Решение по иску об оспаривании решения органа государственной власти и обязании устранить допущенные нарушения



К делу

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 ноября 2010 г.

Лазаревский районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:

Судьи Павловой О.Ю.

При секретаре Багдасарян О.Г.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО3, заинтересованные лица Сочинский отдел (филиал) ФГУ «Земельно-кадастровая палата» по Краснодарскому краю, Сочинский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю об оспаривании решения органа государственной власти,

У С Т А Н О В И Л:

Миленькин А.Н. обратился в суд с заявлением, в котором он просит признать незаконным Решение Сочинского отдела (филиала) ФГУ «Земельно-кадастровая палата» по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в осуществлении кадастрового учета земельного участка, обязать Сочинский отдел (филиал) ФГУ «Земельно-кадастровая палата», Сочинский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю поставить на государственный кадастровый учет земельный участок, площадью 264 кв.м. при жилом доме <адрес> в Лазаревском районе города-курорта Сочи для индивидуального жилищного строительства.

В обоснование заявленных требований Миленькин А.Н. указал, что ему Постановлением Главы Администрации Лазаревского района г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ предоставлен за плату земельный участок площадью 264 кв.м. при жилом доме <адрес> в Лазаревском районе города-курорта Сочи для индивидуального жилищного строительства. ООО «Геосервис» был изготовлен межевой план указанного земельного участка, после чего он обратился с заявлением о постановке на кадастровый учет указанного земельного участка. Решением от ДД.ММ.ГГГГ Сочинский отдел (филиал) ФГУ «Земельная кадастровая палата» по <адрес> отказало Миленькину А.Н. в осуществлении кадастрового учета, сославшись на несоответствие установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным размерам земельных участков, а также на противоречия в сведениях о номере кадастрового квартала, в котором формируется земельный участок.

Миленькин А.Н. считает, что решение Сочинского отдела (Филиала) ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным, необоснованным и нарушающим его права и законные интересы.

Миленькин А.Н. утверждает, что Решение Городского собрания Сочи №211 от 16.10.2007 года «Об установлении минимального размера земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность или аренду из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель» и норма, содержащаяся в п3.ч.3 ст.27 Федерального закона от 24.07.2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», не могут являться препятствием в осуществлении кадастрового учета земельного участка, предоставленного до их принятия и вступления в законную силу. Земельный участок площадью 264 кв.м. при жилом доме <адрес> был предоставлен ему ДД.ММ.ГГГГ, а решение Городского собрания Сочи, устанавливающее предельный минимальный размер земельного участка в 300 кв.м. для ИЖС было принято позднее. Данное решение Городского собрания Сочи не имеет обратной силы и применяется в отношении земельных участков, предоставляемых после его принятия и вступления в законную силу. Федеральный закон от 24.07.2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» вступил в силу с 1 марта 2008 года, тогда как, земельный участок ему предоставлялся ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, при предоставлении земельного участка не могли учитываться нормы указанного закона.

Миленькин А.Н. утверждает, что изменение номера и (или) границ кадастрового квартала земельного участка не может служить основанием для отказа в постановке на кадастровый учет земельного участка, предоставленного в соответствии с законодательством до такого изменения. Кадастровое деление территории РФ на кадастровые округа, кадастровые районы и кадастровые кварталы регулируется Правилами кадастрового деления территории Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2000 г. №660. Согласно п.10 указанных Правил, кадастровое деление территории кадастрового округа на кадастровые районы и кадастровые кварталы осуществляет территориальный орган Федеральной службы земельного кадастра России на основании разрабатываемых проектов кадастрового деления соответствующих территорий. Требования к кадастровому делению и порядок учета кадастровых единиц устанавливает Федеральная служба земельного кадастра России. Согласно п.11 указанных правил, изменение границ кадастрового деления, выполненного в соответствии с Правилами, допускается в исключительных случаях в порядке, устанавливаемом Федеральной службой земельного кадастра России. Изменение номера и (или) границ кадастрового квартала ничего по существу не меняет.

В судебном заседании представитель Миленькина А.Н. по доверенности Камышанская С.В. настаивала на удовлетворении заявленных требований, указывая, что решение Городского собрания Сочи №211 от 16.10.2007 года и норма, содержащаяся в п.3. ч.3 ст. 27 Федерального закона от 24.07. 2007 года №221-ФЗ, и обязывающая орган кадастрового учета принимать решение об отказе в постановке на учет земельного участка, если размер образуемого земельного участка не будет соответствовать установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (минимальным и максимальным) размерам земельных участков, не применима к регулированию отношений по постановке на кадастровый учет предоставленного Миленькину А.Н. земельного участка. Кроме того, она пояснила, что межевой план предоставленного Миленькину А.Н. земельного участка выполнен в границах, установленных в согласованном и утвержденном проекте границ земельного участка без каких-либо отклонений. Местоположение формируемого земельного участка с момента его предоставления до настоящего времени не менялось, а изменение номера кадастрового квартала носит лишь технический характер, не зависит ни от органа местного самоуправления, предоставившего указанный земельный участок, ни от лица, которому предоставлялся земельный участок, в связи с чем, не должно ущемлять права Миленькина А.Н. на оформление земельного участка.

Представитель Сочинского отдела (филиала) ФГУ «Земельно-кадастровая палата» по Краснодарскому краю, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия, направил в письменном виде возражения, в которых заявленные требования не признал, просил отказать в их удовлетворении, пояснив, что считает оспариваемое решение законным по следующим основаниям. В соответствии с представленными документами площадь земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, меньше минимального размера, установленного для земельных участков, предоставляемых гражданам из государственной или муниципальной собственности для индивидуального жилищного строительства. Кроме того, в представленных документах имеются разночтения. Земельный участок сформирован из земель, находящихся в государственной собственности с кадастровым номером , а межевой план выполнен в кадастровом квартале .

