просьбой обратиться в их интересах в суд за судебной защитой не обращались.

Суд, выслушав мнение сторон, исследовав представленные доказательства в необходимом для разрешения возникшего вопроса объеме, проанализировав и оценив все в совокупности, пришел к выводу, что исковое заявление поданное прокурором подлежит оставлению без рассмотрения по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Соответственно процессуальный закон предусматривает два процессуальных основания для обоснованной возможности прокурору обратиться в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, то есть либо когда сам гражданин по состоянию здоровья возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, либо если гражданин обратился к прокурору с обращением о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с ч.2 ст.45 ГПК РФ прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца.

В соответствии с ч.1 ст.38 ГПК РФ сторонами в гражданском судопроизводстве являются истец и ответчик.

Соответственно прокурор, как сторона в процессе, в данном случае сторона истца, обязан доказать те обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих требований и возражений.

В данном случае прокурор в исковом заявлении указал, что он обращается в суд в соответствии со ст.45 ГПК РФ с иском в интересах определенных лиц, то есть граждан, пострадавших в результате оползневых процессов на территории садового товарищества "Радуга" в районе улицы Армянской, переулка Черешневого, переулка Комбинатовского села Барановка Хостинского внутригородского района города Сочи в январе 2012 года.

Однако к исковому заявлению представленному в суд, а также до настоящего времени уже в процессе судебного разбирательства дела, прокурором не представлено доказательств того, что к нему обращались кто либо из таких граждан, пострадавших в результате оползневых процессов с тем, чтобы прокурор обратился в их интересах за судебной защитой их прав и законных интересов.

Суду также не предоставлено доказательств того, что кто либо из этих граждан в интересах которых прокурор обратился с иском в суд, по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Те граждане, данные которых упоминает прокурор в исковом заявлении, а именно К. и Ш. не являются лицами которые не могут по состоянию здоровья возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, поскольку из представленных суду доказательств следует, что К. занимает самостоятельную активную позицию по защите прав своих и своего несовершеннолетнего ребенка, реализуя это право она обращалась с неоднократными заявлениями в различные органы власти, а также в суд и судом рассматривалось гражданское дело по ее заявлению.

Приложенное к исковому заявлению заявление К. адресованное А. ( л.д.8), копия которого была направлена прокуратурой Краснодарского края в прокуратуру <адрес>, а оттуда в прокуратуру Хостинского района г.Сочи для проверки и принятия необходимых мер реагирования, что суд установил из сопроводительного письма ( л.д.7), не является заявлением К. прокурору с просьбой обратиться в ее интересах и интересах ее несовершеннолетнего ребенка в суд с иском.

Доказательств обращения К. к прокурору Хостинского района г.Сочи с заявлением с просьбой о защите прав и законных интересов ее и Ш. путем обращения в суд с иском, суду не представлено.

Несоблюдение условий реализации права на предъявление иска при наличии у заинтересованного лица права на процесс означает несоблюдение установленного законом порядка его реализации, что обусловливает иной характер последствий. Если несоблюдение условий реализации права на предъявление иска обнаруживается в стадии возбуждения гражданского дела, то судья возвращает исковое заявление в соответствии с п. 1 ст. 135 ГПК РФ, а если несоблюдение условий обнаружено в стадии судебного разбирательства, то суд оставляет заявление без рассмотрения в соответствии со ст.222 ГПК РФ.

Суд также не может принять во внимание доводы прокуроров о том, что прокурор Хостинского района г.Сочи обратился в суд с исковым заявлением в интересах граждан, исполняя указания вышестоящего прокурора в соответствии с законом РФ "О прокуратуре РФ", поскольку процессуальное право на обращение в суд с заявлением в интересах других лиц прокурором реализуется в соответствии со специальной процессуальной нормой, предусмотренной ст.45 ГПК РФ, соответственно ссылками на иные законы это процессуальное правомочие и требование не может изменяться и регламентироваться.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что прокурором не предоставлено суду доказательств наличия у прокурора процессуального права обращения в суд с выше указанным исковым заявлением в соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ, поэтому суд приходит к выводу, что исковое заявление подано лицом, то есть прокурором, не имеющим полномочий на его предъявление.

В соответствии с абзацем 4 ст.222 ГПК РФ суд оставляет заявление без рассмотрения в случае, если заявление подписано или подано лицом, не имеющим полномочий на его подписание или предъявление иска.

В соответствии со ст.223 ГПК РФ производство по делу в случае оставления заявления без рассмотрения заканчивается определением суда. В этом определении суд обязан указать, как устранить указанные в ст.222 ГПК РФ обстоятельства, препятствующие рассмотрению дела.

Несоблюдение установленного порядка реализации права на предъявление иска в этом случае не препятствует повторному обращению в суд с аналогичным требованием после устранения заявителем допущенного нарушения, что предусмотрено ч. 2 ст. 223 ГПК РФ.

В данном случае если прокурором вместе с подачей искового заявления, поданного в интересах выше указанной группы лиц граждан, будет представлено в суд доказательство наличия оснований, предусмотренных ч.1 ст.45 ГПК РФ, предоставляющих прокурору право обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов таких гражданин, то прокурор вправе вновь обратиться в суд с заявлением к тому же ответчику и по тем же основаниям в общем порядке.

Также оставление искового заявления без рассмотрения по выявленным основаниям не препятствует гражданам из числа лиц, указанных прокурором в исковом заявлении, самостоятельно обратиться в суд с заявлением к тому же ответчику о защите их прав и законных интересов, если они полагают, что их права и законные интересы нарушены.

Руководствуясь ст.ст.222,223,224,225 ГПК РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ :

Исковое заявление прокурора Хостинского района города Сочи, заявленного в интересах граждан, пострадавших в результате оползневых процессов на территории садового товарищества "Радуга" в районе улицы Армянской, переулка Черешневого, переулка Комбнатовского села Барановка Хостинского внутригородского района города Сочи в январе 2012 года, к администрации Хостинского района города Сочи о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению действий - оставить без рассмотрения.

Разъяснить сторонам, что после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявления без рассмотрения, заинтересованное лицо вправе вновь обратиться в суд с заявлением в общем порядке.

Определение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Хостинский районный суд г.Сочи в течение 15 дней.

Председательствующий судья                                                       Тимченко Ю.М.

На момент публикации определение не вступило в законную силу