Решение по заявлению о признании незаконным бездействия юридического лица по получению разрешения на сбор загрязняющих веществ и решения о предоставлении водного объекта в пользование



К делу

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 августа 2010 года Лазаревский районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе:

председательствующего Мороза А.П.

при секретаре Кириченко К.Л.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Лазаревского района г. Сочи в интересах неопределенного круга лиц и РФ к ООО «Вода и канализация» о признании незаконным бездействия юридического лица по получению разрешения на сбор загрязняющих веществ и решения о предоставлении водного объекта в пользование,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Лазаревского района г. Сочи в интересах неопределенного круга лиц и РФ обратился в суд с иском о признании незаконным бездействия юридического лица – ООО «Вода и канализация», выразившегося в непринятии мер, направленных на получение разрешения на сброс загрязняющих веществ, поступающих со сточными водами в водный объект; решения о предоставлении водного объекта в пользование, а также просит обязать ООО «Вода и канализация», эксплуатирующее очистные сооружения канализации в <адрес>, получить разрешение на сброс загрязняющих веществ, поступающих со сточными водами в водный объект; решение о предоставлении водного объекта в пользование.

В обоснование своих требований ссылается на то, что в ходе проведенной проверки прокуратурой района соблюдения ООО «Вода и канализация» законодательства об охране водных объектов установлено, что ООО «Вода и канализация» эксплуатирует очистные сооружения канализации в <адрес>. Хозяйственно-фекальные стоки, поступающие на ОСК, после очистки сбрасываются в водный объект – ручей <данные изъяты>. Предприятием разработан проект нормативов сброса загрязняющих веществ, поступающих в водный объект со сточными водами. В то же время, предусмотренная законом разрешительная документация у ООО «Вода и канализация» отсутствует, разрешение на сброс сточных вод в водный объект не получено.

Помощник прокурора Лазаревского района г. Сочи Похилько Д.Л. в судебном заседании поддержал заявленные требования и просил удовлетворить, указав, что ООО «Вода и канализация» не соблюдаются требования законодательства об охране водных объектов.

Представитель ответчика ООО «Вода и канализация» Левшина Т.А. в судебном заседании согласилась с заявленными исковыми требованиями.

Представитель Северо-Кавказского управления Ростехнадзора и представитель Департамента по вопросам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и водных отношений в судебное заседание не явились, были надлежаще извещены, причину неявки не сообщили.

Выслушав участников процесса, проверив материалы дела, суд находит исковые требования прокурора Лазаревского района г. Сочи в интересах неопределенного круга лиц и РФ подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды.

Ст. 23 указанного закона предусмотрено, что нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.

Выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Водного кодекса Российской Федерации от 03 июня 2006 № 74-ФЗ физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.

Ч. 2 ст. 11 Водного кодекса РФ предусмотрено, что на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для сброса сточных вод и (или) дренажных вод.

Вместе с тем, судом достоверно установлено, что ООО «Вода и Канализация» решение о предоставлении водного объекта в пользование не получено, то есть водный объект – ручей Безымянный используется без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью.

Данная деятельность осуществляется ООО «Вода и Канализация» с нарушением законодательства об охране окружающей среды, законодательства об охране водных объектов.

Судом также установлено, что указанные нарушения явились следствием бездействия ООО «Вода и Канализация», выразившиеся в непринятии мер должностными лицами для получения разрешительной документации.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд, атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Указом Президента Российской Федерации от 06 июля 1994 года № 1470 «О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей» и Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.04.1996 года № 591-р «О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей», курорт Сочи и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курорта Сочи отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения.

Согласно ст. 80 Федерального закона «Об охране окружающей среды» деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть ограничена, приостановлена либо прекращена по решению суда.

П. 1 ст. 1065 ГК РФ предусматривает, что опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Как установлено судом, осуществление ответчиком деятельности, последствия которой непредсказуемы для окружающей среды, на территории, где осуществление такой деятельности запрещено законом, нарушает право неопределенного круга лиц (граждан, проживающих в городе Сочи, а также лиц, пребывающих в город на отдых и в целях туризма) на благоприятную окружающую среду, включающую в себя право на чистую воду и благоприятную водную среду, поддержание оптимальных условий водопользования, качества поверхностных и подземных вод в состоянии, отвечающем санитарным и экологическим требованиям, защиту водных объектов от загрязнения и засорения, биоресурсов – от гибели. Данная деятельность нарушает также права Российской Федерации, как собственника природных объектов.

В силу требований ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципального образования.

При оценке всех доказательств, суд считает, что осуществление ответчиком деятельности, последствия которой непредсказуемы, нарушает право неопределенного круга лиц (детей, прибывающих на отдых в лагерь).

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования прокурора Лазаревского района г. Сочи в интересах неопределенного круга лиц и РФ о признании незаконным бездействия юридического лица подлежат удовлетворению.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление прокурора Лазаревского района г. Сочи в интересах неопределенного круга лиц и РФ к ООО «Вода и канализация» о признании незаконным бездействия юридического лица по получению разрешения на сбор загрязняющих веществ и решения о предоставлении водного объекта в пользование – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие юридического лица – ООО «Вода и канализация», выразившееся в непринятии мер, направленных на получение: разрешения на сброс загрязняющих веществ, поступающих со сточными водами в водный объект; решения о предоставлении водного объекта в пользование.

Обязать ООО «Вода и канализация», эксплуатирующее очистные сооружения канализации в <адрес>, получить разрешение на сброс загрязняющих веществ, поступающих со сточными водами в водный объект; решение о предоставлении водного объекта в пользование.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Лазаревский районный г. Сочи в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья Лазаревского

районного суда г. Сочи Мороз А.П.

Копия верна:

Судья