К делу №2-1482/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 14 июля 2011 года Лазаревский районный суд г. Сочи Краснодарского края, в составе: Председательствующего: Чехутской Н.П. При секретаре: Якшиной О.П. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Савельевой Л.В. об оспаривании решения администрации Лазаревского района г. Сочи об оспаривании действий, У С Т А Н О В И Л: Савельева Л.В. обратилась в суд с заявлением, в котором просит признать отказ администрации Лазаревского внутригородского района незаконным и обязать администрацию устранить техническую ошибку в государственном акте № 63 серии КК-1 № 426365000404, выданным ей администрацией Лазаревского района г. Сочи на основании Постановления №188/1 от 21.04.1993. Указывает на то, что 11 апреля 1993 Постановлением администрации Лазаревского района г. Сочи № 188/1 ей выдан государственный акт на право пожизненного наследуемого владения земельным участком № 63 для садоводства в с/т «Каштан-2». При подаче документов для оформления земельного участка в собственность при проверке документов установлено, что в государственном акте серии КК-1 № 426365000404, выданном ей администрацией Лазаревского района г. Сочи на основании Постановления № 188/1 от 21.04.1993 была допущена ошибка в написании адреса ее проживания, так: вместо переулка Чехова, написано улица Чехова. В ответ на ее обращение в администрацию Лазаревского района г. Сочи об исправлении допущенной ошибки ей было отказано и рекомендовано обратится в суд. Представитель Иванова О.В. в суд не явилась, просит рассмотреть дело в ее отсутствие. Представитель администрации Полозова Е.И. в судебном заседании в удовлетворении требований заявления просила отказать, указав на то, что оспариваемое решение является законным и обоснованным, так как в силу действующего законодательства администрация не уполномочена вносить изменения в исходящие от нее ненормативные правовые акты. Данный вопрос подлежит разрешению судом в порядке особого производства. Выслушав представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела, суд заявление Савельевой Л.В. обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение органа местного самоуправления, если считает, что нарушены его права и свободы. Гражданин вправе обратиться непосредственно в суд. В силу ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для законности оспариваемых решений органов местного самоуправления возлагаются на орган, принявший оспариваемое решение. Судом установлено, что в соответствии с Постановлением Администрации Лазаревского района гор. Сочи № 188/1 от 24.04.1993 «О переоформлении прав с с/т «Каштан-2» Савельевой Л.В. предан в пожизненное наследуемое владение земельный участок № 63 площадью 600 кв.м. в с/т «Каштан-2» На основании указанного постановления, Савельевой Л.В. был выдан государственный акт серии КК-1 № 426365000404 на право пожизненного наследуемого владения земельным участком № 63 площадью 600 кв.м. в с/т «Каштан-2». Изучением материалов дела установлено, что при издании указанного государственного акта на землю администрацией Лазаревского района г. Сочи была допущена техническая ошибка, а именно: неверно указан адрес проживания правообладателя, так вместо верного – пер. Чехова, указано неверное - ул. Чехова, что препятствует оформлению Савельевой прав на земельный участок. Факт наличия ошибки в написании адреса правообладателя земельного участка установлен в судебном заседании. Описанное является достаточным и достоверным доказательством наличия в государственном акте технических ошибок, что в свою очередь дает основание для внесения администрацией исправлений в документ. Доводы администрации, положенные в основу оспариваемого отказа, а также доводы представителя администрации Полозовой Е.И. в судебном заседании, на законе не основаны. В п.п. 25 и 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №2 от 10.02.2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснено, что основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства, свидетельствующих о незаконности принятого решения. Исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В судебном заседании достоверно установлено, что в результате допущенных в ненормативном правовом акте администрации технических ошибок у заявителя имеются реальные препятствия в оформлении права на земельный участок в предусмотренном законом порядке, то есть реализовать свое имущественное право. Вместе с этим оспариваемое решение администрации противоречит требованиям ст. 265 ГПК РФ, согласно которой суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов. В соответствии со ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, к которой в силу действующего законодательства относятся и земельные участки. В силу ст. 7 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее по тексту – Закон) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, Закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ. Согласно ст. 2 названного Закона вопросы местного значения это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. В п. 1 ч. 1 ст. 8 Устава муниципального образования города-курорта Сочи, зарегистрированного администрацией Краснодарского края 24.08.2005 года №67, также закреплено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления г. Сочи обладают полномочиями по изданию муниципальных правовых актов. Таким образом, в силу действующего законодательства органы местного самоуправления вправе вносить изменения в исходящие от них ненормативные правовые акты в целях исправления допущенных при составлении этих актов технических ошибок. Суд пришел к выводу: что направление заявителю ответа на его обращение с рекомендацией обратиться в суд с заявлением об установлении факта, является уклонением администрации от выполнения свойственных именно ей функций, противоречит действующему законодательству. В данном случае повлекло за собой необоснованное ущемление прав заявителя. Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 и ст.254, 258 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Заявление Савельевой Л.В. - удовлетворить. Признать незаконным отказ администрации Лазаревского внутригородского района г. Сочи, обязать администрацию Лазаревского района г. Сочи устранить техническую ошибку в государственном акте № 63 серии КК-1 № 426365000404, выдано Савельевой Л.В. администрацией Лазаревского района г. Сочи на основании Постановления №188/1 от 21.04.1993, в части написания адреса проживания правообладателя – пер. Чехова 3 кв. 64. На решение суда может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Лазаревский райсуд г. Сочи в течение десяти дней. Судья: подпись Копия верна: Судья Лазаревского районного суда г. Сочи Н.П. Чехутская