Решение по заявлению Жигалкина В.Ф. об оспаривании решения администрации Лазаревского района г. Сочи об отказе в предоставлении земельного участка



К делу №2-2546/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

« 02 » декабря 2011 года

Лазаревский районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе:

председательствующего

Богдановича С.П.,

при секретаре

Камфенкель И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Жигалкина В.Ф. об оспаривании решения администрации Лазаревского района г. Сочи об отказе в предоставлении земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

Жигалкин В.Ф. обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконными действия администрации Лазаревского района г. Сочи (далее по тексту – администрация), связанные с отказом в предоставлении ему в собственность земельного участка площадью 300 кв.м. под кадастровым , расположенного по <адрес>. В обоснование своих требований заявитель указал, что ему на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости: кв. общей площадью 46,2 кв.м., в том числе жилой 27,7 кв.м.; нежилое строение литера «К», «к» общей площадью 60,6 кв.м.; нежилое строение литера «Ш», «ш» общей площадью 60,8 кв.м.; жилой дом литера «Я» общей площадью 92,0 кв.м., в том числе жилой 19,4 кв.м. Данные правомерные объекты недвижимости расположены на земельном участке площадью 300 кв.м. по <адрес>, который состоит из двух контуров №1 площадью 163 кв.м. и №2 площадью 137 кв.м. Этот земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет и ему присвоен кадастровый . По вопросу приобретения испрашиваемого им земельного участка он обратился в администрацию, однако ему в этом было отказано по причине нахождения на нем самовольных объектов недвижимости литера «Я1», «Г18» и литера «Г20». Считает данный отказ незаконным, так как ограничивает его права в части приобретения земельного участка, на котором расположены правомерные объекты недвижимости. При этом строения литеры «Г18» и «Г20» возведены не им, а в сносе строения литера «Я1» решением суда администрации было отказано.

Жигалкин В.Ф. в судебном заседании требования и доводы заявления поддержал и просил заявление удовлетворить. Пояснил, что самовольные постройки литера «Г18» и литера «Г20» возведены им. Самовольная постройка литера «Я1» возведена иным лицом, в связи с чем обратиться с иском о ее сносе он сможет только после оформления земельного участка.

Представитель администрации по доверенности – Полозова Е.И. в судебном заседании с заявлением не согласилась, просила в его удовлетворении отказать, указав на законность и обоснованность оспариваемого решения.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные материалы дела, суд находит требования Жигалкина В.Ф. обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Исходя из положений ст. 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

В п.п. 25 и 27 указанного выше Постановления Пленума Верховного Суда РФ №2 от 10.02.2009 года также разъяснено, что основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства, свидетельствующих о незаконности принятого решения.

В силу ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для законности оспариваемых решений органов местного самоуправления возлагаются на орган, принявший оспариваемое решение.

Из материалов дела следует, что на основании решения Лазаревского районного суда г. Сочи от 02.11.2004 года, с учетом определения Лазаревского районного суда <адрес> от 28.02.2005 года за Жигалкиным В.Ф. признано право собственности на следующее недвижимое имущество: кв. общей площадью 46,2 кв.м., расположенная <адрес>; жилой дом литера «Я» общей площадью 92,0 кв.м.; строения литера «К», «к» общей площадью 60,6 кв.м., литера «Ш», «ш» общей площадью 60,8 кв.м., расположенные на земельном участке площадью 300 кв.м. по <адрес>.

Факт принадлежности названных объектов недвижимости Жигалкину В.Ф. подтверждается имеющимися в материалах дела соответствующими выписками из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним.

Занявшись оформлением прав на спорный земельный участок, по заказу Жигалкина В.Ф. были проведены межевые работы.

Данное обстоятельство также подтверждается и решением Лазаревского районного суда г. Сочи от 16.02.2011 года, вступившим в законную силу 19.04.2011 года, из текста которого следует, что распоряжением ТУ Росимущества по Краснодарскому краю в г. Сочи от 13.12.2006 года Жигалкину В.Ф. разрешено проведение работ по формированию, межеванию и постановке на кадастровый учет земельного участка площадью 300 кв.м., фактически занимаемого жилым домом и строениями, принадлежащими ему на праве собственности.

Указанным решением суда исковые требования Жигалкина В.Ф. удовлетворены частично. Суд указал, считать согласованными и утвержденными границы земельного участка №1 площадью 163 кв.м. и земельного участка №2 площадью 137 кв.м. согласно межевому плану от 28.10.2009 года, расположенных по <адрес>. Данное решение является основанием для осуществления Росреестром кадастрового учета указанных земельных участков.

Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

По результатам межевых работ, испрашиваемый заявителем земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет. Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости от 05.08.2011 года №2343/12/11-312502 земельному участку, состоящему из контура №1 площадью 163 кв.м. и контура №2 площадью 137 кв.м. присвоен кадастровый , он относится к землям населенных пунктов, предназначен для эксплуатации жилого дома и строений.

В соответствии с п. 1 ст. 36 Земельного Кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным Кодексом РФ. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным Кодексом РФ, федеральными законами.

Согласно пп. 1.1 Земельного Кодекса РФ, продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.

Как следует из п. 1 ст. 2 Федерального закона РФ от 25.10.2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» (далее по тексту – Закон), до 01.01.2012 года осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе гражданам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса РФ и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.

При этом п. 2 указанной статьи названного Закона, предусмотрено, что до 01.01.2012 года лица, не указанные в п. 1 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами РФ, в населенных пунктах с численностью населения: свыше 3 миллионов человек - в размере от пяти- до тридцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка; от 500 тысяч до 3 миллионов человек - в размере от пяти - до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка; до 500 тысяч человек, а также за пределами границ населенных пунктов в размере от трех - до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка. До установления субъектами РФ цены земельного участка применяется минимальный для соответствующей местности размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.

