Решение по заявлению Кочканяна С.А. об оспаривании решения Администрации Лазаревского района г. Сочи



К делу №2-1590/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

« 11 » июля 2011 года

Лазаревский районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе:

председательствующего

Богдановича С.П.,

при секретаре

Свиридовой Г.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кочканяна С.А. об оспаривании решения Администрации Лазаревского района г. Сочи,

У С Т А Н О В И Л:

Кочканян С.А. обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным отказ администрации Лазаревского района г. Сочи (далее по тексту – администрация) в предоставлении ему в собственность за плату земельного участка №10 площадью 500 кв.м. с кадастровым , с разрешенным использованием для садоводства, относящегося к категории земель - земли населенных пунктов, находящегося во второй санитарной зоне, расположенного в ЖСТ «Чаевод» в квартале «ДРСУ-2» Лазаревского внутригородского района г.Сочи.

Обосновывая свои требования, заявитель указал, что с 2000 года он является членом ЖСТ «Чаевод». Постановлением администрации Лазаревского внутригородского района города Сочи от 20.10.2008 года за № 526 он внесен в списки членов товарищества с закреплением за ним земельного участка № 10 площадью 500 кв.м. Этот земельный участок был в установленном порядке отмежеван и поставлен на кадастровый учет. По вопросу приобретения земельного участка заявитель обращался в администрацию, однако ему в этом было отказано по мотиву отсутствия утвержденного проекта организации и застройки территории ЖСТ «Чаевод».

Заявитель Кочканян С.А. в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного заседания был уведомлен надлежащим образом, причину неявки не сообщил.

Представитель Кочканяна С.А. по доверенности – адвокат Ефросинин Д.Г. в судебном заседании заявленные Кочканяном С.А. требования полностью поддержал и просил их удовлетворить. Пояснил, что представленные постановление администрации от 20.10.2008 года за № 526 и приложение №1 к нему подтверждают нахождение испрашиваемого земельного участка в границах ЖСТ «Чаевод», поэтому требование администрации Лазаревского района г. Сочи о необходимости наличия и утвержденного в установленном порядке проекта организации и застройки территории ЖСТ «Чаевод» является незаконным.

Представитель администрации по доверенности – Полозова Е.И. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, указав на отсутствие утвержденного в установленном порядке проекта организации и застройки территории ЖСТ «Чаевод».

Представитель заинтересованного лица - ЖСТ «Чаевод» в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного заседания был уведомлен надлежащим образом. Просил рассмотреть дело в его отсутствие и удовлетворить требования заявителя.

Выслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела, суд находит заявление Кочканяна С.А. обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение органа местного самоуправления, если считает, что нарушены его права и свободы для чего гражданин вправе обратиться непосредственно в суд.

В силу ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для законности оспариваемых решений органов местного самоуправления возлагаются на орган, принявший оспариваемое решение.

В п.п. 25 и 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №2 от 10.02.2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснено, что основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства, свидетельствующих о незаконности принятого решения.

Исходя из положений ст. 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Из материалов дела следует, что постановлением администрации Лазаревского района г. Сочи от 16.10.1996 года №701 зарегистрирован устав ЖСТ «Чаевод» и утверждены списки владельцев садовых участков в этом товариществе. Согласно п. 3 данного постановления земельные участки закрепляются за пользователями на праве пожизненного наследуемого владения.

В судебном заседании также установлено, что заявитель с 2000 года является членом ЖСТ «Чаевод». Это обстоятельство подтверждается выпиской из протокола собрания от 21.03.2000 года (л.д. 13).

Постановлением администрации Лазаревского внутригородского района города Сочи от 20.10.2008 года за №526 были внесены дополнения в списки членов товарищества. Согласно прилагаемого к этому постановлению списка за Кочканяном С.А. был закреплен земельный участок № 10 площадью 600 кв.м.

По заказу заявителя были выполнены работы по межеванию земельного участка №10, в результате которых была установлена его точная площадь составившая 500 кв.м.

В последующем данный земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением ему кадастрового .

Также постановлением администрации Лазаревского внутригородского района города Сочи от 06.08.2010 года №318-Р была уточнена площадь земельного участка заявителя до 500 кв.м. путем внесения изменений в ранее изданное постановление от 20.10.2008 года за №526.

Кочканян С.А. обратился в администрацию с заявлением о предоставлении ему в собственность за плату вышеназванного земельного участка и представил документы, перечисленные в ст. 28 Федерального закона РФ №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее по тексту – Закон), однако оспариваемым решением администрации (письменное сообщение от 25.03.2011 года № 01/2-01-72/315) в удовлетворении его заявления отказано. Отказ мотивирован отсутствием проекта организации и застройки территории ЖСТ «Чаевод», наличие которого требуется в силу ч. 4 ст. 28 названного закона.

Оспариваемый отказ нельзя признать законным по следующим основаниям.

