Решение по заявлению о признании незаконным бездействия



К делу

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 августа 2010 года Лазаревский районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе:

председательствующего Мороза А.П.

при секретаре Кириченко К.Л.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Лазаревского района г. Сочи в интересах неопределенного круга лиц и РФ к Ростовской областной организации профсоюза работников торговли, общественного питания, организаций и предприятий производственно-коммерческой деятельности в лице структурного подразделения Детский оздоровительный лагерь «Салют» о признании незаконным бездействия,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Лазаревского района г. Сочи в интересах неопределенного круга лиц и РФ обратился в суд с иском о признании незаконным бездействия Ростовской областной профсоюзной организации работников торговли, общественного питания, организаций и предприятий производственно-коммерческой деятельности в лице структурного подразделения ДОЛ «Салют», выразившегося в несоблюдении требований закона о пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологическом законодательстве, законодательстве в сфере технической эксплуатации электроустановок потребителей, а также просит обязать Ростовскую областную профсоюзную организацию работников торговли, общественного питания, организаций и предприятий производственно-коммерческой деятельности в лице структурного подразделения ДОЛ «Салют» устранить выявленные прокурорской проверкой нарушения закона о пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологическом законодательстве, законодательстве в сфере технической эксплуатации электроустановок потребителей.

В обоснование своих требований ссылается на то, что в ходе проведенной проверки прокуратурой района по исполнению законов в сфере обеспечения безопасного отдыха детей в деятельности ДОЛ «Салют» санаторного типа круглогодичного пребывания Ростовской областной профсоюзной организации работников торговли, общественного питания, организаций и предприятий производственно-коммерческой деятельности, были выявлены нарушения закона, выразившиеся в несоблюдении требований закона о пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологическом законодательстве, законодательстве в сфере технической эксплуатации электроустановок потребителей. Не соблюдение требований закона в сфере обеспечения безопасного отдыха детей нарушает права неопределенного круга граждан, отдыхающих в период курортного сезона.

Помощник прокурора Лазаревского района г. Сочи Самарский А.В. в судебном заседании поддержал заявленные требования и просил удовлетворить, пояснив при этом, что в ДОЛ «Салют» не соблюдаются требования закона в сфере обеспечения безопасного отдыха детей, что нарушает права неопределенного круга граждан.

Представитель ответчика Детского оздоровительного лагеря «Салют» Кутовой А.В. в судебном заседании согласился с заявленными исковыми требованиями.

Представитель Северо-Кавказского управления Ростехнадзора, представитель Территориального отдела управления Роспотребнадзора Краснодарского края в г. Сочи, представитель отдела государственного пожарного надзора Лазаревского района г. Сочи МЧС России в судебное заседание не явились, были надлежаще извещены, причину неявки не сообщили.

Выслушав участников процесса, проверив материалы дела, суд находит исковые требования прокурора Лазаревского района г. Сочи в интересах неопределенного круга лиц и РФ подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Статьями 2 и 20 Конституции Российской Федерации установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь.

Статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Как установлено судом, прокуратурой района во исполнение задания прокуратуры края проведена проверка исполнения законов в сфере обеспечения безопасного отдыха детей в деятельности ДОЛ «Салют» санаторного типа круглогодичного пребывания Ростовской областной профсоюзной организации работников торговли, общественного питания, организаций и предприятий производственно-коммерческой деятельности, по результатам которой выявлены нарушения закона, выразившиеся в несоблюдении требований закона о пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологическом законодательстве, законодательстве в сфере технической эксплуатации электроустановок потребителей.

При проведение проверки соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности ДОЛ «Салют» установлены следующие нарушения требований СанПиН 2.4.4.1204-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей» и СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», которые создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью детей: в учреждении не организован питьевой режим, используются многоразовые стаканы – нарушение п. 8.24 СанПиН 2.4.41204-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей»; при расселении детей в корпусе «Морской» не соблюдаются нормы площади на одного ребенка, по факту 4,8 кв.м., при норме 4,5кв.м., нарушение п. 3.3 СанПиН 2.4.41204-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей»; не проводится С- витаминизация третьих блюд - п. 8.15 СанПиН 2.4.41204-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей»; бракераж готовой продукции осуществляется только медицинским работником учреждения, а не созданной комиссией, оценивается не каждое блюдо рациона - нарушение п. 8.18 СанПиН 2.4.4.1204-03«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей»; согласно предоставленной накопительной ведомости за 10 дней не выполняются нормы питания на одного ребенка по рыбе на 40%, по творогу -20% - нарушение п. 8.10 СанПиН 2.4.4.1204-03«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей».

В соответствии с п. 1.2.3. Привил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Министерство Энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 года, для непосредственного выполнения обязанностей по организации эксплуатации электроустановок руководитель Потребителя (кроме граждан - владельцев электроустановок напряжением выше 1000 В) соответствующим документом назначает ответственного за электрохозяйство организации (далее - ответственный за электрохозяйство) и его заместителя.

У потребителей, установленная мощность электроустановок которых не превышает 10 кВА, работник, замещающий ответственного за электрохозяйство, может не назначаться. Ответственный за электрохозяйство и его заместитель назначаются из числа руководителей и специалистов Потребителя. При наличии у Потребителя должности главного энергетика обязанности ответственного за электрохозяйство, как правило, возлагаются на него.

