Решение по иску прокурора Лазаревского района г. Сочи в интересах неопределенного круга лиц к Ясинскому А.П. об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции



К делу № 2-189/ 11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Лазаревское г. Сочи 12 апреля 2011 года

Лазаревский районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:

председательствующего, судьи Мороза А.П.,

при секретаре Кириченко К.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Лазаревского района г. Сочи в интересах неопределенного круга лиц к Ясинскому А.П. об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Лазаревского района г. Сочи в интересах неопределенного круга лиц обратился в Лазаревский районный суд г. Сочи с исковым заявлением к Ясинскому А.П., в котором просит признать незаконным бездействие старшего государственного инспектора отделения № 3 (по обслуживанию Лазаревского района) ОГИБДД УВД г. Сочи капитана милиции Ясинского А.П. по непринятию мер, направленных на недопущение конфликта интересов; обязать старшего государственного инспектора отделения № 3 (по обслуживанию Лазаревского района) ОГИБДД УВД г. Сочи капитана милиции Ясинского А.П. принять меры к устранению конфликта интересов: письменно обратиться к работодателю (УВД г. Сочи) с рапортом об увольнении либо о переводе его на другую работу, не связанную с осуществлением деятельности по контролю за соблюдением юридическими лицами (предприятиями, организациями и учреждениями, эксплуатирующими транспортные средства) нормативно-правовых документов, действующих в сфере безопасности дорожного движения.

В обоснование заявленных требований прокурор Лазаревского района г. Сочи ссылается на то, что в ходе произведенной проверки соблюдения законодательства о противодействии коррупции установлено, что Ясинский А.П. в связи со своими должностными обязанностями отвечает за организацию работы подчиненных сотрудников, осуществляющих надзор за техническим состоянием находящихся в эксплуатации транспортных средств всех форм собственности, и лично принимает участие в работе по контролю за соблюдением юридическими лицами нормативно-правовых документов, действующих в сфере безопасности дорожного движения. Тестем Ясинского А.П. является Ч.В.И., занимающий должность директора и являющийся учредителем ООО «ДЕПО», основным предметом деятельности которого является технический контроль автомобилей. В силу родственных связей Ч.В.И. и Ясинского А.П. у последнего при выполнении возложенных на него должностных обязанностей возникает личная заинтересованность, выражающаяся в том, что он непосредственно заинтересован, что юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере пассажирских перевозок на территории Лазаревского района г. Сочи, проходили технический контроль в ООО «ДЕПО», то есть в извлечении прибытии для третьего лица, что свидетельствует о наличии конфликта интересов.

В судебном заседании помощник прокурора Лазаревского района г. Сочи Жарков Ю.А. заявленные требования поддержал и просил удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

Ответчик Ясинский А.П. в судебном заседании просил в удовлетворении заявленных исковых требований отказать, поскольку никакого конфликта интересов между его служебной деятельностью и деятельностью его тестя Ч.В.И., являющегося директором ООО «ДЕПО», не имеется.

Представитель ООО «ДЕПО» Калинин А.С. в судебном заседании просил в удовлетворении исковых требований отказать, пояснив при этом, что старший государственный инспектор отделения № 3 (по обслуживанию Лазаревского района) ОГИБДД УВД г. Сочи Ясинский А.П. в части выполнения своих должностных обязанностей никоим образом не связан с ООО «ДЕПО» и не имеет возможности прямо или косвенно влиять на процедуру проведения государственного технического осмотра транспортных средств, установленную нормами действующего законодательства, и принудить юридических или физических лиц пользоваться услугами конкретной организации никто не имеет возможности.

Представитель УВД по городу-курорту Сочи, будучи надлежащим образом извещенным о дате и времени слушания дела, в судебное заседание не явился.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Ясинский А.П. занимает должность государственного инспектора группы технического надзора отделения № 3 (по обслуживанию Лазаревского района) ОГИБДД УВД г. Сочи с 27 апреля 2010 года (л.д. 8).