Из п. 10 ст. 3 Закона следует, что распоряжение земельными участками, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если Законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

В тоже время, в силу Федерального закона РФ от 03.12.2008 года №244-ФЗ «О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов РФ или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов РФ или муниципальной собственности и внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» испрашиваемый заявителем земельный участок является собственностью муниципального образования.

С учетом изложенного, суд признает, что у Жигалкина В.Ф. возникло право обратиться в администрацию с заявлением о предоставлении ему земельного участка, а у последней, в свою очередь, обязанность в соответствии с п. 6 ст. 36 Земельного Кодекса РФ в месячный срок принять решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка.

Вместе с этим судом установлено, что 22.08.2011 года, Жигалкин В.Ф. обратился в администрацию с заявлением о предоставлении ему испрашиваемого земельного участка, приложив к заявлению документы, указанные в «Перечне документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения», утвержденном Приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 года №370 (далее по тексту – Перечень).

Оспариваемым решением администрации (письменное сообщение от 20.09.2011 года №01/2-01-72/3536) в удовлетворении заявления Жагалкину В.Ф. было отказано. Отказ мотивирован тем, что заявитель использует испрашиваемый земельный участок с нарушением градостроительного законодательства, так как на нем расположены самовольные постройки.

Не соглашаясь с отказом администрации в предоставлении ему спорного земельного участка и тем самым считая нарушенным свое право на приобретение его в собственность, истец обратился в суд с настоящим заявлением и суд приходит к выводу о наличии оснований для его удовлетворения.

Приходя к такому выводу, суд исходит из того, что администрацией фактически были проигнорированы следующие, установленные в судебном заседании (и известные администрации на момент принятия оспариваемого решения) фактические обстоятельства.

А именно из представленных заявителем суду материалов следует, что решением Лазаревского районного суда г. Сочи от 26.05.2010 года, вступившим в законную силу 08.06.2010 года, в удовлетворении иска администрации г. Сочи к Жигалкину В.Ф. о сносе самовольного строения отказано. Из текста решения следует, что это строение расположено на правомерном земельном участке <адрес>, оформлением которого Жигалкин В.Ф. занимается.

Из письменного сообщения прокуратуры Лазаревского района г. Сочи от 11.11.2005 года за №344 ж 04/4-3052 следует, что застройщиком одного из объектов недвижимости на спорном земельном участке является Д.Л.П., в отношении которой составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ.

Письменным сообщением МУ «Земельная инспекция г. Сочи» от 03.09.2009 года за №Л-281 также установлен факт самовольного строительства Д.Л.П. на испрашиваемом заявителем земельном участке, в связи с чем последнему было рекомендовано обратиться в суд.

Как следует из ответа администрации от 27.09.2010 года за №01/2-01-72/3550, по факту обращения Жигалкина В.Ф. о нарушении градостроительного законодательства РФ в МУ «Земельная инспекция г. Сочи» направлен запрос о проведении обследования спорного земельного участка.

Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что испрашиваемый заявителем земельный участок сформирован, поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер. На этом земельном участке расположены правомерные объекты недвижимости, в том числе и жилой дом литера «Я» общей площадью 92,0 кв.м.

То обстоятельство, что земельный участок занят самовольными постройками, не может в силу закона являться основанием для отказа в предоставлении Жигалкину В.Ф. испрашиваемого им земельного участка, что указывает на незаконность оспариваемого им решения администрации.

В отсутствие прав на земельный участок, Жигалкин В.Ф. лишен права требовать его освобождения от расположенных на нем самовольных строений, возведенных иными лицами.

Принимая во внимания изложенные требования закона и фактические обстоятельства дела, установленные в судебном заседании, суд приходит к выводу об обоснованности требований заявителя, поскольку в судебном заседании достоверно установлено, что им были представлены в администрацию документы согласно перечню, изложенному в Перечне, наличие которых необходимо для принятия администрацией решения по существу обращения заявителя.

Удовлетворяя требования, суд руководствуется ч. 1 ст. 258 ГПК РФ, согласно которой суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. При этом суд учитывает, что фактически администрация по надуманным основаниям уклонилась от принятия решения по существу обращения Жигалкина В.Ф., в связи с чем, признавая заявление последнего обоснованным, суд полагает необходимым устранить препятствия к осуществлению заявителем своего права, обязав для этого администрацию рассмотреть его заявление по существу, в том числе с учетом наличия в администрации заявления Жигалкина В.Ф. от 22.08.2011 года и приложенных к нему документов.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 и 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Жигалкина В.Ф. об оспаривании решения администрации Лазаревского района г. Сочи об отказе в предоставлении земельного участка - удовлетворить.

Признать незаконным решение администрации Лазаревского района г. Сочи об отказе в предоставлении Жигалкину В.Ф. земельного участка площадью 300 кв.м. под кадастровым , расположенного по <адрес>, принятое в форме письменного сообщения от 20.09.2011 года за №01/2-01-72/3536.

Обязать администрацию Лазаревского района г. Сочи незамедлительно рассмотреть и принять решение по заявлению Жигалкина В.Ф. от 22.08.2011 года с учетом ранее представленных им вместе с этим заявлением документов.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Лазаревский районный суд г. Сочи в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: Богданович С.П.

Копия верна:

Заместитель председателя

Лазаревского районного суда г. Сочи Богданович С.П.