Согласно п. 2.7.10. Правил, осмотры с выборочным вскрытием грунта в местах, наиболее подверженных коррозии, а также вблизи мест заземления нейтралей силовых трансформаторов, присоединений разрядников и ограничителей перенапряжений должны производиться в соответствии с графиком планово-профилактических работ (далее - ППР), но не реже одного раза в 12 лет. Величина участка заземляющего устройства, подвергающегося выборочному вскрытию грунта (кроме ВЛ в населенной местности - см. п. 2.7.11), определяется решением технического руководителя Потребителя.

Пунктом 1.4.3. установлено, что обслуживание электротехнологических установок (электросварка, электролиз, электротермия и т.п.), а также сложного энергонасыщенного производственно-технологического оборудования, при работе которого требуется постоянное техническое обслуживание и регулировка электроаппаратуры, электроприводов, ручных электрических машин, переносных и передвижных электроприемников, переносного электроинструмента, должен осуществлять электротехнологический персонал. Он должен иметь достаточные навыки и знания для безопасного выполнения работ и технического обслуживания закрепленной за ним установки.

Электротехнологический персонал производственных цехов и участков, не входящих в состав энергослужбы Потребителя, осуществляющий эксплуатацию электротехнологических установок и имеющий группу по электробезопасности II и выше, в своих правах и обязанностях приравнивается к электротехническому; в техническом отношении он подчиняется энергослужбе Потребителя.

Руководители, в непосредственном подчинении которых находится электротехнологический персонал, должны иметь группу по электробезопасности не ниже, чем у подчиненного персонала. Они должны осуществлять техническое руководство этим персоналом и контроль за его работой.

В соответствии с п. 2.4.5. Правил, каждая КЛ должна иметь паспорт, включающий документацию, указанную в п. 2.4.2, диспетчерский номер или наименование.

При этом, открыто проложенные кабели, а также все кабельные муфты должны быть снабжены бирками; на бирках кабелей в начале и конце линии должны быть указаны марка, напряжение, сечение, номер или наименование линии; на бирках соединительных муфт - номер муфты, дата монтажа. Бирки должны быть стойкими к воздействию окружающей среды. Они должны быть расположены по длине линии через каждые 50 м на открыто проложенных кабелях, а также на поворотах трассы и в местах прохода кабелей через огнестойкие перегородки и перекрытия (с обеих сторон).

В нарушение указанных требований закона, в ДОЛ «Салют» отсутствует приказ о назначении ответственного лица за электрохозяйство, отсутствует паспорт на заземление устройства, руководителем не утвержден перечень должностей и профессий электротехнического персонала, которым необходимо иметь группу допуска, отсутствует технический отчет по испытаниям электрооборудовании, частично отсутствуют бирки.

Как установлено в ходе проверки, в ДОЛ «Салют» допущены нарушения требований пожарной безопасности.

Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что руководители организации обязаны:

- соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;

- разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;

- проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;

- включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности;

- содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению;

- оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров;

- предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства;

- предусмотрена обязанность руководителей организаций соблюдать требования пожарной безопасности.

Пунктом 52 Правил пожарной безопасности, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года № 313 установлено, что двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания, за исключением дверей, открывание которых не нормируется требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.

Запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать людям, находящимся внутри здания (сооружения), возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа.

Согласно п. 53 Правил, при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается, в том числе загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также забивать двери эвакуационных выходов.

В соответствии с п. 98 Правил, установки пожарной автоматики должны находиться в исправном состоянии и постоянной готовности, соответствовать проектной документации.

Перевод установок с автоматического пуска на ручной запрещается, за исключением случаев, оговоренных в нормах и правилах.

В нарушение указанных требований закона, в ДОЛ «Салют» в столовой дверь открывается не походу движения, неисправна автоматическая пожарная сигнализация, загроможден путь эвакуации в корпусе № 6.

Изложенное выше свидетельствует о том, что в ДОЛ «Салют» при организации детского отдыха нарушаются законы в сфере обеспечения безопасности детей, находящихся в организациях отдыха и их оздоровления.

В силу требований ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципального образования.

При оценке всех доказательств, суд считает, что осуществление ответчиком деятельности, последствия которой непредсказуемы, нарушает право неопределенного круга лиц (детей, прибывающих на отдых в лагерь).

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования прокурора Лазаревского района г. Сочи в интересах неопределенного круга лиц и РФ о признании незаконным бездействия юридического лица подлежат удовлетворению.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление прокурора Лазаревского района г. Сочи в интересах неопределенного круга лиц и РФ к Ростовской областной организации профсоюза работников торговли, общественного питания, организаций и предприятий производственно-коммерческой деятельности в лице структурного подразделения Детский оздоровительный лагерь «Салют» о признании незаконным бездействия – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Ростовской областной профсоюзной организации работников торговли, общественного питания, организаций и предприятий производственно-коммерческой деятельности в лице структурного подразделения ДОЛ «Салют», выразившееся в несоблюдении требований закона о пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологическом законодательстве, законодательстве в сфере технической эксплуатации электроустановок потребителей.

Обязать Ростовскую областную профсоюзную организацию работников торговли, общественного питания, организаций и предприятий производственно-коммерческой деятельности в лице структурного подразделения ДОЛ «Салют» устранить выявленные прокурорской проверкой нарушения закона о пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологическом законодательстве, законодательстве в сфере технической эксплуатации электроустановок потребителей.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Лазаревский районный г. Сочи в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья Лазаревского

районного суда г. Сочи Мороз А.П.

Копия верна:

Судья