Решение по иску Ивановой Е.К. к Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по КК о взыскании компенсации морального вреда, причиненного вследствие незаконного уголовного преследования



К делу № 2-1162/ 11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Лазаревское г. Сочи 23 июня 2011 года

Лазаревский районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:

председательствующего, судьи Мороза А.П.,

при секретаре Кириченко К.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ивановой Е.К. к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Краснодарскому краю о взыскании компенсации морального вреда, причиненного вследствие незаконного уголовного преследования,

У С Т А Н О В И Л:

Иванова Е.К. обратилась в Лазаревский районный суд г. Сочи с исковым заявлением, в котором просит взыскать с Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Краснодарскому краю 800000 рублей в счет компенсации морального вреда, причиненного в результате незаконного уголовного преследования.

В обоснование заявленных требований Иванова Е.К. ссылается на то, что постановлением Центрального районного суда г. Сочи от 20.10.2010г. уголовное преследование в отношении нее по ч. 1 ст. 165 УК РФ, ч. 1 ст. 165 УК РФ, ч. 3 ст. 159 УК РФ прекращено по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 24 УПК РФ. Кассационным определением Краснодарского краевого суда от 24.11.2010г. постановление Центрального районного суда г. Сочи от 20.10.2010г. изменено, и за Ивановой Е.К. признано право на реабилитацию, в связи с чем истицей заявлены вышеозначенные исковые требования о компенсации причиненного ей незаконным уголовным преследованием морального вреда, размер которого оценен Ивановой Е.К. в 800000 рублей.

Истица Иванова Е.К. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала и просила удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

Представитель Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю, действующего от имени Министерства финансов Российской Федерации, Полякова Е.В. в судебном заседании просила в удовлетворении заявленных исковых требований отказать, указывая на то, что Ивановой Е.К. не представлено доказательств причинения ей морального вреда (физических и нравственных страданий), противоправного поведения причинителя вреда, вины причинителя вреда и причинной связи между противоправным поведением и наступившим вредом.

Помощник прокурора Лазаревского района г. Сочи Козырь А.И. в судебном заседании согласился с заявленными Ивановой Е.К. исковыми требованиями о компенсации морального вреда, полагая, однако, что размер такой компенсации истицей завышен, а разумным и справедливым будет являться размер компенсации морального вреда в 40000 рублей.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что постановлением Центрального районного суда г. Сочи от 20.10.2010г. уголовное преследование в отношении Ивановой Е.К. по ч. 1 ст. 165 УК РФ, ч. 1 ст. 165 УК РФ, ч. 3 ст. 159 УК РФ в связи с отказом государственного обвинителя от обвинения прекращено по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, за отсутствием событий преступлений (л.д. 7).

Кассационным определением Краснодарского краевого суда от 24.11.2010г. постановление Центрального районного суда г. Сочи от 20.10.2010г., которым уголовное преследование в отношении Ивановой Е.К. по ч. 3 ст. 159, ч. 1 ст. 165, ч. 1 ст. 165 УК РФ прекращено в связи с отказом государственного обвинителя от обвинения, изменено, и за Ивановой Е.К. признано право на реабилитацию (л.д. 9).

Статья 133 УПК РФ предусматривает, что право на реабилитацию включает в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и пр., и вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ № 10 от 20.12.1994г. «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Статья 1100 ГК РФ устанавливает, что компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате незаконных: осуждения, привлечения к уголовной ответственности, применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.

В соответствии с ч. 1 ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.

Такой порядок возмещения вреда в отношении лиц, незаконно или необоснованно подвергнутых уголовному преследованию, определен Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (ст. 133-139, 397 и 399 УПК РФ).

Таким образом, компенсация морального вреда лицу, за которым судебным постановлением признано право на реабилитацию, производится независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом, в связи с чем доводы представителя ответчика о необходимости представления доказательств противоправного поведения причинителя вреда, вины причинителя вреда и причинной связи между противоправным поведением и наступившим вредом, являются несостоятельными.

Суд считает, что неимущественные права Ивановой Е.К. были ущемлены необоснованным уголовным преследованием, в связи с чем истица испытывала нравственные страдания, выражавшиеся в личных переживаниях, волнении, стрессе и неблагоприятном психологическом и эмоциональном состоянии истицы. Доказательств причинения Ивановой Е.К. физических страданий уголовным преследованием не представлено. Листок нетрудоспособности от 18.06.2010г. (л.д. 67) не является доказательством наличия у истицы физических страданий, поскольку не содержит данных о заболевании и доказательств причинно-следственной связи между уголовным преследованием и наступившим заболеванием.

В соответствии со ст. 1101 ГК РФ при определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Суд считает разумным и справедливым взыскать с ответчика в пользу Ивановой Е.К. компенсацию морального вреда в размере 100000 рублей, и полагает, что указанная сумма соответствует степени и характеру причиненных истице нравственных страданий, учитывает конкретные обстоятельства, при которых был причинен вред, иные заслуживающие внимание обстоятельства, в частности, длительность уголовного преследования, и эта сумма отвечает требованиям разумности и справедливости.

При этом суд учитывает, что в соответствии со ст. 1071 ГК РФ, финансовые органы выступают в судах ответчиками от имени Российской Федерации в случаях предъявления к ней иска о возмещении вреда за счет казны Российской Федерации, к таким органам и относятся Министерство финансов РФ и Федеральное казначейство РФ, в связи с чем с ответчика надлежит взыскать в пользу истицы вышеозначенную сумму компенсации морального вреда за счет казны Российской Федерации.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление Ивановой Е.К. к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Краснодарскому краю о взыскании компенсации морального вреда, причиненного вследствие незаконного уголовного преследования, – удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Краснодарскому краю за счет казны Российской Федерации в пользу Ивановой Е.К. в счет компенсации морального вреда, причиненного вследствие незаконного уголовного преследования, 100000 (сто тысяч) рублей.

В удовлетворении остальной части заявленных Ивановой Е.К. исковых требований – отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда в течение десяти дней со дня его изготовления в окончательной форме, путем подачи кассационной жалобы через Лазаревский районный суд г. Сочи.

Решение изготовлено в окончательной форме 27 июня 2011 года.

Председательствующий, судья А.П. Мороз

Копия верна:

Судья