К делу № 2-1708/2011 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5 июля 2011 года Лазаревский районный суд города Сочи в составе: Судьи Трухан Н.И. При секретаре Тарасовой Е.В. С участием прокурора Козыря А.И. Рассмотрев в судебном заседании дело по иску прокурора Лазаревского района города Сочи в интересах неопределенного круга лиц к администрации Волковского сельского округа города Сочи о понуждении к соблюдению законодательства о безопасности гидротехнических сооружений Прокурор в интересах неопределенного круга лиц просил обязать ответчика устранить нарушения, а именно: - разработать проектно-техническую и эксплуатационную документацию, а также основные документы, обосновывающие безопасность ГТС, предусмотренные законодательством РФ; - произвести расчет вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС; - разработать программы контроля (мониторинга) за показателями состояния ГТС, природных и техногенных воздействий; - разработать мероприятия по вопросам предупреждения аварий ГТС; - обеспечить проведение регулярных обследований ГТС, техническое освидетельствование и своевременную разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния ГТС; - принять меры к обеспечению наличие финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварий на ГТС, оснащению ГТС техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием (своевременное направление в администрацию города Сочи ходатайств о выделении бюджетных средств на указанные цели); - разработать критерии безопасности ГТС. Указал на то, что проверкой, проведенной прокуратурой Лазаревского района города Сочи, установлено, что на баланс администрации Волковского сельского округа г.Сочи переданы гидротехнические сооружения – берегоукрепление реки Восточный Дагомыс и берегоукрепление реки Западный Дагомыс, расположенные по адресу: г.Сочи, Лазаревский район, п.Дагомыс, что подтверждено информацией, представленной администрациями Лазаревского района г. Сочи, Волковского сельского округа. Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения. Однако, требования законодательства о безопасности гидротехнических сооружений администрацией не соблюдаются: - отсутствует проектно-техническая и эксплуатационная документация, а также основные документы, обосновывающие безопасность ГТС, предусмотренные законодательством РФ; - не произведен расчет вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС; - не разработаны программы контроля (мониторинга) за показателями состояния ГТС, природных и техногенных воздействий; не разработаны мероприятия по вопросам предупреждения аварий ГТС; - не проводится регулярное обследование ГТС, техническое освидетельствование и своевременная разработка и реализация мер по обеспечению технически исправного состояния ГТС; - отсутствуют финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварий на ГТС; - не осуществляются меры по обеспечению безопасности ГТС, оснащению ГТС техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием; - отсутствуют критерии безопасности ГТС. Меры по восстановлению, реконструкции, капитальному ремонту ГТС, а также по обеспечению их безопасности администрацией не принимаются. Несоблюдение требований законодательства о безопасности ГТС может привести к возникновению чрезвычайной ситуации. При таких обстоятельствах непринятие администрацией мер по обеспечению безопасности указанных выше ГТС на территории Лазаревского района, вследствие аварии ГТС, может привести к существенному материальному ущербу, ухудшению состояния окружающей среды и ставит под угрозу жизнь и здоровье, как жителей близлежащих территорий, так и прибывающих в Лазаревский район на курорт граждан, то есть имеет место нарушение прав неопределенного круга лиц. В судебном заседании помощник прокурора Козырь А.И. поддержал иск. Представитель ответчика не явился в суд по вторичному вызову. Возражений не представил. Представитель Северо-Кавказского управления Ростехнадзора возражений не представил. Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Проверкой установлено, что на баланс администрации Волковского сельского округа г.Сочи переданы гидротехнические сооружения – берегоукрепление реки Восточный Дагомыс и берегоукрепление реки Западный Дагомыс, расположенные по адресу: г.Сочи, Лазаревский район, п.Дагомыс, что подтверждено информацией, представленной администрациями Лазаревского района г. Сочи, Волковского сельского округа. В соответствии с ч. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения; своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах; вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества. Статьей 9 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» установлено, что собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения. В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» непринятие мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений при возросшем уровне вредных природных или техногенных воздействий, ухудшении показателей прочности и водонепроницаемости материалов, из которых возведены гидротехнические сооружения, и пород основания, неудовлетворительных условиях эксплуатации, технического оснащения гидротехнических сооружений и организации контроля (мониторинга) за их безопасностью являются нарушениями законодательства о безопасности гидротехнических сооружений. Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 18.12.2001 № 876 «Об утверждении Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения» расчет вероятного вреда производится владельцем гидротехнического сооружения и согласовывается им с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых может быть причинен этот вред, в порядке, устанавливаемом указанными органами в соответствии с их полномочиями. Однако, требования законодательства о безопасности гидротехнических сооружений администрацией не соблюдаются: - отсутствует проектно-техническая и эксплуатационная документация, а также основные документы, обосновывающие безопасность ГТС, предусмотренные законодательством РФ; - не произведен расчет вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС; - не разработаны программы контроля (мониторинга) за показателями состояния ГТС, природных и техногенных воздействий; не разработаны мероприятия по вопросам предупреждения аварий ГТС; - не проводится регулярное обследование ГТС, техническое освидетельствование и своевременная разработка и реализация мер по обеспечению технически исправного состояния ГТС; - отсутствуют финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварий на ГТС; - не осуществляются меры по обеспечению безопасности ГТС, оснащению ГТС техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием; - отсутствуют критерии безопасности ГТС. Меры по восстановлению, реконструкции, капитальному ремонту ГТС, а также по обеспечению их безопасности администрацией не принимаются. Несоблюдение требований законодательства о безопасности ГТС может привести к возникновению чрезвычайной ситуации. Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлено, что предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения. При таких обстоятельствах непринятие администрацией мер по обеспечению безопасности указанных выше ГТС на территории Лазаревского района, вследствие аварии ГТС, может привести к существенному материальному ущербу, ухудшению состояния окружающей среды и ставит под угрозу жизнь и здоровье, как жителей близлежащих территорий, так и прибывающих в Лазаревский район на курорт граждан, то есть имеет место нарушение прав неопределенного круга лиц. Выявленные нарушения являются недопустимыми, так как в первую очередь нарушают права и законные интересы граждан на защиту жизни, здоровья, личного имущества и благоприятную окружающую среду, установленные ст. 42 Конституции РФ. Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Обязать администрацию Волковского сельского округа г. Сочи устранить допущенные нарушения, а именно: - разработать проектно-техническую и эксплуатационную документацию, а также основные документы, обосновывающие безопасность ГТС, предусмотренные законодательством РФ; - произвести расчет вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС; - разработать программы контроля (мониторинга) за показателями состояния ГТС, природных и техногенных воздействий; - разработать мероприятия по вопросам предупреждения аварий ГТС; - обеспечить проведение регулярных обследований ГТС, техническое освидетельствование и своевременную разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния ГТС; - принять меры к обеспечению наличие финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварий на ГТС, оснащению ГТС техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием (своевременное направление в администрацию города Сочи ходатайств о выделении бюджетных средств на указанные цели); - разработать критерии безопасности ГТС. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Краснодарский краевой суд через Лазаревский районный суд. СУДЬЯ Трухан Н.И. Копия верна: Председатель Лазаревского районного Суда города Сочи Трухан Н.И.
Р Е Ш Е Н И Е