Согласно п. 2.1 Должностной инструкции государственного инспектора отделения № 3 (по обслуживанию Лазаревского района) ОГИБДД УВД г. Сочи, старший государственный инспектор отвечает за организацию работы подчиненных сотрудников, осуществляющих надзор за техническим состоянием находящихся в эксплуатации транспортных средств, всех форм собственности. Пунктом 2.2 указанной Должностной инструкции установлено, что старший государственный инспектор организует и лично принимает участие в работе по контролю за соблюдением юридическими лицами нормативно-правовых документов, действующих в сфере безопасности дорожного движения (л.д. 9-14).

ДД.ММ.ГГГГ между Ясинским А.П. и Ч.А.В. Отделом ЗАГС Лазаревского района г. Сочи зарегистрирован брак, запись № 94 (л.д. 6, 7).

Родным отцом Ч. А.В. является Ч.В.И. (л.д. 7, 15).

Ч.В.И. является учредителем и директором ООО «ДЕПО» (л.д. 18, 19), основным предметом деятельности которого является технический контроль автомобилей (л.д. 20-25).

ООО «ДЕПО» на основании договора с УГИБДД ГУВД Краснодарского края от 15.08.2000г. (в ред. соглашения № 59 от 18.02.2011г.) участвует в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995г. «О безопасности дорожного движения» находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации и зарегистрированные в установленном порядке транспортные средства подлежат обязательному государственному техническому осмотру. Порядок проведения обязательного государственного технического осмотра устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ № 880 от 31.07.1998г. «О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ», утверждено Положение о проведении государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним государственной инспекцией безопасности дорожного движения МВД РФ, которое устанавливает порядок проведения государственного технического осмотра транспортных средств, цели и задачи, периодичность, процедуру проведения государственного технического осмотра, а также (п. 8 Положения) устанавливает, что организация и порядок проведения государственного технического осмотра транспортных средств, в том числе проверки с использованием средств технического диагностирования, определяются правилами проведения государственного технического осмотра транспортных средств Госавтоинспекцией, утверждаемыми Министерством внутренних дел РФ по согласованию с Министерством обороны РФ, Министерством транспорта РФ и Федеральной антимонопольной службой.

Приказом МВД РФ № 190 от 15.03.1999г. «Об организации и проведении государственного технического осмотра транспортных средств» утверждены Правила проведения государственного технического осмотра транспортных средств государственной инспекцией безопасности дорожного движения МВД РФ, в соответствии с которыми (п. 4, п. 34 Правил) при государственном техническом осмотре автотранспортных средств и прицепов к ним, зарегистрированных в Государственной инспекции, на Государственную инспекцию возложено решение следующих основных задач: проверка соответствия технического состояния и оборудования транспортных средств требованиям нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм в области обеспечения безопасности дорожного движения; контроль допуска водителей к участию в дорожном движении; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, связанных с эксплуатацией транспортных средств; выявление похищенных транспортных средств, а также транспортных средств участников дорожного движения, скрывшихся с мест дорожно-транспортных происшествий.

По результатам осмотра подразделения Государственной инспекции ведут государственный учет наличия транспортных средств, вносят соответствующие записи в карточки учета транспортных средств и заполняют реестр сведений о наличии и техническом состоянии транспортных средств, в котором также указываются сведения о выдаче собственнику (представителю собственника) транспортного средства талона.

В соответствии с Приказом МВД РФ № 1240 от 07.12.2000г. «Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ по техническому надзору» и утверждаемым данным Приказом Наставлением по техническому надзору государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ определяется порядок осуществления Государственной инспекцией безопасности дорожного движения МВД РФ специальных контрольных, надзорных и разрешительных функций по обеспечению соблюдения юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства законодательства РФ, иных нормативных правовых актов, стандартов и технических норм, устанавливающих требования к конструкции и техническому состоянию автомототранспортных средств, прицепов к ним и предметов их дополнительного оборудования в области обеспечения безопасности дорожного движения (п. 1 Наставления). При этом в сфере технического надзора различные подразделения ГИБДД осуществляют отдельные функции, свойственные только этим подразделениям.

