постановление по делу о привлечении ООО `Спецмострой` к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ



К делу №5-12/2011

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу об административном правонарушении

«25» января 2011 года г. Сочи

Судья Хостинского районного суда г. Сочи Краснодарского края Клименко И.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании поступивший из Департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЮФО материал об административном правонарушении в отношении ООО «Спецмострой» в совершении административного правонарушения предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

На основании приказа Департамента Росприроднадзора по ЮФО от 13.11.2010 г. № 643, в период с 1 по 27.12.2010 года проведена плановая выездная проверка соблюдения требований законодательства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды ООО «Спецмострой», осуществляющего деятельность в водоохранной зоне Черного моря. В ходе проверки установлено: ООО «Спецмострой» осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного решением участников общества, протоколом № 1 от 02.11.2009 г.

Основным направлением деятельности ООО «Спецморстрой» является производство подводных работ, включая водолазные, производство дноуглубительных и берегоукрепительных работ, строительство гидротехнических и портовых сооружений, а также деятельность морского и речного транспорта.

Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не разработан. Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение у предприятия отсутствует.

Осуществляет обращение с отходами (остатки металлолома, ржавые кузова легковых автомашин, твердые бытовые отходы (далее - ТБО), автомобильные покрышки, канаты, разбросанные стройматериалы, остатки плавсредств и иные отходы производства и потребления) в виде накопления в местах, не обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

В процессе осуществления хозяйственной деятельности ООО «Спецморстрой» образуются отходы производства и потребления 1-4 классов опасности. Предоставлены паспорта опасных отходов и свидетельства подтверждающие класс опасности. Ведется журнал учета движения отходов.

Согласно представленной справки от ДД.ММ.ГГГГ № ООО «Спецморстрой», предприятие производит накопление ТБО и собственным автотранспортом вывозит на свалку полигона <данные изъяты>. Оплата производится согласно квитанций

Заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «<данные изъяты>» на оказание услуг по сбору, приему, транспортировке, временному складированию, обезвреживанию и утилизации опасных промышленных (токсичных) отходов.

При натурном осмотре территории установлено, что отсутствуют контейнера для накопления металлолома, ржавых кузовов легковых автомашин, бытового мусора, отработанных автомобильных покрышек, каната, остатки плавсредств). Накопление различных видов отходов производится в неорганизованных местах в хаотичном порядке по всей территории предприятия.

В марте 2010 г. в соответствии с планом работы Сочинской транспортной прокуратуры с привлечением специалистов Департамента Росприроднадзора по ЮФО проведена проверка соблюдения законодательства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды территории ООО «Спецморстрой», расположенного по адресу: <адрес>.

То есть, нарушены ст.ст. 11, 14, 19 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ.

Представитель Департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по южному федеральному округу - П. (удостоверение № от ДД.ММ.ГГГГ), в судебном заседании пояснил, что все нарушения, указанные в протоколе имели место быть, и просил признать ООО «Спецморстрой» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ и применить административное наказание в виде приостановки деятельности.

Представитель ООО «Спецморстрой», в судебном заседании просил производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Спецморстрой» прекратить, за отсутствием состава административного правонарушения.

Выслушав стороны, изучив материалы об административном правонарушении, суд считает необходимым производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Спецморстрой» прекратить, за отсутствием состава административного правонарушения по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

Как установлено в судебном заседании, с ДД.ММ.ГГГГ Департаментом Росприроднадзора по Южному Федеральному округу проведена проверка ООО «Спецморстрой».

По результатам проверки был составлен Акт проверки № от ДД.ММ.ГГГГ.

По фактам выявленных нарушений в отношении ООО «Спецморстрой» был составлен протокол об административном правонарушении №, за которое предусмотрено привлечение нарушителя к административной ответственности в соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ.

В ст. 8.2 КоАП РФ установлена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или опасными веществами.

Объективной стороной состава административного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Субъектом административного правонарушения являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.

Согласно статье 11 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством РФ в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Между тем деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.

Подпунктом «б» пункта 2 статьи 33 Федерального закона от 30.12.2008 № 309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации введена редакция статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», согласно которой под обращением с отходами следует понимать следующие виды деятельности: деятельность по сбору отходов, накоплению отходов, использованию отходов, обезвреживанию отходов, транспортированию отходов, деятельность по размещении отходов.

