Решение по иску о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по обеспечению пожарной безопасности



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

К делу 2-230/11 г.

01 февраля 2011 года Лазаревский районный суд г.Сочи

Краснодарского края в составе:

председательствующего Чехутской Н.П.

при секретаре Якшиной О.П.

рассмотрев в судебном заседании дело по иску прокурора города Сочи в интересах неопределенного круга лиц к МОУ СОШ №82, администрации города Сочи о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по обеспечению пожарной безопасности,

У С Т А Н О В И Л : Прокурор города Сочи в интересах неопределенного круга лиц просит признать незаконным бездействие МОУ СОШ № 82 г.Сочи и администрации города Сочи, выразившееся в непринятии мер по обеспечению пожарной безопасности, и обязать ответчиков устранить выявленные нарушения правил пожарной безопасности. В обоснование доводов ссылается на то, что в ходе проверки прокуратурой города Сочи с привлечением специалистов ОГПН Лазаревского района г. Сочи соблюдения требований действующего законодательства об обеспечении жизни и здоровья несовершеннолетних при организации новогодних мероприятий установлено, что МОУ СОШ № 82 допускаются нарушения правил пожарной безопасности, безопасность жизни и здоровья несовершеннолетних учащихся образовательного учреждения не обеспечена, что подтверждается материалами проверки (акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ, протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ и др.) в нарушение указанных требований, а также п.п.94, 39, 149, 36 ППБ 01-03, п.5.5.5.2.1 СП 4 13130.2009, ст.134, ч.5, 6 ст. 90, ч.2 ст.87 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.6.1.25, 4.2.5, 8.1.6, 4.2.6 СП 1.13130.2009, п.7.2. СП 7.13130.2009, п.6.8.19 Сп 2. 13130.2009, п.7.62 СНИП 23-05-95, п.1.1 СНИП 35-01-2001, в МОУ СОШ № 82 не запроектирован и не выполнен подъезд для пожарных автомобилей к зданию размером 12*12 м, предусматриваемые в составе объектов класса функциональной пожарной опасности Ф 4.1 пищеблоки, предназначенные для обслуживания контингента объекта, не отделены от основного здания противопожарными перекрытиями и стенами 2 типа, спортивные залы и физкультурно-оздоровительные помещения, а также актовые залы и другие помещения, предназначенные для контингента объекта с расчетным числом мест 50 человек, не выделены противопожарными перегородками 1-го типа и перекрытиями 3 типа (в натуре в стене между коридором и спортивным залом блок № 3 световые проемы), не представлены документы на напольное покрытие актового зала (ламинат), число эвакуационных выходов со сцены предусмотрено менее двух, в связи с исключением естественного освещения в актовом зале ( ан 180 мест) и частично в коридоре 3-го этажа не предусмотрена противодымная вентиляция коридора и в актовом зале, в лестничных клетках, предназначенных для эвакуации людей, как из наземных этажей, так и из подвального или цокольного этаже, не предусмотрены обособленные выходы наружу из подвального или цокольного этажа, отделенные на высоту одного этажа глухой противопожарной перегородкой 1-го типа (в натуре выход предусмотрен в лестничную клетку), двери на путях эвакуационных выходов и другие двери на путях эвакуации открываются не по направлению выхода из здания (двери из вестибюля блока № 1,2,3 в лестничные клетки в проекте лист АР1 и в натуре выполнены с открыванием не по ходу эвакуации из здания), выходы на чердак не обеспечены люками 2-го типа размерами 0,6*0,8 м (в натуре 0, 74*0,74 м), выход на чердак в блоке № 2 предусмотрен из коридора не через противопожарный люк 2-го типа, здание школы не обеспечено прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны, в актовом зале не соединены между собой стулья, двери кладовых для хранения горючих материалов, электрощитовых, вентиляционных камер не обеспечены пределом огнестойкости не менее Е1, не предоставлено проектное решение по обеспечению требуемого предела огнестойкости чердачного перекрытия, не предусмотрено эвакуационное освещение в актовом зале, в поэтажных коридорах, вестибюлях, лестничных клетках, а также в местах поворота коридоров, не предусмотрен комплекс мероприятий, обеспечивающих беспрепятственную эвакуацию маломобильных людей (пандусы, поручни), не предоставлены подтверждающие документы о проведении огнезащиты сценической части. Несоблюдение Правил пожарной безопасности является нарушением прав неопределенного круга лиц на защиту их жизни, здоровья, а также имущества при чрезвычайных ситуациях и создает опасность причинения такого вреда в будущем.Осуществление МОУ СОШ № 82 г. Сочи образовательной деятельности с нарушением правил пожарной безопасности не обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, их родителей, сотрудников образовательного учреждения, иных лиц, и создает угрозу причинения вреда в будущем правам и охраняемым законом интересам неопределенного круга лиц.В судебном заседании помощник прокурора Козырь А.И. заявленные требования просит удовлетворить в полном объеме. Директор МОУ СОШ №82 Григорьева Е.В. и представитель администрации города Сочи Полозова Е.И. согласились с предъявленными требованиями и пояснили, что в настоящее время требования пожарной безопасности выполнены в полном объеме, проверка назначена на ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ОГПН Лзаревского района Дедов В.В. в судебном заседании просил иск удовлетворить.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: восстановления положения, существовавшего до нарушения права; прекращения или изменения правоотношения.