Так, в соответствии с разделом IV Наставления «Контроль за конструкцией и техническим состоянием транспортных средств, находящихся в эксплуатации» одной из реализуемых функций является проведение государственного технического осмотра транспортных средств. Согласно п. 15.4 Наставления ГИБДД осуществляет контроль за качеством работ пунктов технического осмотра (далее по тексту – ПТО), участвующих в проверке технического состояния при государственном техническом осмотре транспортных средств, путем проведения ежедневных, плановых, внеплановых и контрольных проверок. Ежедневные проверки (п. 15.4.1 Наставления) осуществляются сотрудниками ГИБДД, постоянно закрепленными за конкретным ПТО. При этом контролируется объем и качество работ, проводимых ПТО по проверке технического состояния при государственном техническом осмотре транспортных средств. Результаты проверок ПТО вносятся сотрудниками ГИБДД в журнал результатов ежедневных проверок пунктов технического осмотра. Плановые проверки (п. 15.4.2 Наставления) организуются и проводятся территориальным органом управления ГИБДД субъекта РФ, но не реже одного раза в год. Внеплановые проверки (п. 15.4.3 Наставления) проводятся территориальным органом управления ГИБДД субъекта РФ при наличии информации, дающей достаточные основания полагать, что ПТО не соблюдаются условия договора.

В то же время в соответствии с разделом V Наставления «Контроль за соблюдением требований нормативных правовых актов юридическими лицами» в соответствии с п. 17 Наставления за юридическими лицами, имеющими в собственности 50 и более единиц транспортных средств в городах (25 и более единиц – в сельских населенных пунктах), зарегистрированных в ГИБДД, закрепляются сотрудники ГИБДД управления (отдела) внутренних дел района, города, округа, района в городе. На юридических лиц, за которыми закреплены сотрудники ГИБДД, заводятся наблюдательные дела, содержание которых изложено в приложении № 7.20. Контроль за соблюдением требований нормативных правовых актов осуществляется путем проведения проверок транспортных средств при выпуске их на линию; плановых и внеплановых проверок; контрольных проверок по выполнению ранее выданных предписаний (п. 19 Наставления). В случае выявления нарушений требований нормативных правовых актов эксплуатация транспортных средств запрещается, а водители и должностные лица, ответственные за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством РФ (п. 21.3 Наставления).

Из вышеизложенного следует, что функции непосредственного контроля и надзора в сфере проведения государственного технического осмотра транспортных средств, осуществляются подразделениями ТО МОТОР ГИБДД ГУВД по Краснодарскому краю и их структурными единицами на местах, то есть конкретными сотрудниками, закрепленными за каждым ПТО.

В то же время функции по контролю за соблюдением требований нормативных правовых актов юридическими лицами осуществляется подразделениями технического надзора, формируемыми по территориально-административному признаку на местах (в Лазаревском районе г. Сочи – Группа технического надзора отделения № 3 (по обслуживанию Лазаревского района) ОГИБДД УВД по г. Сочи).

Таким образом, старший государственный инспектор отделения № 3 (по обслуживанию Лазаревского района) ОГИБДД УВД г. Сочи капитан милиции Ясинский А.П. при выполнении возложенных на него должностных обязанностей не имеет возможности прямо или косвенно влиять на процедуру проведения государственного технического осмотра транспортных средств. Порядок и периодичность прохождения государственного технического осмотра установлены действующими изложенными выше нормативно-правовыми актами, в связи с чем, принудить физических и юридических лиц, являющихся собственниками транспортных средств, пользоваться при прохождении государственного технического осмотра услугами конкретной организации, невозможно.

Учитывая изложенное, суд полагает, что доводы прокурора Лазаревского района г. Сочи, изложенные в исковом заявлении, являются предположениями, которые невозможно положить в основу судебного решения.

Суду не представлено доказательств наличия конфликта интересов, состоящего в противоречии между служебным долгом и личной корыстной заинтересованностью Ясинского А.П., коими, в частности, могли быть соответствующие заявления и жалобы граждан и юридических лиц, на действия данного сотрудника ГИБДД, и иные доказательства принуждения граждан и юридических лиц к прохождению технического контроля в ООО «ДЕПО». Поскольку таких доказательств в судебном заседании не представлено суд полагает необходимым в удовлетворении заявленного иска отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении искового заявления прокурора Лазаревского района г. Сочи в интересах неопределенного круга лиц к Ясинскому А.П. об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции – отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда в течение десяти дней с момента его изготовления в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Лазаревский районный суд г. Сочи.

Председательствующий, судья А.П. Мороз

Копия верна:

Судья