Решение по иску прокурора Лазаревского района г. Сочи в интересах неопределенного круга лиц к МОУ средней общеобразовательной школе №81 г. Сочи о признании незаконным бездействия



К делу№2-2146/11

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

« 17 » октября 2011 года

Лазаревский районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе:

председательствующего

Богдановича С.П.,

при секретаре

Камфенкель И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску прокурора Лазаревского района г. Сочи в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе №81 г. Сочи о признании незаконным бездействия, выразившегося в необеспечении соблюдений санитарно-эпидемиологических требований и законодательства о пожарной безопасности, третьи лица: Главное управление МЧС России по Краснодарскому краю, Управление по образованию и науке администрации г. Сочи и Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Лазаревского района г. Сочи в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Муниципальному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе №81 г. Сочи (далее по тексту – СОШ №81), в котором просит признать незаконным бездействие руководителя этого учреждения, выразившееся в необеспечении соблюдения санитарно-эпидемиологических требований, законодательства о пожарной безопасности, а также необеспечении безопасности пребывания детей в деятельности образовательного учреждения с дневным пребыванием детей, обязав ответчика устранить указанные нарушения. Обосновывая свои требования, прокурор указал, что в ходе осуществления надзорной деятельности в сфере соблюдения законодательства по охране жизни и здоровья детей, в СОШ №81 выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, а также требований пожарной безопасности. Выявленные нарушения свидетельствуют о ненадлежащем санитарном и техническом состоянии помещений образовательного учреждения, в связи с чем безопасность пребывания в нем детей не обеспечена, что ставит под угрозу жизнь и здоровье посещающих данное учебное учреждение детей и иных лиц.

Участвовавший в судебном заседании помощник прокурора Лазаревского района г. Сочи Ломовцев С.В. требования и доводы иска поддержал, просил иск удовлетворить.

Представитель ответчика СОШ №81 в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного заседания был уведомлен надлежащим образом, однако об уважительных причинах своей неявки не сообщил и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.

В соответствии со ст. 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.

Представитель третьего лица Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом. О причинах неявки суду не сообщил. В предыдущем судебном заседании представитель управления Тешев Т.К. подтвердил факт наличия в СОШ №81 нарушений требований законодательства о пожарной безопасности.

Представитель третьего лица Управления по образованию и науке администрации г. Сочи в судебное заседание не явилась. О времени и месте судебного заседания была извещена надлежащим образом. О причинах неявки суду не сообщила.

В связи с изложенным и руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей третьих лиц.

Представитель третьего лица Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю по доверенности – Кирплевская Ю.В. в судебном заседании разрешение иска оставила на усмотрение суда, подтвердив наличие в СОШ №81 нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.

Изучив материалы дела, выслушав участников судебного заседания, суд находит исковые требования прокурора Лазаревского района г. Сочи подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В силу ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Согласно ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Как следует из ст.ст. 1 и 34 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 года N69-ФЗ, пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

Положениями ст. 37 данного Закона предусмотрено, что руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Положениями ст. 38 Закона N69-ФЗ предусмотрено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе, руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.

Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденными Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года №313, установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В свою очередь ст.ст. 2 и 11 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Пунктом 4 ч. 1 ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 года №3266-1 «Об образовании» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений.

В силу п. 3 ч. 3 ст. 32 этого Закона образовательное учреждение ответственно за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

Согласно ст. 39 Закона «Об образовании», за образовательным учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с его уставом учредитель закрепляет объекты права собственности (здания, сооружения, имущество, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения), принадлежащие учредителю на праве собственности или арендуемые им у третьего лица (собственника). Объекты собственности, закрепленные учредителем за образовательным учреждением, находятся в оперативном управлении этого учреждения.

В силу ст. 41 Закона «Об образовании», деятельность образовательного учреждения финансируется в соответствии с законодательством. Финансирование муниципальных образовательных учреждений осуществляется на основе федеральных нормативов и нормативов субъекта РФ. Образовательное учреждение вправе привлекать в порядке, установленном законодательством РФ, дополнительные финансовые средства за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц.

Согласно ст. 161 Бюджетного кодекса РФ бюджетное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с положениями Бюджетного Кодекса. Бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой. Бюджетное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве ответчика по своим денежным обязательствам. Бюджетное учреждение обеспечивает исполнение своих денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств.

