Решение по заявлению Цомаева В.Х. и Мушаилова Я.С. о признании неправомерными действий органа местного самоуправления



К делу №2-708/11 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 мая 2011 года Лазаревский районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе:

Председательствующего Мороза И.П.

при секретаре Кириченко К.Л.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Цомаева В.Х. и Мушаилова Я.С. о признании неправомерными действий органа местного самоуправления,

У С Т А Н О В И Л :

Цомаев В.Х. и Мушаилов Я.С. обратились в суд с заявлением, в котором просят признать незаконными действия администрации г.Сочи в части согласования размещения объекта мелкорозничной торговли (услуг) ООО «Лазурный берег», общей площадь 49 кв.м (два павильона по 24,5 кв.м), расположенных по ул. Лазарева, 66 в п.Лазаревское г.Сочи и обязать администрацию г.Сочи отменить пункт 3.19 протокола №4 от 14 мая 2010 года, утвержденного постановлением администрации города Сочи №699 от 09 июня 2010 года – о согласовании размещения объекта мелкорозничной торговли (услуг) ООО «Лазурный берег» общей площадью 49 кв.м. (2 павильона по 24,5 кв.м.) по адресу: г.Сочи, п.Лазаревское, ул.Лазарева, 66 на 2009-2013 годы.

Представитель заявителей Белянский А.А. в судебном заседании поддержал заявленные требования, просил удовлетворить их в полном объёме.

Представитель администрации г. Сочи Полозова Е.И. возражала против удовлетворения заявленных требований.

ООО «Лазурный берег» и ФГУ «Управление федеральных автомобильных дорог по Краснодарскому краю Федерального дорожного агентства», будучи надлежащим образом извещены о слушании дела, в судебное заседание не явились.

В материалах дела имеется отзыв от ФГУ «Управление федеральных автомобильных дорог по Краснодарскому краю Федерального дорожного агентства» от 24 августа 2010 года, согласно которому учреждение не согласовывало размещение объектов мелкорозничной торговли ООО «Лазурный берег», считает требования заявителей подлежащими удовлетворению.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 01 ноября 2006 года Цомаеву В.Х. и Мушаилову Я.С. принадлежат на праве общей долевой собственности (по ? доли) нежилые помещения в здании столовой общей площадью 919,8 кв.м., расположенные по адресу: г.Сочи, п.Лазаревское, ул.Лазарева, 66, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 31 августа 2007 года. Земельный участок, занимаемый указанными нежилыми помещениями, предоставлен им в аренду сроком на сорок девять лет, что подтверждается договором о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды с множественностью лиц на стороне арендатора (договор аренды), от 07.04.2006 года, зарегистрированным в Управлении федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю.

Постановлением администрации города Сочи №669 от 09 июня 2010 года был утвержден протокол № 4 от 14 мая 2010 года заседания городской межведомственной комиссии по размещению объектов мелкорозничной торговли (услуг) на территории города Сочи, согласно пункту 3.19 которого городская межведомственная комиссия по размещению объектов мелкорозничной торговли (услуг) на территории города Сочи приняла решение согласовать размещение объекта мелкорозничной торговли (услуг) ООО «Лазурный берег» общей площадью 49 кв.м. (2 павильона по 24,5 кв.м.) по адресу: г. Сочи, п. Лазаревское, ул. Лазарева, 66, у остановки «Почта», и включить его в дислокацию мелкорозничной торговой сети, расположенной на территории муниципального образования город-курорт Сочи, на 2009-2013 годы.

Согласно пункту 1.1 постановления Главы города Сочи №65 от 16 января 2004 года «О порядке размещения объектов мелкорозничной торговли (услуг) на территории города Сочи» для получения земельного участка под размещение объекта мелкорозничной торговли (услуг) на территории города и оформления разрешения на право размещения объекта мелкорозничной торговли (услуг) юридическое или физическое лицо представляет в районную администрацию следующие документы: заявление установленной формы на имя Главы района с указанием идентифицирующего налогового номера, сведений о местоположении (адресе), площади, специализации объекта мелкорозничной торговли, границах и сроках размещения, но не более одного календарного года (прилагается); план (выкопировка из генплана) испрашиваемого земельного участка в масштабе 1:500 (при расположении объекта испрашиваемого участка на территории первичного землепользователя, землевладельца или собственника предоставляются копия правоудостоверяющего документа на землю и письменное согласие первичного землепользователя на размещение на нем объекта мелкорозничной торговли с указанием срока землепользования); свидетельство о государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности (копия); ранее выданный разрешительный документ на земельный участок и разрешение на размещение объекта мелкорозничной торговли (услуг) при наличии таковых; эскизное предложение или проект планируемого стационарного объекта мелкорозничной торговли (услуг); копия свидетельства о постановке хозяйствующего субъекта на налоговый учет; письменное согласование с территориальным управлением Министерства имущественных отношений Российской Федерации в случае размещения объектов мелкорозничной торговли (услуг) на незастроенных земельных участках или объектах недвижимости, являющихся федеральной собственностью; письменное согласование с органами территориального общественного самоуправления в случае размещения объектов мелкорозничной торговли на придомовых территориях; письменное согласование с управлением по курортному делу и туризму администрации города Сочи (для объектов экскурсионной деятельности).