Согласно ст.ст.20, 41, 38 Конституции РФ, ст. 2 Закона РФ «Об образовании» РФ от 10.07.1992 N 3266-1 каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Одним из основных принципов государственной политики в области образования является приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее по тексту- «Закон») пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством РФ, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Обязательные для применения и исполнения органами и организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, требования пожарной безопасности установлены Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) от 18.06.2003 N 313, принятыми в соответствии с Законом. Нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Вместе с тем, как было установлено в ходе проверки и подтверждается материалами проверки (акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ, протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ и др.) в нарушение указанных требований, а также п.п.94, 39, 149, 36 ППБ 01-03, п.5.5.5.2.1 СП 4 13130.2009, ст.134, ч.5, 6 ст.90, ч.2 ст.87 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.6.1.25, 4.2.5, 8.1.6, 4.2.6 СП 1.13130.2009, п.7.2. СП 7.13130.2009, п.6.8.19 Сп 2. 13130.2009, п.7.62 СНИП 23-05-95, п.1.1 СНИП 35-01-2001, в МОУ СОШ № 82 не запроектирован и не выполнен подъезд для пожарных автомобилей к зданию размером 12*12 м, предусматриваемые в составе объектов класса функциональной пожарной опасности Ф 4.1 пищеблоки, предназначенные для обслуживания контингента объекта, не отделены от основного здания противопожарными перекрытиями и стенами 2 типа, спортивные залы и физкультурно-оздоровительные помещения, а также актовые залы и другие помещения, предназначенные для контингента объекта с расчетным числом мест 50 человек, не выделены противопожарными перегородками 1-го типа и перекрытиями 3 типа (в натуре в стене между коридором и спортивным залом блок № 3 световые проемы), не представлены документы на напольное покрытие актового зала (ламинат), число эвакуационных выходов со сцены предусмотрено менее двух, в связи с исключением естественного освещения в актовом зале ( ан 180 мест) и частично в коридоре 3-го этажа не предусмотрена противодымная вентиляция коридора и в актовом зале, в лестничных клетках, предназначенных для эвакуации людей, как из наземных этажей, так и из подвального или цокольного этаже, не предусмотрены обособленные выходы наружу из подвального или цокольного этажа, отделенные на высоту одного этажа глухой противопожарной перегородкой 1-го типа (в натуре выход предусмотрен в лестничную клетку), двери на путях эвакуационных выходов и другие двери на путях эвакуации открываются не по направлению выхода из здания (двери из вестибюля блока № 1,2,3 в лестничные клетки в проекте лист АР1 и в натуре выполнены с открыванием не по ходу эвакуации из здания), выходы на чердак не обеспечены люками 2-го типа размерами 0,6*0,8 м (в натуре 0, 74*0,74 м), выход на чердак в блоке № 2 предусмотрен из коридора не через противопожарный люк 2-го типа, здание школы не обеспечено прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны, в актовом зале не соединены между собой стулья, двери кладовых для хранения горючих материалов, электрощитовых, вентиляционных камер не обеспечены пределом огнестойкости не менее Е1, не предоставлено проектное решение по обеспечению требуемого предела огнестойкости чердачного перекрытия, не предусмотрено эвакуационное освещение в актовом зале, в поэтажных коридорах, вестибюлях, лестничных клетках, а также в местах поворота коридоров, не предусмотрен комплекс мероприятий, обеспечивающих беспрепятственную эвакуацию маломобильных людей (пандусы, поручни), не предоставлены подтверждающие документы о проведении огнезащиты сценической части.

Статьей 37 Закона возложена обязанность на предприятия, учреждения, организации содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров; соблюдать требования пожарной безопасности; обучать своих работников мерам пожарной безопасности; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты и т.п.

В соответствии со ст.32 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относятся материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств. Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции; жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса; нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения.

Согласно ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся, в числе прочего, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам на территории городского округа.

В соответствии со ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу ст.31 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Здание образовательного учреждения является муниципальной собственностью. Являясь собственником имущества, переданного образовательному учреждению, органом местного самоуправления не принято всех зависящих от него мер по недопущению и устранению выявленных нарушений.

Согласно ст.41 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» деятельность образовательного учреждения финансируется в соответствии с законодательством.

В силу ст.120 ГК РФ частные и бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Несоблюдение Правил пожарной безопасности является нарушением прав неопределенного круга лиц на защиту их жизни, здоровья, а также имущества при чрезвычайных ситуациях и создает опасность причинения такого вреда в будущем.

Осуществление МОУ СОШ № 82 г. Сочи образовательной деятельности с нарушением правил пожарной безопасности не обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, их родителей, сотрудников образовательного учреждения, иных лиц, и создает угрозу причинения вреда в будущем правам и охраняемым законом интересам неопределенного круга лиц.

Оценивая все доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований, т.к. прокурорской проверкой достоверно установлено, что ответчиками нарушено законодательство Российской Федерации, что в свою очередь нарушает интересы неопределенного круга лиц.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным бездействие МОУ СОШ № 82 г. Сочи и администрации города Сочи, выразившееся в непринятии мер по обеспечению пожарной безопасности.

Обязать МОУ СОШ № 82 г. Сочи и администрацию города Сочи устранить выявленные нарушения правил пожарной безопасности.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Краснодарский краевой суд через Лазаревский районный суд.

СУДЬЯ подпись

Копия верна:

Судья Лазаревского райсуда г. Сочи Н.П.Чехутская