К делу № РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДД.ММ.ГГГГ Судья Лазаревского районного суда г.Сочи Павлова О.Ю. С участием пом. прокурора Лазаревского района г.Сочи Самарского А.В. при секретаре Свиридовой Г.Л. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Лазаревского района г.Сочи в интересах Зубовой Н.М. и неопределенного круга лиц – населения <адрес> к администрации г.Сочи, третье лицо ФГУП «Управление берегоукрепительных и противооползневых работ г.Сочи» о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным, УСТАНОВИЛ: Прокурор Лазаревского района г.Сочи Мельников Д.Г. обратился в суд с исковым заявлением о признании незаконным бездействие администрации г.Сочи, выразившееся в неприятии мер по уменьшению риска чрезвычайных ситуаций по <адрес>, о возложении на администрацию муниципального образования г.Сочи обязанности проведения ремонта городской системы ливнеотведения по вышеуказанному адресу для предотвращения более масштабных негативных последствий. В обоснование своих требований указал, что земельный участок, принадлежащий на праве собственности Зубовой Н.М., расположенный по адресу: <адрес>, начиная с ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени, после выпадения обильных осадков, подвержен стихийным затоплениям мощными потоками воды, сходящими со склона горы, из-за нарушенной городской системы ливнеотвода. Указанный земельный участок находится в зоне разгрузки постоянного водотока, сформированного поверхностными и подземным стоком ливневых и подземных вод со всей застроенной индивидуальными жилыми домами нагорной части склона. Этот водосток сбрасывается к границам участка Зубовой Н.М. с очень большой площади водосброса по несовершенной, захламленной, нерасчищаемой и неремонтируемой системе ливнеотводящих лотков и канав, созданных в прошлом столетии. В результате выпадения обильных осадков, у дома <адрес>, разрушены все существовавшие надворные постройки, снесен весь сад, из землепользования выведена почти половина земельного участка, создалась реальная угроза размыва водотоками площадки и разрушения дома Зубовой Н.М. В судебном заседании пом.прокурора Самарский А.В. исковые требования поддержал, пояснив, что ремонт городской системы ливнеотведения по <адрес> должен быть проведен безотлагательно вдоль всего <адрес> и доведен до русла <данные изъяты> для предотвращения более масштабных негативных последствий. Зубова Н.М. в судебном заседании пояснила, что она на протяжении многих лет обращается в администрацию Лазаревского района г.Сочи с заявлениями о предотвращении стихийных последствий и обустройству отводов ливневых вод по <адрес>, но получает лишь отписки и устные обещания, которые на деле не выполняются. Представитель администрации г.Сочи доверенности Мишина В.Ю. в судебном заседании возражала в удовлетворении заявленных требований, пояснила, что комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации Лазаревского района г.Сочи вынесено решение от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, возникшей в результате неблагоприятных погодных условий в период 9-12 мая 2009 года на территории Лазаревского района г.Сочи». На письмо администрации Лазаревского района г.Сочи от ДД.ММ.ГГГГ с просьбой рассмотреть возможность включения в план на 2009-2010 года работы по капитальному ремонту сетей водоотведения в <адрес>, был получен ответ от ДД.ММ.ГГГГ из Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации г.Сочи, что в рамках целевой программы «Программа антикризисных мер в жилищно-коммунальном хозяйстве на 2009-2011 годы на 2010г. по статье «коммунальное хозяйство» не предусмотрено финансирование данных мероприятий. В случае возникновения профицита бюджета в 2010 году, управлением жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации г.Сочи будет рассмотрен вопрос о выполнении работ по капитальному ремонту сетей водоотведения по <адрес>. Представитель ФГУП «Управление берегоукрепительных и противооползневых работ г.Сочи» в судебное заседание не явился, надлежащим образом был извещен, причины не явки не сообщил. Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, фотографии, полагает, что исковое заявление прокурора в интересах Зубовой Н.М. и неопределенного круга лиц подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Из материалов дела усматривается, что Зубова Н.М. обратилась к прокурору Лазаревского района г.Сочи с просьбой оказать содействие и помощь по поводу бездействия администрации г.Сочи. Ранее Зубова Н.М. неоднократно обращалась в администрацию Лазаревского района г.Сочи и администрацию г.Сочи ( с 2002 года по 2009 год) с просьбой отремонтировать нарушенную систему ливнеотвода. Факт принадлежности земельного участка и домовладения, расположенных по адресу: <адрес> Зубовой Н.М. подтверждается исторической справкой, и свидетельствами о регистрации права. Согласно заключения об оползневой обстановке на склоне домовладения № по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что участок находится в зоне разгрузки постоянного водотока, сформированной системой ливнеотводящих лотков и канав с большой площадью водосброса. В дождевой период года дебит водотока в среднем с меженным увеличением многократно. На склоне под воздействием мощного паводкового водотока активизируется и значительно увеличится в размерах оползневой очаг в 10,0-12,0м. от дома. Головная стенка срыва его протянулась вдоль верхней границы усадебного участка. Ширина активного оползневого очага 15-18м., мощность смещающихся глинистых пород 1,8-2,0 м. Оползнем провалены и смещены вниз по склону несколько деревьев, разрушено бетонное ограждение участка, разрушены некоторые дворовые постройки. На территории домовладения четко прослеживаются срывы и трещины оползневого характера. Так же данный участок периодически затапливается при прохождении обильных затяжных дождей. Причиной этому служит грубое нарушение регулирования русла ручья. Регулирование ручья трубами проводилось жильцами переулка Лазурного самопроизвольно, диаметр этих труб не обладает достаточной водопропускной способностью. На участке <адрес> русло ручья заилено, завалено мусором. На основании изложенного были сделаны