Таким образом, из состава видов деятельности по обращению с отходами исключена деятельность, в процессе которой образуются отходы, и включен новый вид деятельности -деятельность по накоплению отходов. Соответственно, к деятельности по обращению с отходами относятся только специализированные виды деятельности по осуществлению различных операций с отходами.

Следовательно, с момента вступления в силу подпункта «б» пункта 2 статьи 33 Федерального закона от 30.12.2008 № 309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации, законодатель фактически вывел лиц, не занимающихся специализированной деятельностью по обращению с отходами, из состава субъектов ответственности по статье 8.2 КоАп РФ за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами.

Статьей 8.2 Кодекса установлена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или опасными веществами.

Объективной стороной состава правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Субъектом административного правонарушения являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.

Согласно статье 11 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Между тем деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.

Подпунктом «б» пункта 2 статьи 33 Федерального закона от 30.12.2008 № 309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации введена редакция статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», согласно которой под обращением с отходами следует понимать следующие виды деятельности: деятельность по сбору отходов, накоплению отходов, использованию отходов, обезвреживанию отходов, транспортированию отходов, деятельность по размещении отходов.

Таким образом, из состава видов деятельности по обращению с отходами исключена деятельность, в процессе которой образуются отходы, и включен новый вид деятельности -

деятельность по накоплению отходов. Соответственно, к деятельности по обращению с отходами относятся только специализированные виды деятельности по осуществлению различных операций с отходами.

На осуществление перечисленной деятельности требуется лицензия в соответствии с пунктом 74 статьи 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Следовательно, с момента вступления в силу подпункта «б» пункта 2 статьи 33 Федерального закона от 30.12.2008 № 309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации, законодатель фактически вывел лиц, не занимающихся специализированной деятельностью по обращению с отходами, из состава субъектов ответственности по статье 8.2 Кодекса за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами.

Таким образом, субъектом правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 8.2 Кодекса, может быть лицо, которое не соблюдает экологические и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или опасными веществами.

Фактическая деятельность ООО «Спецморстрой» (устав ООО «Спецморстрой», приложение к акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ №), заявленные коды ОКВЭД раздел «Сведения об экономической деятельности» (выписка из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ), информационное письмо о присвоении кодов видов деятельности - ОКОНХ от ДД.ММ.ГГГГ № не связаны с деятельностью по обращению с отходами. ООО «Спецморстрой» в проверяемый период не осуществляло обращение с отходами применительно к действующей редакции Закона 89-ФЗ.

Из акта проверки и протокола следует, что выявленные в результате проверки отходы могли образоваться только в результате деятельности ООО «Спецморстрой».

ООО «Спецморстрой» заключило договор от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Кубаньэко» на оказание услуг по сбору, приему, транспортировке, временному складированию, обезвреживанию и утилизации опасных промышленных (токсичных) отходов, что подтверждается Департаментом, и отражено в приложении к акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ №.

Из приложения к акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что ООО «Спецморстрой» осуществляет свою деятельность на арендуемых площадях (всего площадью 1628,1 кв. м). В соответствии с Договором № аренды имущества указанная в акте проверки площадь (1628,1 кв. м) является площадью арендованных объектов недвижимости (администрация, механические мастерские и т. д.).

Таким образом, суде не представлено доказательств того, что территория, на которой был обнаружен мусор используется ООО «Спецморстрой». Документов о предоставлении земельного участка в пользование ООО «Спецморстрой» не имеется, следовательно, ответственность ООО «Спецморстрой» за содержание указанной территории не может быть предусмотрена.

Таким образом, позиция Департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЮФО о том, что ООО «Спецмостстрой» является надлежащим субъектом вменяемого административного правонарушения и у Департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЮФО имелись правовые основания для составления протокола № об административном правонарушении в соответствии со статьей 8.2 КоАП РФ, в судебном заседание на нашло своего подтверждения.

При указанных обстоятельствах ООО «Спецмостстрой» не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.

Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствие с п. 2 ч. 1 ст. 24.5. КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Спецмостстрой» по ст. 8.2 КоАП РФ прекратить.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Спецмостстрой» по ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через райсуд в течение 10 дней.

Судья И.Г. Клименко