Согласно п. 4 ст. 28 Закона в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению, либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. К данному заявлению прилагаются следующие документы:

описание местоположения такого земельного участка, подготовленное этим гражданином;

заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином.

Как следует из ч. 6 той же статьи Закона исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующего земельного участка, в двухнедельный срок с даты получения заявления и необходимых документов в соответствии с пунктом 4 или 5 этой статьи обязан принять решение о предоставлении в собственность такого земельного участка либо об отказе в его предоставлении.

Полномочия по предоставлению испрашиваемого земельного участка делегированы администрации в соответствии с п. 1.3 постановления администрации г. Сочи от 27.05.2009 года №179.

Основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность.

При этом доказательств тому, что испрашиваемый истцом земельный участок ограничен в обороте, суду представлено не было. Возражений от администрации по данному поводу не поступило.

Судом также достоверно установлено, что истец является членом ЖСТ «Чаевод».

Ссылка представителя администрации на ст. 14 Закона судом не может быть принята во внимание, так как данная норма регулирует предоставление земельных участков вновь образованным товариществам, тогда как установлено, что ЖСТ «Чаевод» было образовано в 1996 году, в связи с чем к данным правоотношениям применяются нормы п. 4 ст. 28 Закона.

Суд также учитывает, что из содержания постановлений администрации Лазаревского внутригородского района города Сочи от 20.10.2008 года за № 526 и от 06.08.2010 года №318-р, а также представленного заявителем суду кадастрового паспорта на закрепленный за ним земельный участок прямо следует, что испрашиваемый заявителем земельный участок входит в состав ЖСТ «Чаевод». Законность указанных постановлений никем не оспаривается. Данные ненормативные правовые акты исходят от самой администрации Лазаревского района и имелись в ее распоряжении на момент рассмотрения ею обращения заявителя по вопросу правового оформления земельного участка.

Перечисленные обстоятельства прямо свидетельствуют о том, что администрации района было известно о правомерности границ земельного участка, испрашиваемого заявителем, о том, что этот участок входит в состав ЖСТ «Чаевод», а также о наличии у самой администрации подтверждающих данное обстоятельство документов. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что администрация района фактически по надуманным основаниям уклонилась от принятия положительного решения по обращению Кочканяна С.А. без каких-либо на то законных оснований.

Кроме того в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 2 мая 2006 года №59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" лицо, рассматривавшее обращение заявителя, было обязано запросить и учесть при принятии решения по его обращению, необходимые для рассмотрения этого обращения документы и материалы, чего фактически сделано не было. Данная обязанность в нарушение названной нормы закона была фактически переложена на заявителя.

Принимая во внимания изложенные требования закона и фактические обстоятельства дела, установленные в судебном заседании, суд приходит к выводу об обоснованности требований заявителя.

Принимая решение об удовлетворении требований заявления суд учитывает, что в силу ч. 1 ст. 28 Федерального закона РФ №66-ФЗ предоставление в собственность земельных участков производится из земель, находящихся в муниципальной собственности. В связи с этим, так как право собственности администрации на испрашиваемый заявителем земельный участок не зарегистрировано, что в силу ст. 51 Федерального закона РФ от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» не дает администрации права владения, пользования и распоряжением муниципальным имуществом (земельным участком), суд полагает необходимым обязать администрацию предоставить заявителю испрашиваемый им земельный участок после регистрации на него права муниципальной собственности.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 и ст. 258 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Заявление Кочканяна С.А. об оспаривании решения администрации Лазаревского внутригородского района города Сочи - удовлетворить.

Признать решение администрации Лазаревского внутригородского района города Сочи об отказе в предоставлении Кочканяну С.А. в собственность за плату земельного участка № 10 площадью 500 кв.м. с кадастровым с разрешенным использованием для садоводства, относящегося к категории - земли населенных пунктов, находящегося во второй санитарной зоне, расположенного в Жилищно-садоводческом товариществе «Чаевод» по кварталу «ДРСУ-2» Лазаревского внутригородского района г.Сочи, принятое в форме письменного сообщения от 25.03.2011 года №01/2-01-72/315, - незаконным.

Обязать администрацию Лазаревского внутригородского района города Сочи предоставить Кочканяну С.А. в собственность за плату земельный участок № 10 площадью 500 кв.м. с кадастровым с разрешенным использованием для садоводства, относящийся к категории - земли населенных пунктов, находящийся во второй санитарной зоне, расположенный в жилищно-садоводческом товариществе «Чаевод» по кварталу «ДРСУ-2» Лазаревского внутригородского района г.Сочи, после регистрации права муниципальной собственности на этот земельный участок.

Мотивированное решение суда составлено 18 июля 2011 года.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Лазаревский районный суд г. Сочи в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: Богданович С.П.

Копия верна:

Заместитель председателя

Лазаревского районного суда г. Сочи Богданович С.П.