В предпроектной документации к оспариваемому постановлению администрации г.Сочи в части, касающейся согласования размещения объектов ООО «Лазурный берег», отсутствуют: заявление установленной формы на имя Главы района с указанием идентифицирующего налогового номера, сведений о местоположении (адресе), площади, специализации объекта мелкорозничной торговли, границах и сроках размещения, но не более одного календарного года, письменное согласование с территориальным управлением Министерства имущественных отношений Российской Федерации в случае размещения объектов мелкорозничной торговли (услуг) на незастроенных земельных участках или объектах недвижимости, являющихся федеральной собственностью. Представленное эскизное предложение планируемого стационарного объекта мелкорозничной торговли (услуг) не подписано уполномоченным лицом.

Согласно пункту 3.1. постановления Главы города Сочи №65 от 16 января 2004 года «О порядке размещения объектов мелкорозничной торговли (услуг) на территории города Сочи» - первичные материалы без приложенной информации органа потребительского рынка администрации района города Сочи, а также не внесенные в реестр, согласованный главой администрации соответствующего района, на рассмотрение городской межведомственной комиссии по размещению объектов мелкорозничной торговли на территории города Сочи не выносятся, однако указанное решение принято без участия администрации Лазаревского внутригородского района города Сочи.

В соответствии с п.4 указанного постановления городская межведомственная комиссия, рассмотрев переданные районной комиссией первичные документы по размещению объектов мелкорозничной торговли (услуг), вправе принять решение о разрешении размещения объекта мелкорозничной торговли (услуг) на срок до одного года. Оспариваемым пунктом 3.19 протокола №4 от 14.05.2010 года, утвержденного постановлением администрации города Сочи №699 от 09.06.2010 года, о согласовании размещения объекта мелкорозничной торговли (услуг) ООО «Лазурный берег» разрешено размещение объекта мелкорозничной торговли (услуг) на 2009-2013 годы, то есть на срок более одного года, что прямо противоречит требованиям п.4 данного постановления.

В соответствии с пунктом 6.3 постановления Главы города Сочи №65 от 16 января 2004 года «О порядке размещения объектов мелкорозничной торговли (услуг) на территории города Сочи» - В случае незаключения договора аренды в месячный срок со дня вступления постановления Главы города об утверждении протокола заседания городской комиссии по вине арендатора, решение городской комиссии о разрешении размещения объекта мелкорозничной торговли теряет силу. До настоящего времени по истечении установленного месячного срока с момента издания постановления администрации города Сочи №669 от 09 июня 2010 года с ООО «Лазурный берег» не заключен договор аренды земельного участка.

