Решение по иску прокурора Лазаревского района г. Сочи в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Сельскохозяйственная фирма «Верлиока» о понуждении к соблюдению законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов



К делу № 2-1709/2011


Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5 июля 2011 года Лазаревский районный суд города Сочи в составе:

Судьи Трухан Н.И.

При секретаре Тарасовой Е.В.

С участием прокурора Козыря А.И.

Рассмотрев в судебном заседании дело по иску прокурора Лазаревского района города Сочи в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Сельскохозяйственная фирма «Верлиока» о понуждении к соблюдению законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов признании незаконным бездействия

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор в интересах неопределенного круга лиц просил обязать ответчика устранить допущенные нарушения, а именно: - организовать осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности с направлением сведений в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган;

- обеспечить наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями;

- заключить договор страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;

- разработать и утвердить план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте;

- заключить договор на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями;

- создать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии.

Указал на то, что проверкой, проведенной прокуратурой Лазаревского района города Сочи, установлено, что ООО «СХФ «Верлиока» эксплуатирует опасный производственный объект – систему газопотребления предприятия (признак опасности 2.1, тип опасности 32), что подтверждено сведениями, содержащимися в государственном реестре опасных производственных объектов, представленными Северо-Кавказским управлением Ростехнадзора.

Сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности и о работниках, уполномоченных на его осуществление, представляются в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган.

Однако, требования законодательства о промышленной безопасности ОПО ООО «СХФ «Верлиока» не соблюдаются:

- производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности не осуществляется;

- не обеспечено наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями;

- не заключен договор страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;

- мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте не планируются;

- договоры на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями не заключены;

- не созданы системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии.

Несоблюдение требований законодательства о промышленной безопасности ОПО может привести к возникновению чрезвычайной ситуации.

При таких обстоятельствах непринятие предприятием мер по обеспечению безопасности ОПО – системы газопотребления предприятия на территории Лазаревского района вследствие аварии ОПО может привести к существенному материальному ущербу, ухудшению состояния окружающей среды и ставит под угрозу жизнь и здоровье, как жителей близлежащих территорий, так и прибывающих в Лазаревский район на курорт граждан, то есть имеет место нарушение прав неопределенного круга лиц.

Данные нарушения нарушают права и законные интересы граждан на защиту жизни, здоровья, личного имущества и благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании помощник прокурора Козырь А.И. поддержал иск.

Представитель ответчика не явился в суд по вторичному вызову. Возражений не представил.

Представитель Северо-Кавказского управления Ростехнадзора возражений не представил.

Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Проверкой установлено, что ООО «СХФ «Верлиока» эксплуатирует опасный производственный объект – систему газопотребления предприятия (признак опасности 2.1, тип опасности 32), что подтверждено сведениями, содержащимися в государственном реестре опасных производственных объектов, представленными Северо-Кавказским управлением Ростехнадзора.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями; заключать договор страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта и т.д.

Статьей 10 указанного закона предусмотрено, что в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте; заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников; иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством Российской Федерации; создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать указанные системы в пригодном к использованию состоянии.

Согласно статье 11 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.

Сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности и о работниках, уполномоченных на его осуществление, представляются в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган.

Однако, требования законодательства о промышленной безопасности ОПО ООО «СХФ «Верлиока» не соблюдаются:

- производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности не осуществляется;

- не обеспечено наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями;

- не заключен договор страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;

- мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте не планируются;

- договоры на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями не заключены;

- не созданы системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии.

Согласно ст. 1 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» промышленная безопасность опасных производственных объектов - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

Несоблюдение требований законодательства о промышленной безопасности ОПО может привести к возникновению чрезвычайной ситуации.

Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлено, что предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

При таких обстоятельствах непринятие предприятием мер по обеспечению безопасности ОПО – системы газопотребления предприятия на территории Лазаревского района вследствие аварии ОПО может привести к существенному материальному ущербу, ухудшению состояния окружающей среды и ставит под угрозу жизнь и здоровье, как жителей близлежащих территорий, так и прибывающих в Лазаревский район на курорт граждан, то есть имеет место нарушение прав неопределенного круга лиц.

Выявленные нарушения являются недопустимыми, так как в первую очередь нарушают права и законные интересы граждан на защиту жизни, здоровья, личного имущества и благоприятную окружающую среду, установленные ст. 42 Конституции РФ.

Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Обязать ООО «СХФ «Верлиока» устранить допущенные нарушения, а именно:

- организовать осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности с направлением сведений в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган;

- обеспечить наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями;

- заключить договор страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;

- разработать и утвердить план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте;

- заключить договор на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями;

- создать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Краснодарский краевой суд через Лазаревский районный суд.

СУДЬЯ Трухан Н.И.

Копия верна:

Председатель

Лазаревского районного

Суда города Сочи Трухан Н.И.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200