К делу № ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 11 ноября 2010 года Лазаревский районный суд города Сочи в составе: Судьи Трухана Н.И. При секретаре Тарасовой Е.В. С участием прокурора Козыря А.И. Рассмотрев в судебном заседании дело по иску прокурора Лазаревского района города Сочи в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Стройпресс» о запрещении деятельности, осуществляемой с нарушением природоохранного законодательства, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и создающей угрозу причинения вреда в будущем Прокурор Лазаревского района города Сочи в интересах неопределенного круга лиц просил признать бездействие ООО «Стройпресс», заключающееся в не проведении оценки воздействия на окружающую среду в отношении хозяйственной деятельности, которая может оказать прямое или косвенная воздействие на окружающую среду; неполучении разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух; не разработке проекта санитарно-защитной зоны при осуществлении деятельности по эксплуатации объекта (РБУ), размещенного на земельном участке по <адрес> Лазаревского района города Сочи, незаконным. А также просил обязать ООО «Стройпресс» устранить указанные нарушения закона, а именно: провести оценку воздействия на окружающую среду в отношении хозяйственной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду; получить разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух; разработать проект санитарно-защитной зоны. Указал, что ООО «Стройпресс», наряду с другими видами деятельности, осуществляет производство бетона и изделий из бетона, торговля инертными строительными материалами. Земельный участок, на котором размещена производственная территория ООО «Стройпресс», полностью расположен в водоохраной зоне и прибрежной защитной полосе водного объекта - Черного моря, в первой зоне округа санитарной охраны курорта и относится к категории земель – земли населенных пунктов; разрешенное использование - обеспечение эксплуатации зданий и сооружений. На производственной территории расположены бытовые помещения, склад, площадка для хранения инертных материалов, растворобетонная установка «Бетомикс-90» (РБУ), железнодорожные подъездные пути. В нарушение требований закона оценка воздействия на окружающую среду в отношении хозяйственной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, с учетом воздействия на водный объект (Черное море) и иные экосферы, ООО «Стройпресс» не проводилась. Территория производственного участка не оборудована надлежащим образом обустроенной системой ливневой канализации и сооружениями очистки ливневых сточных вод. В результате стока загрязненных ливневых вод с территории производственного участка и площадки для хранения инертных материалов не обеспечена должным образом охрана водного объекта от загрязнения, засорения и истощения. Разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух на момент проверки отсутствуют, чем нарушены требования ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». Согласно санитарной классификации промышленных объектов и производств тепловых электрических станций, складских зданий и сооружений промышленный объект по производству бетона и бетонных изделий, каковым является объект, эксплуатируемый ООО «Стройпресс», относится к третьему классу опасности, санитарно-защитная зона которого должна составлять 300 метров. В нарушение санитарных правил и норм, проект санитарно-защитной зоны ООО «Стройпресс» не разработан. Таким образом, размещение и эксплуатация растворобетонного узла, деятельность которого связана с использованием большегрузной строительной техники на данной территории, в водоохранной зоне Черного моря с нарушением требований природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения является недопустимыми. Учитывая, что нарушения, являются систематическими, указанная деятельность осуществляется круглогодично, создается реальная опасность загрязнения атмосферного воздуха, истощения почв, загрязнения и истощения вод Черного моря, а также опасность нанесения вреда и гибели обитающих в нем водных биологических ресурсов, причинения вреда окружающей среде в целом. Осуществление ответчиком деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, нарушает право неопределенного круга лиц (граждан, проживающих в городе Сочи, а также лиц, пребывающих в город на отдых и в целях туризма) на благоприятную окружающую среду, включающую в себя право на чистые атмосферный воздух и воду, благоприятную водную и атмосферную среду, поддержание оптимальных условий водопользования, качества атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод в состоянии, отвечающем санитарным и экологическим требованиям, защиту атмосферы и водных объектов от загрязнения и засорения. Помощник прокурора Козырь А.И. иск поддержал. Представитель ООО «Стройпресс» извещен по телефону о слушании дела. Существенных возражений не заявил. Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. По делу установлено, что ООО «Стройпресс» зарегистрировано в качестве юридического лица (свидетельство о государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ) и осуществляет деятельность на основании Устава. Согласно пункту 2.2 Устава ООО «Стройпресс», наряду с другими видами деятельности, обществом осуществляется производство бетона и изделий из бетона, торговля инертными строительными материалами. Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю с ООО «Стройпресс» ДД.ММ.ГГГГ заключен договор №С аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности. Срок действия договора аренды – по ДД.ММ.ГГГГ. Земельный участок, на котором размещена производственная территория ООО «Стройпресс», полностью расположен в водоохраной зоне и прибрежной защитной полосе водного объекта - Черного моря, в первой зоне округа санитарной охраны курорта и относится к категории земель – земли населенных пунктов; разрешенное использование - обеспечение эксплуатации зданий и сооружений. На указанной производственной территории расположены бытовые помещения, склад, площадка для хранения инертных материалов, растворобетонная установка «Бетомикс-90» (РБУ), железнодорожные подъездные пути. Осуществляя деятельность по производству бетона, ООО «Стройпресс» является природопользователем и оказывает воздействие на окружающую среду. Одним из принципов осуществления хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, оказывающей воздействие на окружающую среду, закрепленных в Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», является обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности. В соответствии с ч. 1 ст. 32 Федерального закона «Об охране окружающей среды» оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности. Согласно ч. 1 ст. 34 указанного Закона размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. В нарушение указанных требований закона оценка воздействия на окружающую среду в отношении хозяйственной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, с учетом воздействия на водный объект (Черное море) и иные экосферы, ООО «Стройпресс» не проводилась. Территория производственного участка, в том числе площадка для хранения инертных материалов, расположенные