Согласно заключению эксперта от 22 октября 2010 года автобусная остановка по ул.Лазарева, 66 в п.Лазаревское г. Сочи расположена в полосе отвода федеральной автомобильной дороги М-27 «Джубга-Сочи», то есть на земельном участке федеральной формы собственности. Земельный участок под остановочным комплексом закреплён на праве постоянного бессрочного пользования за ФГУ «Упрдор». Участок предоставлен на условии особого режима использования придорожной полосы федеральной автодороги «Джубга-Сочи», относится ко второй зоне округа санитарной охраны курорта, земли – транспорта. В соответствии с Правилами установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.1998 года №1420 в границах поселений размер придорожной полосы для существующих федеральных автомобильных дорог устанавливается до границы существующей застройки, но не более 50 метров. Размещение в пределах придорожных полос любого вида объектов разрешается в случае, если они не ухудшают видимость на федеральной автомобильной дороге и другие условия безопасности дорожного движения и эксплуатации этой автомобильной дороги и расположенных на ней сооружений, а также не создают угрозу безопасности населения. Правила установления и использования полос отвода федеральных автомобильных дорог, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 года №233 указывают, что размещение объектов в пределах полосы отвода федеральной автомобильной дороги допускается в исключительных случаях по согласованию с Федеральным дорожным агентством и Министерством внутренних дел Российской Федерации. ООО «Лазурный берег» не согласовал с Федеральным государственным учреждением «Управление федеральных автомобильных дорог по Краснодарскому краю Федерального дорожного агентства» ФГУ Упрдор «Кубань» размещение объектов мелкорозничной торговли (услуг), что подтверждается письмом ФГУ «Упрдор» от 24.08.2010 года №03/3189. Согласование таких объектов Территориальным управлением федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю в предпроектной документации к оспариваемому постановлению также отсутствует. Кроме того, учитывая огнестойкость стен здания столовой и возводимого остановочного комплекса с магазинами, нарушается противопожарный разрыв между зданиями столовой и торговыми павильонами с остановкой, что несёт угрозу безопасности людей и самой столовой. При проектируемой длине торговых павильонов в комплексе с остановкой общественного транспорта возникнет необходимость сноса существующих цветочных клумб, местоположение которых согласовано архитектором Лазаревского внутригородского района г.Сочи и которые являются одним из декоративных элементов благоустройства и сервисного обслуживания пользователей федеральной автодороги. В случае возведения ООО «Лазурный берег» двух павильонов с автобусной остановкой в полосе отвода федеральной автодороги увеличится поток граждан, пользующихся услугами автомобильного транспорта, что потребует увеличения площади посадочной площадки и повлечёт новые нарушения градостроительных, строительных норм и правил, противопожарных и санитарно-гигиенических требований. Степень безопасности возводимых павильонов находится в компетенции отдела дорожной инспекции и организации движения УГИБДД ГУВД Краснодарского края и ГИБДД Лазаревского района г. Сочи, в связи с чем, требуются соответствующие согласования указанных дорожных служб. Таким образом, планируемое размещение на земельном участке по ул. Лазарева, 66 двух торговых павильонов в комплексе с остановкой общественного транспорта противоречит основным градостроительным и строительным нормам и правилам, противопожарным и санитарно-гигиеническим требованиям, нарушает права заявителей.

Согласно ст.6 Земельного кодекса РФ объектами земельных отношений является земля как природный объект и природный ресурс, земельный участок или части земельного участка. В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном земельном кадастре» земельный участок – это часть поверхности земли (в том числе поверхностный слой), границы которого описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом, а также все, что находится над поверхностью земельного участка. Из содержания указанных норм следует, что земельный участок всегда индивидуализируется на местности при его отводе, представляя собой конкретно определенную вещь, и характеризуется такими признаками, как общий размер, границы и местоположение. Указанным Федеральным законом определено, что государственный кадастровый учет земельных участков – это описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценку. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера. Статья 34 Земельного кодекса РФ направлена на обеспечение прав и интересов граждан при осуществлении предоставления земельных участков из государственной либо муниципальной собственности, для целей не связанных со строительством. Одним из основных требований при этом выступают разработка и принятие органами государственной власти или местного самоуправления специальных актов, устанавливающих процедуры и критерии предоставления таких земельных участков. Данные акты должны соответствовать тем общим к ним требованиям, которые определены данной статьей, а также не должны противоречить иным нормам Земельного кодекса РФ, прежде всего направленным на урегулирование отношений по возникновению прав на земельные участки.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что решение, утвержденное постановлением администрации города Сочи №669 от 09 июня 2010 года о согласовании размещения объекта мелкорозничной торговли (услуг) ООО «Лазурный берег» общей площадью 49 кв.м. (2 павильона по 24,5 кв.м.) по адресу: г.Сочи, п.Лазаревское, ул.Лазарева, 66, у остановки «Почта», противоречит ст.34 Земельного кодекса РФ, т.к. земельный участок площадью 49 кв.м., предоставляемый ООО «Лазурный берег», не прошел государственный кадастровый учет земельных участков, в связи с чем, не имеет характеристик, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценку.

Кроме того, согласно Постановлению Пленума Верховного суда РФ №6 от 01 июля 1996 года, основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта органа местного самоуправления недействительным является одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующими требованиями.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 254-258 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Заявление Цомаева В.Х. и Мушаилова Я.С. о признании неправомерными действий органа местного самоуправления удовлетворить.

Признать незаконными действия администрации города Сочи в части согласования размещения объекта мелкорозничной торговли (услуг) ООО «Лазурный берег» общей площадью 49 кв.м. (2 павильона по 24,5 кв.м.) по адресу: г.Сочи, п.Лазаревское, ул.Лазарева, 66.

Обязать администрацию города Сочи отменить пункт 3.19 протокола №4 от 14 мая 2010 года, утвержденного постановлением администрации города Сочи № 699 от 09 июня 2010 года – о согласовании размещения объекта мелкорозничной торговли (услуг) ООО «Лазурный берег» общей площадью 49 кв.м. (2 павильона по 24,5 кв.м.) по адресу: г.Сочи, п.Лазаревское, ул.Лазарева, 66.

Судья Лазаревского

районного суда г.Сочи А.П. Мороз