В силу ст. 162 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств обладает соответствующими бюджетными полномочиями, в числе которых составление и исполнение бюджетной сметы, принятие и (или) исполнение в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетных обязательств, внесение соответствующему главному распорядителю бюджетных средств предложений по изменению бюджетной росписи.

В соответствии с п. 2 ст. 120 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Судом установлено, что СОШ №81 является бюджетным муниципальным общеобразовательным учреждением.

По результатам проверки соблюдения норм санитарно-эпидемиологических требований, а также законодательства о пожарной безопасности в СОШ №81, расположенной по ул. Космической, 1 в с. Волковка Лазаревского района г. Сочи, был выявлен ряд нарушений, а именно:

- в помещении СОШ №81 сняты, предусмотренные проектом двери, допускается отделка путей эвакуации горючими материалами, на электрощитовой не установлена противопожарная дверь, что противоречит требованиям Федерального закона от 21.12.1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности», а также п.п. 40, 53, «Правил пожарной безопасности в РФ», утвержденных Приказом №313 от 18.06.2003 года Министерства РФ ГО и ЧС;

- не проведен ремонт и ревизия наружной системы канализации на пищеблоке, не благоустроена территория школы, не восстановлено твердое покрытие, не оборудованы спортивные площадки, школьный пищеблок работает как буфет-раздаточная, отсутствуют приказ о закреплении базовой школы, графики доставки, приказы об официально закрепленном транспорте, санитарные паспорта на транспорт, что противоречит требованиям СанПиН 2.4.2. 1178-02 и СанПиН 2.4.5. 2409-08.

Данные обстоятельства подтверждены представленными суду документами, а именно: справкой Отделения надзорной деятельностью Лазаревского района г. Сочи Главного управления МЧС России по состоянию на 31.08.2011 года о нарушениях в учреждениях образования, а также информационной справкой Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю по состоянию на 12.08.2011 года по приемке образовательных учреждений.

Вышеуказанные нарушения ставят под угрозу жизнь и здоровье граждан, в частности, учащихся в этом учебном заведении детей.

В связи с этим требования иска обязать ответчика устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о пожарной безопасности надлежит удовлетворить. При этом, поскольку ответчик является бюджетным учреждением и в соответствии с требованиями законодательства его финансовые средства ограничены поступлениями из бюджета, средствами от добровольных пожертвований и целевыми взносами физических и юридических лиц. Учитывая также, что расходование бюджетных средств возможно только в соответствии с бюджетной сметой, ответчика следует обязать устранить нарушения по мере поступления бюджетных средств на эти цели, а также по мере поступления добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц.

В удовлетворении же иска о признании бездействия СОШ №81, выразившегося в несоблюдении норм санитарно-эпидемиологических требований, а также законодательства о пожарной безопасности, суд полагает необходимым отказать. Приходя к такому выводу, суд учитывает, что средства СОШ №81 ограничены поступлениями из бюджета и добровольными пожертвованиями. При этом суду не было представлено доказательств тому, что ответчик, располагая необходимыми для устранения выявленных нарушений средствами либо ресурсами, не распорядился ими в целях устранения этих нарушений. Отсутствуют и иные доказательства наличия бездействия со стороны ответчика.

В силу действующего законодательства, в отсутствие средств финансирования, директор СОШ №81 лишен возможности устранить выявленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, а также требований пожарной безопасности.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 233 – 237 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора Лазаревского района г. Сочи в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школы №81 г. Сочи о признании незаконным бездействия, выразившегося в необеспечении соблюдений санитарно-эпидемиологических требований и законодательства о пожарной безопасности, - удовлетворить частично.

Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу №81 г. Сочи устранить допущенные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, а также требований пожарной безопасности путем установки предусмотренных проектом дверей, исключения горючих материалов для отделки стен путей эвакуации, установки противопожарной двери на электрощитовой, проведения ремонта и ревизии наружной системы канализации на пищеблоке, благоустройства территории школы, восстановлении твердого покрытия площадью 150 кв.м., оборудования спортивных площадок, прекращения работы школьного пищеблока как буфета, издания приказов о закреплении базовой школы, составления графиков доставки, вынесения приказов об официально закрепленном транспорте, приобретения санитарных паспортов на транспорт по мере поступления бюджетных средств на эти цели, а также по мере поступления добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц.

В удовлетворении иска в остальной части – отказать.

Мотивированное решение суда составлено 24 октября 2011 года.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья: Богданович С.П.

Копия верна:

Заместитель председателя

Лазаревского районного суда г. Сочи Богданович С.П.