в водоохраной зоне Черного моря, надлежащим образом обустроенной системой ливневой канализации и сооружениями очистки ливневых сточных вод не оборудованы. В результате стока загрязненных ливневых вод с территории производственного участка и площадки для хранения инертных материалов не обеспечена должным образом охрана водного объекта от загрязнения, засорения и истощения. Действующим законодательством к деятельности физических и юридических лиц, связанной с использованием водных объектов, предъявляются дополнительные требования. В соответствии с ч. 2 ст. 55 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ при использовании водных объектов юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами. Согласно ч. 1 ст. 65 ВК РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В соответствии с ч. 16 ст. 65 ВК РФ в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Таким образом, объект эксплуатируется ООО «Стройпресс» с нарушением ч. 16 ст. 65 ВК РФ, так как он не оборудован сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Осмотром производственной территории обнаружены передвижные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (транспортные средства предприятия), а также стационарные – в виде находящихся в рабочем состоянии механизмов РБУ. Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух предприятием не разработаны. Разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух на момент проверки отсутствуют, чем нарушены требования ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74 утверждены СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». Согласно п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования - санитарно-защитная зона, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Пунктом 2.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 предусмотрено, что организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков. В соответствии с п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной. Согласно п. 3.10 в проекте санитарно-защитной зоны должны быть определены: - размер и границы санитарно-защитной зоны; - мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия; - функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим ее использования. Согласно санитарной классификации промышленных объектов и производств тепловых электрических станций, складских зданий и сооружений промышленный объект по производству бетона и бетонных изделий, каковым является объект, эксплуатируемый ООО «Стройпресс», относится к третьему классу опасности, санитарно-защитная зона которого должна составлять 300 метров. Однако, в нарушение санитарных правил и норм, проект санитарно-защитной зоны ООО «Стройпресс» не разработан. Таким образом, размещение и эксплуатация растворобетонного узла, деятельность которого связана с использованием большегрузной строительной техники на данной территории, в водоохранной зоне Черного моря с нарушением требований природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения является недопустимыми. В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд, атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство. Согласно п. 5 «Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.12.1996 № 1425, в пределах округов санитарной и горно-санитарной охраны, наряду с другими защите подлежат следующие природные ресурсы (объекты): лечебный климат, акватории морей, озер, рек и других водных объектов, предназначенные для отдыха и лечебно-оздоровительных целей, леса, лесопарки, курортные парки и другие зеленые насаждения, имеющие лечебно-оздоровительные свойства и выполняющие санитарно-гигиенические функции. Для оценки экологической опасности намечаемых мероприятий, своевременного учета экологических, социальных и экономических последствий воздействия планируемых объектов на окружающую среду разрабатывается экологическое обоснование хозяйственной и иной деятельности. Указанные обоснования должны содержать, в числе прочего, сохранение биологического разнообразия, чистоты воздуха, источников водоснабжения и других природных объектов. Однако ООО «Стройпресс», использующим земельный участок под размещение и эксплуатацию производственного комплекса РБУ, указанная обязанность не выполняется. Учитывая, что нарушения, являются систематическими, так как указанная деятельность осуществляется круглогодично, создается реальная опасность загрязнения атмосферного воздуха, истощения почв, загрязнения и истощения вод Черного моря, а также опасность нанесения вреда и гибели обитающих в нем водных биологических ресурсов, причинения вреда окружающей среде в целом. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7- ФЗ «Об охране окружающей среды» основными принципами охраны окружающей среды являются соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности, допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды, обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов, ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. Согласно ст. 80 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть ограничена, приостановлена либо прекращена. Статьей 42 Конституции Российской Федерации установлено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Таким образом осуществление ответчиком деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, нарушает право неопределенного круга лиц (граждан, проживающих в городе Сочи, а также лиц, пребывающих в город на отдых и в целях туризма) на благоприятную окружающую среду, включающую в себя право на чистые атмосферный воздух и воду, благоприятную водную и атмосферную среду, поддержание оптимальных условий водопользования, качества атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод в состоянии, отвечающем санитарным и экологическим требованиям, защиту атмосферы и водных объектов от загрязнения и засорения. Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Иск прокурора Лазаревского района города Сочи в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Стройпресс» о запрещении деятельности, осуществляемой с нарушением природоохранного законодательства, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и создающей угрозу причинения вреда в будущем – удовлетворить. Признать бездействие ООО «Стройпресс», заключающееся в непроведении оценки воздействия на окружающую среду в отношении хозяйственной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду; неполучении разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух; неразработке проекта санитарно-защитной зоны при осуществлении деятельности по эксплуатации объекта (РБУ), размещенного на земельном участке по <адрес> города Сочи, незаконным. Обязать ООО «Стройпресс» устранить указанные нарушения закона, а именно: провести оценку воздействия на окружающую среду в отношении хозяйственной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду; получить разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух; разработать проект санитарно-защитной зоны. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Краснодарский краевой суд через Лазаревский районный суд. СУДЬЯ Н.И. Трухан Копия верна: Председатель Лазаревского районного Суда города Сочи Н.И.Трухан
Р Е Ш Е Н И Е