следующие выводы и рекомендации: - причиной активации оползневого процесса – эрозия мощным водотоком бортов и днища вреза у дома <адрес>; - оползневая обстановка в границах участка достаточно сложная. Без надлежащего регулирования поверхностного стока в границах села повторная активизация оползневого очага неизбежна. При новых смещениях и разрастании оползня вверх по склону и в бортах, возможно развитии деформации и конструкции дома № и дворовых построек. -для стабилизации оползневого процесса в районе дома № необходимо разработать и выполнить восстановление, ремонт ливнеотводящей сети на протяжении 300м. -у дома <адрес> в обязательном порядке необходимо расчистить, разгородить ливнеотводящие канавы. -проект мероприятий по инженерной защите территории должен быть разработан специализированной организацией и должен основываться на данных инженерно-геологических изысканий, выполненных с учетом, развившегося оползневого очага. Как усматривается из письма главы администрации Лазаревского района г.Сочи от ДД.ММ.ГГГГ № было направлено в администрацию г.Сочи письмо с информацией, что комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации Лазаревского района г.Сочи вынесено решение от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, возникшей в результате неблагоприятных погодных условий в период 9-12 мая 2009 года на территории Лазаревского района г.Сочи». Совместно с МУ «Управление по делам ГО и ЧС г.Сочи», председателем ТОС <адрес> осуществлен выезд на место. По результатам обследования ФГУП «УБПР г.Сочи» выдано заключение № от ДД.ММ.ГГГГ «Об инженерно-геологической обстановке у границ площадки дома Зубовой Н.М. по <адрес>» первоочередными мерами по предупреждению и ликвидации сложившейся ситуации служит модернизация устаревших ( местами отсутствующих) водоотводных лотков. Необходимо рассмотреть вопрос о финансировании мероприятий по проектировке- и строительству водоотводных сетей по <адрес>. В соответствии с вышеизложенным, просили их рассмотреть возможность включения в план на 2009-2010 годы работы по капитальному ремонту сетей водоотведения в <адрес> по указанным лицам. Однако мер по ликвидации последствий затопления не принято по настоящее время. В соответствии с п.8 ч.ч.1 ст.16 ф.з. от 06.10.2003 года № 131 –ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Согласно п.8 ч.1 ст.7 Устава муниципального образования города-курорта Сочи к вопросам местного значения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах г.Сочи. Бездействие администрации г.Сочи свидетельствует о нарушении требований ч.2 ст.11 ФЗ от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», согласно которой органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях; принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение, осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов российской Федерации. Администрация г.Сочи должна осуществлять финансирование расходов, в том числе и на благоустройства Лазаревского района. Из заявления Зубовой Н.М., заключения МИНРЕГИОН России усматривается, что неблагоприятная ситуация создается именно из-за природных катаклизмов (ливневые дожди, способствующие активным оползневым процессам. Смещению грунта, уничтожению построек). Администрация Лазаревского района г.Сочи обращалась к Главе г.Сочи, именно по поводу содействия в финансировании работ по ликвидации оползневого процесса, но до настоящего времени ситуация не изменилась. Согласно Положения об управлении жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации г.Сочи, утвержденного решением Городского Собрания Сочи от 24.06.2010 года № 57, Управление не осуществляет функции строительства. Строительство тех или иных объектов, в том числе сетей водоснабжения и водоотведения, осуществляет управление капитального строительства администрации г.Сочи. Поскольку в соответствии со ст.11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68- ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и п.8 ч.1 ст.7 Устава муниципального образования г-к Сочи, администрация г.Сочи обязана осуществлять финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, принимать участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах г.Сочи, то суд возлагает обязанность устранить допущенные нарушения путем финансирования расходов по проектировке и строительству водоотводных сетей по <адрес> в г.Сочи для предотвращения негативных последствий. Возлагать обязанность на администрацию г.Сочи по проведению ремонта городской системы ливнеотведения в <адрес> у суда нет оснований, поскольку это не относится к ее компетенции. Ст.18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68 – ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлены права граждан на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что бездействие органа местного самоуправления нарушаются права Зубовой Н.М. и неопределенного круга лиц – населения <адрес>, гарантированные законом. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление прокурора Лазаревского района г.Сочи в интересах Зубовой Н.М. и неопределенного круга лиц – населения <адрес> к администрации муниципального образования город-курорт г.Сочи, третье лицо ФГУП «Управление берегоукрепительных и противооползневых работ г.Сочи» о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным - удовлетворить частично. Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования города-курорта Сочи, выразившиеся в непринятии мер по уменьшению риска чрезвычайных ситуаций по <адрес>. Обязать администрацию г.Сочи устранить допущенные нарушения путем осуществления в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу финансирования расходов по проектировке и строительству водоотводных сетей по <адрес> для предотвращения более масштабных негативных последствий. В части удовлетворении заявления о возложении на администрацию муниципального образования города-курорта Сочи обязанности проведения ремонта городской системы ливнеотведения по <адрес> – отказать. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Лазаревский райсуд г. Сочи в течение 10 дней. Судья Лазаревского Районного суда г.Сочи О.Ю. Павлова Копия верна: Судья Павлова О.Ю.