Суд, выслушав стороны, считает, что заявленные требования Миленькина А.Н. подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Миленькину А.Н. Постановлением Главы Администрации Лазаревского района г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ предоставлен за плату земельный участок площадью 264 кв.м. при жилом доме <адрес> в Лазаревском районе города-курорта Сочи для индивидуального жилищного строительства. ООО «Геосервис» был изготовлен межевой план указанного земельного участка, после чего Миленькин А.Н. обратился с заявлением о постановке на кадастровый учет указанного земельного участка. Решением Сочинского отдела (филиала) ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ Миленькину А.Н. отказано в осуществлении кадастрового учета. Причиной отказа послужило несоответствие площади формируемого земельного участка установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным размерам земельных участков, а также противоречия в сведениях о номере кадастрового квартала, в котором формируется земельный участок.

На момент предоставления Миленькину А.Н. земельного участка в собственность действовало Решение Городского Собрания Сочи от 18.04.2002 г. №61 «О положении о порядке предоставления и прекращения прав на земельные участки на территории города Сочи» (в редакции от 14.11.2006 года) п.3.1.1. которого предусматривал предельный минимальный размер земельного участка, предоставляемого для индивидуального жилищного строительства при уплотнении существующей застройки, в 200 кв.м. Решение Городского собрания Сочи №211 от 16.10.2007 года «Об установлении минимального размера земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность или аренду из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель», установившее предельный минимальный размер земельного участка в 300 кв.м. для индивидуального жилищного строительства было принято после предоставления Миленькину А.Н. земельного участка в собственность.

Федеральный закон от 24.07.2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» вступил в силу с 1 марта 2008 года, а следовательно, при предоставлении Миленькину А.Н. земельного участка в собственность не могли учитываться нормы указанного закона.

Суд считает, что Решение Городского собрания Сочи №211 от 16.10.2007 года и п3.ч.3 ст.27 Федерального закона от 24.07.2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», не могут являться препятствием в осуществлении кадастрового учета земельного участка, предоставленного до их принятия и вступления в законную силу.

Изменение границ и номеров кадастрового квартала не находится в компетенции органов местного самоуправления. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Администрация Лазаревского района г. Сочи сообщила, что на момент предоставления земельного участка земельный участок находился в кадастровом квартале 23:49:0109004, в связи с чем, отсутствуют основания для внесения изменений в постановление о предоставлении земельного участка.

Суд считает убедительными доводы заявителя о том, что изменение номера и (или) границ кадастрового квартала земельного участка не может служить основанием для отказа в постановке на кадастровый учет земельного участка, предоставленного в соответствии с законодательством до такого изменения.

Кадастровое деление территории РФ на кадастровые округа, кадастровые районы и кадастровые кварталы регулируется Правилами кадастрового деления территории Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2000 г. №660. Согласно п.10 указанных Правил, кадастровое деление территории кадастрового округа на кадастровые районы и кадастровые кварталы осуществляет территориальный орган Федеральной службы земельного кадастра России на основании разрабатываемых проектов кадастрового деления соответствующих территорий. Требования к кадастровому делению и порядок учета кадастровых единиц устанавливает Федеральная служба земельного кадастра России. Согласно п.11 указанных правил, изменение границ кадастрового деления, выполненного в соответствии с Правилами, допускается в исключительных случаях в порядке, устанавливаемом Федеральной службой земельного кадастра России.

Таким образом, изменение границ и номеров кадастрового квартала находится в исключительной компетенции органа государственного кадастрового учета, не зависит и не может зависеть ни от воли лица, которому предоставлялся земельный участок, ни от воли органа местного самоуправления. Следовательно, у Миленькина А.Н. отсутствует возможность устранить имеющиеся в представленных для кадастрового учета документах несоответствия в номерах кадастрового квартала, в котором сформирован земельный участок, что никоим образом не должно служить препятствием Миленькину А.Н. в оформлении предоставленного ему земельного участка.

Кроме того, изменение номера и (или) границ кадастрового квартала ничего по существу не меняет. Межевой план предоставленного Миленькину А.Н. земельного участка выполнен в границах, установленных в согласованном и утвержденном проекте границ земельного участка без каких-либо отклонений. Местоположение формируемого земельного участка с момента его предоставления до настоящего времени не менялось, а изменение номера кадастрового квартала носит лишь технический характер.

С учетом изложенного, у суда отсутствуют основания для признания незаконным решения об отказе в осуществлении кадастрового учета земельного участка, но при этом, имеются все основания для удовлетворения требования об обязании органа кадастрового учета поставить на кадастровый учет земельный участок, предоставленный Миленькину А.Н. в собственность.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198, 441 Гражданского процессуального кодекса РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении требования о признании незаконным Решения Сочинского отдела (филиала) ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в осуществлении кадастрового учета земельного участка площадью 264 кв.м. при жилом доме <адрес> в Лазаревском районе города-курорта Сочи для индивидуального жилищного строительства –отказать.

Обязать Сочинский отдел (филиал) ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю, Сочинский отдел Управления Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю поставить на государственный кадастровый учет земельный участок, сформированный в кадастровом квартале , площадью 264 кв.м. при жилом доме <адрес> в Лазаревском районе города-курорта Сочи для индивидуального жилищного строительства, категория земель – земли населенных пунктов.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Лазаревский районный суд г. Сочи в течение десяти дней.

Судья О.Ю. Павлова

Копия верна: Судья Павлова О.Ю.